Стратификация людей по отношению к оплате труда, трате денег

Стратификация (от лат.Stratum - слой + Facio - делаю) - расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям (стратам) по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже. Стратификация отражает социальную неоднородность, расслоение общества, неодинаковость социального положения его членов и социальных групп, их социальное неравенство. [2]

При изучении отдельных моментов воздействия денег на психику человека и его отношения к деньгам можно выделить несколько типов людей, которые отличаются от типологий, принятых в общей психологии. Денежные типы личности неоднозначны. Так, может быть тип, для которого деньги не важны, но это может быть и альтруист, а может быть и человек с минимальными потребностями, может даже пустой человек, которому легче жить в бедности, так как он ленив, не испытывает потребности в красоте или богатстве. Здесь тоже проявляется парадоксальность своего рода. Там, где нет денег, нет и мастеров. Но там, где они есть, мастерами не становятся.

Денежную типологию личности впервые разработал Н. Форман (1987). С его данными хорошо согласуются данные Х.Голдберга и Р.Левиса. Типология легко дополняется новыми типами, выявленными в процессе жизненных наблюдений и специальных исследований.

 

Таблица 1 Денежные типы личности

 

Тип личности Характеристика
1 2
Скряга   Увлекает накопление денег само по себе. Испытывает чувство страха потери, недоверия к себе окружающих. Создает чувство защищенности, безо­пасности с помощью денег
Транжир   Бесконтрольно расходует деньги, особенно в периоды депрессии, ощущения своей незначительности, отверженности. Такое поведение - отдушина, часто бесконтрольная со стороны человека, делающая его здоровее и счастливее (деньги как символ защиты, терапии, безопасности). Часто это люди с низкой самооценкой, уверенные в том, что деньги повышают ее; Удовольствие от владения деньгами носит временный характер
Денежный мешок   Захвачен зарабатыванием денег, которые рассматривает основным способом добиться высокого статуса и одобрения окружающих. Деньги для него источник силы, обеспечивающий власть
Торгаш   Испытывает ощущение превосходства, когда удается купить вещи за меньшие суммы, раздражается, если приходится платить запрашиваемую сумму. Деньги для него символ любви  
Игрок   Чувствует себя бодрым и оптимистичным, когда принимает вызов, получает выигрыш или проигрыш в результате игры. Деньги для него символ свободы от других

 

1 2
Коллекционер   Деньги для него суть ценность как предмета искусства. Хорошо понимается их стоимость. По типу деятельности в этой сфере коллекционер ближе всего к торгашу, по профессии может быть кем угодно, но нередко коллекционирование становит­ся основной серой занятий  
Абстракционист   Безразличен к деньгам, накоплению, покупкам, охотно поручает распоряжаться заработанными деньгами близким людям, высвобождая время для работы. Встречается среди работников творческого труда
Конкретик   Деньги для него представляют вполне осознанную и определенную ценность; нехватку денег воспринимает трагически, придерживается этики вещизма и накопительства
Завистник   Испытывает чувство зависти и неприязни к преуспевающим людям, неспособен взять ответственность на себя за свои неудачи. В случае денежной удачи проявляет кичливость к тем, у кого меньше денег
Паразит   Готов жить на подачки или использовать для удовлетворения своих потребностей чужие средства, не несет ответственности ни за кого и на за что. Психологически — представитель социальных низов
Фальшивомонетчик   Ярко выражена наклонность получения выгоды путем обмана. Необязательно богатый человек

Психологические особенности функционирования денег

в коммерческой деятельности

Деньги могут быть средством разворачивания производства, предпринимательской деятельности, поскольку они служат посредником и стимулом в процессе воспроизводства. В этом случае статус человека определяется его ролью в производственном процессе.

В рыночной деятельности утрачивается абстрактное отношение к человеку, а понятия заповедей сохраняются только для лиц, принадлежащих одной рыночной группе. Подразумевается, что партнеры должны быть честны друг с другом. Однако, как показывает практика это не всегда так. Предприниматели стремятся сбыть свой товар в любом случае, даже если он некачественный. Поэтому с точки зрения потребителя рынок аморален изначально, побеждает то, кто обманет. Как ответная реакция – борьба потребителей за свои права.

Не обязательная, но типичная и для сегодняшнего дня схема происхождения капитала: добыча первоначального капитала криминальным путем -> развитие дела на легитимной экономической основе -> осознание социально-культурной значимости капитала. (бандит-промышленник-меценат).

Конкуренция – наиболее яркая отличительная особенность бизнеса. Существует позиция ученых-экономистов, которые практически единодушно превозносят конкуренцию как двигатель экономического прогресса, механизм саморегуляции рыночной экономики. С другой стороны, есть общественное мнение, которое скорее склонно видеть в конкуренции схватку предпринимателей.

Государственная политика практически всех стран направлена на стимулирование конкуренции для противостояния созданию монополий. Интенсивная конкуренция стимулирует внедрение инноваций, проникновение на новые рынки и производит естественный отбор, оставляя на рынке сильных и удаляя с него «слабых».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: