Психология бедности и богатства

На протяжении последнего десятилетия в российском обществе произошли кардинальные социально-экономические преобразования, следствием которых явилось значительное усиление имущественной дифференциации различных слоев населения, появление социальных групп, отличающихся по экономическим признакам: богатых и бедных, неимущих. В условиях нестабильности социально-экономической ситуации, противоречивой динамики социальных процессов в стране, интенсивной трансформации социальных отношений и настроений в различных социальных группах для подавляющего большинства людей существенно возросла значимость материальных ценностей, а проблема имущественного неравенства, богатства и бедность стала одним из ключевых аспектов развития современного российского общества. Она обнаруживаются в психологических и социологических исследованиях ценностей. Все чаще среди качеств людей типа «молодой, красивый, умный, добрый», на первое место ставится «богатый». На вопрос о ценностях также все чаще ответы «состояние, должность» и т. п.

По мере роста богатства стран и отдельных лиц, осведомленности большого числа лиц о дисбалансе в доходах все чаще появляются мнения о справедливости их сближения. Значительная часть населения разных стран, как показали результаты ряда исследований, сегодня предпочитает равенство в доходах тому, что могут предложить свобода и рынок. Главным критерием неравенства является богатство, деньги. Остальные — власть, престиж, репутация, привилегии, контроль ресурсов — тесно с ним связаны. Из-за неравенства отношения людей в обществе всегда находились в состоянии шаткого равновесия, нарушавшегося в случае ухудшения жизни бедных, усиления давления на них. Римские цезари подкармливали плебс. Стремление к равенству, которому сопутствовало «подтягивание» жизни бедных, но без уничтожения богатых, пытались обосновать эгалитаристы XIX века. Лишь в XX веке в массовом масштабе стала осуществляться социальная политика.

Эта политика позволяет нейтрализовать недовольство бедственным положением, реально помогает людям и создает видимость стремления к равенству. Проведение социальной политики выявило особую категорию «паразитов», готовых жить на пособие всю жизнь. Поэтому проведению социальной политики на Западе сопутствует поддерживаемая религией политика внушения неуважения к паразитарному существованию.

Материальное положение человека влияет на его образ в глазах других людей. Богатые люди воспринимаются счастливыми, здоровыми, приспособленными. Бедные — несчастными и неприспособленными, ленивыми. Они составляют в мире большинство населения. Диапазон отношения к бедным начинается от полного презрения, неоказания никакой помощи до подтягивания их положения до вполне приемлемых стандартов жизни (социальные программы, фонды, благотворительность). Причем к применению социальных программ склонны большей частью богатые страны и богатые люди. В бедных странах с большим количеством нуворишей отношение к беднякам презрительное и беспощадное.

Конечно, бедняк бедняку — рознь. Следует выделять из общей массы бедняков людей определенного психического склада: у них нет потребностей ни в вещах, ни в красоте, ни в обустройстве, они ленивы, у них нет желания работать, что-либо делать. Когда им предоставляется свобода, они с удовольствием ложатся на диван. Если они работают, то только ради заработка, часто однодневного. Ради сохранения своего положения и психологии, по существу, бомжа, они готовы уничтожить цивилизованный мир.

Иной тип личности — мастера своего дела, которым общество платит за труд слишком мало. В условиях закрытости такая ситуация в обществе может существовать довольно долго. Но в открытых обществах неизбежно происходит «вымывание» специалистов. Человек знает себе цену и хочет зарабатывать согласно своей квалификации. Тут вступает в действие правило — нет денег, нет и мастеров. Недаром из России уезжают талантливые музыканты (их обучение, а затем и труд на самом деле очень дороги, но у нас, как при советской власти, так и сейчас, оперный певец получает в 10 раз меньший гонорар, чем эстрадник, работающий «под фанеру»). Уезжают ученые, особенно молодые, не обязательно выдающиеся, но те, кто может, — на время или навсегда.

Вальтер Ойкен выдвинул концепцию социально обоснованной экономической политики. Для большей части членов общества важно достижение справедливого распределения, осуществляемого согласно предельной производительности факторов производства. Начиная с 30-х годов эта проблема превращается в нервный узел экономического регулирования. Основной момент здесь — интерес не к абсолютному равенству, а принцип «живи и дай жить другим». Каждый человек и социальная группа имеют конечный предел потребностей (или медленно растущий, что равнозначно в развивающемся обществе). Их достаточно удовлетворить для ощущения равенства.

В нашей стране негативное отношение к новобогачам определяется как пониманием того, что богатства нажиты неправедным путем, так и тем, что психика людей не успевает приспособиться к произошедшим переменам. Пожалуй, только новые поколения людей, заставшие уже расслоившийся мир, будут относиться к богачам спокойно и нейтрально.

Надо сказать, что в старой России скоробогачей могли из-за недоверия не принимать в купеческое собрание. Наименьшим доверием пользовались процентщики, банкиры. Большим доверием пользовались купцы, но наиболее уважаемыми были промышленники (они тратили большие деньги на обустройство быта рабочих, создание богаделен, обучение детей и даже вывоз их на дачу, лечение, чем создавали себе имидж уважаемого человека, к деньгам которого также относились с уважением).

Таким образом в процессе развития общества богатые богатеют, а бедные беднеют, а равновесие между ними не достигается практически никогда. В связи с этим социальные программы должны быть максимально гибкими и адаптированными к национальным особенностям стран.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: