Борьба за Новгород и Киев

Князь Андрей Юрьевич Боголюбский был первым из целой плеяды русских князей, кто открыто отказался от Киева в пользу малоизвестного и сравнительно не развитого Ростовско - Суздальского края. Это наглядно показывает, что уже к концу XII века Киев начинает терять значение экономического и политического центра. Однако этот процесс происходил не вдруг, а планомерно. Киев еще достаточно долгое время будет «яблоком раздора» для русских князей. «Экономически подорванный в долгих княжеских усобицах он, тем не менее, продолжал обладать особой притягательной силой: старший среди остальных городов, самый богатый, он был олицетворением единства княжеского рода и всей Русской земли; местопребывание митрополита - главы Русской Церкви, он одновременно олицетворял и единство церковное».[33] Здесь было и настоящее средоточие плодородных пахотных земель.

Киев был и крупным торговым центром; из него шли товары в Византию, в Польшу, в Чехию. Он привлекал внимание путешественников из разных стран своей красотой, величием, обилием свидетельств седой старины. Епископ Мерзебургский Титмар в двух местах своей «Хроники» описывает Киев, отмечая: «В большом этом городе, который служит столицею государства, имеется более 400 церквей и 8 торжищ, а народу несметная сила...».[34] Это сообщение, несмотря на вероятное преувеличение, говорит о могуществе и значении Киева, как одного из крупнейших европейских центров.

Как магнит Киев привлекал русских князей. Обладание столь знатным городом давало его обладателю очень почетное положение, тешило честолюбие и гордость. Но, как знать, не потому ли так жаждали его князья, что слишком сложно было удержать его в своей власти? Знаменитый русский историк Е.Ф. Шмурло пишет: «За 23 года (1146 – 1169) в Киеве перебывало восемь князей: четверо по два раза теряли город и по два раза возвращались обратно, так что всех вокняжений (смен на престоле) было за это время счетом 12. Из всех соперников и соискателей лишь одному удалось усидеть на киевском престоле шесть лет подряд (Ростислав Смоленский: 1162 - 1169), зато остальные держались на нем всего по нескольку месяцев и даже недель».[35]

Эти данные очень наглядно показывают шаткость положения князей на киевском престоле.

Однако подобная политическая неустойчивость со временем неминуемо привела к краху Киева. Ведь, как известно, одним из условий сильного государства является его политическая твердость. Конечно, не малую роль в этом процессе сыграли и столетия напряженной борьбы с кочевниками -печенегами, торками, половцами. Эта борьба истощила народные силы, замедляла общий прогресс края, обрекала его на отставание.

«Господин Великий Новгород», как его называли современники, занимал особое место среди других русских княжеств. Новгородские земли простирались на огромные расстояния - от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки.

Новгород не стал «отчиной» какой-нибудь княжеской ветви -Мономаховичей, Ольговичей, Ростиславичей. Присланные сюда князья были временными людьми, и их власть не укоренилась здесь. Конечно, без князя новгородцы не могли обойтись: он нужен был для организации защиты земель в случае опасности, для обеспечения справедливого суда, для безопасной торговли, свободного провоза товаров, но сам князь всегда являлся чужаком. Конечно, и в этом случае бывали исключения, как, например, Мстислав, старший сын Мономаха, или Мстислав Храбрый. Но они явились на фоне истории Новгорода не более чем исключением, тогда как все остальные князья прошли под масками наемников, которым платят, но за которыми следует зорко следить, как бы они не использовали своего положения в ущерб свободе и материальному благосостоянию города. Неплодородные почвы ставили Новгород в постоянную зависимость от хлебородных районов, что в политическом плане значительно облегчало давление на него сначала суздальскими, а затем московскими князьями. Жителям Новгорода не раз приходилось с оружием в руках отстаивать свою независимость, причем по временам эта борьба достигала наивысшего накала, приобретая характер защиты родины от иноземцев. Именно так было в случае с Андреем Боголюбским.

Однако  хозяйственно Новгород достаточно уверено развивался. Отчасти этому способствовали богатые промыслы (обилие пушнины, рыбы и других продуктов леса), отчасти, как полагают некоторые исследователи,[36] то, что со времен варяжских нашествий в IX веке Новгород не знал внешней опасности. Ни печенеги, ни половцы не доходили до здешних мест. Немецкие же рыцари появились здесь позднее. Все это оберегало народный труд, создавало благоприятные условия для развития края.

 

 Как мы видим, эти два города были достаточно лакомыми кусками для такого самостоятельного и целеустремленного князя как Андрей Боголюбский. Поэтому он прикладывал все возможные усилия, для достижения того, чтобы, Киев и Новгород находились под его властной рукой и он мог бы по своему желанию отдавать их с их землями в княжение тем князьям, которых бы он хотел видеть на престоле, а те князья, в свою очередь в благодарность за это, признавали бы старейшинство Владимира. Таким образом, Андрей фактически распространял свой протекторат над этими древними центрами.

Вряд ли в действиях Андрея можно видеть лишь игру честолюбия. Хотя, думается, и, это качество не было лишено своего места. Стоит прежде всего помнить, что Боголюбский был сыном Юрия Долгорукого - князя властного, энергичного и хозяйственного. И с детства Андрей мог видеть значение сильной власти, в одних твердых руках. Если при этом принять во внимание то, что в его жилах текла византийская кровь, то становятся понятными его самодержавные устремления.[37] Именно византийские корни могли ему дать тот самый идеал самодержавия, власти «автократора», «василевса». Век Андрея Боголюбского был веком Комнинов, а среди его друзей и советников, при всей скудости биографических известий, можно встретить греков, таких как священник Никулин и дьякон Нестор. Понятно, что все эти влияния могли лишь развивать в нем идею единовластия, которая стала перед ним великой целью жизни особенно тогда, когда он воочию увидел бедствия удельного многовластия. Однако этот вопрос будет более подробнее рассмотрен в следующей главе.

После смерти Юрия Долгорукого возник спор за Киев между черниговским князем Изяславом Давидовичем и Ростиславом Мстиславичем Смоленским. В этой борьбе Изяслав Давидович обратился за помощью к Андрею Боголюбскому. Он посылает гонцов к Андрею с просьбой, чтобы Андрей  отдал замуж за его племянника Святослава, сына брата Владимира, убитого в битве на реке Руте. Андрей согласился и тем самым поддержал Изяслава в борьбе с Ростиславом Мстиславичем, хотя прежде этот князь был врагом его отца. Более того, Андрей посылает в помощь Изяславу Давидовичу несколько своих полков, которые, впрочем, не принесли Изяславу пользы. Однако на этом их военные союзы не заканчиваются.

Тем временем в Великом Новгороде идут неурядицы. Новгородцы призывали и изгоняли то одних, то других князей. Перед смертью Юрия Долгорукого там правил брат Андрея Боголюбского Мстислав. Но в 1158 году новгородцы прогоняют Мстислава и вместо него сажают на княжение сыновей Ростислава Смоленского – Святослава и Давида. Святослав стал княжить непосредственно в Новгороде, Давида же посадили несколько поодаль - в Торжке. Как известно, земли Новгорода соприкасались с Ростовско - Суздальскими, и поэтому, конечно, межу соседями постоянно возникали различные трения. До поры до времени Андрей относился к ним достаточно безучастно. Но вскоре за помощью в борьбе все против того же Ростислава к Андрею вновь обратился  Изяслав Давидович. И тут для Андрея настала пора вспомнить обиды, нанесенные новгородцами его брату Мстиславу, а вместе с тем и попытать счастье в борьбе за установление контроля над непокорным и знатным Новгородом.

В 1160 году Андрей и Изяслав встретились в Волоке.  Андрей заручился поддержкой Изяслава в своих замыслах выгнать Ростиславичей из Новгорода, а Изяслав, в свою очередь, заручился поддержкой Андрея в борьбе с самим Ростиславом Смоленским. Вскоре Андрей послал в Новгород требование: «Ведомо буди, хочю искати Новгорода и добром и лихом, а Христос есте были целовали ко мне на том, яко имети мене князем собе, а мне вам хотети»[38], т.е. «Да будет вам ведомо, я хочу искать Новгорода добром или злом; чтобы вы целовали мне крест иметь меня своим князем, а мне вам добра хотеть». Услышав это грозное послание, новгородцы не знали что делать. В самом Новгороде усилились волнения - «И оттоле начаша Новгородци мясти и веча часто начаша творити».[39] Они попросили сначала, чтобы Давид Ростиславович ушел из Торжка, надеясь, что и Святослав Ростиславович сам оставит Новгород; но Святослав не ушел. Тогда буйная толпа, уже привыкшая к бесчинствам, схватила его и заперла в избе; княгиню же Святослава заточили в монастырь святой Варвары, а двор князя разграбили. Чуть позже новгородцы отправят Святослава в Ладогу.

Нет никаких оснований отрицать, что этот бунт был подогрет сторонниками Андрея Боголюбского, которые были среди новгородского боярства. Чем же было вызвано такое мощное движение в Новгороде? Известный русский историк Н.М. Карамзин так объясняет причину этих бурных событий: «Слава Андреева давно гремела в России: новгородцы пленились мыслею повиноваться столь знаменитому князю; однако ж, не имея причин жаловаться на своего, не вдруг прибегнули к средствам насилия: сперва сказали, что область новгородская никогда не имела двух князей».[40]

Новгородцы «послаша к Андрею Дюрдевичу у Суждаль, просяче у него сына княжить Новгороду».[41] Андрей же рассчитывал дать им по возможности не тех князей, каких они пожелают, а тех, каких он сам им дать захочет и посылает к ним не сына, а своего племянника Мстислава Ростиславича.

Узнав обо всем происходящем, Ростислав Смоленский, сидевший в то время в Киеве сильно разгневался и приказал перехватить новгородских купцов, находившихся в то время в Киеве и заточить в темницу. Но на утро Ростиславу доложили, что за ночь в темнице от удушья умерло около четырнадцати новгородцев. Он, будучи человеком очень мягким, по-видимому был сильно раздосадован этим известием и тут же приказал оставшихся отпустить на волю.

Вскоре после этого Святослав Ростиславович бежит из Ладоги в Смоленск. Хотя великий князь киевский и был сильно обижен на Андрея за то, что тот поддерживал Изяслава Давидовича в его притязаниях, однако отказался от мести. Более того, он поспешил договориться с Андреем Боголюбским.  Этому способствовало еще и то, что в следующем, 1161 году Изяслав Давидович погибнет в жестокой схватке с Ростиславом у стен Переяславля. Всадник по имени Выйбор рассек ему саблей голову. Победа Ростислава над Изяславом Давидовичем еще больше укрепила его положение на киевском престоле.  И сам Андрей пошел на переговоры, итогом которых стало общее решение, что Новгород вновь достанется Святославу «по всей воле его».[42] Это выражение летописи лишний раз показывает, что в возникшей после смерти Владимира Мономаха усобице новгородцы ставили своих князей в достаточно тяжелые условия; хотя при этом, как только между Андреем и Ростиславом была достигнута договоренность, новгородцы сразу же принимают Святослава назад.

С немалой досадой новгородцы согласились опять на Святослава, но мира с этим князем у них быть не могло. Андрею, очевидно, было все равно, тот или другой князь будет княжить в Новгороде; опять-таки для него важным было лишь только то, что этот князь был посажен от его руки, чтобы таким образом для новгородцев вошло в обычай получать себе князей от суздальского князя. Ростислав, задумав лично уладить все дела в Новгороде, отправляется в далекий путь. Однако побывать ему в Новгороде так и не довелось. Болезнь настигла его в пути, в Великих Луках. Он вынужден вернуться назад, в Киев. Но, не доехав до Киева, 14 марта 1168 года он умирает.

«Ростислав Мстиславич был последним великим князем, получившим, как мы видели, под конец своей жизни до некоторой степени прежнее значении великого князя киевского, объединявшего под своей рукой всех остальных князей Русской земли».[43]

После смерти Ростислава его сыновья, брат Владимир, да и вообще весь киевский люд стали звать на киевское княжение Мстислава Изяславича Волынского. Кроме того, что этот князь был сын ненавистного Андрею Изяслава Мстиславича, с которым так упорно боролся отец его, Андрей лично ненавидел этого князя, да и Мстислав был не из таких, чтобы угождать кому бы то ни было, кто бы вздумал показать над ним власть.

Сначала Мстислав Изяславич был в союзе со своими двоюродными братьями, но потом, к великой радости Андрея, отношения между ними начинают нарушаться. И вновь все затеяли непокорные новгородцы. Они, и без того не любившие Святослава Ростиславича, однажды вновь не поладили с ним и прогнали. Точнее Святославу уже заранее был известен этот заговор и он, не дожидаясь действий со стороны новгородцев, уезжает в Великие Луки и уже оттуда шлет им послание с тем, что больше не желает у них княжить. В свою очередь новгородцы выгоняют его из Лук и вместо Святослава просят у киевского Мстислава сына Романа. Мстислав, все-таки, не желая ссориться с Ростиславичами, медлил с ответом.

Тем временем обиженный Святослав обратился к Андрею и последний приниял его. Иначе и быть не могло, ведь вокняжение Романа Мстиславича на новгородском престоле фактически означал потерю Андреем Боголюбским контроля над Новгородом. Это абсолютно не входило в планы владимиро-суздальского князя. Андрей вначале спокойно, а затем все с большим напором начинает требовать от новгородцев повиновения Святославу. Упорство Андрея наконец ожесточило новгородцев и они перебили сторонников Святослава. Среди убитых оказался посадник Захария. Вместо него они выбрали себе другого посадника по имени Якуна. Они еще раз просили у Мстислава Изяславича его сына, чтобы он стал княжить у них. Это было знаком открытого неповиновения и Боголюбский оказывает Святославу военную поддержку.

Зимой 1169 года, пользуясь силой могущественного владимирского князя, который дал Святославу в поддержку огромное войско во главе со своим сыном Мстиславом, Святослав, поддерживаемый смоленскими князьями и полочанами, которые, кстати, тоже не ладили с Новгородом, обратил в пепел Торжок и его окрестности. Жители этого города толпами устремились в Новгород, прося защиты. Суздальский летописец пишет: «Не будем говорить, что новгородцы правы, что они издавна от прародителей князей наших свободны; а если бы и так было, то разве прежние князья велели им преступать крестное целование и ругаться над внуками и правнуками их?».[44]

Вскоре огромное войско подошло к Новгороду. В первые несколько дней, Святослав не делал нападений на город, он, по-видимому, присматривался, разрабатывал план штурма непокорного города, выявлял его слабые места. И вот, на четвертый день его войска пошли на штурм. Новгородцы отчаянно сопротивлялись, но силы явно были не равны.

Однако, предание гласит, что новгородцев спасло чудо: «Ясно было, на чьей стороне правда, и новгородцы с чистым сердцем могли просит Бога о помощи и ждать небесного заступления. Так они и поступили. Храмы не затворялись ни днем, ни ночью, и пение церковное смешивалось с плачем народа. Архиепископ Иоанн с тех пор, как под Новгород подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в Соборе Святой Софии о спасении города. В третью ночь, стоя пере иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет, и тогда от иконы раздался голос: «Иди в церковь на Ильиной улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на стены града и тогда узришь спасение града». Наутро икону с торжеством понесли на городскую стену и поставили ее лицом к нападавшим. Но вражеские воины не смягчились и пустили на это место стены целые тучи стрел. И вот одна из них ранила священный лик. Тогда совершилось новое чудо: икона обратилась сама ликом к городу, и из очей ее потекли слезы. В то же время, на нападавших напал ужас. У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга».[45] Таким образом Новгороду удалось успешно отразить «суздальцев».

Легенда об избавлении Новгорода имела важное значение в будущем, поддерживая нравственную силу Новгорода к борьбе его с суздальскими князьями. Впоследствии она приняла даже общеецерковное значение по всей Руси: икона, которой приписывали чудотворное избавление Новгорода от рати Андрея, получила наименование «Знамение».

Хотя новгородцы и рады были столь чудесному избавлению от врага, но вскоре их постигла еще более страшная беда. Отступая, рать Святослава и Мстислава Андреевича сильно опустошила окрестности Новгорода и в самом городе  начался голод. Как мы указывали выше, земли Новгорода были слишком бедны и непригодны для земледелия, и город очень часто оказывался в продовольственной зависимости от соседних княжеств, в данном случае от своего ближайшего соседа - Владимиро - Суздальского княжества. Долгое время не было подвоза хлеба, и горожане вынуждены были сдаться. Они прогнали от себя Романа, так доблестно защищавшего их же город. «Довольные славою одержанной победы, не желая новых бедствий войны и щадя народ, чиновники, архиепископ, люди нарочитые предложили Боголюбскому, по тогдашнему выражению «на всей воле своей», то есть не уступая прав новгородских. Великий князь принял оный с тем условием, чтобы вместо умершего Святослава княжил в Новгороде брат его, Рюрик Ростиславич, который господствовал в Овруче, не хотел перемены и, единственно в угодность Андрею, выехав оттуда, приказал сей удел Волынский брату Давиду».[46]  Но в феврале 1172 года Рюрик Ростиславич покинул Новгород и весной того же года новгородским князем стал уже сын Андрея Боголюбского - Юрий, причем выбор в пользу Юрия сделают сами новгородцы: «Том же лете (1171) иде на зиму Рюрик  из Новагорода, и послаша новгородци к Ондрею по князь. Приде Новугороду князь Гюрги Андреевиц, Гюргев внук», - гласит Новгородская летопись.[47]

Но, несмотря на все невзгоды и бедствия, перенесенные новгородцами, Новгород все-таки остался в выигрыше в том отношении, что Андрей должен был оказывать уважение правам Новгорода и хотя посылал ему князей, но уже не иначе, как по их воле.

Взятие Киева

Примерно по такому же сценарию как в Новгороде, складывались отношения Андрея Боголюбского и с Киевом. В то время как киевский князь Мстислав Изяславич победоносно завершал очередной поход против половцев, в самом Киеве против него плелись интриги, которые вылились в общее недовольство против него южных князей. Инициаторами этих интриг, как предполагают, были два киевских боярина из рода Бориславичей, которые впали у Мстислава за какую-то провинность. Эти бояре стали уверять Рюрика и Давида Ростиславичей в том, что будто бы Мстислав готовит против них заговор. Так возникла между ними ссора. Вскоре и другие южнорусские князья стали искать повода к ссоре. Они, очевидно, поняли свой промах, который состоял в том, что, призвав Мстислава на великое княжение, с расчетами что он, как имеющий по старшинству права на Киев, будет к ним нисходителен и уступчив, серьезно ошиблись. Мстислав был не из тех, кто любит прогибаться. Поэтому князья начали искать замену Изяславу и находят ее в лице все того же всесильного Андрея Боголюбского, который, кстати, на тот период являлся действительно старшим в роде Маномаховичей.  Создается впечатление, будто Андрей только и ждал подходящего момента, чтобы, подобно льву, ринуться на Киев. Это предположение подтверждает тот факт, с какой скоростью Андрей воспользовался сложившейся ситуацией. Вероятнее всего, этому амбициозному и честолюбивому князю не давал покоя и такой сильный правитель, как Мстислав. Как пишет великий отечественный историк С.М. Соловьев: «Не лежало у него (Андрея Юрьевича) на сердце ко Мстиславу».[48] Андрей решается на поход. Союзников в этом походе у него было более чем достаточно: рязанские и муромские князья уже прежде были с Андреем заодно, соединенные войной против болгар; полочане пошли с ним на союз по вражде к Новгороду; переяславцы, предводительствуемые его братом Глебом Юрьевичем; брат Давид с ратью из Вышгорода и многие другие. Всего, таким образом, набиралось около 11-ти князей. В этой момент появляется одно малозаметное, но очень значимое историческое событие - из греческого изгнания возвращается младший брат Андрея - Всеволод (будущий «Большое Гнездо»).

Однако сам Андрей непосредственно в этом походе не участвовал. Он послал командовать суздальскими войсками вместо себя своего сына Мстислава. На стороне Мстислава был брат Андрея Михаил, княживший в Торжке; не предвидя приближающейся опасности, Мстислав Изяславич отправил Михаила с дружиной в Новгород, на помощь к сыну. Но Роман Ростиславич Смоленский, союзник Боголюбского, перерезал ему путь и взял в плен. Зимой 1170 года союзные рати сошлись в Вышгороде, где и была оборудована ставка. Из Вышгорода они двинулись к Киеву, постепенно раздвигаясь и окружая город. «Сняшася братия Вышегороде и пришедшее сташа на Дорогожичи, под святым Кириллом феодоровы недели и и вторе недели оступиша весь град Киев», - сообщает Киевская летопись.[49]

Вообще, в традициях киевлян было принято сдаваться князьям, силой претендовавшим на Киев. Но, испугавшись, что в случае победы войск Андрея Боголюбского, суздальцы безжалостно отомстят киевлянам за своих братьев, убитых ими после смерти Юрия Долгорукого, решили вместе с Мстиславом  затворитья в городе и приготовиться к отражению штурма.  Осаждавшие не заставили себя долго ждать. Завязалась кровавая битва. Когда враги стали сильно напирать в тыл Мстиславу Изяславичу,  торки вдруг изменили ему и Мстислав вынужден был попросту бежать.  Итак, после трехдневной осады, 12 марта (по другим источникам 8 марта) 1169 года Киев пал. Впервые в истории осаждавшее войско взяло город «на щит»: два дня победители грабили город, не щадя никого и ничего: жгли церкви и грабили жителей, одних били, других хватали, жен разлучали с мужьями и уводили в плен. Половцы даже зажгли Печерский монастырь, но монахам удалось потушить пожар.

Летописец очень ярко описывает взятие Киева: «И грабиша за два дни весь град, Подолье и Гору и монастыри, и Десятинную Богородицу, и Софью и не бе помилования никомуже, ниоткудуже церквам горящим, крыстианом убиваемом, другим вяжемым, жены ведома быша в плен, разлучаеми нужею от мужи свои, младенцы рыдаху зрящее материи своих. И взяша имения множество, и церкви обнажиша иконами и книгами, и ризами; и колоколы изнесоша…И бе в Киеве на всих человецех стенание и туга и скорбь не утешимая, и слезы непрестанныя. Си же вся сделашася грех ради наших».[50] Андрей достиг своей цели. Древний Киев был унижен. Некогда богатый город, заслуживавший от посещавших его иностранцев название второго Константинополя, теперь был ограблен, сожжен, лишен огромного числа жителей, перебитых или отведенных в плен, поруган и посрамлен. Однако следует сказать, что и после такого ужасного разорения Киев не потерял значения важного центра. Такого мнения придерживается академик Б.А.Рыбаков: «Следует повторить, что этот грабеж, красочно описанный современником-киевлянином, не привел ни к экономическому, ни к политическому упадку бывшей столицы, где вскоре закрепились княжеские линии, не подвластные северо - восточному князю».[51]

Такой поступок Андрея со стольным Киевом, как с градом завоеванным, был, очевидно, преднамеренным уроком, и Андрей довершил унижение удельной столицы тем, что оставшись великим князем, не поехал и Киев, и даже не взял его себе, а отдал  своему покорному брату Глебу. «Этот поступок Андрея, - говорит С. М. Соловьев, - был событием величайшей важности, событием поворотным, с которого начинался на Руси новый порядок вещей».[52]

Бесспорно, все, что произошло, было актом огромного самовластия великого князя в отношении как остальных князей, так и всей Русской земли. Андрей собственной волей, вопреки общему мнению князей и земли, заявил фактически, что власть - в нем самом, а не в земле и не в князьях.  «С Андрея, - говорит С.М. Соловьев, - впервые высказывается возможность, перехода родовых отношений к государственным».[53]

Однако, в каком свете предстанет перед нами поступок Андрея, если мы взглянем на него не с политической точки зрения, а с религиозно – нравственной? Ранее уже упоминалось, что летописи рисуют князя как богобоязненного, милостивого, человеколюбивого христианина. Но подаваемый образ никак не увязывается с образом князя, который предстает перед нами в кампании против Киева. Сам собой напрашивается вопрос: был ли действительно Андрей Юрьевич таким кротким и миролюбивым человеком или же летописцы намеренно старались «смягчить» и приукрасить образ самовластца?...

В 1171 году Глеб умер. После его смерти трое Ростиславичей, княживших около Киева: Рюрик, Давид и Мстислав строго соблюдая принцип старшинства, направили посольство к своему дяде Владимиру Мстиславичу с просьбой принять киевское княжение. Боголюбский, недовольный тем, что Владимир Мстиславич без его ведома уехал в Киев, приказал ему оставить киевское княжение. Но вскоре Владимир умер  и на его место Андрей отправил Романа Ростиславича Смоленского. Но и Роману недолго пришлось княжить в Киеве. Вскоре владимирскому князю дали понять, что Глеб Юрьевич умер не своей смертью и Андрей просит Ростиславичей выдать ему убийц. Однако Ростиславичи, считая, по-видимому, эти обвинения безосновательными, решили не исполнять приказ Андрея. Разумеется, Ростиславичи ослушались Андрея следуя в духе отношений тех времен, установившихся между князьями в следствии междоусобиц. Но все-таки действовали они не в духе тех понятий, которым следовал сам Андрей. И вот, Андрей послал сказать Роману: «Не ходиши в моей воли с братьями своими, а поиди с Киева; а Давид с Вышегорода, а Мстислав из Белагорода; а то вы Смоленск а тем ся поделите».[54] Роман повиновался и уехал в Смоленск. Андрей отдал Киев брату Михаилу.  Михаил остался пока в Торческе, где в то время княжил, а вместо себя послал в Киев брата своего Всеволода с племянником Ярополком Ростиславичем. Но другие Ростиславичи не были так безгласны, как Роман. Такое преднамеченное, подчеркнутое самовластие Андрея вызвало жестокий бунт всех остальных князей, как вызвало бунт Новгорода, как вызвало заговоры суздальских бояр. Послу Андрея мечнику Михну остригли голову и бороду и в таком обезображенном виде отослали обратно. Когда Андрей Боголюбский увидел своего остриженного боярина и услышал от него твердый отказ князей в повиновении, то «бысть образ лица его попустнел»[55] и он «погуби смысл свой невоздержанием, располевся гневом».[56]

В 1174 году Андрей решился вновь идти на Киев. Предпринятый вторичный поход собрал неслыханное количество князей и войск. Войска подошли к Вышгороду. Два месяца нападавшие осаждали этот город. Киевляне, в свою очередь, успели хорошо подготовиться. Более того, киевское войско смело вышло из Вышгорода, и молниеносно ударило по ратям Андрея. Не ожидав такого контрнаступления, полки Боголюбского дрогнули и обратились в бегство. «И тако возвратишася вся сила Андрея, князя Суждальского. Совокупил бо бяшет все земле и множество вои не бяше числа. Пришли бо бяху высокомысляще, а смирении отидоша в домы своя», - повествует летопись.[57]

Но этот удар не сломил Андрея. Он продолжал свою политику, и замышлял новые войны на юге.  Тем временем Ростиславичи передали Киев в руки Ярослава из Великих Лук. Но этот князь не долго прокняжил в Киеве и город вновь стал переходить из рук в руки. И, как не горько было осознавать это Андрею, судьба Киева уже не зависела от его воли.  Сами же Ростиславичи готовы были помириться с Андреем, если только на киевском престоле сядет их брат Роман. Андрею, конечно, было бы приятнее видеть там покорного себе Романа, чем ненавистного Изяслава Мстиславича или Ольговичей, Вероятно, и Ростиславичи имели это в виду, налаживая связи с Андреем. Но Андрей медлил с ответом. Скорее всего, он так и не решил, в чью пользу сделать выбор. Но это не более чем домысл, ответ на который, навсегда останется загадкой, т.к. именно в этот момент Андрея Боголюбского настигла смерть.

Андрей Боголюбский был очень умным и тонким политиком. Но при всех своих дарованиях и способностях, он не создал на Руси крепкого единства. «Единственным побуждением всей его деятельности было властолюбие: ему хотелось создать около себя такое положение, в котором бы он мог перемещать князей с места на место, как пешки, посылать их с дружинами туда и сюда, по своему произволу принуждать дружиться между собою и ссориться и заставить их всех волею-неволею признавать себя старейшим и первенствующим. Для этой цели он довольно ловко пользовался неопределенными и часто бессмысленными отношениями князей, существовавшею рознью между городами и землями, возбуждал и разжигал страсти партий. Кроме желания лично властвовать над князьями, у Андрея едва ли был какой-нибудь идеал нового порядка для русских земель. Что же касается до его отношений к собственно Суздальской - Ростовской волости, то он смотрел на нее как будто на особую землю от остальной Руси, но которая, однако, должна властвовать над Русью. Таким образом он заботился о благосостоянии своей земли, старался обогатить ее религиозною святынею и в то же время предал на разорение Киев со всем тем, что было там исстари святого для всей Руси».[58]

 

§ 6. Убийство Андрея Боголюбского.

Слишком широкие военные замыслы князя Андрея, не вызываемые ни потребностями обороны, ни интересами боярства, должны были обострить отношения внутри княжества. По всей вероятности, конфликты с боярством вызывались и внутренней политикой Андрея Боголюбского пытавшегося прибрать боярство к рукам. Суздальские бояре ненавидели Андрея за умаление их власти и возвышение «мизинных» людей. Но и сами разночинцы, окружавшие Андрея, ощущали угрозу с его стороны. По мнению Р.Г. Скрынникова Андрей за участие в заговоре против себя, задумал казнить боярина Петра Кучковича. «Эти сведения, по-видимому, относятся к области легенд»,[59] ведь среди приближенных князя были другие Кучковичи (его жена Улита, была тоже из Кучковичей). Эти Кучковичи решили убить Андрея, привлекая в заговор и других людей, надеявшихся, вероятно, что от бояр они получат большую выгоду. Дело в том, что у Андрея Боголюбского один за другим умирали все сыновья, способные быть продолжателями его дел. Он, вероятно, был в удрученном состоянии от тяжкого семейного горя, разрушавшего и его политические надежды. В 1164 году умер Изяслав, в 1172 году не менее талантливый Мстислав, взявший Киев, в 1174 году - его любимый сын Глеб. Все это делало для окружающих сомнительным, что после смерти самого Андрея, нашелся продолжатель его политики.

Заговорщиков было около двадцати человек, многие из которых вообще не были обижены князем и, более того, облагодетельствованы им. Накануне убийства заговорщики пировали по соседству с княжеским дворцом. Сборище не должно было вызвать особых подозрений, так как происходило 29 июня, в день именин боярина Петра. Как повествует «Повесть об убиении Андрея Боголюбского»,[60] заговорщики собрались и говорили: «Сегодня его казнил, а завтра - нас, так промыслим о князе этом».[61] Повесть называет имена убийц: Яким Кучкович, ключник Анбал и другие.  Дождавшись глубокой ночи, заговорщики, напившись в медуше вина, отправились в спальню Андрея. Один из них, подойдя к двери, стал звать князя: «Господин мой! Господин мой...». Князь отозвался: «Кто здесь?» и услышал ответ: «Прокопий». Андрей сразу же понял, что это голос не его слуги и стал искать мечь. Но меча не оказалось. Его накануне выкрал Анбал. После этого заговорщики выломали дверь и ворвались в спальню. Князь оказался очень сильным и долго боролся в темноте с толпой пьяных бояр, вооруженных мечами и копьями. Наконец убийцы, решив, что князь уже мертв ушли. Но Андрей, сильно израненный и истекающий кровью, спустился вниз. Услыхав его стоны, бояре зажгли свечи, нашли Андрея и добили его.

После убийства бояре подвергли разграблению казну Андрея и его дворец. К ним присоединился дворовый люд князя, а также горожане Боголюбова. Тело Андрея Боголюбского еще долго оставалось не погребенным, пока его слуга Кузьма Киевлянин не подобрал и обернул в плащ, данный убийцами князя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: