Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Арбитражный суд в РФ и ряде других государств - суд специальной юрисдикции, осуществляющий правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции. В Российской Федерации деятельность арбитражных судов регулируется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом» Об Арбитражных судах РФ», Арбитражным процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административным и иным правонарушений: между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; между РФ и субъектами РФ; между субъектами РФ Арбитражный суд рассматривает иные дела, в том числе об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности; о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан. Систему Арбитражных судов в РФ составляют:

Высший Арбитражный суд РФ, федеральные Арбитражные суды округов, Арбитражные суды республик, краев, областей городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

 

Конституционный суд Российской Федерации

 Конституционный суд в ряде государств - это особый орган, единственной или главной функцией которого является осуществление конституционного надзора.

Впервые был учрежден в Австралии в 1920 г. С тех пор этот институт получил широкое распространение в Западной и Восточной Европе, а также был воспринят некоторыми странами Азии, Африки и Америки.

В отличие от обычных Верховных судов Конституционный суд не входит в систему судов общей юрисдикции. Например, в ФРГ, Италии, Румынии, Болгарии, Монголии Конституционный суд является особым органом контроля, не относящимся к судебной власти.

В Российской Федерации Конституционный суд считается судом особой категории и входит соответственно в судебную систему.

Конституционный суд РФ - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Он был создан в 1991 г. в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда определяются Конституцией РФ ст. 128 и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ ОТ 12 июля 1994 г1.

Конституционный суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и к совместному ведению договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам за нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, дает толкование Конституции РФ, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения  Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на двенадцать лет.

Основными принципами деятельности Конституционного суда РФ являются: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Заключение

Теория разделения властей - политико-правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность властных различных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимо друг от друга различными государственными органами. Идея разделения властей, высказывавшаяся еще античными и средневековыми учеными (Аристотель, Марсилий Падуанский и др.), была сформулирована в качестве самостоятельного учения в середине XVIII в. Шарлем Монтескье. Учение о разделении властей, связанное с теорией естественного права, исторически сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом. В современную эпоху принцип разделения властей является одной из основ конституционализма.

    Разделение властей – один из краеугольных принципов конституционализма, выражающийся в относительной независимости и самостоятельности основных государственных властей: законодательной, исполнительной и судебной. Смысл этого разделения состоит в препятствовании сосредоточению слишком сильной власти в одних руках.

Будучи относительно независимыми, государственные власти меньше ориентируются на мнения иных власть предержащих, исходят в своих решениях из интересов всего народа, всей страны, всего государства. Принцип распределения властей впервые и наиболее последовательно был воплощен в Конституции США 1787 г., где три власти не только разделены, но и контролируют одна другую через т.н. систему «сдержек и противовесов». Менее последовательно принцип разделения властей проведен в парламентарных государствах, так как в них парламенту принадлежит формальное верховенство над органами исполнительной власти.

    В Российской Федерации принцип разделения властей закреплен в ст.10 Конституции РФ 1993 г. 12 декабря.

    «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

    Ст. 11Конституции РФ гласит:

    «1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, Суды Российской Федерации».

    «2.Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти».

    «3.Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий».

    Ст. 12 Конституции РФ гласит:

    «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

    С этого момента начинается принципиально новая эпоха в развитии российской государственности - эпоха построения правового государства. Идея такого государства базируется на принципах законности, соблюдения прав и законных интересов личности, обеспечения этих прав и интересов.

Однако в настоящее время имеется достаточно большое количество противоречий, которые необходимо как можно оперативнее решать.

Разрешить большинство этих противоречий, путем контроля за осуществлением государственной власти в Российской Федерации призвана система разделения властей.

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1996 г.

2. Конституция Российской федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: Юрид.лит., 1994.

3. Указ Президента Российской Федерации от 10.01.1994 года "О структуре федеральных органов исполнительной власти"

4. Закон Российской Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации"

5. Закон РСФСР от 8.07 1981 года "О судоустройстве РСФСР"

6. Закон Российской Федерации от 4.07.1991 года "Об арбитражном суде"

7. Большой юридический энциклопедический словарь, автор и составитель А.Б. Барихин, Москва 2000 г. Книжный мир

8.  Конституционное (государственное) право зарубежных стран, А.А. Мишин, Москва 1996 г., изд. Пятое переработанное и дополненное.

9. Учебник Конституционное право России, М. «Юристъ», 1999 г.

Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин

10. Разделение власти: система сдержек и противовесов. Б.С. Крылов

 


1 Разделение власти: система сдержек и противовесов. Б.С. Крылов. с. 11

2 Конституционное право России, Учебник.М. «Юристъ», 1999 г. Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин., с. 123

 

1 Конституционное право России, Учебник.М. «Юристъ», 1999 г. Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин., с. 124

2 Конституционное (государственное) право зарубежных стран, А.А. Мишин, Москва 1996 г., изд. Пятое переработанное и дополненное. с. 213

1 Разделение власти: система сдержек и противовесов. Б.С. Крылов. с. 12

1 Цит. по: The Federalist Papers. - N.Y" 1976. - P.I 14. 272

1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран, А.А. Мишин, Москва 1996 г., изд. Пятое переработанное и дополненное. с. 215

2 Конституционное право России, Учебник.М. «Юристъ», 1999 г. Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин., с. 124

1 Разделение власти: система сдержек и противовесов. Б.С. Крылов. с. 13

1 Конституционное право России, Учебник.М. «Юристъ», 1999 г. Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин., с. 125

1 Конституционное право России, Учебник.М. «Юристъ», 1999 г. Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин., с. 125

1 Разделение власти: система сдержек и противовесов. Б.С. Крылов. с. 13

1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран, А.А. Мишин, Москва 1996 г., изд. Пятое переработанное и дополненное. с. 217

2 Разделение власти: система сдержек и противовесов. Б.С. Крылов. с. 14

1 Конституционное право России, Учебник.М. «Юристъ», 1999 г. Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин., с. 126

1 Конституционное право России, Учебник.М. «Юристъ», 1999 г. Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин., с. 127

1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран, А.А. Мишин, Москва 1996 г., изд. Пятое переработанное и дополненное. с. 218

2 Конституционное право России, Учебник.М. «Юристъ», 1999 г. Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин., с. 127

1 Конституционное право России, Учебник.М. «Юристъ», 1999 г. Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин., с. 126



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: