Биологические теории

В течение первых недель жизни в утробе возможность, что эмбрион станет мужчиной или женщиной закладывается там, хотя изначально строение вещества фактически одинаковое. То есть, ткани из которых сформируются яичники и женские половые органы, и яички и мужские половые органы– еще не различаются. Впоследствии, под воздействием сначала половых хромосом, а потом и гормонов (эстрогена в случае женщин, тестостерона в случае мужчин), половые органы, следуя нормальному циклу развития, начинают принимают свои характерные очертания. Даже в полноценно развитом зародыше сходство мужских частей и женских частей с первоначальной тканью все еще очевидно.

При рождении, в большинстве случаев, биологический пол ребенка тоже очевиден. Но, как выясняется, не всегда. Некоторые дети рождаются с неясными половыми органами – и женскими и мужскими. С медицинской точки зрения, в этом случае половые железы содержат ткани и яичников, и яичек, и человек описывается как (настоящий) гермафродит. Гермафродитизм объясняется как «врожденная двойственность в репродуктивных органах, когда что пол индивида нельзя однозначно определить как полностью мужской или полностью женский». В западных странах такие случаи, вероятно, решаются хирургическим путем, и загодя, так чтобы человек мог быть отнесен к тому или иному полу. Это считается предпочтительным и справедливым, чтобы избежать впоследствии социальных и правовых затруднений, которые неизбежно возникнут у человека с двойственным полом. В менее развитых странах мира отношение к гермафродитах очень различается. В некоторых культурах детей-гермафродитов не терпят и их умерщвляют при рождении. В других, как у индейцев навахо в таком примере, гермафродиты - это очень ценные люди, которые как считается, обладают особыми духовными качествами.

Примеры истинного гермафродитизма, то есть физиологической неясности, сравнительно редки. Практически вся масса катоев Таиланда – транссексуальные мужчины, или «псевдогермафродиты». В моей собственной работе из 43-х катоев никто не был настоящим гермафродитом. Возраст, в котором было принято решение стать девочкой, варьировался от 3х лет до середины подросткового возраста, но основная часть знала чего она хочет уже к тому времени, когда достигла половой зрелости. Только трое из них прошли операцию по перемене пола, 21 вставили грудные имплантанты и 39 принимали или принимают гормональные препараты. Всем 43-м нравилось или они делали вид, что испытывают удовольствие от связей с мужчинами и только один отметил ранее отношение с женщиной.

Во-первых и в основном, эти люди, которые в раннем возрасте отказались от пола мальчика в пользу пола девочки. Они выражают сильное желание одеваться как женщина, вести себя как женщина и заниматься женским трудом – проще говоря, быть в любом отношении как женщина. То же самое верно в других транссексуальных общинах по всей Азии и за ее пределами, представители которых признаются внутри своей культуры как отдельный пол со своим собственным отличительным местом в культуре.

В нормальном состоянии, транссексуальные мужчины испытывают интерес к партнерам-мужчинам. Однако, антрополог Сабина Ланг, в своем эссе «Это нечто больше, чем просто женщины и мужчины» указывает на одну важную деталь: концепция мужчин живущих как женщины (и наоборот), которая отражается в специальных терминах, которыми культура описывает этих людей, не должна смешиваться с концепцией сексуального предпочтения или гомосексуальностью. Она наблюдала, к примеру, что у транссексуалов северо-американских индейцев, называемых в оригинале бердаши (berdache), не считается необычным для транссексуальных мужчин вступать в отношения с женщинами и транссексуальными женщинами. Она пользуется термином «девочка-мальчик» описывая транссексуальных мужчин и «мальчик-девочка» - для транссексуальных женщин.

Самым ранним признаком, что лицо собирается стать женщиной-мужчиной или мужчиной-женщиной – это не интерес к сексуальным связям с лицами своего пола, но отличительный интерес к обязанностям, которые отводятся традиционно «другому» полу. Это заметят другие члены общины и это приведет к переоценке человека в плане его пола.

Ланг подчеркивает что такие люди оцениваются не на базе простой биполярной гендерной смены – от мужчины к женщине, от женщины к мужчине – но, как и катои, их воспринимают как отличающихся от других, третий пол.

Эти наблюдения вероятно подразумевают, что при всяком обсуждении катоев или других нестандартных групп, биологическая конституция человека, пол этого индивида и сексуальные предпочтения должны рассматриваться как три отдельные, хотя и взаимосвязанные, области. Объяснения пола в обществах, которые различают и выделяют отдельно такие группы, не сопоставимы с теми, что имеются в Иудейско-христианском мире. Поэтому их концепции и категории не могут быть просто так сокращены ради удобства, чтобы только прийти в соответствие с традиционным западным биполярным разделение на мужчина-женщина, самец-самка и гетеросексуальный-гомосексуальный.

Хромосомы.
Хромосомы содержат генетический материал, ДНК (дезоксирибонуклеиновую кислота), который является кодом жизни. У нормального человека, мужчины или женщины, всего 46 хромосом, каждая состоит из большого количества генов. Из этих 46 хромосом, 44 сгруппированы в 22 пары. Они известны как аутосомы (неполовые хромосомы) и они определяют характеристики человека, но не его или ее пол. У нормального мужчины есть 2 дополнительные хромосомы определяющие пол, известные как Х и У, а у нормальной женщины тоже есть 2 дополнительные, известные как Х и Х. Нормальный мужчина соответственно имеет всего 46 хромосом и его генетическая конституция или кариотип, выражается как 46, ХУ. Нормальная женщина также имеет 46 и ее кариотип 46, ХХ.

Ошибки и случайности не являются редкостью в природе и это также верно для процессов, в ходе которых лицо приобретает свою генетическую конституцию. Такие ошибки могут привести в ненормальности в генетическом строении индивида, некоторые из которых (мутации) воспроизводятся и продолжаются дальше по генетической линии, т.е.наследуются, другие являются врожденными, т.е.проявляются с рождения, но не наследуются или передаются дальше.

Врожденные ошибки.
Потенциал для врожденных ошибок в половом развитии индивида заложен с самого начала, с момента оплодотворения яйца при зачатии. Он возрастает до критического уровня в процессе развитии эмбриона в матке, и еще раз в течение биологической трансформации, которая происходит во время полового созревания.

На ранних стадиях созревания эмбриона в матке, клетки, которые будут окончательно определять пол ребенка, неотличимы. Через 7 недель появляется некоторая дифференциация, но большинство структур все еще остаются «нейтральными» в том смысле, что существующие скопления клеток все еще представляют собой потенциальные органы любого пола. Это происходит на данном этапе, когда от действий Х или У-хромосом зависит дальнейшей развитие. Генетический код Х-хромосом содержит инструкции для отмены мужских черт и команду для еще не определившихся клеток стать яичниками вместо яичек и яйцеклетками вместо сперматозоидов. Генетический код У-хромосом отдает противоположные команды, выражающиеся в развитии яичек. Когда они сформируются, яички будут воспроизводить мужские гормоны, которые начнут стимулировать развитие мужских половых органов и эффективно уничтожать женские. Но если инструкции идущие от У-хромосом неясны или не достигают цели, развиваются женские органы и эмбрион становится женщиной (с внешней стороны, по крайней мере). Синдром Невосприимчивости Андрогенов (или Синдром феминизации яичек) описывает одну из таких ситуаций, когда ребенок рождается с отличительными внешними признаками девочки, но обнаруживает хромосомный набор мужчины и мужской уровень циркуляции тестостерона.

И наоборот, из-за неверного направления, или прерывания генетических сигналов, возможно ребенок с набором хромосом девочки (46, ХХ) рождается без яичников, или с яичками вместо яичников.

