Интеллектуальная собственность. Объекты права интеллектуальной собственности

Понятие «интеллектуальная собственность» было впервые введено в международные правовые документы в 1967г. Стокгольмской конвенцией, учредившей ВОИС - Всемирную организацию интеллектуальной собственности (однако уже в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886г. в аналогичном значении употреблялся термин «результаты интеллектуального творчества»).

В соответствии со ст. 2 этой Конвенции понятие интеллектуальной собственности включает в себя все права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Таким образом, основу интеллектуальной собственности составляют авторское и патентное право, однако они не исчерпывают это понятие, поскольку сюда же относится право на промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, ноу-хау, знаки обслуживания.

Интеллектуальная собственность представляет собой не только один из наиболее значимых правовых институтов, но и является достаточно острой проблемой современного общественного развития в связи с высоким уровнем незаконного использования охраняемых правом результатов интеллектуальной деятельности и других нарушений прав интеллектуальной собственности. Наличие эффективной правовой охраны интеллектуальной собственности признано важным условием динамичного развития экономики любой страны, поскольку правильная государственная политика в этой области является стимулирующим фактором подъема творческой деятельности.

В отличие от обычных товаров продукты творческой деятельности, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государства, не в состоянии приносить их владельцам сколько-нибудь гарантируемые прибыли. После того как продукты творчества становятся известными обществу, они перестают быть объектами обладания одного или нескольких лиц. При отсутствии специальной правовой охраны каждый член общества, имеющий необходимые экономические ресурсы, смог бы использовать их для извлечения прибыли, поэтому средством предотвращения такой ситуации служит институт исключительного права на продукты творческой деятельности.

Можно выделить следующие группы объектов интеллектуальной собственности (исключительных прав), объединенных на основании общих признаков:

¾ авторские и примыкающие к ним смежные права. Сюда относятся традиционные объекты авторско-правовой охраны - литературные, научные, художественные произведения. Российское законодательство относит сюда также программы ЭВМ и базы данных;

¾ объекты промышленной собственности (исключительные права на результаты творческой деятельности, используемой в производстве, - изобретения, промышленные образцы, полезные модели, секреты производства (ноу-хау);

¾ средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания);

¾ нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности (селекционные достижения, топологии интегральных микросхем).



Инновации и предпринимательская деятельность как основа гибкости и способности к самообновлению любого производства, отрасли, сферы услуг

Под субъектами инновационной предпринимательской деятельности следует понимать физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в научно-технической сфере без образования юридического лица, то есть индивидуальных предпринимателей, получивших свидетельство на занятие этим видом деятельности. К данному субъекту инновационной предпринимательской деятельности можно отнести изобретателей, конструкторов, технологов и других творческих личностей, которые разрабатывают и реализуют нововведения в различных областях экономики.

Развитие инновационного предпринимательства зависит от многих факторов, среди которых следует выделить число и научный уровень работников, занятых в отраслях экономики особенно определяющих экономический рост. Становление инновационного предпринимательства зависит от уровня образования дееспособного населения, подготовки научных кадров, сумеющих не только предложить инновационные идеи, но и реализовать их на практике. Многие страны занимаются «переманиванием» высококвалифицированных научных кадров, что позволяет этим странам с меньшими издержками и более быстрыми темпами развивать научно-технический прогресс и инновационное предпринимательство.

Ведущими субъектами инновационной деятельности являются юридические лица, как правило, коммерческие организации, реализующие инновационные идеи в конкретные проекты и получающие за это финансовый результат в форме прибыли. Поэтому к субъектам инновационной предпринимательской деятельности независимо от форм собственности относятся научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, предприятия и организации различных отраслей экономики, высшие учебные заведения. В соответствии с гражданским законодательством организационно-правовыми формами инновационной деятельности могут быть хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, среди которых особо выделяются по предмету инновационной деятельности научные организации.

Важная роль в осуществлении наукоемких и сложных инновационных идей принадлежит объединениям предпринимательских организаций: консорциумам, концернам, холдинг-компаниям, финансово-промышленным группам и другим ассоциациям и союзам юридических лиц. Определенное место среди таких объединений занимают консорциумы, важнейшей задачей которых является поиск и реализация крупных инновационных проектов, как правило, связанных с развитием техники и внедрением новых технологий.



Инновационный менеджмент и стратегическое планирование

Отправной точкой принятия стратегических решений о нововведениях (продуктовых, технологических, организационных) является реалистичная оценка инновационного потенциала фирмы, которая предопределяет плотность потока нововведений и эффективность корпоративных НИОКР, позволяет сокращать время доведения новшеств до рынка. При этом акценты в анализе инновационного потенциала фирмы смешаются в зависимости от уровня хозяйственной деятельности.

Инновационный аудит связанный с нововведениями ресурсов и их распределением в корпоративной системе включает анализ объемов финансирования НИОКР в абсолютном измерении, а также оценку по таким параметрам, как: доля расходов на НИОКР в объеме продаж, соотношение со средними показателями затрат на НИОКР по группе основных конкурентов, уровень расходов на исследования и разработки, а также в целом на инновационную деятельность по сравнению с главным конкурентом. Не менее важным является концентрация в фирме знаний и навыков научного и инженерного персонала, наличие специалистов по маркетингу, а также сосредоточение технологических компетенций в хозяйственных подразделениях. Для осуществления инноваций на уровне хозяйственной единицы принципиальной является привязка НИОКР к существующим продуктовым линиям и к рыночной фокусировке, к политике развития новых продуктовых групп.

Если инновационный аудит и определение ключевых видов компетенции суммируют состояние новаторского потенциала фирмы в какой-то момент времени, то стратегия и, прежде всего, ее технологическая составляющая выявляют вектор корпоративного движения в будущее. Стратегия связана с перспективами организации, выбором приоритетов развития в конкретной отраслевой или межотраслевой среде, нахождением «ростков» будущих технологических и продуктовых прорывов.

В конечном итоге стратегия опирается на конкурентные преимущества фирмы, включая ее инновационный потенциал. Компания получает конкурентное преимущество, если она лучше других привлекает потребителей и защищает себя от влияния сил отраслевой конкуренции. Широко распространенная методика анализа отраслевой структуры предполагает, прежде всего, определение «пяти сил конкуренции» (силы потребителей и поставщиков, барьеры входа в отрасль, появление субститутов, режим конкуренции), а также понимания их взаимодействия. Эти силы не только зависят от эволюции технологий, но, в свою очередь, сами предопределяют появление и развитие технологических видов компетенции, составляющих основу конкурентных преимуществ. Следует заметить, что выбор поведения фирмы зависит не только от позиционирования (лидер, последователь лидера, позиционирование среднее или слабое), но и от характеристик самой отрасли (быстрорастущая, зрелая, стагнирующая, фрагментированная).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: