Последствия для стран-доноров и стран-рецепиентов

Общеэкономические последствия международной трудовой миграции влияют на уровень заработной платы и благосостояние, на рынок труда, объем производства, на налоги и государственные расходы.

Средний уровень заработной палаты снижается вследствие притока иммигрантов из-за рубежа. Наименее квалифицированные рабочие в стране иммиграции могут потерять часть дохода, то есть благосостояние отдельных групп общества уменьшается. При свободном перемещении рабочих из страны с менее высокой заработной платой, иммиграция будет продолжаться до тех пор, пока заработная плата в этих странах не уровняется.

    Международные миграционные потоки влияют на рынок труда. В трудоизбыточных странах часть экономически активного населения безработные и живут на трансфертные платежи, оказывая давление на рынок труда. В данном случае эмиграция благоприятно влияет на рынок труда в стране-экспортере рабочей силы.

 Международная трудовая миграция обусловливает движение межстрановых денежных потоков. Денежные переводы иммигрантов родственникам в страну, где они проживали, приводит к тому, что происходит увеличение объема ВНП в стране иммиграции и его уменьшение в стране эмиграции, то есть выгоды от иммиграции перераспределяются между этими странами.

 Реэмиграция рабочих, получивших за рубежом высокую квалификацию, может способствовать росту ВНП в стране.

Соотношение выгод и потерь для стран участвующих в миграционном процессе, может меняться.

 Масштабы иммиграции влияют на размеры налоговых поступлений, а также на государственные расходы. Налоговые поступления растут за счет высококвалифицированных специалистов, так как доходы у них выше. Государственные расходы на их образование не требуются. Вместе с тем, часть менее квалифицированных мигрантов нуждается в государственной поддержке. Это увеличивает государственные расходы.

  Страна, экспортирующая рабочую силу, получит большие валютные поступления. В то же время отток избыточной рабочей силы из страны экспортера улучшает ситуацию на рынке труда, уменьшает безработицу, снижает социальное напряжение.

   «Утечка умов» имеет негативные экономические последствия для страны-донора. Она теряет ценный научный потенциал и вынуждена осуществлять инвестиции в образование и профессиональную подготовку.

Эволюция миграционных потоков и центры притяжения мигрантов

Основными мировыми центрами притяжения миграционных потоков являются развитые страны, прежде всего США и Западная Европа. Существуют и локальные, региональные центры притяжения миграционных потоков. Главными странами-донорами в сфере международной миграции являются развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки, а также бывшие социалистические страны.

Международная миграция населения и рабочей силы становится одной из острых социально-экономических проблем России. С одной стороны, кризисные явления в экономике, падение жизненного уровня населения вызывают довольно значительную эмиграцию рабочей силы, прежде всего наиболее квалифицированной, а с другой стороны, резко возрос поток в Россию русскоязычных беженцев и временных переселенцев из других стран - членов СНГ, которые сталкиваются там с национальной, экономической и политической дискриминацией. Направить эти процессы в цивилизованное русло призвано законодательство России и международные соглашения в этой области. В Соответствии с законом "О занятости населения Российской Федерации", каждый россиянин имеет право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами российской федерации. Помогают ему в этом посреднические фирмы, действующие в России и имеющие специальную лицензию.

 

Государственное регулирование миграции

 

Основные методы регулирования международной миграции рабочей силы:

Административно-правовые:

- меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране;

- действие национальных служб иммиграции в т.ч. контроль за въездом в страну иммигрантов, выдача разрешений на въезд, на работу, на время пребывания иммигрантов в стране…)

- меры межправительственных соглашений регулирования миграции рабочей силы.

Экономические:

- осуществление вербовки иностранных рабочих – предоставление работы, сравнительно высокого уровня зарплаты, жилья и медобслуживания, получение квалификации и образования;

- привлечение к вербовке иммигрантов частный посредников;

- выдача лицензий, позволяющих вербовать работников за границей.

Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: