Бюджет субъекта: содержание и функциональная структура

Глава 1. Экономическая сущность регионального бюджета

 

 

Региональные бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Названные взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов в бюджетном устройстве Российской Федерации.

Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональные бюджеты – главная финансовая база региональных органов власти, составная часть региональных финансов. Они представляют собой систему финансовых отношений между органами власти на местах и субъектами хозяйствования по поводу перераспределения части национального дохода в процессе образования основного в рамках данной территории государственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения объективно существующих территориальных общественных потребностей. Бюджеты территорий служат центром, соединяющим всех участников воспроизводственного процесса на всех его стадиях, что повышает их роль в интеграции усилий, способствующих количественному и качественному влиянию на решение социально – экономических проблем.

Региональными бюджетами являются бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований -республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации бюджеты республик, краев, областей и автономных образований именуются бюджетами субъектов Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации разрабатывается и утверждается в форме законов субфедерального уровня. В бюджете субъекта РФ предусматривается разделение средств: отдельно определяются денежные средства, предназначенные на исполнение расходных обязательств собственно субъекта РФ в пределах предоставленных полномочий по предметам субъектного ведения. Также выделяются средства по полномочиям совместного ведения Российской Федерации и субъекта. Отдельно регламентируются расходные обязательства субъекта, осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета.

В научном и прикладном аспектах важно установление значения бюджета публично-правового образования в экономическом и социальном развитии региона. Главенствующим среди различных направлений значимости является реализация определенных Конституцией РФ полномочий субъекта РФ. Образование субфедерального бюджетного фонда обеспечивает формирование финансовой базы представительных и исполнительных органов региона по реализации конституционных полномочий.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся:

· установление порядка составления и рассмотрения проектов региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;

· составление и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

· распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;

· определение порядка направления в региональный бюджет доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;

· разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;

· установление совместно с федеральными органами власти порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;

· определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;

· предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;

· установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

· определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Федерации;

· осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Федерации и управление государственным долгом субъекта Федерации.

Бюджет субъекта Федерации неразрывно связан с движением и перераспределением валового внутреннего продукта и национального дохода, создаваемого в секторе материального производства. Совокупный объем бюджета (без участия федеральных ресурсов) взаимосвязан и взаимозависим от уровня развития общественного производства в регионе. Размер субфедерального бюджета также зависит от совокупности социальных потребностей населения, необходимость удовлетворения которых регламентируется за счет бюджетных средств.

В ходе функционирования субфедерального бюджета возникают экономические отношения между органами исполнительной власти региона и экономическими субъектами; государственными структурами и населением; государственными ведомствами (региональный уровень) и непроизводственной сферой. В большинстве случаев эти взаимоотношения количественно измеримы в стоимостном масштабе. В настоящее время актуализируется подход, связанный с оценкой качественных характеристик этих контактов. Активное участие бюджетных средств в расширенном общественном воспроизводстве и удовлетворении социальных потребностей обусловливает определенное влияние экономических законов на бюджет субфедерального уровня. Аккумулирование денежных средств в бюджете региона и их последующее использование определяют уровень субфедеральной бюджетной самостоятельности, которая проявляется через обеспечение общественных и гражданских потребностей, стабилизацию, восстановление и развитие экономического потенциала, выполнение социальных задач в сфере здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. Самостоятельность также предусматривает и глубокую ответственность органов власти за рациональное и эффективное расходование бюджетных средств.

Обобщая все выше сказанное, можно выделить следующие функции бюджета региона, определяющие его социально - экономическую сущность:

1) создание условий повышения уровня и качества жизни населения региона;

2) содействие справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающего на территории региона;

3) развитие деловой активности в регионе путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администрации, в «точки роста» регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;

4) выравнивание условий предпринимательства в территориальных образованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур.

Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют функции:

1) формирования денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности территориальных органов власти;

2) распределения и использования этих фондов между отраслями народного хозяйства;

3) контроля за финансово – хозяйственной деятельностью предприятий,

4) организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: