Кадровый состав в специальных (профессиональных) учреждениях

 

Кадровый состав учреждений специального (профессионального) образования насчитывал педагогов школ ученичества, профессиональных школ, профессиональных курсов, техникумов и институтов. Важным заданием было обеспечение учреждений специального образования кадрами. Много из этих учреждений не имели аналогов в прошлом, что усложняло формирование кадрового состава. Кроме того, значительная часть преподавателей профессиональных учебных заведений выехала за границу, где потом были созданы украинские национальные вузы.

В начале 20-х годов кадровый корпус учреждений специального образования формировался путем привлечения преподавателей «старой школы», квалифицированных работников по производству, инженеров, агрономов, врачей и др.специалистов народного хозяйства. Особенно острый дефицит кадрового состава ощущался в высших учебных заведениях. Проводились мероприятия по возвращению учителей в вузы с учреждений и организаций.

Если в больших вузовских центрах кадровое обеспечение решалось с большими трудностями, то в новых провинциальных институтах и техникумах эта проблема была очень острой. Новые вузы Нарком обеспечивал кадрами путем так называемых «перекидок» учителей. В результате в августе 1922 г.в институтах было собрано 3545 преподавателей, а в техникумах – 3319. наивысшее количество преподавателей сосредоточилось в медицинских и педагогических вузах (соответственно – 1538 и 1375) [37].

Качественный состав преподавателей в своем большинстве состоял из представителей так называемой «старой школы». Так, в Киевском и Одесском медицинском институтах в конце 1922 г. 60% преподавателей были с дооктябрьским стажем роботы. Численность профессоров в разных вузах колебалась от 10 до 18% от общего количества преподавателей, а средний возраст вузовских работников в 1922 г. составлял 40-45 лет [38].

Подготовка кадров специального (профессионального) образования осуществлялась на базе институтов народного образования. В 1921-1922 гг. были созданы факультеты профессионального образования в Киевском, Харьковском, Екатеринославском, Одесском институтах народного образования, которые осуществляли подготовку педагогов для школ ученичества, профессиональных школ и профессиональных курсов.

Факультеты профессионального образования были наиболее крупными, имели лучший состав преподавателей и более высокий уровень обустройства учебных кабинетов и лабораторий. Эти факторы обеспечивали соответственный уровень подготовки преподавателей системы специального образования.

Подготовка педагогических кадров для институтов осуществлялась в аспирантуре, которая открывалась при научно-исследовательских кадрах и институтах. Общее руководство аспирантурой осуществлялось Научным комитетом Наркома [39]. Кандидатов в аспиранты отбирали научно-исследовательские кафедры, советские организации и рабочие организации. Срок подготовки аспирантов составлял 2 года, а в отдельных случаях мог быть увеличен [40].

В социальном составе аспирантов на протяжении 20 лет доминировали служащее (50-55%), а в национальном составе – украинцы (55,6%-по данным на 15 май 1929 г.). Преобладание украинцев в составе аспирантов было результатом воплощения, как украинской концепции образования, так и политики украинизации. Кроме того, среди аспирантов 13,2% составляли женщины, что было, безусловно, позитивным явлением.

В связи с тем, что аспирантура не выполняла в полном объеме положенные на неё функции, Нарком искал так же и другие формы подготовки преподавателей для институтов и техникумов. Одной из них было обучение наиболее талантливых студентов старших курсов в научных кружках и научных семинаров высшего типа. Кружок имел свой устав, правление, ученое бюро, библиотеку и лабораторию, ежегодно проводил 13 научных заседаний. В конце 20-х гг. научные кружки действовали во всех институтах и объединяли тысячи студентов. Студенческие научные кружки были первым этапом в подготовке будущих преподавателей вузов. На втором этапе лучшие силы кружков продолжали обучение в научных семинарах высшего типа. Деятельность научных семинаров финансировалась за счет вузов. Они имели свои кабинеты, лаборатории, библиотеки, выдавали сборники научных работ [41]. Главной целью научных семинаров была подготовка будущих ассистентов и аспирантов кафедр.

Рядом со сбором и подготовкой кадров в системе специального (профессионального) образования осуществлялась их переподготовка и повышение квалификации. Переподготовка преподавателей школ ученичества, профессиональных школ и профессиональных курсов осуществлялась на курсах по переподготовке.

Одним из наиболее важных направлений повышения квалификации преподавателей вузов Нарком считал их командировки в передовые вузовские центры, в том числе и за границу. Система заграничных командировок начала слаживаться в 1922 г.

Несмотря на значительную работу Наркома по возобновлению кадрового состава вузов, численность преподавателей в институтах и техникумах не увеличилась, а даже уменьшилась. Недостатки в системе подготовки и отсутствие эффективных мероприятий, направленных на укрепление в вузах преподавателей, привели к снижению качественных показателей кадрового состава вузов. Это касается в первую очередь уровня его подготовки. В 1925/26 учебном году в педагогических техникумах только 64,5% преподавателей имели высшее образование, в социально- экономических – 86,5%, сельскохозяйственных – 81,5% [42]. К тому же в начале 1928 г. 2334 преподавателей вузов не имели необходимой квалификации. Это были инженеры по производству, агрономы, и экономисты. Численность преподавателей, которые получили ученную степень доктора на протяжении 20-х, была незначительной. В 1926/27 учебном году профессора составляли 15,4% общего количества преподавателей. В сентябре 1928 г. в справке комиссии ЦК КП(б)У указывалось на «отсутствие ученых-профессоров и разрабатывались меры по решению этой проблемы» [43].

Так же негативно влияло на стабильность и качество работы трудового коллектива такое явление, как совместительство. Около половины преподавателей вузов были внештатными работниками.

На протяжении 20-х гг. преобладающее большинство наиболее квалифицированных преподавателей так называемой «старой школы» покинули вузы.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на нерешенность многих проблем, в 20-е годы в целом удалось обеспечить педагогическими кадрами учреждения специального (профессионального) образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: