Характеристики незаконной миграции в России, тыс. человек

  1998 1999 2000
Лица, незаконно пребывающие в стране 750-1000 750-1000 1300-1500
Лица, не пропущенные через государственную границу 37,423 41,547 Более 75,5
Лица, задержанные на границе 4,577 2,649 / 1,928 4,300 2,282 / 2,018 6,801 3,997 / 2,804
Лица, задержанные за незаконное пребывание в стране

Нет данных

150,000
Депортированные лица 24,900 / 4,000 24,300 / 3,400 21,100 / 2,700

 

Значительное преобладание в трудовой миграции нелегальной составляющей во многом обусловливается своеобразием сложившейся модели социально-экономической трансформации, способствующей формированию в российской экономике обширного теневого сектора, в котором производится примерно четверть ВВП и занято 20-30% от общего числа работающих (по оценкам Госкомстата, по экспертным оценкам – в 1,5 – 2 раза больше). Незаконные мигранты в большей степени заняты в тех отраслях национальной экономики, в которых значительна доля теневого сегмента. Важным фактором, способствующим росту масштабов потока нелегальных мигрантов, является сложившиеся недостатки в законодательной базе и практике, регламентирующей и контролирующей движение данного потока.

В последние годы обозначилась линия ужесточения мер воздействия на работодателей с целью побудить их к выстраиванию трудовых отношений с мигрантами на правовой основе. В конце 2004 г. Госдумой РФ в этих целях были приняты поправки к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Однако кроме ужесточения санкций необходимо осуществлять дебюрократизацию процедуры приглашения и использования трудящихся мигрантов.

Нелегальная миграция не только способствует росту теневой экономики, но и стимулирует широкое распространение произвола работодателей, использование принудительного труда иммигрантов и игнорирования работодателями широкого комплекса трудовых прав. Средняя продолжительность рабочего времени у них составляет 10 часов при 6-7 дневной рабочей неделе. Многие работники трудятся по 12-14 часов без выходных в неблагоприятных условиях труда опасных для жизни и здоровья; закономерным следствием такого труда является высокий уровень заболеваемости и производственного травматизма. Почти все иностранные работники сталкивались с нарушением основных прав работников; широко распространены различные формы их эксплуатации – от принуждения к работе в неблагоприятных условиях и обмана при расчетах до ограничения свободы передвижения и телесных наказаний. Трудящиеся мигранты фактически беззащитны и перед злоупотреблением работников административных структур и правоохранительных органов.

Усиление несоответствия между численностью населения России и размером ее природно-ресурсного потенциала является важнейшей стратегической угрозой. Демографический потенциал Сибири и Дальнего Востока недостаточен для освоения расположенных здесь природных богатств и создания развитой системы расселения, он убывает быстрее, чем население всей страны, а демографический потенциал соседних государств явно избыточен. По сравнению с большинством стран мира Россия занимает громадную территорию, на которой сосредоточены значительные и весьма разнообразные природные ресурсы.

Рост стихийных потоков мигрантов в 1990-е годы требовал осуществления активных мер в сфере миграционной политики. Образованная в 1992 г. Федеральная миграционная служба (ФМС), должна была играть важную роль в разрешении возникающих многочисленных проблем. Она акцентировала внимание в своей деятельности на вопросах беженцев и переселенцев из «горячих точек» и зон этнических конфликтов. В 2001 г. связи с упразднением ФМС вопросы осуществления миграционной политики перешли Министерству по делам Федерации, национальной политики. В конце 2001 г. данное министерство было ликвидировано, и функции регулирования миграционных процессов были переданы в компетенцию Министерства внутренних дел России, важнейшей целью его деятельности в миграционной сфере стало решение проблем обеспечения безопасности Российского государства на основе борьбы с нелегальной миграцией.

Существующая структура и качественный состав миграционных потоков пока не отвечают стратегическим государственным потребностям. Включение России в глобальную сеть потоков международной миграции, превращение ее в страну перемещения нелегальных мигрантов, резко усиливает значимость разработки и реализации мер, направленных на пересечение их незаконной деятельности. Процессы миграции требуют выработки адекватного законодательного регулирования в области государственной миграционной политики. В последние годы получило определенное развитие законодательство, связанное с решением этих вопросов; улучшилась нормативная база в области миграции, связанная с введением иммиграционных карт, правил расходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации иностранных граждан; порядка предоставления иностранным гражданам разрешений на работу и временное проживание; предоставления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения и др.

В настоящее время при выборе методов регулирования миграционных процессов предлагается использовать различные концептуальные подходы. Так, в рамках концепции административно-правового регулирования обращается внимание на важность вмешательства государства в процесс миграции на основе сочетания внутригосударственных административно-правовых мер и международных правовых актов и соглашений. Альтернативная концепция невмешательства исходит из того, что государственное регулирование иммиграции и эмиграции квалифицированных кадров несовместимо с правом человека на свободу перемещения. Наконец, в концепции активного регулирования международной миграции предлагается поэтапно решать проблемы с помощью социально-экономических и административно-правовых мер, исходя из условий и перспектив развития страны при соблюдении интересов личности и норм международного права.

Зарубежная и отечественная практика говорит о том, что миграционная политика должна быть, прежде всего, реализована на государственном уровне и нацелена на то, чтобы воздействовать на динамику человеческого потенциала, направление миграции населения и интеграцию трудовых мигрантов с учетом интересов пространственного развития страны. При этом миграционная политика может выступать в различных формах: выполнять конъюнктурно-корректирующую роль, являясь инструментом текущей социально-экономической политики, и стратегически значимую роль, когда увязывается с разработкой долгосрочных проблем пространственного развития экономики и изменения объема и качественных характеристик движения населения.

С помощью миграционной политики можно регулировать численность и состав населения отдельных территорий не только непосредственно - через направление некоторого количества трудовых ресурсов в регион, но и косвенно - за счет создания благоприятных условий для воспроизводства населения и повышения их миграционной привлекательности. Для современных условий приемлемыми и практически значимыми являются методы косвенного воздействия на процесс трудовой миграции населения, к ним можно отнести: создание благоприятной для трудовой, предпринимательской и инвестиционной деятельности среды, материальных и моральных стимулов и льгот, предоставление кредитов и ссуд в трудонедефицитных регионах, создание лучших культурно-бытовых и социальных условий и т.д.

С учетом социально-экономической ситуации для регулирования миграционных потоков могут быть использованы различные экономические, административные и социально-психологические методы. Экономические методы предполагают воздействие на хозяйственную конъюнктуру (оплату труда, стоимость потребительской корзины, и т.д.), применение штрафных санкций за нарушение установленного миграционного порядка. Административные методы обеспечивают соблюдение паспортного режима, порядка регистрации, привлечения и использования иностранной рабочей силы, других норм и правил, а также административную ответственность за нарушение действующих нормативных актов. Социально-психологические методы воздействуют на систему предпочтений и ценностных ориентаций людей, формирующих их миграционное поведение.

Государственные меры по регулированию иммиграции в развитых странах включают: законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, институциональные службы по иммиграции рабочей силы и межгосударственные соглашения по иммиграции рабочей силы. Мероприятия, регулирующие иммиграцию, прагматичны, они с учетом развития ситуации на рынке рабочей силы устанавливают профессиональную, квалификационную, половозрастную структуру трудовой иммиграции и продолжительность пребывания в стране. Практически все страны регулируют потоки международных мигрантов, применяя сложную систему административных, организационно-правовых и экономических мер (рис. 4). Трудовые мигранты по своему составу

неоднородны. Протекционистские меры принимающих стран обычно распространяются на их отдельные категории.

В настоящее время возникла настоятельная потребность повышения эффективности управления миграционными процессами и сокращения нелегальных иммигрантов, существенного возрастания уровня конституционно-правовых гарантий прав соотечественников и других категорий иностранцев, желающих трудиться и жить в России; устранения излишних административных барьеров для специалистов, в притоке которых нуждается наша страна; для въезда криминальных элементов в Россию необходимо поставить надежные препятствия. Для нормализации миграционных процессов имеет значение принятие закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также внесение изменений в некоторые положения действующего Закона «О правовом положении иностранных, граждан в РФ», а также поправки, в соответствии с которыми должны быть признаны утратившими силу отдельные положения Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

При этом целесообразным является установление уведомительного характера миграционного учета. Разрешительный порядок регистрации по официальному месту жительства и учет по месту пребывания возможен только в закрытых административно-территориальных образования, в зонах экологического бедствия и в ряде иных особых случаев. Для различных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства важно использовать

места


гибкие модели миграционного учета, в частности, их регистрация по официальному месту жительства или учет по месту пребывания. Требуется отказаться от практики ежегодной перерегистрации иностранных граждан, упростить процедуры их постановки на учет по месту пребывания и снятия с учета, используя для этого почтовое уведомление. Необходимо также создать преференции гражданам из СНГ. Так, миграционная карта должна предоставлять им право на пребывание и на работу в России (при наличии соглашения о безвизовом режиме). Кроме того, целесообразно отменить ежегодные квоты на временное проживание в стране иностранных граждан.

 

 

Краткие выводы:

1. Для превышения выгод международной трудовой миграции над издержками необходимо обеспечить, во-первых, повышение уровня совокупного человеческого потенциала, во-вторых, создать на основе хозяйственных реформ условия для его дальнейшего наращивания и эффективного использования.

2. Сокращение дефицита трудовых ресурсов на основе привлечения иностранной рабочей силы в пределах иммиграционной емкости способно становиться важным фактором повышения производительности экономики и выпуска ВВП на одного занятого в долгосрочном периоде. Во-первых, привлечение высококвалифицированных кадров и предпринимателей, в том числе, инвесторов, за счет иммиграции напрямую приводит к повышению качества человеческого капитала (и увеличению инвестиций в случае инвестиционной иммиграции). Во-вторых, приток рабочей силы невысокой квалификации может сопровождаться улучшением структуры занятости в связи с появлением возможностей у местных работников заняться работой, соответствующей их уровню образования и профессиональной подготовки. В-третьих, привлечение международных мигрантов приводит к повышению профессиональной, территориальной и социально-экономической мобильности трудовых ресурсов.

3. Важным фактором, определяющим изменение потоков международной миграции, является существенное увеличение масштабов и пространственных границ вынужденной миграции в результате формирования мощных очагов военно-политической напряженности, этнических конфликтов и экологических катастроф.

4. Для более активного участия в глобальных миграционных потоках России необходимо повысить свою иммиграционную привлекательность, прежде всего, за счет роста уровня и качества жизни населения.

5. Сложившаяся миграционная привлекательность регионов способствует возрастанию неравномерности пространственного распределения населения, усиливая территориальные диспропорции в размещении человеческого и природно-ресурсного потенциалов. Такая направленность потоков населения создает значительные социально-экономические и геополитические угрозы.

6. Низкая интенсивность внутрироссийской миграции (около 1,5% населения ежегодно изменяет место жительства внутри страны) ограничивает осуществление позитивных изменений в численности и структуре трудовых ресурсов территорий. Она способствует формированию критического уровня безработицы в депрессивных регионах, углубляя социально-экономические проблемы.

7. С помощью миграционной политики можно регулировать численность и состав населения отдельных территорий не только непосредственно - через направление некоторого количества трудовых ресурсов в регион, но и косвенно - за счет создания благоприятных условий для воспроизводства населения и повышения их миграционной привлекательности.

8. С учетом социально-экономической ситуации для регулирования миграционных потоков могут быть использованы различные экономические, административные и социально-психологические методы.

9. Государственные меры по регулированию иммиграции в развитых странах включают: законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, институциональные службы по иммиграции рабочей силы и межгосударственные соглашения по иммиграции рабочей силы.Кроме того, целесообразно отменить ежегодные квоты на временное проживание в стране иностранных граждан.

 

10. Для нормализации миграционных процессов имеет значение принятие закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также внесение изменений в некоторые положения действующего Закона «О правовом положении иностранных, граждан в РФ», а также поправки, в соответствии с которыми должны быть признаны утратившими силу отдельные положения Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

11.  Увеличение спроса на рабочую силу происходит на основе развития производительных сил, подъема промышленного производства, создания новых рабочих мест. К увеличению числа рабочих мест стимулируют льготное налогообложение и кредитование отраслей и регионов, содействие работодателям в обеспечении материальными ресурсами и гарантированном сбыте продукции, возмещение им затрат в связи с поиском, обучением, приемом на работу трудовых ресурсов.

12. Целесообразно экономически заинтересовать работодателей в развитии нестандартных форм занятости - временной, сезонной, с разделением рабочего места между двумя работниками, надомной, по вызовам, аренды специалистов (стафлизинга) и т.д.

13. Не должно быть также юридических ограничений роста занятости населения, например усложненных процедур приема и увольнения работников по трудовому договору (контракту).

14. Увеличение предложения рабочей силы является производным от демографической ситуации и многих других факторов. Оно зависит от уровня организации и условий труда, улучшения уровня жилищного, культурно-бытового обслуживания в различных регионах. Увеличению предложения рабочей силы способствуют формирование банка данных о наличии свободных рабочих мест и гражданах, нуждающихся в трудоустройстве и переобучении, совершенствование регистрации и учета безработных граждан, организация профориентационных мероприятий и др.

15.  Актуальным направлением увеличения предложения рабочей силы является формирование системы непрерывного пожизненного профессионального обучения работников, развитие возможностей их самообучения. Не реже одного раза в 5 лет должны проходить, например, переподготовку госслужащие федеральных органов исполнительной власти.

16. На качественно новый уровень предстоит поднять внутрипроизводственное обучение персонала. Присвоение квалификации работникам, сертификация рабочих, специалистов и руководителей должны осуществляться по профессиональным стандартам, соответствующим международным требованиям, на основе переработанных Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.

17.  Сокращению безработицы способствует и создание благоприятных условий для организации гражданами собственного дела, среднего и малого бизнеса. Поддержка предпринимательской активности безработных граждан органами службы занятости, включая их предварительное обучение.

18. Стимулирование оттока рабочей силы регулируется такими методами, как снижение возраста выхода на пенсию, увеличение пенсий, поощрение досрочного выхода на пенсию, введение практики предоставления учебного отпуска для уже работающих лиц, отмена выплаты пенсий работающим пенсионерам и т.п.

19. Территориальное перемещение рабочей силы также может осуществляться при государственном содействии. На современном этапе это позволит упорядочить продолжающийся отток рабочей силы из северных и восточных регионов, предотвратить развитие деструктивных явлений на рынке труда вследствие спонтанного перемещения рабочей силы в пределах России. Повсеместно требуется принять меры по развитию рынка жилья, а в трудоизбыточных центральных регионах, куда в основном перемещается рабочая сила, кроме того, по созданию дополнительных рабочих мест. В целях регулирования внутренней трудовой миграции предусмотрено улучшить информационно-справочную работу о целесообразных вариантах переезда работников в те или иные регионы России, в сельскую местность. Направление рабочей силы в территории, признанные приоритетными, сопряжено со значительными финансовыми затратами. Они включают денежные компенсации работникам в связи с переездом, предоставление льготных кредитов работодателям, создающим новые и модернизирующим имеющиеся рабочие места для переселенцев.

Кроме мер по улучшению управления миграционными процессами и контроля за использованием труда иностранных работников, предусматривается:

· совершенствовать механизм привлечения иностранной рабочей силы, обеспечивающий приоритетное право российских граждан на занятие вакантных должностей;

· установить квоты, соответствующие реальным возможностям субъектов РФ по приему и обустройству иммигрантов.

 

Международная трудовая миграция приводит к разнообразным видам и весьма противоречивым социально-экономическим последствиям, связанных с изменениями конструкции хозяйственного строя страны, количественных и качественных характеристик человеческого потенциала и эффективности использования экономических ресурсов и результатов производства. Непосредственным выражением экономического эффекта внешней миграции для принимающей страны выступает дополнительно произведенная стоимость валового внутреннего продукта, а также возникающие при этом дополнительные доходы населения, предприятий и бюджетов всех уровней. Вместе с тем, следует принимать во внимание как расходы, которые появляются в связи с организацией выдачи разрешений, так и расходы по задержанию, содержанию и депортации нарушителей установленных правовых норм.

 

 

Литература.

1. проф.Чепурина М.Н., проф. Киселева Е.А Курс экономической теории: Учебное пособие. - Киров: «АСА», 1999.

2. Кетова Н. П. Макроэкономика: Учебное пособие. - Ростов -на – Дону: «Феникс», 2004.

3. Метелёв С.Е. Международная трудовая миграция и ее роль в современном мире. - Омск: ИП Долгов Р.Н., 2005. – 5,9 п.л.

4. Метелёв С.Е. Международная трудовая миграция и регулирование миграционных процессов. - Омск: ИП Долгов Р.Н., 2005. – 5,5 п.л.

5. Метелёв С.Е. Международная трудовая миграция в условиях глобализации и нелегальная миграция в России. – М.: РГТЭУ, 2006. – 16,75 п.л.

6.  Метелёв С.Е. Миграция населения и место России на мировом рынке труда. – М.: ИСПИ РАН, 2006. – 5,0 п.л

7.  Метелёв С.Е. Миграция и технико-экономическое развитие России// Вестник РГТЭУ.- 2006.- № 3(15). – 0,4 п.л.

8.  Метелёв С.Е. Культурно-институциональные изменения и динамика социально-экономических процессов// Закон и право. – 2005. - № 12. – 1,5 п.л.

9.  Метелёв С.Е. Нужны ли нам иммигранты// Милиция. – 2003.- № 8. – 0,2 п.л.

10.  Метелёв С.Е. Иммиграционная емкость страны и ее участие в мировых миграционных процессах// Социальная и демографическая политика. – 2006. - № 9. – 0,8 п.л.

11.  Метелёв С.Е., Косьмин А.Д., Дубенская Е.С. Международная миграция рабочей силы. Гл.6 // Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. – М.: Экономика, 2006. – 43,3 п.л., в т.ч. авт. 10,6 п.л.

12. А. Топилин, О. Парфенцева. О регулировании трудовой миграции; миграция: зло или благо// Человек и труд.-2007.-№4

13. А. Долгова Россия, Беларусь: формирование общего рынка труда// Человек и труд.-2007.-№2

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: