Особенности хозяйства

Восточно-Сибирский экономический район по промышленному потенциалу занимает пятое место в Российской Федерации. Он выде­ляется на общероссийском фоне производством электроэнергии, цвет­ных металлов, автопокрышек, деловой древесины, целлюлозы, зерно­вых комбайнов, оборудования для золотодобывающей промышленно­сти, грузовых вагонов, стального литья, электротехнического оборудо­вания и др. Роль района по отдельным отраслям промышленности по­казана в таблице.

 

Удельный вес Восточной Сибири в производстве промышленной продукции по отдельным отраслям (в %)

Наименование отрасли 1965г. 1995г.
Вся промышленность 4,0 7,5
Электроэнергетика 3,9 7,4
Топливная промышленность 2,9 5,1
Черная металлургия 1,5 1,2
Цветная металлургия 12,1 35,0
Химическая и нефтехимическая промышленность 2,5 5,1
Машиностроение и металлообработка 3,8 3,0
Лесная и лесоперерабатывающая промышленность 8,2 18,1
Промышленность строительных материалов 4,5 6,7
Легкая промышленность 4,2 4,8
Пищевая промышленность 3,8 4,3

 

Удельный вес всей промышленности района в общероссийском промышленном производстве за 30 лет вырос в 1,8 раза. Это произош­ло главным образом за счет ускоренного роста добывающих отраслей. Обрабатывающие отрасли развивались более медленными темпами, особенно машиностроение и металлообработка. Эта отрасль снизила свой удельный вес на 20%. Повышение роли района произошло за счет ускоренного развития пяти отраслей: электроэнергетики (повышение удельного веса в 1,9 раза), топливной промышленности (в 1,7 раза), цветной металлургии (в 2,8 раза), химической и нефтехимической промышленности (в 2 раза), лесной и лесоперерабатывающей промышленности (в 2,2 раза). За период 1965 - 1995 гг. в Восточной Сибири усили­лись диспропорции между добывающими и обрабатывающими отрас­лями. Если в 1965 г. удельное значение добывающих отраслей состави­ло около28%, то в 1995 г. 45% от общего объёма промышленной продукции. Следовательно, Восточная Сибирь является поставщиком сы­рья и полуфабрикатов в другие регионы страны.

Ведущее место в экономике района принадлежит промышленнос­ти. На ее долю приходится 88% суммарной продукции промышлен­ного и сельскохозяйственного производства в стоимостном выражении. Наиболее важное значение в структуре промышленности при­надлежит высокоэффективным отраслям горно-металлургической, топливно-энергетической, лесной и нефтехимической индустрии. Специализирующие отрасли производят свыше 80% товарной продук­ции промышленности, сосредоточивают 90% основных промышленно-производстсвенных фондов и 82% промышленно-производственного персонала.

Основой промышленного комплекса является                  топливно- энергетическая индустрия, которая базируется на использовании гидроэнерге­тических ресурсов и угля. В настоящее время построены гидроэлект­ростанции установленной мощностью 22,74 млн. кВт с выработкой 102,1 млрд кВт/ч электроэнергии в год. Действуют такие крупные гидроэлектростанции, как Саяно-Шушенская (установленной мощностью 6,4 млн кВт), Красноярская (6 млн кВт), Братская (4,6 млн кВт), Усть-Илимская (4,32 млн кВт) и небольшие по мощности — Иркутская (0,66 млн кВт), Хантайская (0,44 млн кВт) и Майнская (0,32 млн.кВт). Началось сооружение Богучанской ГЭС (мощностью 4млн кВт), идет под­готовка к началу строительства Срдне-Енисейской ГЭС (6,5 млн. кВт). Следует отметить, что в бассейне Енисея самые низкие затраты на вы­работку электроэнергии в стране (см. табл.).

Сравнительная экономическая характеристика гидроэлектростанций основных каскадов России (в%).

Каскады Удельные капитальные вложения на 1 кВт установленной мощности Стоимость 1 кВт
Ангарский 100 100
Волжский 214 400
Ленский 180 215
Амурский 150 180
Колымский 245 310
Обский 250 342

Строящиеся в Енисейском бассейне гидроэлектростанции размещаются в районах концентрации минерального сырья и древесины, что позволит комплексно осваивать все природные богатства прилегающей территории. Добыча угля в основном производится на территории Красноярского края и Иркутской области. Крупные месторождения эксплуатируются в Канско-Ачинском (разрезы Назаровский, Бородинский и Березовский), Иркутском (Черемхово, Азейский) и Минусинском (Черногорск) бассейнах. Осуществляется добыча в Тунгусском бассейне (Норильское и Кайерканское месторождения) вблизи Норильска, на Гусиноозерском разрезе в Бурятии и Харанорском в Читинской облас­ти. Почти 85% угля потребляется в самом районе. Открытым способом добывается около 90% углей. Важное место в производстве электро­энергии принадлежит тепловым электростанциям. Они производят 34% электроэнергии Восточной Сибири. В Канско-Ачинском бассейне уже функционируют Назаровская и Бородинская ГРЭС проектной мощ­ностью по 2,4 млн. кВт. В районе Шарыпово (юго-запад Красноярского края) на Березовском месторождении построена Березовская ГРЭС-1 и достраивается Березовская ГРЭС-2, общая мощность которых соста­вит 12 млн. кВт.

По условиям топливоснабжения суммарная мощность тепловых электростанций в Канско-Ачинском бассейне практически не имеет ограничений. В зависимости от потребления электроэнергии в Сибири и масштабов ее передачи суммарная мощность электростанций в бассейне может составить от 100 до 200 млн.кВт.

 Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс в перспективе может быть дополнен несколькими мощными энерготехнологическими комбинатами, которые будут работать по схеме карьер- электростанция – технологическое производство (алюминиевый или химический завод). Большой интерес представляет комплексная энергохимическая переработка канско-ачинских углей, при которой будут извлекаться все летучие вещества, производиться жидкое топливо.

Угли западного крыла бассейна (Итатское, Березовское месторож­дения) характеризуются низкой зольностью и небольшим содержани­ем серы. Несмотря на это намечаемые масштабы его сжигания вызовут большие затруднения с поддержанием чистоты воздушного бассейна. Для обеспечения допустимых санитарных норм запыленности и зага­зованности атмосферы предполагается использовать высокоэффектив­ные электрофильтры с улавливанием золы до 90% и сооружать дымо­вые трубы высотой 200 - 250 м.

Крупные тепловые электростанции размещены в Ангарске, Березовске, Тулуне, Черногорске, Гусиноозерске, Назарове и Норильске. В районе создана крупная нефтеперерабатывающая промышленность, представленная Ангарским и Ачинским заводами.

Важное значение имеет строительство в Восточной Сибири крупного завода по производству черных металлов. В настоящее время здесь выпускается 0,6 млн т проката черных металлов, а потребность в них превышает 5 млн т. Производство 1 т проката в Сибири обходится на 12 - 15% дешевле по сравнению с производством на металлургических заводах европейской зоны страны. В настоящее время в Забайкалье функционирует старейшее металлургическое предприятие - передель­ный Петровск-Забайкальский завод. В Красноярске на базе опытного металлургического завода создано предприятие этой отрасли - завод «Сибэлектросталь». Его продукцией является качественный металл, вы­плавляемый в электропечах.

Помимо этого существует «малая металлургия» - мартеновские печи крупных машиностроительных предприятий: Красноярского завода тя­желого машиностроения и Иркутского завода им. В.В. Куйбышева.

Назрела необходимость создания в Сибири нового металлургиче­ского завода. Анализ условий района показывает, что на ближайшую перспективу наиболее выгодным пунктом размещения нового металлургического завода является район Тайшета.

За счет уменьшения затрат на топливно-энергетическую базу вы­пуск продукции многих производств цветной металлургии в Восточ­ной Сибири обойдется в 2 - 3 раза дешевле, чем в европейской зоне. Каждая тонна алюминия дает 40% экономии на капитальных вложе­ниях и 15% на эксплуатационных затратах. Выплавка 1 т никеля обхо­дится здесь в 2,5 раза дешевле, чем на Урале. При организации произ­водства свинца и цинка на базе руд Горевского, Озерного и Кызыл-Таштыгского месторождений стоимость 1 т металла будет соответствен­но в 2 и 1,8 раза ниже среднероссийской.

Второй важной предпосылкой развития энергоемких производств цветной металлургии в Восточной Сибири является наличие многих видов основного (часто дефицитного в стране) сырья - никеля, меди, свинца, цинка, олова, вольфрама, молибдена, нефелинов и др.

В настоящее время цветная металлургия района представлена ря­дом отраслей, старейшей из которых является добыча золота. Она ве­дется в Читинской (Балей и Вершино-Дарсунск) и Иркутской (Бодайбо) областях. Важнейшие центры добычи полиметаллических руд: оло­ва - Шерловая Гора (Читинская область), вольфрама и молибдена - Закаменск (Джидинский комбинат в Бурятии), Сорск (Красноярскийкрай), Жирекенский комбинат (Читинская область). Функционируют кобальтовый и асбестовый заводы в Хову-Аксы и Ак-Довураке (Тува). Никель, медь и кобальт добываются и выплавляются в Норильске.

В Ангаро-Енисейском регионе сложился крупный комплекс алюминиевой промышленности, предприятия которого размещены в Шелехове, Братске, Красноярске и Саянске. Создан крупный глиноземный комбинат в Ачинске по переработке нефелинов Кия-Шалтырского месторождения, который попутно производит цемент, поташ, соду.

Слюдяная промышленность получила развитие в Иркутской об­ласти (в Маме и Слюдянке добыча сырья, в Иркутске — переработка).

Химическая и нефтехимическая промышленность Восточной Сибири развита недостаточно. Слабо используется местная сырьевая база этой отрасли. В промышленной структуре района на ее долю прихо­дится 4,5% выпуска товарной продукции, 7,1% основных промышленно-производственных фондов и 4% промышленно-производственного персонала. В настоящее время здесь производится 7% химических волокон, 10% синтетических смол и пластмасс, 4% автопокрышек стра­ны. Поскольку Восточная Сибирь служит крупнейшим источником топливно-энергетических ресурсов, то здесь топливно-энергетические отрасли (угольная, гидроэнергетика, теплоэнергетика и др.), а также топливо- и энергоемкие производства должны развиваться более вы­сокими темпами, чем в целом по стране.

Предприятия химической и нефтехимической промышленности района размещены в Ангарске, Красноярске, Зиме, Усолье-Сибирском, Белозименске и Ачинске. Крупнейший центр нефтехимической промыленности - Ангарск. Здесь находится производственное объединение «Ангарскнефтеоргсинтез», которое выпускает ударопрочный полисти­рол, термопласты, пластмассы, бензол, полипропилен, этилен и др.

В Красноярске действуют предприятия по гидролизу древесины, производству кордной ткани, каучука, автопокрышек и др. В Зиме функционирует электрохимический комбинат, который производит каустическую соду и хлорорганические продукты. В качестве сырьевой базы он использует местную поваренную соль, а также полупродукты Ангарского нефтеперерабатывающего завода. Усольский химический завод работает в тесной кооперации с Ангарским нефтехимическим комплексом. Его продукция - хлор, каустическая сода, карбид кальция, лакокрасочные изделия и другие продукты хлорорганического синтеза.                                       

Химическая промышленность имеет свои особенности размещения. Потребление тепловой энергии этой отраслью превышает электропотребление. Это касается прежде всего производства каучука, вискозного шел­ка, штапеля, карбида кальция. В отдельных производствах удельный вес топливно-энергетической составляющей в суммарных затратах на выпуск продукции достигает значительной величины: фосфора - 36 – 40%, син­тетических волокон, синтетического каучука - 40 -50%. Капитальные вложения в энергетическую базу этих производств превышают 50% ка­питальных вложений в основное производство.

Расчеты показывают, что в Восточной Сибири экономически вы­годно размешать такие топливо- и энергоемкие производства химиче­ского комплекса, как производства синтетических волокон, хлорпродуктов, карбида кальция, термопластов, желтого фосфора, синтетиче­ского каучука.

Лесная и лесоперерабатывающая промышленность играет большую роль в промышленном комплексе района. Она производит 13% общего объема промышленной продукции, сосредоточивает 10% основных промышленно-производственных фондов и 7,5% промышленно-производственного персонала. В Восточной Сибири в настоящее время заготавливается свыше 60 млн куб.м древесины, но глубина ее переработки пока невысока (55%). В районе производится 25% общероссий­ского выпуска целлюлозы, 3% бумаги, 9% древесно-стружечных плит, 12% древесно-волокнистых плит, 15% картона. При этом заготавлива­ется 27% деловой древесины страны.

Наличие глубоких диспропорций в развитии лесной промышлен­ности как в целом по стране, так и в Сибири хорошо известно уже мно­го лет. В качестве меры, позволяющей преодолеть, сгладить сложив­шиеся диспропорции, было предложено перебазировать лесную про­мышленность в многолесные районы страны. Это далеко не новая идея, она неоднократно подтверждалась начиная с 1947 г. Однако по целому ряду причин перебазирование глубокой переработки древесного сырья в Сибирь до сих пор не осуществлено. Несмотря на высокую эффек­тивность комплексного использования лесосырьевых ресурсов в Си­бири оно находится в начальной стадии развития.

При определении оптимальной структуры отрасли необходимо так­же учитывать взаимозависимость различных отраслей промышленно­сти Восточной Сибири, структуру и районы потребления продукции лесной промышленности. Поэтому для отдельных районов по совокуп­ности всех условий и факторов прогрессивной отраслью лесной про­мышленностиможет быть не химическая переработка древесины, а деревообрабатывающие производства.

Организация комплексного использования древесного сырья требует значительных капитальных затрат и длительных сроков строительства. Согласно расчетам, для обеспечения полной комплексной пере­работки 1 млн куб. м древесины в условиях Сибири необходимо затра­тить 50 - 60 млн руб. (в ценах 1990 г.). В современных условиях ком­плекс по переработке сырья мощностью 5 — 7 млн куб. м сооружается в Сибири за 7 - 10 лет (продолжительность строительства Красноярско­го целлюлозно-бумажного комбината — 12 лет. Братского лесопромышленного комплекса - 10 лет, Усть-Илимского целлюлозного завода -7 лет).

Надо полагать, что только учитывая эти обстоятельства, ряд проектных организаций вносит предложения об усиленном развитии лесопиления в Восточной Сибири, как временной мере, позволяющей в более короткие сроки снизить транспортные затраты потребителей древесины за счет увеличения объема перевозки пиломатериалов вместо круглого леса. Признавая обоснованность такой постановки вопроса в целом для многолесных районов страны, к Восточной Сибири следует подойти особо. Известно, что пиломатериалы из ангарской сосны очень высоко ценятся на мировом рынке, они пользуются постоянным спро­сом. Запасы этого вида сырья быстро истощаются, поэтому необходи­мо поставлять на мировой рынок более прогрессивную продукцию лесопереработки - целлюлозу, бумагу, картон, фанеру и др.

Вопросы развития и размещения фанерного производства требу­ют регионального подхода при их решении, Выпуск этой продукции в районе за период 1965 - 1995 гг. увеличился почти в 2 раза. Однако экономических условий для наращивания производства клееной фанеры в Восточной Сибири нет. Известно, что высокими потребительскими качествами отличается фанера, изготовленная из твердолиственных пород. Сырьевые же ресурсы Восточной Сибири не содержат достаточ­ных концентрированных запасов березы для обеспечения больших объ­емов ее производства, а фанера, изготовленная из хвойных пород, пока еще невысокого качества и вряд ли может успешно конкурировать с имеющимися образцами в зарубежной практике производства фане­ры. Поэтому целесообразным направлением для Восточной Сибири является не развитие фанерной промышленности, а производство дре­весных плит. Эффективнее наращивать мощности по выпуску фанеры в Западной Сибири, где имеется хорошая сырьевая база. Приведенные затраты на производство 1 куб. м фанеры в Западной Сибири на 25% меньше, чем в Восточной Сибири.

Широкое развитие производства синтетического спирта из отходов нефтепереработки поставило под сомнение целесообразность производства спирта методом гидролиза древесины. Это вызвано тем, что себесто­имость гидролизного спирта на 30 - 35% выше, чем синтетического.

Однако гидролизный спирт, произведенный в районе, будет достаточно конкурентоспособным по сравнению с привозным синтетическим, так как затраты на транспортировку удорожают его на 80%. Поэтому при дефиците в стране такого важного продукта, как спирт, являющегося сырьем развитого в Восточной Сибири производство синтетического каучука, нецелесообразно ограничивать производство гидролизного спирта.

Главным направлением гидролизного производства в настоящее время принято считать производство кормовых дрожжей, оно является энергоемкой и эффективной для Сибири отраслью. Приведенные затраты на выпуск 1 т кормовых дрожжей здесь на 20% меньше, чем в среднем по стране.

Другим направлением гидролизного производства являются производства фурфурола и кристаллической глюкозы. Наибольший эффект при производстве фурфурола получается при гидролизе лиственной древесины. Затраты снижаются по сравнению с использованием хвой­ной древесины на 18 - 25%, однако в связи с ограниченностью таких ресурсов в Восточной Сибири выпуск фурфурола здесь экономически неоправдан. 

Производство кристаллической глюкозы не представляется достаточно эффективным из-за ее высокой себест6имостй, сложности технологического процесса и невысокого качества. Производство глюко­зы из пищевых продуктов значительно эффективнее, чем при гидролизс древесины: затраты на 45% ниже.

В многолесных районах Восточной Сибири высокоэффективно целлюлозное производство. При производстве 1 т целлюлозы получа­ется экономия на приведенных затратах в размере 25 - 28% по сравне­нию со средним показателем по стране.

Основным направлением развития целлюлозной промышленнос­ти в Восточной Сибири считается сульфатный способ производства. Однако более экономичный способ варки целлюлозы для Сибири - бисульфатный на растворимом основании. Это связано с тем, что един­ственным источником получения сульфата является Кулундинское месторождение (Алтайский край), мощность которого не позволяет удовлетворить спрос целлюлозных заводов Сибири и Дальнего Восто­ка. Для бисульфатного же способа варки целлюлозы используются магнезиты, большие запасы которых имеются в Савинском месторожде­нии Иркутской области и Тальском в Красноярском крае, они содер­жат 40 - 45% окиси магния. На Дальнем Востоке близ Хабаровска име­ется эффективное месторождение брусита, запасы которого содержат 60 — 70% природного гидрата окиси магния. Брусит может употреблять­ся в производстве целлюлозы в сыром виде, без обжига. Этот способ варки является более прогрессивным, чем сульфатный. Он дает высокий выход целлюлозы, себестоимость производства которой при прочих равных условиях на 15 % ниже, оборот варки сокращается в 1,5 раза.

В результате целого ряда причин в современном размещении лесоперерабатывающей промышленности страны имеются крупные диспропорции. Почти 45% производственных мощностей лесопиления размещено в малолесных и безлесных районах страны. Обеспечение сырьем этих предприятий осуществляется за счет поставок круглого леса из мнолесных районов. Неправомерно было бы полагать, что данную ситуацию можно быстро изменить. Очевидно, что необходимость поставок круглого леса из мнолесных районов сохранится в течении 8-10 лет, при этом будут уменьшаться как относительные, как и абсолютные показатели перевозок.

В связи с этим целесообразно изучить вопрос о возможности реконструкции большинства лесопильных заводов малолесных районов с ориентацией их на переработку не круглого леса, а привозных пиломатериалов. Расчеты по определению оптимального размещения лесоперерабатывающей промышленности позволяют дать рекомендации о направлениях в развитии лесоперерабатывающей промышленности Сибири.

По сравнительной эффективности производства лесоперерабатывающей промышленности на первом месте стоит Иркутская область. Расширение производства лесопродукции в этом районе может дать 300 руб. экономии на каждую тысячу рублей дополнительно выпушен­ной продукции.

Но если мы учтем транспортные расходы по доставке продукции лесной и лесоперерабатывающей промышленности потребителям, то распределение многолесных районов по шкале эффективности не­сколько изменится, особенно сибирских районов, ввиду того, что ос­новные потребители продукции находятся на западе от Сибири на боль­шом расстоянии.

Сравнительный анализ транспортных затрат на грузоперевозки из районов Сибири по таким видам продукции, как круглый лес и пиломатериалы (транспортные расходы в среднем по круглому лесу состав­ляют 37%, а по пиломатериалам - 28% по отношению к производственным расходам), показывает, что Тюменская и Томская области как поставщики этой продукции находятся в лучшем положении, чем их восточные соседи - Иркутская область и Красноярский край. Так, сум­марные затраты на поставку круглого леса из Иркутской области в Сред­нюю Азию на 20% выше, чем из Тюменской области. Следовательно, Томская область, а особенно Тюменская область с ее большими лесосырьевыми ресурсами, являются эффективными производителями товарного круглого леса для снабженияим потребителей в районах к западу от Сибири.

Относительная эффективность производства продукции глубокой переработке древесины с учетом затрат на перевозку в Тюменской области значительно ниже, чем в Иркутской области и Красноярском крае. Доля транспортных расходов на единицу целлюлозно-бумажной продукции относительно невелика по сравнению с затратами на ее производство (5-7%). Экономия на транспортных расходах не перекрывает сравнительно большой разрыв в затратах на производство (15%).

Следовательно, в ближайшие, годы нет экономических предпосылок развивать в Томской и Тюменской областях отрасли глубокой переработки древесины такими же темпами и в таких же объемах, как в Ир­кутской области и Красноярском крае. Это, конечно, не значит, что лесные ресурсы мелкотоварной, дровяной древесины и отходов в некоторых районах Томской и Тюменской областей не следует пускать на химическую переработку. Это касается, например, сырьевых баз, тяготеющих к Верхне-Кондинскому, Тавдинскому, Сургутскому, Тобольско­му и Асиновскому районам. Но общая тенденция развития.лесной и лесоперерабатывающей промышленности в этих областях на ближай­шую перспективу с учетом объема производства сырья и лимитов ка­питальных вложений такова, что нецелесообразно форсировать ее раз­витие в ущерб более экономически эффективным районам.

Машиностроение и металлообработка – одна из ведущих отраслей в

промышленной структуре Восточной Сибири. На ее долю приходится 12% основных промышленно-производственных фондов и 25% числен­ности промышленно-производственного персонала. Район производит 3% от общероссийского объема продукции машиностроения и металлообработки.

Развитие машиностроения и металлообработки в Восточной Си­бири значительно отличается от Западной Сибири. В настоящее время в Восточной Сибири машиностроение не имеет решающего значения в народнохозяйственном комплексе района. На его долю приходится 15% всей товарной промышленной продукции. Этот показательно свидетельствует о высоком уровне развития машиностроительной промышленности. Он отражает общий невысокий уровень развития других отраслей промышленного производства, определяющих специализа­цию района, прежде всего нефтехимической, цветной металлургии, лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Это подтвержда­ется более низкими темпами развития машиностроения в Восточной Сибири по сравнению с другими районами. В результате объем произ­водства машиностроительной продукции надушу населения в Восточ­ной Сибири в настоящее время ниже по сравнению с Поволжьем в 5,5 раза, Уралом - в 5 раз. Западной Сибирью - в 3,3 раза.   

Машиностроительный комплекс Восточной Сибири не имеет ярко выраженного профиля. Здесь развито 12 отраслей машиностроения и металлообработки. При этом сравнительно заметное долевое участие (от 3 до 5 %) в российском производстве имеет семь отраслей: производство оборудования для горнорудной промышленности (драги для золотодобывающей промышленности), подъемно-транспортное машиностроение (мостовые краны), станкостроение, электротехническое машиностроение, автомобильное машиностроение (автоприцепы), сельскохозяйственное машиностроение (зерноуборочные комбайны), производство оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности. Их удельный вес в общем объеме машиностроения и металлообработки района составляет 55,2%. остальные отрасли являются обслуживающими.

О недостаточном уровне развития машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности в Восточной Сибири свидетель­ствует также высокий удельный вес ремонтных работ, которые в 1995 г. в общем объеме товарной продукции составили 33%.

На первый взгляд, структура производства машиностроительного комплекса отвечает специализации хозяйства Восточной Сибири, так как в общем объеме производства основная доля машиностроения приходит­ся на такие отрасли, как тяжелое, электротехническое, сельскохозяйст­венное машиностроение и станкостроение. Причем производство продукции указанных отраслей в 1,2 раза превышает ее потребление.

Несмотря на сравнительно узкую отраслевую специализацию машиностроительной промышленности номенклатура производимой продукции настолько обширна, что это должно бы способствовать комплексному развитию отрасли и удовлетворению потребностей народного хозяйства района. Однако только 20% внутрирегионального потребления покрывается за счет собственного производства, 80% - за счет ввоза из других районов страны. При этом межрайонные эконо­мические связи машиностроения имеют свои особенности. Если для экономических районов европейской зоны присущ обмен грузами в ос­новном внутри своей зоны, то для Восточной Сибири характерен об­мен главным образом с районами других зон.

Из европейских районов в Восточную Сибирь ввозятся металло­емкое, крупногабаритное и малотранспортабельное оборудование и машины. Затраты на транспорт составляют 12 - 15% их стоимости. Такое положение вызвано тем, что сложившаяся специализация маши­ностроительных заводов района в некоторых отраслях не соответству­ет не только потребностям Восточной Сибири, но и Западной Сибири и Дальнего Востока. Потребность района во фрезерных станках на 95% удовлетворяется за счет ввоза из других регионов, в том числе 75% поставляется с предприятий европейской части страны. Одновременно 98% фрезерных станков с иными техническими характеристиками, выпускаемых Иркутским станкостроительным заводом, вывозится за пределы района, из них 88% - в районы европейской части страны.

Не соответствует местным потребностям и номенклатура производимых подъемно-транспортных машин. Завод «Сибтяжмаш» в Красноярске выпускает крупные электрические мостовые и металлургические краны, для производства которых 63 % проката черных металлов завозится ежегодно с Урала. Электродвигатели и всю крановую электроаппаратуру завод получает из Центрального района. При этом 70% мостовых электрокранов и 82 % металлургических кранов вывозится на Урал, в Центрально-Черноземный район.

Таким образом, современный технико-экономический уровень машиностроительного комплекса Восточной Сибири, несмотря на многоотраслевую структуру, не соответствует экономическому разви­тию региона и особенно ведущих отраслей народного хозяйства. Узость специализации большинства машиностроительных предприятий, име­ющих общероссийское значение, вызывает несоответствие между про­изводством и потреблением машин и оборудования внутри района. В результате межрайонные связи Восточной Сибири по машинострои­тельной продукции приводят к большим транспортным издержкам, снижающим экономические показатели работы машиностроительных предприятий региона.

Машиностроение Восточной Сибири в основном размещено в крупных городах: Красноярске, Иркутске, Чите, Улан-Удэ, Абакане, Братске, Ангарске, Шелехове, Минусинске и др.

Предстоящий рост масштабов горнорудных работ в районе вызы­вает необходимость резкого увеличения производства продукции тя­желого машиностроения, потребление которого в ближайшей перспек­тиве должно возрасти в 2,5 - 3 раза. Крупнейшим в стране специали­зированным предприятием по производству экскаваторов, роторных угледобывающих комплексов, отвалообразователей становится строя­щийся Красноярский завод тяжелого машиностроения (Крастяжмаш). Он уже выпускает мощные экскаваторы для открытой добычи угля в Канско-Ачинском бассейне производительностью 8 млн т угля в год.

В комплексе транспортного машиностроения выделяется Абакан­ский вагоностроительный завод, который в настоящее время производит платформы-контейнеры. В 1990 г. он начал выпускать восьмиостные полувагоны и цистерны для перевозки химических реактивов. На заводе так­же введены в эксплуатацию вспомогательные производства — литейное, штамповочное, колесных пар, автосцепок. Пуск на полную мощность Абаканского вагоностроительного завода даст возможность обновить вагонный парк страны, снизить трудовые затраты на погрузоразгрузочных работах в транспортной системе, повысить на 12-15% пропускную способность железнодорожных станций и портов.

В Восточной Сибири экономически выгодно размещать малотрудоёмкое, энергоемкое и малотранспортабельное машиностроение.

Большинство территорий района расположено в экстримальных природно-климатических условиях, поэтому сельскохозяйственное производство получило развитие в основном в южной части. Затраты на продукцию сельского хазяйства Восточной Сибири различны. Зарнопродукция здесь обходится на 5-7 % дороже, молоко на 8-10%, чем в целом по стране. Затраты на производство мяса на 3-5 %, шерсти – на 7-10% меньше общероссийских.

Обеспеченность населения Восточной Сибири продуктами за счет собственного производства составляет: по зерну – 85 %, картофелю –100%, овощам – 60%, мясу – 75 %, молоку – 77%.

Сельскохозяйственные угодья в районе занимают 23 млн га (в том числе пашня – 9 млн га). Большая часть пашни приходится н аКрасноярский край (44%), Иркутскую (19%) и Читинскую (2%) области, а пастбищ - на Читинскую область (33%), Туву (30%), Красноярский край (20%) и Бурятию (12%).

В Красноярском крае и Иркутской области преобладает земледелие. В этих регионах производится 75% зерна. Среди зерновых выделяются яровая пшеница, которая занимает 45% посевных площадей, овес -11%, ячмень - 7%. Кормовые культуры занимают 32% посевных площадей, картофель и овощи – 4,5%, технические культуры (лен-долгунец, подсолнечник и сахарная свекла) – 0,5%. Важнейшей задачей в области земледелия является повышение урожайности культур. По уро­жайности зерновых району принадлежит предпоследнее место в Рос­сии, он опережает только Северо-Западный район (в Восточной Сиби­ри урожайность на 20 - 25% ниже среднероссийских показателей).

Животноводство в Восточной Сибири представлено разведением крупного рогатого скота, овец, коз и оленеводством. Основная зона разведения крупного рогатого скота — Красноярский край (33%), Иркутская (22%) и Читинская (21%) области. По поголовью овец ведущие позиции принадлежат Читинской области (45%), Красноярскому краю (22%), Бурятии (19%) и Туве (10%). Большая часть поголовья северных оленей сосредоточена на севере Красноярского края (почти 90%).

Важнейшей задачей сельскохозяйственного производства в Вос­точной Сибири является его интенсификация, за счет которой оно мо­жет полностью обеспечить район зерном, молоком, картофелем, на 90% овощами и мясом.

Для Восточной Сибири большое значение имеет транспортное обслуживание, особенно северных территорий. Строительство мощных гадроэлектростанций повлекло за собой прокладку железнодорожных и автомобильных магистралей. На территории сооружались ответвления от Транссибирской железнодорожной магистрали. После Великой Отечественной войны были построены железные дороги на участках: Тайшет-Лена; Ачинск – Абакан; Улан-Удэ — Наушки; Карымская - Борзя-Забайкальск; Борзя - Соловьевск. Для расширения межрайонных связей с Западной Сибирью были созданы два выхода в Кузбасс: железные дороги Новокузнецк - Абакан - Тайшет; Белово- Ачинск. Построена железная дорога Хребтовая -Устъ-Ильимск к крупной гидроэлектростанции. На территории района берет свое начало Байкало- Амурская железнодорожная магистраль (Усть -Кут). Большое значение для освоения природных ресурсов Красноярского края имеет строительство железнодорожной магистрали Абалаково – Норильск. В настоящее время заканчивается строительство железнодорожной ветки на участке Решоты - Богучаны. Плотность железных дорог в районе за 1946 - 1995 гг. увеличилась почти в 3 раза и составляет 21 км (в среднем по России-51 км) на 10 тыс кв. км.                 

Суммарные транспортные расходы, включая погрузо-разгрузочные работы, составляют ориентировочно свыше 1 млрд руб. (в старых це­нах). Объем капитальных вложений в транспорт к началу 1996г. - 15% к общему объему в народное хозяйство района.

На территории района создан трубопроводный транспорт. Первым был сооружен нефтепровод Туймазы (Башкирия) - Омск — Красно­ярск - Иркутск, который в 3 раза удешевил доставку поволжской нефти в район. В 70-х гг. она была заменена более дешевой западно-сибирской. Новый нефтепровод Нижневартовск - Томск - Анжеро-Суд­женск - Красноярск - Ангарск сократил в 2,5 раза путь нефти в Вос­точную Сибирь.

Большое значение имеет речной транспорт, который эффективно дополняет железные дороги и Северный морской путь. Важную роль играют морские порты Диксон, Игарка, Дудинка, Нордвик. Водным транспортом ежегодно перевозится почти 8 млн т грузов.

Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием за пе­риод 1946 - 1996 гг. увеличилась в 4,5 раза. Автодороги строились па­раллельно железным дрогам, был также реконструирован Усинский ав­томобильный тракт Абакан - Кызыл, проложена новая автомагистраль Абаза - Ак-Довурак. По протяженности автомобильных дорог с твер­дым покрытием Восточная Сибирь занимает шестое место в стране (63 тыс км). Удельный вес района по территории - 23,7%, по протя­женности автодорог с твердым покрытием — 9%.

Численность рабочих и служащих на всех видах транспорта в 1995 г. по стране составила около 5 млн чел., или 7% общей численности заня­тых в народном хозяйстве. В Восточной Сибири численность занятых на транспорте - 375 тыс чел., или 7,5% от общей численности занятых в народном хозяйстве района.

Основной поток грузов Восточной Сибири имеет западное и юго-западное направления. На них приходится 80% вывоза и 75% ввоза всех грузов. Межрайонные связи осуществляются железнодорожным, морским, трубопроводным и автомобильным транспортом. Структура межрайонных связей района по отправлению грузов выглядит следующим образом: железнодорожный транспорт – 85%, морской – 10%, автомобильный – 4,8%, авиационный – 0,2%. По прибытию грузов структура выглядит иначе: железнодорожный транспорт – 70,7%, трубопроводный – 15%, морской – 8%, автомобильный – 6%, авиационный – 0,3%. Во внутрирайонных перевозках на железнодорожный транспорт приходится – 7%, речной – 19,8%, автомобильный – 9%, авиационный – 1,2%.

Большая часть вывозимых грузов отправляется в Западную       Сибирь (42%), в Среднюю Азию и Казахстан (22%), на Урал (21%), на Дальний Восток - 15%. В Западную Сибирь (в основном в Кузбасс) направляет­ся железная руда, лесопродукция (крепежный лес), цемент, концентраты цветных металлов, продукция тяжелого машиностроения и др. В Восточную Сибирь завозятся нефть и нефтепродукты, прокат чер­ных металлов, нефелины, бокситы, зерно, машины и оборудование и др. Завозимые грузы в основном поступают из Западной Сибири (48%) и с Урала (30%). Восточная Сибирь вывозит в 2,5 раза больше грузов, чем ввозит.          




double arrow
Сейчас читают про: