ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению политико – религиозной деятельности великого князя владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского. Рассмотрение этого вопроса требует дополнительного изучения проблем, связанных с современной Андрею Боголюбскому эпохой. Династические неурядицы в роде Рюриковичей были сопряжены с тяжелым социально – экономическим положением княжеств и внешнеполитической нестабильностью Руси. На фоне всех этих процессов начинается борьба за самостоятельность, возвышение и первенство молодого Владимиро – Суздальского княжества и предпринимается попытка создания в нем совершенно новой церковной организации – независимой митрополии. Подобные претензии властолюбивого князя не могли не вызвать недовольства со стороны других великих и удельных князей, а также могущественных боярских и церковных группировок.
Острота конфликта была вызвана еще и тем, что Андрей Боголюбский не довольствовался спокойным княжением на Северо – Востоке Руси, а активно, порой с ярко выраженной жестокостью и настойчивостью вмешивался в дела других княжеств и Церкви, возводил и смещал князей и епископов. Все это придает происходившим событиям особый колорит и динамику.
|
|
Комплекс источников, которыми располагал автор, нельзя назвать достаточно полным и достоверным. И дело не только в том, что многие из документов того времени попросту до нас не дошли, а в том, что летописи, которыми мы располагаем вряд ли могут претендовать на объективность и беспристрастность в изложении исторических фактов. Среди наиболее известных летописных сводов можно выделить следующие письменные памятники: Ипатьевскую, Новгородскую, Никоновскую летописи. Корпус источников может быть расширен за счет привлечения широкого круга различных сказаний, посланий и житийной литературы, как-то: «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери», «Повесть об убиении князя Андрея Боголюбского», «Послание Патриарха Луки Хрисоверга князю Андрею Боголюбскому», «Житие св. Леона, епископа Ростовского» и др.
Особое значение для данного сочинения имеет исследовательская литература. Её в свою очередь целесообразно разделить на две группы.
К первой группе относятся исследования церковных историков. Среди них следует особо выделить труды Е.Е. Голубинского[1], митрополита Макария (Булгакова)[2], А.В. Карташева[3] и др.
Ко второй группе можно отнести исследования светских историков. Их круг весьма широк. По нашему мнению пристального внимания заслуживают работы И.У. Будовница[4], Н.Н. Воронина[5], И.Я. Фроянова[6] и др.
Выбранная тема очень сложна. Дело в том, что как в дореволюционной науке, так и в советской изучению особенностей политики (как светской, так и церковной) князя Андрея Боголюбского отводилось очень малое место. Знакомство с исследованиями, связанными с затрагиваемым вопросом, показало, что в них есть один существенный недостаток – церковные историки склонны к идеализации личности князя, в то время как светские ученые личностным качествам этого незаурядного деятеля и их роли в политике уделяли незаслуженно слабое внимание.
|
|
При раскрытии заявленной темы автору будет необходимо решить следующие задачи: охарактеризовать личность князя, его политическую деятельность и борьбу за власть. Автор уверен, что только рассмотрев эти вопросы, можно полностью понять и суть церковной политики Андрея Боголюбского.
Таким образом, вопрос о поднятой проблеме деятельности великого князя владимирского Андрея Боголюбского связан с целым комплексом отношений догматического, правового, административного, дипломатического, политического и личностного характеров, требующих пристального внимания и тщательного исследования.
Глава I. Княжение Андрея Юрьевича Боголюбского.
Первый период (1111 – 1164 г.г.)
Великий князь Андрей Боголюбский родился в Ростовско - Суздальской земле в семье князя Юрия Владимировича Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы,[7] был внуком Владимира Мономаха и в шестом поколении являлся потомком великого киевского князя Владимира I.[8] Летописание не сохранило достоверных сведений о детстве и юности Андрея Юрьевича. Предположительно в том же Ростовско - Суздальском крае, он провел молодость.
По всей вероятности Андрей, воспитывавшийся в княжеской семье, был с детства окружен полувоенной обстановкой и уже тогда был посвящен во многие дела, касающиеся не только и не столько устройства Ростово-Суздальского края, сколько междоусобных войн, терзавших юг Руси. Один из позднейших агиографов, пытаясь воссоздать картину детских лет князя, писал: «Без сомнения, в его детском сердце оставили самое глубокое впечатление, как постоянные рассказы в собственной семье об усобицах, происходивших на юге, так постоянные же рассказы, и притом в самых ярких красках, беспрерывно прибывавших в Суздальский край переселенцев из Южной Руси, о тех же усобицах, о злых сечах и пожарах, их сопровождавших, о страшных Половецких набегах и о раздирающих душу картинах увода в полон степными хищниками дорогих и близких людей».[9] Впоследствии и его самого судьба бросит в омут тяжелых междоусобиц, господствовавших в тех землях.
Сама же Северо - Восточная Русь была в те времена одним из самых глухих углов восточнославянских земель. Она была надежно защищена от внешних вторжений густыми, непроходимыми лесами. Среди лесов располагались массивы плодородных земель - суздальские ополья,[10] являвшиеся житницей для всего края.
Также можно предположить, что юность Андрея Юрьевича проходила на фоне бурных политических событий, развивавшихся в землях Древней Руси.
После смерти великого князя киевского Владимира Мономаха,[11] последовавшей 19 мая 1125 года, на княжение в Киев сел княжить его сын Мстислав. Мстислав занял стол вопреки традиции Ярослава Мудрого, которая определяла передачу престола по старшинству в роду. Более того, тогда еще были живы его дядья, двоюродные братья, старшие его по возрасту. В.И. Буганов, давая оценку этому событию, пишет: «В последние годы жизни Мономаха Мстислав, находясь постоянно около стареющего отца, по существу вел все управление государством. Черниговские князья, считая себя старейшими в роду, были, естественно, недовольны, но на этот раз смолчали, так как слишком велика была власть в руках Мстислава, могучими его военные силы».[12] Став киевским князем, Мстислав почтительно обошелся со своими братьями, - Ярополком Владимировичем и Юрием Владимировичем, - оставив за ними Переяславль и Ростов. Такая миролюбивая политика Мстислава, по всей видимости, снискала уважение к нему киевлян. Однако Мстиславу не долго пришлось княжить в Киеве. В 1132 году он скоропостижно умер.
|
|
На его место встал его брат - Ярополк Владимирович. «В том же лете, - как повествует Ипатьевская летопись, - Ярополк приведе Всеволода Мстиславича из Новагорода и да ему Переяславль».[13] Эта попытка вызвала сопротивление ростовского князя Юрия Владимировича и его сына Андрея, правившего на Волыни. Сыновья Мономаха, можно думать, не без оснований встали в оппозицию Ярополку, так как, скорее всего, Ярополк, будучи бездетным, в будущем намеревался отдать киевский престол Вячеславу. Это противостояние привело к тому, что в итоге Переяславль оказался в руках Юрия Долгорукого. Воспользовавшись раздором в среде потомков Мономаха, черниговский князь Всеволод Ольгович[14] при поддержке половцев в том же году силой попытался завладеть Киевом. И, хотя его попытка окончилась неудачей, однако она подорвала и без того зыбкий мир, установившийся в южной Руси.
В 1139 году Ярополк Владимирович умер, и Киевский престол занял старший из оставшихся в живых детей Мономаха Вячеслав. Узнав об этом, Всеволод Ольгович вновь подступил к Киеву. При этом, как ни странно, Вячеслав не оказывает ему сопротивления и добровольно оставляет престол.[15] Всеволод занимает город. Таким образом, было реализовано право старшинства черниговских князей. Насильно завладев Киевом, Всеволод, однако желал, чтобы дальнейшие выборы князя на киевский престол проходили мирным путем и без борьбы. Движимый этими соображениями, он предлагает киевлянам выбрать себе князя. Мнимый либерализм Всеволода подтвердился тем, что в качестве главного кандидата на престол он представляет горожанам своего брата Игоря. У киевлян не было другого выхода как согласиться. Но правление Игоря в Киеве продолжалось не долго. В 1146 году умер Всеволод, и жители Киева низложили Игоря и избирали вместо него старшего Мономаховича - Изяслава Мстиславича.[16] Так династия Мономаха вновь вернула себе киевский престол. Впоследствии, когда за Игоря вступятся его братья, киевляне убьют Игоря всенародно, несмотря на то, что тот уже был монахом Печерского монастыря.
|
|
Изяслав, став князем, немедленно начал преследование своих политических противников. Он жестоко расправился с Ольговичами. Но в это самое время против него поднимается еще более сильный соперник, его дядя, суздальский князь Юрий Долгорукий, младший сын Владимира Мономаха. Началась долголетняя борьба, и в этой борьбе непосредственным образом участвовал Андрей. Дела запутывались так, что междоусобице, казалось, не будет конца. Киев несколько раз переходил из рук в руки: то Юрий захватывает его, но, не успев закрепиться, уступает место Изяславу.
В такой сложной ситуации киевляне проявили удивительную гибкость и дипломатичность, позволившие им не раз избежать расправы то со стороны одного, то со стороны другого князя. Они уверяли Изяслава в своей готовности отдать жизни за него, но при этом переправляли Юрия через Днепр к себе и вынуждали бежать Изяслава; принимали к себе Юрия и вслед за этим вновь налаживали связи с Изяславом, призывая его к себе, прогоняя Юрия. Но, несмотря на такое непостоянство, старейшины Киева более благоволили Изяславу, нежели Юрию.
Андрей Юрьевич также был участником междоусобной борьбы. В ходе битв молодой князь не раз показывал свою храбрость. В 1149 году в одном из походов против союзников Изяслава он вместе с братьями подступил к Луцку, где закрылся брат Изяслава - Владимир. С.М. Соловьев очень образно пересказывал и рисовал картину сражения: «Когда они (Андрей с дружиной) приблизились к городу, то из ворот его выступил отряд пехоты и начал с ними перестреливаться; остальные Юрьевичи никак не думали, что Андрей захочет ударить по этой пехоте, потому что и его стяг не был поднят: не величав был Андрей на ратный чин, говорит летописец, искал он похвалы от одного Бога; и вот вдруг он прежде всех въехал в неприятельскую толпу, дружина его за ним, и начинается жаркая схватка. Андрея переломил копье свое и подвергся величайшей опасности; неприятельские ратники окружили его со всех сторон; лошадь под ним была ранена двумя копьями, третье попало в седло, а со стен городских сыпались на него камни, как дождь; уже один немец хотел просунуть его рогатиною, но Бог спас его. Сам Андрей видел беду и думал «Будет мне такая же смерть, как Ярославу Святополничу»; помолился Богу, призвал на помощь святого Феодора, которого память праздновалась в тот день, вынул меч и отбился. Отец, дядя и все братья обрадовались, увидев его живым, а бояре отцовские осыпали его похвалами, потому что он дрался храбрее всех в этом бою. Конь его, сильно раненный, только успел вынести своего господина и пал; Андрей велел погрести его над рекой Стрыем».[17]
Позже, в Руцкой битве, Андрей проявил не меньшую храбрость. Тогда, как только с обоих сторон начали сходиться для битвы ратники, Андрей, схватил копье и поехал впереди всех и раньше всех столкнулся с неприятелем. Его копье вновь было сломано, щит сорван, шлем спадет с головы, конь, раненный в ноздри, метался под ним в разные стороны и Андрей вновь оказался на краю жизни и смерти.
В 1151 году после кровопролитных столкновений и тяжелой борьбы Изяслав на время взял перевес над родственниками. В такой сложной ситуации Андрей, не смущаясь, бежал от отца в суздальскую землю.[18] «По всей видимости, маленький городок, расположенный в бассейне реки Клязьмы - Владимир, куда бежал Андрей был уделом, который дал ему во владение отец».[19]
И, тем не менее, лишившись сильной поддержки в лице сына - храбреца, Юрий все же ни под каким предлогом не хотел отказываться от богатого и знатного юга. Он с новыми силами вступил в борьбу за Киев, но добился его только после смерти Изяслава - в 1154 г.
Овладев Киевом, Юрий в 1155 году посадил Андрея на княжение в Вышгород, расположенный неподалеку от Киева. Юрию хотелось, чтобы любимый сын находился рядом. Вызвано это было, по всей видимости, тем, что Юрий предполагал в будущем передать ему киевское княжение. В пользу этой точки зрения говорит тот факт, что отдаленные от Киева города - Ростов и Суздаль - он передал своим младшим сыновьям. Но Андрея не удовлетворяла такая перспектива. Он был столько же храбр, сколько и умен, столько же расчетлив в своих намерениях, сколько и решителен в исполнении. Он был слишком властолюбив, чтобы поладить с тогдашним складом условий в южной Руси, где судьба князя постоянно зависела и от покушений других князей, и от своенравия дружин и городов. Да и соседство половцев не давало в будущем никаких гарантий на спокойную жизнь в южнорусском крае, потому что половцы представляли для князей отличное средство для добычи городов.
Андрей решился самовольно бежать навсегда в суздальскую землю.