Одной из самых важных функций хромосом является производство ферментов и гормонов, которые влияют на развитие эмбриона. Синдром дефицита 5 альфа –редуктазы описывает разные прерывания при нормальном развитии, которые могут произойти с ХУ-индивидами. В этом случае, У-хромосомы успешно стимулируют рост яичек, но яички производят только некоторые гормоны нужные для развития мужчины. При отсутствии важного гормона DHT (дигидротестостерон), мужские половые органы не могут развиться и половые органы становятся женскими или неясными. Единственным частично успешным результатом действий У-хромосомы в таких случаях является то, что у человека также не могут развиться фаллопиевы трубы или матка.

Синдром Кляйнефельтера.
Синдром Кляйнефельтера (СК) впервые был описан американцем Гарри Кляйнефельтером в 1942, это врожденное расстройство, поражающее мальчиков и мужчин. Когда мужские сперматозоиды соединяются с женскими яйцеклетками, фетальные клетки имеют по крайней мере по одной лишней Х-хромосоме. Более общим результатом является кариотип 47, ХХУ – т.е. 44 аутосомы плюс 3 вместо двух половых хромосом. Поскольку это состояние врожденное и не наследуется, родители мальчика с СК не должны беспокоиться насчет ее возможной передачи своим внукам, и им не нужно волноваться, что они родят еще одного мальчика с СК.

Дальнейший вариант этого состояния известен как мозаицизм, в которой некоторые клетки тела имеют нормальный набор 46,ХУ а другие – 47,ХХУ. Это описывается как 46,ХУ/47,ХХУ. Большая часть индивидов с набором 47,ХХУ – бесплодны и не могут иметь детей, но некоторые, чьи тела включают 46,ХУ клетки, способны производить сперматозоиды и иметь детей.

Оценки о частоте возникновения СК среди рождающихся мальчиков разнятся от 1 к 1000 (0,1 %) до 1 к 400 (0,25 %), делая его одним из самых распространенных врожденных расстройств. Мальчики с СК имеют обычную фигуру тела мужчины, если не считать, что во время взросления у них могут развиться груди. Изучение психологического характера людей с СК не привели к каким-либо ясным выводам. У некоторых людей были описаны ухудшения в умственных функциях – трудности в учебе, трудности с концентрацией внимания, трудности с речью и трудности в социализации с другими детьми. Однако, отчеты об этих проблемах, их серьезности и их распространенность не ясны и чаще всего не подтверждаются. Мальчикам с СК не требуется специального ухода и большинство из них, похоже, более или менее нормально ходят школу и ведут взрослую жизнь. Уровень мужского гормона тестостерона зафиксирован как нормальный в период полового созревания, но потом может упасть ниже стандартного уровня у взрослого. Это случаи ассоциируются с определенными женскими чертами, такими как низкий уровень волос на лице, пониженное мышечное развитие и отложение жира на бедрах.

Также была отмечена повышенная уязвимость к большому числу физиологических недугов и болезней, связанных с иммунной системой. Среди них повышенный риск остеопороза (хрупкие кости), и астма. Но опять же, многие из этих доказательств являются не более чем двусмысленными, за исключением частоты возникновения рака грудных желез, которое в 20 раз чаще встречаются у людей с СК, чем у нормального мужского населения (едва ли 1 % от всех случаев рака грудных желез случается с мужчинами).

Не описано никаких медицинских вмешательств и их не рекомендуется использовать в случае с лицами с СК. Возможно, можно лишь предложить поддерживать уровень тестостерона в тех случаях, когда, например, у женщины или не-мужчины, физические черты становятся предметом насмешек или с целью преодоления утомления. Однако, слишком длительный прием тестостерона, как и любого другого гормона, не считается разумным из-за известного риска побочных явлений.

Параллельное состояние к СК, известное как синдром Тернера, может произойти с девочками. Это скорее результат уменьшения, чем увеличения, хромосом, дающий кариотип 45,Х в некоторых или во всех клетках тела. Как и индивиды с СК, многие люди с синдромом Тернера ведут нормальную жизнь, но вероятно являются бесплодными. Частота синдрома Тернера среди женщин оценивается приблизительно как 1 к 2000; значительно реже, чем частота СК среди мужчин. Это может быть еще более значимым, так как такая статистика широко проводит параллели о большей частоте возникновения гендерных расстройств среди мужчин, чем среди женщин.

Наружные половые органы ребенка, конечно, являются самым очевидным видимым признаком его половой принадлежности. Но, как мы видим из этих специальных примеров, где что-то может пойти не так из-за генетического кода, они не являются единственными признаками. Есть другие, скрытые факторы, описывающие пол индивида, такие как генетические параметры или клетки тела и индивидуальная гормональная конституция и они не всегда соответствуют более выраженным признакам. Достоверную статистику частоты этих случаев трудно собрать, или потому что условия сами не сразу проявляются, или потому что применяется поспешное лечение, чтобы отнести ребенка к тому или иному полу и все состояние дел покрывается тайной.

Целью этой главы о неясностях биологического пола и связанных с этим синдромов, в том виде как они описаны в медицинской литературе, является не мнение предполагающее, что катои – это непременно продукты врожденных сбоев, или тем более предположение, что СК – синдром широко распространенный среди катоев или других транссексуальных групп. Вопрос пока остается открытым. Целью главы является демонстрация, что определение мужского или женского пола, так же как мужеподобного или женоподобного пола, не так четко выражено, как это обычно считается. В школьных учебниках по биологии случаи представлены в черно-белом цвете; женщины описываются как ХХ и мужчины как ХУ-хромосомы. Но они никоим образом не дают полной картины. Американский антрополог Анна Болин писала:

Парадоксально, чем более научными становятся методы, чтобы помочь определить биологический пол человека, тем более туманным становится идентификация пола, как показали лекции по Олимпийским играм по определению «настоящего»пола атлета.

Так что это может оказаться верным или нет, что частота случаев возникновения СК среди катоев выше, чем среди тайцев с нормальным полом. На Западе были проведены небольшие исследования и они пока не выявили доказательств более высокой чем в среднем, частоты хромосомных расстройств среди транссексуальных мужчин.

Мозги.
Тем не менее, обычно чаще всего катои и другие транссексуалы жалуются, что они чувствуют себя женщинами запертыми в мужских телах. Как физиологические и психологические ощущения человека могут так сильно расходиться? Хотя большая часть принципов работы мозга остается тайной, мы знаем, что он является центром сознания, эмоций и чувств. Поэтому нам кажется логичным заглянуть в строение мозга, который может отвечать за половую идентификацию человека. Вероятным биологическим объяснением сильного транссексуального импульса, который вырывается у маленького мальчика, может оказаться, что та часть мозга, ответственная за половую идентификацию, если таковая имеется, развилась по иному типу еще в зародыше и заставила его стать транссексуалом, чем у тех, которые стали мальчиками и которые не страдали от этой болезненной половой дисфории. И опять местом «высокого риска» становится утроба и время появления ошибок опять связано с утробой на тех критических стадиях, когда гормоны начинают оказывать свое влияние на развитие эмбриона.

В 1995 группа ученых из Нидерландского университета исследований мозга в Амстердаме опубликовала исследования в престижном научном журнале Nature и они утверждали, что нашли доказательство, что мозг у транссексуалов отличается от нормальных мужчин. Они сделали детальный посмертный анализ мозгов шестерых транссексуалов, в частности части мозга, гипоталамуса, который как стало известно из предыдущих исследований, является контрольным центром полового чувства, половой активности и эмоций. Сравнивая мозги транссексуалов, не все из которых были гомосексуальны, с мозгами и гетеросексуальных и гомосексуальных мужчин и мозгами гетеросексуальных женщин, они обнаружили, что часть гипоталамуса в мозгах транссексуалов была более похожа на женскую, чем на ту, что была у гетеросексуальных или гомосексуальных мужчин. Более того, никакой разницы не было найдено между гетеросексуальными и гомосексуальными мужчинами. Другими словами, эта разница была связана с половыми предпочтениями, вне зависимости от личной сексуальной ориентации. Данные для этого исследования собирались более 11 лет и включали детальные нейроанатомические сравнения мозгов шестерых транссексуальных, шестерых гетеросексуальных, шестерых гомосексуальных мужчин и шестерых женщин. Строение внутри гипоталамуса, в котором были обнаружены значительные отклонения, известно как центральное подразделение ядра stria terminalis (BSTc), область переднего мозга, отвечающая за сексуальное поведение. Эта структура обычно значительно больше у мужчин, чем у женщин, но BSTc у транссексуальных мужчин была явно схожа с женской, чем с мужской. Авторы с уверенностью могли заключить «Наше исследование – первым выявило женское строение мозга у транссексуальных генетических мужчин и поддерживает гипотезу, что половая идентификация развивается в результате взаимодействия между развитием мозга и половых гормонов».

Это исследование подверглось критике. Начали с того, что выборка была маленькой, хотя 24 мозга и были исследованы под микроскопом, среди них имелось только шесть транссексуалов. Однако, обнаруженные различия были явными и статистически высоко значимыми. Размер BSTc в транссексуальной группе был немного (хотя и незначительно) меньше чем у женщин, так что в этом смысле можно заключить, что транссексуалы проявляют более выраженное женское поведение, чем сами женщины. Более серьезная критика была направлена на то, что все транссексуалы в группе принимали женский гормон эстроген. Меньший BSTc в этой группе мог быть результатом приема регулярных доз этого гормона, т.е.косвенным следствием желания стать женщиной, чем ее причиной. Авторы процитировали дополнительные детальные данные из исследования, которое указывало на то, что «На размер BSTc не оказывают влияние половые гормоны в период взросления». Так что дебаты продолжаются. Конечно, одно это исследование само по себе не может служить доказательством биологической основы транссексуальности с причинами, которые надо искать в зародыше. Проблема смены пола, а также все процедуры и социальные трудности связанные с этим, не могут проходить без стресса, и это само по себе может оказывать влияние на мозги этих людей. Однако, в качестве предварительного исследования, эти выводы занимательны и наводят на размышления.

Другие физические отличия.
Есть ли еще какие-нибудь признаки, по которым транссексуалы физически отличаются от людей, которые вполне довольны данным им от природы полом (не считая ориентации, которую они выбирают сами)?

Ричард Грин, профессор психиатрии в Имперском колледже в Лондоне, похоже, тоже является сторонником врожденной теории, почему транссексуалы становятся такими. В письме Королевской коллегии психиатров в 2000, профессор Грин привел результаты 4-хлетнего исследования, куда было вовлечено куда большее число людей. Итого 400 мужских и 100 женских транссексуалов были изучены в клинике половой идентификации в Черинг-кросской больнице в Лондоне.

При исследовании обнаружилось, что большинство людей в транссексуальной группе были левшами, чем правшами, в противовес нормальному населению, подавляющее большинство которых правши. Он также обнаружил, что отпечатки пальцев транссексуалов склонны быть сильно зауженными. Обе эти характеристики закладываются еще в зародыши, так что это является еще одним доказательством гипотезы о врожденности явления. Будет полезным добавить, что все три доктора, с которыми я общался в клиниках по перемене пола в Бангкоке тоже пришли к заключению, из своего собственного опыта и своей интерпретации проведенных исследований, что человек уже рождается катоем и это является следствием процессов произошедших в зародыше.

Высокий рост.
Другая косвенная, но занимательная уликой приводится из моих не совсем научных наблюдений и со слов других авторов. Не требуется проводить статистические исследования, чтобы обнаружить, что в среднем катои выше, чем другие тайские мужчины и женщины. И это заметно не только среди исполнителей в кабаре. Каждый, с кем мне приходилось общаться в Таиланде, признавал этот факт, но, похоже, никто не мог найти этому объяснения.

Когда испанские путешественники первыми достигли того, что сейчас является югом США, там они обнаружили мужчин живущих как женщины. Среди ранних хроник тех времен была одна от Кабеза де Вака, который оставил следующие замечания, основанные на его исследованиях в ранних 1500-х.

Я увидел сатанинскую проделку, когда мужчина женился на другом мужчине и они выглядят женоподобными и важными людьми. Они ходят одетыми как женщины, и они занимаются женской работой…И они крупнее чем другие мужчины, и выше их.

Информация о Синдроме Кляйнфельдера, подготовленная Стивом Хамметом для организаций изучающих СК в Англии, основывалась на информации из уважаемых академических источников, утверждающих «Мужчины с СК обычно бесплодны. Они склонны иметь более длинные руки и ноги и быть ростом выше, чем их сверстники».

Роз Мортимер, продюсер и директор кинокомпании Wonderdog Productions сейчас вовлечена в создание 25-минутного фильма, для широкого показа, с временным названием Проблема Пола. Основной целью картины является «бросить вызов текущему утверждению, что пол бывает только двойным (мужским или женским) и что транссексуальность – патология, которая требует лечения». Такое описание используется, чтобы описать людей рожденных с физически неясными половыми органами (грубый эквивалент старого термина «гермафродит»). В личных беседах, я спросил ее, за все годы изучения этих людей, считает ли она, что есть еще какие-то другие очевидные характеристики этих людей и она сослалась на тенденцию, что они выше и у них длиннее ноги. Она считала, что возможно это может быть результатом гормональной терапии, которая действует, поворачивая вспять нормальный процесс сдерживания роста.

В процессе своего собственного исследования, в интервью я консультировался с тремя специалистами из клиник по перемене пола в Бангкоке и рост выше среднего (в сравнении с основном мужской популяцией) был также упомянут как «характерный» для примерно 65 % катоев. Однако эти же доктора не считали, что это происходит в результате приема гормональных препаратов, которые они полагали, если возможно и оказывают влияние, то разве что сдерживая рост, чем стимулируя его.

Воспитание.
Здесь у нас нет сомнений в том, что в тайских семьях никто намеренно не поощряет мальчиков поступать и одеваться как девочки. Традиционный Таиланд – это очень патриархальное общество, которое ставит мужчин выше женщин, как социально, так и духовно. Но поразительным является тот факт, что многие мальчики в очень раннем возрасте объявляют, что хотят быть девочками.

Документальный фильм Джереми Марре, Ледибои, снятый для канала 4 ВВС в 1992, рассказывает о карьере двух северных подростков-катоев. Одна сцена демонстрирует, как один из мальчиков дает что-то вроде урока или демонстрации более молодым детям. Это описывается в фильме как «место встречи для молодых катоев» и показывает открытость культуры катоев в некоторых частях Таиланда. Катои встречаются повсюду и они являются открытой, а не подпольной частью общества. Каждый может ясно увидеть их здесь и они явно воспринимаются некоторыми молодыми мальчиками как объекты восхищения или даже модели для подражания.

Это простое наблюдения важно для понимания как зародилась такая субкультура и как она продолжает существовать. Широкое распространение транссексуальных мужчин, многие из которых служат моделями для подражания и многие из которых считаются более красивыми чем женщины (часто слышимый комментарий), может быть рассмотрено как необходимое, хотя и недостаточное, условие существования этой категории. В западных странах нет такого ясного эквивалента.

Из тех данных, что были собраны мной в своих интервью, не было никаких доказательств о более частых, чем у нормальных людей, семейных проблемах. Пятеро из выборки отметили, что их отцы исчезли или умерли, когда они были молодыми. Возможно это выше среднего уровня, но может быть и стечением множества факторов, специфичных для данного примера. В любом случае, большинство человек отметили финансово шаткое, но все равно обычное стабильное положение в семье.

Заключение.
Научное исследование физиологической внешности и вероятных биологических причин желания смены пола является само по себе не более чем начальным этапом. Помимо всего, изучение, наблюдение и дискуссии продемонстрировали, что биологическая основа пола человека никоим образом не определена так жестко, как учат нас этому традиционные модели обучения. Что некоторые научные труды по психологическому портрету транссексуальных людей в настоящее время не делают никаких очень строгих заключений. Но и они согласуются с мнением практикующих врачей, работающих в данной области, что человек уже рождается как катой и что, по крайней мере в некоторых случаях, это может быть результатом событий, произошедших в утробе.

 

Глава 4.
План Саовани.

История Саовани (продолжение).
План Саовани насчет Акон и его двух друзей Лек и Манат окончательно вырисовался во время поездки на последнем автобусе от университета к центру Чианг Мая. Уже была ночь среды и ей не нужно было идти в школу до следующей недели. Но Саовани решила не ждать до следующего понедельника, чтобы изложить свое предложение. Их собрание потребует конфиденциальности, а его было нелегко достичь в границах школы. Она призовет всех троих в субботу и поговорит с ними в своем доме, где она будет уверена, что их никто не потревожит.

Саовани положилась на метод коммуникации «передаваемый в устной форме», что известен с давних времен в юго-Восточной Азии и является постоянным источником недоразумений для иностранцев. Пользуясь этим способом, она возвестила, что трое мальчиков придут в дом Саовани в 10 утра в субботу. Разработав план, Саовани отдалась определенному чувству удовлетворения от проделки, предвкушая реакцию, которую она знала, вызовет эта новость. Помимо всего, она знала какой драматический подтекст имеет этот случай. Саовани была уже взрослая, наставником и впервые в своей жизни обладала серьезной властью. Прежде чем впустить их в свою спальню, она попросила свою мать пропустить их в учебную комнату на нижнем этаже (ее отец был в Бангкоке на слушаниях суда). Она будет «отсутствовать», но фактически будет ожидать в своей комнате, чего? 10 минут, может 15. Она обнаружила, что роль старшей «сестры» имеет в себе некоторые приятные моменты.

Лек и Манат договорились остаться в доме Акон в ночь пятницы и взять такси до центра города утром. Они немного поспали и прокрутили сотни возможных сценариев их встречи с Саовани. Наступило утро субботы и их любопытство возросло. Почему они были призваны в ее дом и что все это означает?
Работник отеля, курящий снаружи своего дома, посмотрел с любопытством, как разбитый красный автобус выплюнул троих странно выглядящих детей около главного входа в храм в 7:40 утра субботы. Большинство детей их возраста обычно помогают своим семьям на ферме или по дому. Было нечто совершенно странное в этой троице. Но, едва набрав воздуха, чтобы спросить, что они здесь делают, он услышал звук своего имени и громкую команду, чтобы он вернулся к своим обязанностям.

В течении двух часов и двадцати минут они втроем гуляли по улицам Чианг Мая, их головы гудели от предвкушения встречи и недостатка сна. Ровно в 10, Акон, их естественный лидер, позвонил в электрический звонок. Дверь открыла женщина с намеренно суровым видом. Саовани привлекла в план свою мать – от кого получила в наследство актерский талант - чтобы напугать мальчиков. Всем троим показали комнату, где они просидели, кусая губы, пятнадцать минут.
В это время Саовани, одетая в простое, но дорогое темно-зеленое платье до колен, пошитое из цельного куска ткани, уже собралась наверху. Она решила, что все это выглядит забавно. Это было нечто вроде традиции со стороны старшей «сестры», когда она заставляла своего протеже, или в данном случае, нескольких протеже, пройти ритуал тяжелого ожидания с их согласия. И она тоже не собирается уклоняться от этой обязанности.

Она спустилась, вошла в комнату, тихо затворила за собой дверь, и знаками показала фигурам, неловко стоящим в другом конце комнаты, сесть на пол. Что они и сделали в традиционном стиле, направив стопы в сторону от нее. Они подвинула кресло и села лицом к ним.

- У кого-нибудь есть идеи почему я попросила вас прийти и увидеться со мной сегодня?
Грубое начало, о котором она почти сразу пожалела.
Молчание: только один возможный ответ.
- Хорошо, я отвечу вам. Как вы, возможно, знаете, я провела некоторое время в университете. Там я подумала о неожиданной просьбе, которую вы, или скорее Акон от вашего имени, вручили мне на прошлой неделе.
Молчание по-прежнему висит в комнате.
- Мне интересно, понимает ли кто-нибудь из вас широту обязанностей старшей «сестры»,- продолжала она.- Помимо очевидной помощи в учебе как одеваться, наносить макияж и о персональном стиле, самое важное, что меня интересует – это отношение ваших семей. Кто-нибудь из вас обсуждал с родителями идею, что вы может, обратите, пожалуйста, внимание, я говорю может, захотите сменить пол и стать девочками?
- Я думаю, моя мама уже так считает,- сказал Акон.
- Считает! Что ты подразумеваешь под словом «считает»?- вошла в раж Саовани.
- Однажды она застала меня, когда я экспериментировал с косметикой сестры.
- Да, и что она сказала?
- Она ничего не сказала,- ответил Акон.
- И ты считаешь, что это является основанием, что она примет тебя?
- Ну, она не рассердилась.
- Мое дорогое дитя,- сейчас Саовани была в своем репертуаре, - отсутствие неодобрения еще ничего не означает.
Манат кашлянул в замешательстве. Это было ужасно. Ему захотелось выбежать из комнаты.
- Позволь мне сейчас рассказать тебе кое-что,- продолжала Саовани.- Приносить такого рода новость родителям – это очень щекотливое дело. Оно может быть даже опасным. Мне повезло. У меня родители любящие и интеллигентные. Они не шли против моего желания и если мой отец чувствовал какое-то недовольство ко мне, то он не показывал этого. Но так происходит не всегда, поверьте мне. Матери обычно не создают проблем, но отцы могут. Я знаю семью, где есть сын вашего возраста. Прошлым летом он уехал, чтобы жить со своими тетей и дядей в Лаосе. Когда он вернулся домой, то выглядел и одевался как девочка. Его отец спятил от ярости и я не буду вам даже рассказывать, что он сделал. И такого рода вещи не являются редкостью.
Манат побелел. Они все сидели не шелохнувшись.
- Следующий вопрос,- продолжала Саовани.- И я надеюсь, что вы сможете ответить на него получше, чем на предыдущий. Сколько вам было лет, когда вы впервые задумались над мыслью чтобы быть девочкой, чем мальчиком? Сначала ты, Манат.
- Мне было десять. Я хорошо это помню. Тогда я впервые подумал об этом,- ответил Манат.
- А ты Лек?
- То же самое. Я и Манат были в одном классе в начальной школе и мы привыкли говорить об этом все время и иногда пробирались в комнату моей сестры и играли с ее косметикой и примеряли некоторые ее платья.
- А ты Акон?
- С того момента, как я родился,- Акон поспешил сменить свой ответ.- По крайней мере с тех пор, как я помню себя.
Саовани уставилась в изумлении на не по годам развитого ребенка.
- Я задала этот вопрос вам со всей серьезностью, поскольку вы еще слишком молоды, чтобы самим принимать решение в этом деле, которое отразится на всей вашей жизни. Вы играетесь с идеей, которую смутно понимаете. Может быть, вы хотите сделать этот выбор в жизни, но может быть это всего лишь детская забава, вид увлечения, которое может развеяться, как пыльца на ветру. Вы не знаете о переменах, которые произойдут. Что перед вами закроются многие возможности, которые общество предлагает мужчинам – их много и они все различаются. Мой совет вам – это пойти и подумать еще годик и если вы все еще будете серьезно настроены, мы сможем снова поговорить.
Все это они уже слышали и Акон знал об этом.

- Сколько лет было тебе Саовани, когда ты окончательно решила измениться?- рискнул он.
- Я пригласила тебя не для того, чтобы обсуждать меня,- попыталась уйти от ответа Саовани.
- Да, но ведь это разумно узнать у тебя, не так ли?- не отступал Акон.
- Нет, это разумно. Но это очень нагло,- защищалась Саовани.- Ну ладно. Мне было столько же сколько тебе. Но это еще ничего не означает. Каждый уникален.
- Ты знаешь Ной?- спросил Акон. Ной был катоем в предпоследнем классе школы.
- Конечно, я знаю Ной.
- Ты знаешь, Ной ведет «место встреч» для очень маленьких катоев в своей деревне?
«Место встреч» состояло из обычных встреч с вопросами-ответами и базовыми инструкциями как одеваться и краситься.
- Да, я знаю.
- И некоторые из этих детей очень маленькие. Самому маленькому примерно 4 или 5 лет. Ты не веришь?
Саовани знала, что это ответ на ее вопрос и, вообще-то, она и сама присутствовала на таких встречах.
- Нет, я не отрицаю.
- Вот и ладно.
Одно очко в пользу Акон.

Саовани встала, открыла дверь и попросила горничную принести им воды. Она включила вентилятор. Солнце снаружи начинало печь и набирать силу, чтобы достичь максимума в полдень.
- Послушайте, я не против того, что вы хотите сделать, это очевидно, иначе я бы не позвала вас сюда. Но вы должны знать о том, какое плавание ждет вас впереди и какие камни и течения повстречаются вам на пути, которые иногда будут заставлять вас подумать еще раз и отказаться от этого. Смысл состоит в том, что обратной дороги нет. Как только вы решаете измениться от мальчика к девочке, вы покидаете навсегда свой берег. Вы поворачиваетесь спиной ко многим-многим возможностям, которыми вы могли бы воспользоваться в своей жизни в пользу сравнительно небольшого числа плюсов. И хотя в Таиланде много катоев, но мы все равно остаемся меньшинством. Нас узнают и признают как группу людей. В некоторых местах нами восхищаются из-за нашего таланта. В некоторых местах нами не восхищаются, но терпят, может быть даже игнорируют. Многие люди с энтузиазмом отправляются в это плавание, только чтобы потом обнаружить, что стали чужими для своих семей, что они остались с несбывшимися мечтами и без денег. И что происходит с ними? Часто они становятся проститутками. Вы знаете в Бангкоке есть район, где собираются катои, чтобы обслуживать людей вроде таксистов?
- Ни за что,- вмешался Лек.- Я лучше умру.
- Я только рассказываю вам суровые факты,- сказала Саовани.
- Есть много катоев на хороших местах, которые неплохо живут,- сказал Лек.
- Кого ты знаешь и на каких работах?
- Есть кассирша в Тайском Фермерском банке, шеф-повар в Чианг-Май Оркхид, повсюду встречаются официантки, танцовщицы, в студиях фотографий в центре – да ладно, они повсюду. И да, есть волейбольная команда, половина из которых катои и они неплохо выступают в национальной лиге.
- Ты увлекаешься спортом, не так ли Лек?- высказалась Саовани.
- Да, он капитан команды в школе. Он очень хорош,- вмешался Манат.
- Да это так,- сказал Акон.
Вошла горничная в комнату, принеся стаканы с холодной водой для каждого.
- А как насчет своих тел?- прямо сказала Саовани. Все, кроме Акон, вспыхнули.
- Мне все ясно,- ответил Акон.- Я хочу полностью выглядеть как женщина. Я хочу груди и я хочу как можно скорее начать гормональную терапию. Потом я хочу вставить имплантанты, потому что кто-то сказал мне, что на гормонах нельзя долго сидеть. Поэтому я сначала буду принимать гормоны, пока не заработаю достаточно денег, чтобы оплатить имплантанты. Говорят, что коллаген лучше силикона…
- Ты думаешь, ты все уже знаешь,- разозлилась Саовани. – Но ты не знаешь ничего. А как насчет своего пениса? Ты отрежешь его ножницами или что? Ну так вот, ножницы лежат на столе, почему бы тебе не сделать это сейчас?
Саовани вся разволновалась, но Акон – нет.
- Мне не нравится мой пенис. Я никогда его не любил и в свое время, когда я смогу себе позволить это, я пройду операцию. А ты собираешься делать ее?
Саовани в молчании глазела на необычного ребенка. С ним все понятно. Она повернулась к другим.
- Что насчет тебя Манат?- Манат сохраняла молчание.
- А ты Лек?
- Я думаю, что хочу еще подумать насчет операции,- ответил Лек.- Я думаю, что буду принимать гормоны, как Акон, но я не уверен насчет имплантантов или операции.
- Манат?
- Я никогда не пойду на операцию. Мне не нравится идея любых неестественных изменений в своем теле. Но я точно знаю, что хочу походить на девочку и одеваться, как девочка и жить, как девочка и иметь бойфренда.

Саовани почувствовала, что ее роль как Великого Инквизитора завершена. Она провела с ними тест и была потрясена. Лек и Манат смотрели в пол. Лек горел от волнения, а в глазах Манат были слезы. Акон смотрел ей прямо в глаза.
- Хорошо. Как насчет имен. Вы подумали насчет ваших новых имен?
- Мы все время обсуждаем это,- сказал Манат.
- Акон?
- Моим новым именем будет Шемпейнь (Champagne).
Саовани от удивления раскрыла рот.
- Лек?
- Я хочу оставить свое имя, потому что оно подходит и девочке.
- Манат?
- Я бы хотел, чтобы моим новым именем было Саовани,- неуверенно пробормотал он,- Если это нормально для тебя.
- Да, меня это устраивает, Манат.
Саовани сделала большой глоток воды:
- Я готова предложить вам всем помощь.
Атмосфера мигом разрядилась.
- Сейчас я не смогу сама стать «сестрой» для всех троих. Это будет слишком обременительно для одного человека и я не справлюсь с этим. Подумайте об этом и вы поймете. Так?
Три головы кивнули в ожидании.
- Вот что я предлагаю. В следующем семестре, как вы знаете, я поступаю в университет. А вы пойдете в третий класс в школе. Я согласна стать сестрой Акон и также помогать тебе Лек и Манат, стать кем-то вроде наполовины сестры. Вы знаете Сом в школе?
Они кивнули.
- Сом и Ной в следующем году будут в последнем классе. Сом будет твоей «сестрой» Лек, а Ной – твоей, Манат. Я продумала все и стану скорее кем-то вроде тети, чем наполовину-сестры, как я полагаю, шефом с двумя ассистентками. Все шестеро из нас будут общаться друг с другом, действуя как команда. Таким образом все обязанности будут распределены и не будут обременительными для одного человека. Ну как это звучит?
- Это гениально,- сказал Лек.- Но разве ты уже говорила с Сом и Ной?
- Я виделась с ними вчера и они обе более чем согласны с планом и сказали, они думают это будет весело. Они обе хорошие и за них стоит ухватиться, пока это не сделал кто-то еще. Предварительно я назначила нам всем встречу в следующие выходные. Я куплю вам всем кока-колу в центре и мы перейдем сразу к делу.

Испытание закончено и ее план принят всеми с благодарностью и энтузиазмом, Саовани рассказала им о Роузпейпер и кабаре в университете Чианг Мая. Она описала костюмы, виды танцев, древние и современные, и профессионализм, отточенный через множество репетиций и переодеваний. Еще она планировала взять их, чтобы показать шоу, когда они поедут в отель Вестин, после окончания семестра. Она сможет достать дополнительные билеты у Лае. Она представляла возбуждение, которое это вызовет, поэтому она решила сохранить эту особенную новость до их следующей встречи.
Все трое вернулись в свои дома в молчаливом и загадочном настроении. Они вступили в сестричество, которое было первым этапом, чтобы стать катоем. Они были связаны обещанием ничего не говорить своим родителям, пока еще раз не обсудят все в ходе их следующей встречи. Их новые карьеры начались и им было приятно думать с уверенностью, что теперь обратной дороги нет.

