Закрепление на рабочем месте

Для привлечения и закрепления кадров немаловажное значение имеет реализация социальной политики, направленной на предоставление работникам льгот и услуг социально-экономического, культурного и бытового характера, обеспечение социальной защиты работников.

Отбор кандидатов на вакантное рабочее место, возможная реакция предприятия в лице представителя кадровой службы на притязания (запросы) претендента прежде всего в отношении уровня заработной платы, реакция на личностные характеристики претендента (возраст, пол, уровень профессиональной подготовки, наличие стажа работы по специальности и т.д.) складываются с учетом ситуации на рынке труда по данной профессии.

Оценка ситуации в отношении спроса и предложения по отдельным профессиям - функция территориальной службы занятости. К сожалению, данная функция выполняется службой неудовлетворительно: она лишь располагает сведениями по лицам, обратившимся в службу в поиске работы, и по предприятиям, предоставившим сведения о вакансиях. Поэтому предприятия вынуждены проводить оценку ситуации либо самостоятельно, либо воспользоваться услугами фирм, специализирующихся на такого рода оценках за соответствующую плату (оценка и банк данных по претендующим на ту или иную должность представляет коммерческую тайну фирмы).

Один из методов исследования рынка рабочей силы - анкетный опрос потенциальных исполнителей с целью выявления их профессионального уровня. Для этого используются объявления с просьбой ко всем желающим зарегистрироваться для формирования банка данных. При регистрации возможно заполнение специальных анкет, которые направляются затем в адрес исследователя (фирмы). С помощью анкет удается выявить наиболее активную часть лиц той или иной специальности, полностью или частично неудовлетворенных своей сегодняшней работой и ищущих новые сферы приложения труда.

Анкеты должны содержать большой спектр вопросов, касающихся персонально работника. Это позволит получить характеристики потенциальных участников рынка труда по данной профессии по таким признакам, как пол, возраст, образование, место работы (в разрезе форм собственности, отрасли), должность, профессия, по которой в данный момент работает или работал до увольнения, уровень заработной платы (фактически получаемой и желаемой).



Реализация трудового потенциала в системе отношений занятости

Занятость — это участие населения страны в общественно полезном труде, характеризующееся уровнем занятости — долей трудоспособного населения, занятой на определенный момент в народнохозяйственном комплексе страны. Уровень занятости и уровень безработицы, исчисленные в процентах от численности рабочей силы, соответственно имеющей и не имеющей работу, количественно связаны соотношениями:

Уровень занятости снижается в меру роста уровня безработицы. А так как последняя может быть циклической, структурной либо фрикционной, то и меры, направленные на реализацию трудового потенциала общества, вырабатываются не абстрактно, а с учетом конкретных причин безработицы.

Неполная занятость, связанная с цикличностью экономического развития, требует принятия мер стратегического характера, с последующей их детализацией по мере наступления прогнозируемых изменений. В рамках стратегических программ занятости рассматриваются все социально-экономические аспекты проблемы (социально-психологические, культурные, демографические и другие), от решения которых зависит гармония интересов общества и его трудоспособного населения.

Структурная перестройка, сопряженная с изменением технологической структуры капитала и «выбраковкой» нерентабельных производств, требует максимального оперативного участия со стороны государства и, в первую очередь, предоставления высвобождаемым работникам главной социальной гарантии — права на труд, в соответствии с образованием, опытом, возрастом и здоровьем работников.

Вызываемая фрикционной безработицей неполная занятость, связанная с поиском или ожиданием работы, является вполне нормальным, здоровым явлением, которое развивается без какого-либо вмешательства со стороны государства.

На 01.04. 99 г. численность безработных составила в Российской Федерации 9 млн. чел.18, что составляет свыше 12,5 % экономически активного населения страны.

Большинство безработных (ввиду, во-первых, низкого размера пособий по безработице, во-вторых, бюрократического порядка регистрации, в-третьих, высокой задолженности Государственного фонда занятости населения по выплате пособий) избегает регистрации на биржах труда, в связи с чем численность официально зарегистрированных безработных составляет всего лишь 1,9 млн. чел., или 21 % фактически незанятого населения. Это ведет к тому, что государственный бюджет несет колоссальные экономические потери, а общество — невосполнимые социальные.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: