На предприятии ведется работа по изучению потребительского спроса. Проводится работа путем установления личных контактов, путем анкетирования гостей, а также методом постоянного наблюдения. Часто бывает так, что наилучшим источником информации для понимания вкусов клиентов являются собственные наблюдения. Таким образом, можно получить массу весьма ценной информации о клиентах.
Основными предоставляемыми услугами в гостинице являются проживание, услуги «Лобби-Бар», конференц-зал. По сравнению с 2008 годом объем услуги «Конференц-зала» за 1 год увеличился более чем на 100%. Услуги лобби-бара и проживания также имеют положительную тенденцию роста, но в несколько раз меньше (25,0% и 11,65% соответственно). Для более глубокого анализа необходимо сравнить наличие основных и дополнительных услуг в трех гостиницах: «Спутник», «Три звезды», «Русь».
Таблица 8
Наличие основных и дополнительных услуг в трех гостиницах Тольятти
| Услуга | Гостиница | ||
| «Спутник» | «Три звезды» | «Русь» | |
| Проживание | + | + | + |
| Бар | + | + | + |
| Конференц-зал | + | - | - |
| Наличие халатов и тапочек во всех номерах | -/+ только в некоторых категориях | + | + |
| Наличие утюга и гладильной доски во всех номерах | -/+ только в некоторых категориях | + | + |
| Быстрый процесс бронирования (по телефону, e-mail) | - | + | + |
| Наличие зарубежных телеканалов в номерах | - | + | + |
| Деление номерного фонда для курящих и некурящих | - | + | - |
| Доставка заказа из бара в номер | - | + | + |
| Наличие зубной пасты, щетки, расчески для волос | - | + | + |
| Наличие интернета в номерах | - | + | -/+ только в некоторых категориях |
Анализируя табл. 8, можно сделать вывод, что такие основные услуги, как проживание и наличие бара, имеются во всех выше перечисленных гостиницах. Услуга конференц-зала имеется только в ООО «Спутник», т.к. только эта гостиница имеет уровень бизнес - класса. Такие дополнительные услуги, как быстрый процесс бронирования, наличие зарубежных телеканалов во всех номерах, доставка заказа из бара в номер, наличие зубной щетки, пасты и расчески для волос, имеются во всех гостиницах кроме ООО «Спутник». Если наличие в номерах халата, тапочек, утюга и гладильной доски также предусмотрены во всех выше перечисленных гостиницах, то в ООО «Спутник» эти услуги предоставляются только постояльцам из номеров категории «люкс» и «апартаменты».
Услуги деления номерного фонда для курящих и некурящих гостей, предоставление интернета во всех номерах представлены только в гостинице «Три звезды». Несмотря на то, что последние услуги абсолютно отсутствуют в ООО «Спутник», они необходимы именно этой гостинице, т.к. она, как уже было сказано ранее, в отличие от всех остальных гостиниц города имеет уровень бизнес – класса.
Методом анкетирования (приложение 1), наблюдения и просто беседы с клиентами были выявлены конкретные недостатки в деятельности гостиницы (табл. 9).
Таблица 9
Результаты опроса клиентов ООО "Спутник"
|
Вопрос | Оценка | |||||
| Прекрасно | Нормально | Ужасно | ||||
| Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | |
| Общее впечатление об ассортименте услуг | 10 | 6,7 | 80 | 53,3 | 60 | 40,0 |
| Общее впечатление о номере | 20 | 13,3 | 85 | 56,6 | 45 | 30,0 |
| Впечатления по прибытии и регистрации | 50 | 33,3 | 100 | 66,7 | 0 | 0,0 |
| Общее впечатление о проживании в гостинице ООО "Приокская" | 30 | 20,0 | 90 | 60,0 | 30 | 20,0 |
| Всего опрошено | 150 чел. | |||||
Как видно из табл. 9 большинство постояльцев столкнулось с проблемой ассортимента услуг – 40% от всего количества опрошенных гостей. Как следствие, испортилось общее впечатление о номере и о проживании в целом. Для более наглядного изучения изобразим полученные данные графически (рис. 4-7).

Рис. 4. Оценка ассортимента в гостинице ООО «Спутник»

Рис. 5 Оценка номера в гостинице ООО «Спутник»

Рис. 6. Оценка прибытия и регистрации в гостинице ООО «Спутник»

Рис. 7. Оценка общего впечатления о проживании в гостинице ООО «Спутник»
Перейдем к рассмотрению списка дополнительных услуг, которые желали бы увидеть в дальнейшем большинство опрошенных гостей в ООО «Спутник» (табл. 10).
Таблица 10
Результаты опроса постояльцев ООО «Спутник»
| Какие доп. услуги Вы хотели бы увидеть в гостинице «Спутник»? | Чел. | % |
| Ускорить процесс бронирования, используя e-mail. | 45 | 30 |
| Разделение номерного фонда для курящих и некурящих. | 7 | 4,6 |
| Возможность выхода в интернет во всех номерах. | 19 | 12,7 |
| Расширенный ассортимент зарубежных телеканалов в номерах. | 10 | 6,7 |
| Доставка заказа из лобби-бара прямо в номер. | 35 | 23,3 |
| Наличие в номерах таких предметов гигиены как зубная паста, зубная щетка, расческа для волос. | 12 | 8 |
| Наличие банных тапочек, халата, гладильной доски и утюга во всех номерах. | 22 | 14,7 |
| Итого: | 150 чел. | |
Как видно из табл. 10 большинство клиентов гостиницы «Спутник» хотели бы ускорить процесс бронирования (30% опрошенных), иметь возможность делать заказ из номера (23,3% опрошенных), увидеть в номере банные тапочки, халат, гладильную доску и утюг (14,7% опрошенных), а также иметь свободный выход в интернет прямо в номере (12,7% опрошенных). Итак, в целом финансовое состояние предприятия можно охарактеризовать стабильным. Но, несмотря на положительные экономические показатели, в ближайшем будущем успешная деятельность ООО «Спутник»» может дать сбой. Связано это с постоянно растущей конкуренцией. Нельзя забывать о том, что гостиница «Спутник» ориентирована, прежде всего, на слой людей, чьи доходы выше среднего. Поэтому, чтобы окончательно не разочаровать клиентов и совсем их не потерять, встает необходимость повышения качества и расширения ассортимента предоставляемых услуг. В ходе анализа качества предоставленных услуг были выявлены некоторые отрицательные моменты, т.е. были опрошены клиенты и проанализированы основные конкуренты, данные показаны графически (рис. 8).

|
| Мероприятие | % |
| Кв. 1 | Ускорить процесс бронирования, используя электронную почту | 30 |
| Кв. 2 | Возможность выхода в интернет во всех номерах | 12,7 |
| Кв. 3 | Доставка заказа из лобби-бара прямо в номер | 23,3 |
| Кв. 4 | Наличие банных тапочек, халата, гладильной доски и утюга во всех номерах | 14,7 |
| Кв.5 | Расширенный ассортимент зарубежных телеканалов в номерах | 6,7 |
| Кв.6 | Разделение номерного фонда для курящих и некурящих | 4,6 |
| Кв.7 | Наличие в номерах таких предметов гигиены как зубная паста, зубная щетка и расческа для волос | 8 |
Рис. 8. Желаемые дополнительные услуги в ООО «Спутник»
Естественно, что отсутствие выше перечисленных доп. услуг в гостинице привело к определенным денежным потерям. Рассмотрим, к каким потерям могут привести выявленные проблемы в табл. 11.
Таблица 11
Сумма потерь выручки в ООО «Спутник»
| № п/п | Проблема | Возможные последствия | Сумма потерь |
| 1 | Медленный процесс бронирования номеров | При сложившейся системе бронирования в гостинице «Приокская», получение подтверждения брони может занять от нескольких часов до полного рабочего дня. Естественно предположить, что клиенты предпочтут аналогичную гостиницу с упрощенной формой бронирования. | 175,08 тыс. руб. Ч 12 мес. = 2 101 тыс. руб. в год |
| 2 | Непредоставление заказа из лобби-бара в номер | Невозможность сделать заказ в лобби-бар из номера, вынужденная необходимость спускаться на первый этаж, а также пребывание в зачастую переполненном шумном лобби-баре приводят к негативной реакции гостей и, как следствие, полный отказ от использования услуг лобби-бара. | 580,80 тыс. руб. Ч 12 мес. = 6 970 тыс. руб. в год |
| 3 | Небольшой ассортимент предоставляемых услуг | Отсутствие в одной из самых лучших гостиниц не только города, но и всей калужской области банного халата, тапочек, утюга и гладильной доски в номере приводит к потере клиентов, так как приблизительно за те же деньги можно получить более высокий уровень сервиса в аналогичной гостинице. Отрицательные эмоции от проживания в гостинице «Приокская» могут также привести к потере не только данного постояльца, но и к потере потенциальных клиентов в лице знакомых и родственников первого. | 343,25 тыс. руб. Ч 12 мес. = 4 119 тыс. руб. в год |
| Итого потерь | 13 190 тыс. руб. в год | ||
Таким образом, в гостинице ООО "Спутник" следует провести следующие мероприятия для совершенствования качества обслуживания:
- ускорить процесс бронирования, используя электронную почту;
- предоставить возможность выхода в интернет во всех номерах;
- предоставление возможности доставки заказа из лобби-бара в номер;
- предоставление банных тапочек, халата во все номера вне зависимости от категории номера;
- предоставление утюга и гладильной доски во все номера вне зависимости от категории номера.
В сумме гостиница несет 13 190 тыс. руб. потерь в год от трех нерешенных проблем.