 

Глава 5.
Буддизм и третий пол.
Около 95 % тайцев являются буддистами. Буддийских монахов можно увидеть везде по стране и их ни с чем не спутать, с их бритыми головами и темно-оранжевыми робами. Жизнь монаха крутится вокруг одного из 30 000 храмов или wats, где монахи живут своей скромной и воздержанной жизнью. Многие тайцы (вернее большинство тайских мужчин до недавних пор), включая короля, проводят некоторое время своей жизни, служа монахом в храме – от нескольких дней до нескольких месяцев. Как это очевидно для наблюдателя, буддизм – это больше чем просто номинальная религия. Он является краеугольным камнем в тайском обществе с того момента как стал официальной религией страны в 13 веке. Однако, буддизм сначала пришел в Таиланд из Индии и Цейлона задолго до этого, вероятно где-то в третьем веке до нашей эры.

Анимизм.
До этого времени основной религией, не только в Сиаме, как тогда называли Таиланд, но по всей юго-восточной Азии и за ее пределами был анимизм, или вера в духов. Действительно, будет справедливым заметить, что некие формы анимизма существовали до возникновения более формальных, основанных на священных книгах религий в большинстве частей света, хотя то, как они отражались в отдельных практикуемых ритуалах зависело от местной культуры. Сущностью большинства древних систем верований является понятие, что кругом обитают духи и контролируют все естественные и сверхъестественные вещи.

Верования в духов (phi) продолжают существовать в Таиланде по сей день. Полезные духи холмов, лесов и воды празднуются на фестивалях и им поклоняются через ритуал, выражающий свое уважение к ним и им приносятся дары. Демонические и злые духи, часто связываемые с неудачей и злодеяниями предков людей, должны быть успокоены и изгнаны через подношения, жертвоприношения, символические знаки.

Антропологи описывали фестивали и ритуалы в отдаленных северных и северо-восточных частях страны, куда еще не проникло влияние индустриализации, где как вы можете вообразить мало что изменилось за последние 2000 лет или более. Мэри Миллз описывает широко распространившуюся панику в деревнях северо-восточного Таиланда в 1990-м, когда жители поверили, что их атакует армия злобных призраков вдов (phi mae mai). Они защищались против них такими способами, вроде маршей с фаллическими символами через деревню, раскрашивании своих ногтей и переодеванием. Эхо старых анимистских традиций содержится в похожих ритуалах, которые, даже сегодня, общеприняты в отдаленных частях страны. Но не только в этих провинциальных районах, но и по всему Таиланду можно встретить маленькие «дома душ», снабженные изображениями Будды, священными символами, такими как слоны, амулетами, подношениями и часто с маленькими мисками риса, молока и другой еды. Они служат двум целям. Они представляют вместилище, или дом, для духов земли и духов места, на котором стоит ближайший дом, или может быть отель, который построен на ней. И в то же время они представляют святилище, в котором молящиеся могут приносить подношения для Святого.

В своей двойной роли эти дома душ являются памятниками мирного слияния старых анимистских верований и традиций новых буддистских верований. И похоже, они обе чувствуют себя уютно. В то же время, когда анимистские практики обнаруживали христианские проповедники, то это уже была другая история. Их единственным ответом было риторическое «проделки дьявола» или «низкопоклонство», со всей связанной далее политикой подавления и преследования. Одним из примеров недоумения, который испытывал христианин 17-века при виде очевидно гармоничного сосуществования священных практик (буддийских) с анимистскими в Сиаме, служит этот отрывок из журнала Директора Ост-индийской компании, написанный в 1636 году

И хотя эти язычники такие религиозные, они все же боятся и служат (хотя в противоположность ко мнению большинства своих священников)дьявольским порождениям, которые как они верят являются авторами и причиной всех бед. Они поклоняются этим нечестивых духам своих болезней и неудач, чествуя их в праздники игрой на инструментах и предлагая искупительные жертвоприношения фруктами и животными. Они так странно отвратительны в своих жестах и действиях, что не подходит христианину ни видеть, ни описать это.

Старые анимистские практики не казались такими угрожающими для буддистов, как они показались христианам. Принятие доктрины буддизма в 13 веке Сиама повлекло за собой не отказ и замену анимистских верований, а скорее принятие и включение их в свой состав. Старые суеверия насчет духов и бед, которые они потенциально приносят, продолжают жить в домах духов, ношении амулетов, запретных зонах, которые проводят монахи, окружая новопостроенный дом или новоблагословленный дом длинными святыми полосками, используя святую воду и распевая длинные песнопения, чтобы сдерживать этих носителей неудач.

Схожий процесс интеграции произошел, когда пришел индийский брахманизм, тоже из Индии в 11 веке н.э. Религиозная жизнь в Таиланде за прошедшие 1000 лет была смесью этих разных течений, которые окончательно сформировались в современный буддизм, с отголосками эха прошлого в виде представления индуистских богов в храмах и анимистскими суевериями и магией, которая глубоко проникла в повседневную жизнь большинства интернациональных общин. Сюжет во многих современных фильмах и теледрамах, сделанных в Таиланде, включает призрака, или духа, определенного рода, приносящего неудачу. В буддийской системе это души людей, которые умерли при несчастливых обстоятельствах и еще не переродились. Дух временно находится без дома, в свободном плавании и потенциально является опасным. Самый злой из всех – phi krasue, полагают что это дух женщины умершей во время беременности и представляющий собой мрачный образ отрезанной головы с волочащимся шлейфом кишок.

Будда.
Господь Будда, или Просветленный, Сиддхарма Гутама, родился индийский принцем в примерно 500 г.до н.э. В середине жизни (теологи расходятся насчет его точного возраста), он отказался от материального богатства и посвятил свою жизнь проповедовании доктрины, основанной на индуистских верованиях, которая развилась сегодня в буддизм. Основополагающим принципом этого учения является, что жизнь человека по сути есть страдание в виде борьбы с телесными желаниями и материальной жадностью. Окончательной целью жизни человека является борьба с этими силами через режим аскетизма и самоотречения. Жизнь, в этом смысле, представлена как конфликт между человеческими желаниями, которыми одарен человек и идеализированным состоянием чистоты, за которое он должен бороться, чтобы достичь ее. Человек, или его или ее внутренняя душа, является объектом бесконечного числа реинкарнаций – перерождений – в разных формах. Он получает камму (kamma), тип метафизической репутации, через значимость и бескорыстность своих деяний и чистоту своих повседневных поступков. И наоборот он теряет ее, или приобретает негативную камму, если поддается и потворствует телесным страстям и живет плотской жизнью.
Камма, поэтому является видом духовного банковского счета с проводками, представляющими дебит и кредит. Есть много способов заработать доверие и избежать долгов и они описаны в 45 томах The Tipitaka, основного священного канона Буддизма. Самый эффективный способ заработать доверие – стать монахом. Если в течение жизни человека аккумулируется достаточно каммической веры или жизней, он достигает конечного состояния ниббаны (nibbana) – дословно отсутствие страдания – когда прекращаются реинкарнации и он становится единым с природой и духовным измерением и достигает стадии Просветления.

Концепция каммы и реинкарнации родом из Индии (у индусов – карма и нирвана) и были высказаны Буддой новым, энергичным способом, который привлек людей оптимистичным характером основного послания; что каждый может достичь Просветления в результате прямых последствий своих собственных деяний. И, более того, его можно достичь в течение жизни, а если это не получилось, будут неограниченные «вторые шансы» в следующих жизнях. Буддизм в своих различных формах, расколотых из-за разных толкований основных писаний, постепенно распространился по Шри Ланке, Китаю, Непалу, Тибету, Центральной Азии и Японии.
Принято считать, что учения Будды не были записаны до второй половины первого столетия до н.э. Содержания Tipitaka были первоначально донесены последователями Будды в устной форме и затем записаны позднее на пали, диалекте санскрита. Будда, по-видимому, предпочитал более популярный общепринятый пали формальному языку санскрита, используемого индийскими священниками и интеллигенцией. Позднее, каноны Пали были переведены на санскрит и большие трактаты с санскрита были последовательно переведены на китайский и тибетский языки.

Мужчина, женщина и…
Tipitaka, в противоположность христианскому Ветхому Завету, определяет не два пола, мужчину и женщину, а четыре. Четыре пола – мужчина, женщина, убхатобианджанака (ubhatobyanjanaka) и пандака (pandaka).
Словарь общего пали-английского языка определяет убхатобианджанака как «имеющие характеристики обоих полов, гермафродитов». Кхамхуно, колумнист еженедельного журнала Буддизма, определяет их на тайском как «kathoey thea» или «настоящие катои», то есть гермафродиты. Но Бунми Метхангкун, буддийский теолог и глава традиционалистского фонда Абхидхамма, находит ссылки на два типа убхатобианджака, женское и мужское. Purisa-ubhatobyanjanaka – некто, родившийся мужчиной, но когда начинает испытывать влечение к другому мужчине, то теряет свою мужественность и принимает характер и физические черты женщины, чтобы он/она мог вступать в гетеросексуальные отношения с этим мужчиной. Itthi-ubhatobyanjanaka – пол противоположный этому, т.е. женщина испытывающая влечение к другой женщине и приобретающая характеристики мужчины.

Определения пандаки тоже различаются. «Евнух, слабое существо» (Словарь пали-английского языка), «катой, кастрированный мужчина или евнух» (тайский перевод Vinaya – отрывка Tipitaka связанного с правилами жизни монахов), «лицо, у которого дефицит черт мужественности (для мужчин) или женственности (для женщин)» (Бунми), и «лицо, которые находит удовольствие, вступая в отношения с мужчинами, представляя себя женщиной» (тайское заключение из Tipitaka Сучип Пунианафат). Последнее определение приравнивает пандаку с катоем.

Хотя никогда и не был колонией, Сиам и пограничные с ним страны, как и большинство стран по всему миру, тоже испытывал внутренние конфликты, смены власти и перекраивание границ за прошедшие века. Весь север однажды был королевством Ланна (страна миллиона рисовых полей), со своим собственным правителем. Ланна продержалась дольше, чем два других княжества, Сукотай и Айюттайя, потеряв свой полунезависимый статус только в 1939 году, когда он попал под прямое правление Бангкока. Разные княжества, каждое со своими собственными географическими и политическими границами, естественно, давали рост разным формам буддизма по всей стране. Традиции, которые преобладали в Ланне и на севере – это относительно консервативная ветвь Теревада Буддизма, который остается официальной религией Таиланда и по сей день.
Ниже перевод античного буддийского пальмового манускрипта, который является отрывком северного тайского сказания о сотворении мира. Его переводчик, Анатоль-Роджер Пелтиер полагает, что он основан на древних устных традициях. Этот документ также ссылается на более чем два пола.

Когда мир еще не существовал, были только холод и жара. Соединяясь вместе и «питая друг друга», эти два состояния материи дали жизнь ветру, что дул очень сильно и призвал к жизни землю и воду. Влага, источенная камнями, произвела мох и водоросли, которые в свою очередь дали жизнь траве, деревьям и растениям. Насекомые, такие как мухи и жуки, произошли от элементов земли, воды, огня, а за ними существа наделенные костями и кровью. Из элементов земли женщина по имени Нанг Иттханг Гайя Сангкаси родилась. Запах цветов был ее единственной пищей.Смешивая свой пот с глиной, она вылепила животных, чтобы они поедали растения, что обильно произрастали. Из элементов огня, мужчина по имени Пу Сангайя Сангкаси были рожден. Когда он ушел прогуляться, он встретил Нанг Иттханг Гайя Сангкаси и они вдвоем стали мужем и женой. Пара произвела первые три человеческих существа: мужчину, женщину и гермафродита…
…три человеческих существа выросли и произвели троих детей. Иттхи, женщина, выразила большое влечение к Пуллингу, мужчине, намного больше к нему, чем Напумсака, гермафродит. Когда тот увидел, что два существа любят друг друга нежно, Напумсака, гермафродит, убил мужчину. Женщина была убита горем. Она уложила тело своего мужа в одно место, посадила дерево Дхалатун, чтобы отметить место погребения и приносила еду ежедневно, пока тело полностью не разложилось. Вскоре после этого, гермафродит тоже умер. Женщина положила его тело в одно место и никогда не приближалась к нему, но продолжала подносить рис к телу убитого мужа. Трое детей, видя что их мать поступает так, спросили ее «О, Мама, почему ты приносишь еду Отцу, который умер первым, но не Отцу, который умер последним?» Мать ответила «Первый был дорог моему сердцу и я любила его очень сильно; а насчет второго, он не был дорог моему сердцу и я не испытывала влечения к нему». Вскоре после этого, женщина умерла. Трое детей собрали тела всех троих родителей, водрузили кладбище и подносили еду каждый день, не пропуская ни дня.
После смерти родителей, трое детей произвели тринадцать внуков: шесть девочек и семь мальчиков.. потом Иттхи, мать детей, достигнув конца своей жизни, умерла. Пуллинга, муж, принес тело своей супруги на кладбище, выделил место, посадив дерево Тхонг Пуанг и подносил еду ежедневно. Вскоре после, Напумсака, гермафродит, умер. Пуллинга поместил его тело в одно место и больше не заботился о нем. Дети спросили своего отца «О, Отец, Матери которая умерла первой, ты приносишь еду каждый день на ее могилу. А Матери которая умерла последней, ты ничего не приносишь. Почему так, что ты не одинаково к ним относишься?» Мужчина ответил «О мои дорогие дети, ваша мама, которая умерла первой, была дорога моему сердцу; а та, которая умерла последней, не была дорога». (От Анатоль-Роджера Пелтиера (1991) Pathamamulamuli: Происхождение мира в традициях Ланны. Чианг Май, Таиланд: Silkworm Books)

Эта несколько запутанная история, также как текст канонов Пали, довольно ясно отсылает к человеку, который является ни мужчиной, ни женщиной, но чей пол точно расположен где-то между этими полами. Убхатобианджанака и пандака (bando, по-тайски) – это оба определения, которые ранее представлялись как катой в тайском переводе канонов Пали. В вышеуказанном отрывке, несчастливый, нелюбимый гермафродит может быть поставлен в один ряд с катоем в современной смысле. Действительно, Словарь тайского языка Королевского Института определяет катоя как «Лицо, имеющее и мужские, и женские половые органы; лицо, чье поведение и разум противоположны его полу». Другой известный тайский словарь, созданный Манит Манитчароен в 1983, определяет катоя как либо мужчину, либо женщину. Последний также указывает, что «катой» и «гомосексуалист» - определения, которые имеют разные значения:
Гомосексуалисты или сексуальные извращенцы (wiparit thang phet) – не катои. Характерным для катоя является кто-то, кто переодевается в чужую одежду (lakka-phet), мужчина который любит вести себя и одеваться как женщина и имеет разум как у женщины, или женщина, которая любит поступать и одеваться как мужчина и которая имеет ум как у мужчины.

Широко говоря, определения более старого словаря склонны основываться на биологических характеристиках – гермафродите, который обладает одновременно мужскими и женскими или неясными половыми органами – а более новые определения делают ударение на ментальный психологический аспект – вроде, душа женщины запертая в мужском теле или куда менее распространенное, когда наоборот. Западная медицинская статистика показывает, что настоящий гермафродитизм, т.е.физическая неясность, встречается редко и поэтому нет доказательств никакого отличия в частоте возникновения между населением разного этнического происхождения. Нет никаких причин полагать, что это положение было более распространено в прошлом, чем сегодня. Поэтому можно сделать вывод, что данные переводы древних текстов и легенд, что описывают термин «гермафродит» - действительно, сами являются легендами – не обязательно используют это определение в дословном, медицинском смысле, но используют его, чтобы ссылаться на состояние между мужественность и женственностью. Если это так, тогда термин «катой» подходит удобнее всего для описания этих легендарных людей. Я не слышал ни одного современного катоя, который описывал бы себя как гермафродита. Самоидентификация разнится в среде от катоев, начиная от кого-то родившегося мальчиком, но психологически воспринимающего себя, или имеющего сильное желание стать, девочкой – до просто фуйинг (phuying) или «женщины».

Эти легенды жестко контрастируют с христианской версией Сотворения Мира данной в Ветхом Завете. Там есть два человеческих действующих лица, Адам и Ева. В буддийской мифологии присутствует третья категория, которая представлена не как вариант либо мужчина или женщина, но как независимо существующий пол. Концепция более чем двух полов кажется неотъемлемой в тайской культуре от древних до современных времен. Она кратко изложена в разговорном выражении катоев начала 20 века как phet thi sam – «третий пол».

Питер Джексон, научный сотрудник Австралийского Национального Университета сделал интересное предположение, что слово Катой может не иметь тайской этимологии. Джексон приводит доказательства и предполагает, что этот термин происходит от древнего кхмерского слова, которое означает «быть другим/отличаться». Современное кхмерское определение категории третий пол – это katoey, произносимое с непроизносимой второй согласной. Он добавляет заметку, что из-за близких политических культурных и экономических связей Таиланда и Камбоджи за последние столетия, многие средневековые кхмерские слова были заимствованы тайцами и «перезаимствованы» позже современными кхмерами.

Произошло слово в тайском языке или нет, ясно что оно не было заимствовано из индийского санскрита или связано с Пали. Джексон размышляет, что термин катой или его предки-слова произошли из буддийских писаний и что священные тексты лишь укрепили концепцию, которая уже была в то время частью традиционной тайской и кхмерской культур.

В современном Таиланде катои представляют меньшинство, которое признается как врожденная субкультура и в большинстве своем терпима нормальными тайцами и общинами посвященных в буддийские монахи – sangha. Действительно, в Vinaya – разделе Tipitaka, которая специально ведает правилами относящимися с монашескому ордену –описаны случаи, когда посвященные в монахи меняли пол и принимали физические атрибуты женщин. Реакция Будды в подобных случаях описывалась как терпимая. При условии, что люди в этих случаях зарекомендовали себя ценными членами монашеского ордена, следуя всем правилами и предписаниям, их посвященный статус вызывал уважение и им давали разрешение идти и жить с орденом монашек и следовать монашескому своду правил. Однако, либеральные правила вроде этого не могли существовать долго, поскольку орден монахинь Теревады исчез в средние века в Индии и не мог быть, согласно библейским писаниям, быть воссоздан в Таиланде. Как часть своих академических комментариев в части Tipitaki, Бунми отмечает, что Ананда, первый двоюродный брат Будды и его личный спутник, про него сообщали, что он был рожден как катой во многих сотнях предыдущих жизнях. Надо добавить, что терпимое отношение Будды не могло долго простираться на pandaka. Причиной его правила, почему pandaka, просящий посвящения в духовный сан, не может быть представлен в священном ордене, кажется послужило разрушительное поведение одного такого посвященного монаха- panka da, который нарушил обет священника в части целибата очень публичным образом, таким образом наведя позор на весь орден.

Буддийский взгляд на катоя.
Помимо этих недвусмысленных библейских отсылок к типу человека, которые не укладывается в европейско-американский стереотип категорий «мужчина» или «женщина», более сильным, если не значительным признаком, что катои были неотъемлемой частью тайской культуры являются факты, объясняющие почему человек становится катоем, в пределах традиционной буддистской системы верований. Согласно ему то, что человек станет катоем, предопределено с рождения и является прямым результатом каммического долга, накопленного через злодеяния совершенные в прошлых жизнях. Человек рождается катоем потому, что в предыдущей жизни он совершал вещи, которые нарушали сексуальные нормы. Такие преступления включают адюльтер, занятость женской проституцией, сексуальное растление детей или избегание исполнить ожидаемую роль в репродуктивном процессе, такая как отсутствие заботы мужчины о женщине, которая беременна от него.

Бунми ясно приводит мнение, что нельзя избежать каммических последствий таких преступлений и избежать груза страданий, который они обрушивают на жертву. Таким образом, если человек рождается катоем- pandaka – то это неизбежность и человек виновен в этом не более, по крайней мере в этой жизни в которой он сейчас родился, чем когда рождается физически ущербным, глухим или слепым.

Но никакие дальнейшие каммические последствия не накапливаются из-за желаний или действий, происходящих в том состоянии, в котором находится катой. Гомосексуальные действия не считаются греховными и не влияют на индивидуальный каммический счет. Те, кто стал катоем, даже могут достичь достичь ниббаны в этой жизни, если они сознательно последуют предписанным буддийским принципам для достижения духовного освобождения. Бунми пишет:
Смена пола не считается грехом. Следовательно, намерение поменять пол не может иметь никаких вредных каммических последствий. Но дурное сексуальное поведение – грешно и может привести к последствиям при последующем рождении.

«Дурное сексуальное поведение» в этом отрывке распространяется только на гетеросексуалов, которые нарушают культурные нормы и табу связанные с семейной жизнью и рождением и воспитанием детей. Гомосексуальные действия выпадают за эти рамки и поэтому каммически нейтральны.

Прасок, другой буддийский писатель, говорит, что многое из каммического долга катоев уже было погашено в предыдущей жизни, когда они возродились в аду и были вынуждены вынести пытку, когда за ними гнались дикие звери. Их единственный возможный путь избежать этого был, когда они взбирались на адское дерево (ton-gnieo), которые имело шипы на своем стволе и ветвях, что рвали жертву, когда она забиралась наверх. Оба автора соглашаются, что к катою должны относиться с сочувствием в свете перенесенных ими страданий. Более того, Бунми поддерживает мысль, что каждый в какой-то степени в предыдущей жизни нарушал гетеросексуальное табу. Поэтому из этого следует, что каждый на каком-то этапе был катоем:

Те люди, которые смеются над катоями, сами были когда-то катоями. Абсолютно каждый без исключения был катоем потому, что мы прошли через бесчисленное число циклов рождения и смерти, и мы не знаем сколько раз мы были катоями в прошлых жизнях и сколько еще раз будем катоями в будущем.

В общем принимаемое и терпимое отношение к катоям по Таиланду может быть интерпретировано в свете объяснения причины их состояния тем, что это наследие традиционной буддистской мудрости. Это неизбежная судьба этих людей быть тем, кем они являются и это ставит их вне рамок моральных соображений. Их нужно жалеть, может быть, но не осуждать.

Однако во время вспышки СПИДа/ВИЧа в Таиланде в 1980-х, отколовшаяся группа буддийских писателей разошлась во взглядах с традиционной терпимой позицией, чтобы выразить противоположное мнение: что гомосексуализм несет ответственность за распространение этой болезни, и что он представляет сознательное нарушение естественных сексуальных практик и поэтому должен быть проклят, а определенные люди – осуждены. Это было частью всемирной панической реакции связанной с феноменом появления СПИДа в то время. И их двойники, под триумфальный рев христианских экстремистов, вторили: гомосексуальность неестественна и грешна, а СПИД/ВИЧ представляет собой божественную кару и возмездие против тех, кто практикует его.

Однако, как комментирует Питер Джексон, влияние этого взрыв


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: