Роль бюджета в социально-экономическом развитии региона

В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их  влияния и использования расширяется.

Выбор и установление социальных целей является высшим приоритетом деятельности органов власти и управления. Количественно определенные социальные параметры качества и уровня достойной жизни людей (народного благосостояния) должны иметь законодательный характер и обосновываться федеральными органами государственной власти. 

Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии заключается в следующем.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах субъектов Федерации позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Создание финансовой базы функционирования региональных органов власти - главная роль региональных бюджетов. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно - территориальных образований, которые обеспечивают выполнение задач общего назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти субъектов Федерации

Во-вторых, формирование региональных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона, обеспечить планомерное развитие образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, муниципального жилищного фонда и коммуникаций местного значения.

В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических памятников и учреждений культуры и др.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в региональном бюджете, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы, на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы путем внедрения целевых программ финансирования. В последнее время органы власти регионов стали выделять бюджетные средства на инвестиции (реальные и финансовые). Такие инвестиции будут формировать государственную и муниципальную собственность. Это делается для укрепления позиций государства как хозяйствующего субъекта.

В-шестых, региональные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.

Значение бюджетов субъектов РФ заключается и в том, что они являются основными инструментами, через которые осуществляется региональная финансовая политика, направленная на стабилизацию производства и обеспечение экономического роста.

Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает при наделении органов власти субъектов Федерации соответствующими полномочиями по формированию и исполнению их бюджетов. Так региональные власти, испытывая дефицит инструментов бюджетного управления и ресурсов, ориентируются преимущественно на решение текущих задач и проблем краткосрочного характера. Но лишь формулирование стратегических целей позволит решить масштабные задачи стимулирования хозяйственных процессов региона. Поэтому необходимо, расширить круг полномочий региональных властей в области формирования и использования бюджетных средств региона.

 

2.2 Роль региональной финансовой по­литики в решении социальных проблем на прмере Нижегородской области

 

  В современном мире значение социальной политики как одного из важнейших факторов формирования и развития человеческого капитала постоянно возрастает. Период трансформации переживают все отрасли социальной сферы страны, к которым обычно относят образование, культуру, здравоохранение, физическую культуру, социальное обслуживание, значительную часть организаций жилищно-коммунального хозяйства. Главная задача преобразований в этих отраслях заключается в максимальном использовании их потенциала для решения жизненно важных проблем общества, в первую очередь демографических, включающих необходимость стабилизации рождаемости и укрепления семьи, улучшения состояния здоровья населения, увеличения средней продолжительности жизни. Не менее значимыми являются вопросы повышения образовательного уровня, обеспечения экологической безопасности, роста доходов населения, снижения преступности и многие другие, в совокупности позволяющие судить о качестве жизни россиян.

Огромна роль региональной финансовой по­литики в решении острых социальных проблем. Основным элементом социальной политики является финансовое обеспечение мини­мальных государственных гарантий— минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индекса­ция в соответствии с ростом потребительских цен

Главные цели региональной политики в области доходов предусматривают: обеспечение условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан РФ и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения во всех регионах РФ.

Субъектам РФ, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего насе­ления, требуется дополнительное выделение государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий в мини­мальных социальных стандартах.

В годы реформ проводится политика регионализации финанси­рования. В настоящее время бюджетное финансирование общего среднего образования осуществляется из средств местных бюд­жетов, половина учреждений начального профессионального образования и около 40% среднего профессионального образо­вания финансируется из средств бюджетов субъектов РФ.

При финансировании начального и среднего профессио­нального образования из региональных бюджетов в случае их дефицита гарантом обеспечения минимального бюджета про­фессионального образования является федеральный бюджет. Кроме того, существует распределение вузов на финансируемые из федерального и региональных бюджетов.

  Особую роль в оказании государственных и муниципальных социальных услуг играет жилищно-коммунальная сфера. Затра­ты на ее содержание, финансируемые из бюджетов субъектов РФ нередко составляют более половины всех расходов. Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления через службы заказчика и го­сударственную жилищную инспекцию субъекта РФ осуществляют контроль за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потре­бителей путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий — естественных монополистов и прибыли для формирования цен, а также обеспечивают участие в работе ре­гиональных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон при установлении тарифов как для организаций комму­нального хозяйства, так и для организаций — поставщиков топливно-энергетического комплекса, контролируют обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг на уровне федеральных социальных стандартов.

Бюджетный фонд позволяет органам власти регулировать расходы на содержание учреждений, предоставляющих социальные услуги, обеспечивающих государственное содействие гражданам и бизнесу.          Бюджеты субъектов РФ являются важнейшими источниками финансирования социально-экономических программ региона. Органы представительной и исполнительной власти регионов, мобилизуя денежные средства в бюджетном фонде, имеют возможность осуществлять развитие приоритетных отраслей промышленности, агрокомплекса, экологии, транспорта и связи. Эти направления укрепляют позиции исследуемого публично-правового образования как экономического субъекта.

Немаловажным является процесс сбалансированности экономических интересов. Посредством идущих через бюджет региона денежных средств осуществляется согласование общенациональных, региональных, коллективных и индивидуальных экономических интересов. Финансовая поддержка отраслей, экономически значимых для региона, региональные программы развития национальных промыслов и предприятий, индивидуального предпринимательства способствуют развитию общественного производства, занятости населения, следовательно, укрепляется доходная база бюджета. Расходы бюджета на воспроизводство рабочей силы и поддержка социально незащищенных слоев населения региона служат удовлетворению личностных интересов граждан.

Другими важнейшими целями региональной финансовой политики, воплощаемой в регионах, в том числе, и через сбалансированный, правильно финансируемый бюджет субъекта РФ, являются:

1) обеспечение основ бюджетного федерализма в РФ, основанного на едином экономическом пространстве;

2) обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;

3) выравнивание условий социально – экономического и финансового развития регионов;

4) приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение.

Велика роль региональной финансовой по­литики в решении острых социальных проблем, требующих уча­стия федеральных бюджетных средств. Основным элементом социальной политики является финансовое обеспечение мини­мальных государственных гарантий — минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индекса­ция в соответствии с ростом потребительских цен.

Главные цели региональной политики в области доходов предусматривают: обеспечение условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан РФ и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения во всех регионах РФ.

Субъектам РФ, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего насе­ления, требуется дополнительное выделение государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий в мини­мальных социальных стандартах.

Для минимизации отрицательных последствий расслоения общества региональная финансовая политика должна быть ори­ентирована на:

• совершенствование налоговой системы путем постепен­ной отмены налогов на средства, направляемые органи­зациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверх­высокие, доходы и имущество физических лиц;

• введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда. В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротств убыточных ор­ганизаций, используя в случае необходимости механизм их це­левой поддержки путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы.

 

Социальная сфера, как известно занимает одно из важнейших значений в жизни каждого человека. В политику регионального правительства так же входит и социальная политика, задача которой заключается в смягчении негативных последствий различного рода неравенств и потрясений в обществе. Как и в любой другой сфере деятельности в социальной сфере существует ряд проблем. Однако наиболее остро стоит проблема финансирования.

  В Нижегородской области в 2010 году на предоставление мер социальной поддержки населению за счет средств областного бюджета планировалось направить 13,6 млрд. рублей, что на 33 процента больше, чем в 2009 году. В том числе расходы на социальную поддержку ветеранов будут увеличены на 28 процентов и составят 1,6 млрд. рублей, педагогических работников, работающих на селе, - на 32 процента (329,1 млн. рублей), поддержку приемных семей - на 22 процента (304,1 млн. рублей).

"Работа по увеличению доходной части бюджета будет продолжена. Это совместная задача депутатов Законодательного собрания и правительства области. Дополнительные поступления в бюджет позволяют направлять финансовые ресурсы на выполнение приоритетных задач для региона, в первую очередь, на поддержку и развитие социальной сферы", - сказал председатель Законодательного собрания Нижегородской области Виктор Лунин.

Финансирование социальной отрасли Нижегородской области составило более 40% расходов регионального бюджета по итогам девяти месяцев 2010 года. Характеризуя исполнение бюджета области за девять месяцев 2010 года, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев  отметил, что "главное в исполнении бюджета Нижегородской области – мы не допустили уменьшения социальных выплат". "Несмотря на трудности с финансированием в начале года, к концу периода мы вышли на исполнение программ", - подчеркнул губернатор.

Финансирование социальной отрасли – социальной политики, здравоохранения, образования, культуры и спорта – составило более 40% расходов регионального бюджета, что свидетельствует о социальной направленности бюджета.

      В Нижегородской области серьезное внимание уделяется целевым программам, которые решают важнейшие социальные проблемы региона. Из областного бюджета финансируется 37 целевых программ. По наиболее крупной из них – программе ""Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области " – расходы бюджета составили более 5,2 млрд. рублей. В рамках программы на 2010 год запланированы работы на 153 объектах, строительство или реконструкция 30 из них уже завершена, 69 объектов имеют техническую готовность более 80%, большинство из них планируется ввести в эксплуатацию до конца года.

Особенно наглядно демонстрирует направление регионального бюджета на решение социальных проблем в ситуации экономического кризиса целевая программа "О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области ", которая направлена на  принятие превентивных мер по обеспечению государственных гарантий гражданам Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы в условиях экономического кризиса, сохранения занятости населения, удержания уровня регистрируемой безработицы в Нижегородской области от резкого роста. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих основных задач программы: повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском массового увольнения; стимулирование работодателей по сохранению и созданию рабочих мест; развитие территориальной трудовой мобильности граждан Нижегородской области; организация содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

 

 

Еще хочется отметить целевые  программы "Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи населению Нижегородской области, включая формирование здорового образа жизни" на 2009-2011 годы, "Ипотечное жилищное кредитование населения Нижегородской области" на 2009-2011 годы","Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области" на 2010-2013 годы, которые также являются социально ориентированными и направлены на решение социальных проблем региона.

Правительство Нижегородской области утвердило отчет об исполнении регионального бюджета за девять месяцев 2010 года. Доходы бюджета за этот период составили 64 млрд. 553 млн. 722 тыс. рублей, расходы – 63 млрд. 864 млн. 741 тыс. рублей. Бюджет Нижегородской области на 2010 год за девять месяцев выполнен с профицитом в размере 688 млн. 981 тыс. рублей.

Налоговые поступления составили 70% от годового плана – 32 млрд. 119 млн. 347 тыс. руб. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев обратил внимание членов правительства, что налог на доходы физических лиц получен в объеме всего 64% от плана и призвал активизировать работу в этом направлении.

Безвозмездные поступления в бюджет Нижегородской области составили 18 млрд. 966 млн. 370 тыс. рублей, или 87% от годового плана. Наибольшую долю в расходах бюджета Нижегородской области за девять месяцев 2010 года составили межбюджетные трансферты – 28 млрд. 183 млн. 929 тыс. руб. и социальная политика – 16 млрд. 367 млн. 133 тыс. руб.

   Законодательное собрание Нижегородской области приняло проект закона «Об областном бюджете на 2011 год». Согласно законопроекту, доходы бюджета составят 81,4 млрд рублей, расходы – 88,5 млрд рублей. Как было отмечено на заседании, рост доходов прогнозируется в размере 14,8 % к уточненному плану на 2010 год, расходы увеличатся на 14,9 %.

В структуре доходов поступление налога на прибыль организаций прогнозируется в сумме 27,6 млрд рублей, налога на доходы физических лиц – 37,1 млрд рублей. Из последних 22,3 млрд рублей будут перечислены в областной бюджет, остальные – в консолидированные бюджеты муниципальных районов и городских округов. Безвозмездные поступления из федерального бюджета в проекте бюджета области на 2011 год учтены лишь частично и предусмотрены в размере 9,6 млрд рублей.

    Доля расходов на социальную политику составит 27 % от общего объема, на здравоохранение – 16,2 %, на образование – 16,1 %. Что также свидетельствует о социальной направленности бюджета. Запланировано финансирование 40 областных целевых программ на общую сумму более 13,3 млрд рублей, что более чем на четверть превышает уровень финансирования в текущем году.

     По словам председателя законодательного собрания Виктора Лунина, региональный бюджет на 2011 год с полным основанием можно назвать бюджетом развития. В экономике области наблюдается стабильный рост, увеличиваются налоговые поступления, и по мере роста доходов будет наращиваться финансирование социальных программ.

 

Заключение

 

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в социальном развитии территорий. Бюджет субъекта Федерации неразрывно связан с движением и перераспределением валового внутреннего продукта и национального дохода, создаваемого в секторе материального производства.

Социальная политика является приоритетным направлением деятельности государства, позволяющим реализовать права и гарантии гражданам, провозглашенные Конституцией РФ и другими законодательными актами. Реализация таких прав и гарантий предполагает предоставление гражданам социальных услуг для выравнивания уровня предоставления населению этих услуг во всех субъектах РФ и местных образованиях.

Значение бюджетов субъектов РФ заключается и в том, что они являются основными инструментами, через которые осуществляется региональная финансовая политика, направленная на стабилизацию производства и обеспечение экономического роста. Огромна роль региональной финансовой по­литики в решении острых социальных проблем.

 

Список использованной литературы

 

1. Бюджетный кодекс

2. Налоговый кодекс РФ.

3.     Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2006.

4.    Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 

5.    Никулина Е.В. Совершенствование формирования доходов региональных бюджетов. // Менеджмент в России и за рубежом, 2003, №7.

6.    Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обуч. по эконом спец. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

7.    Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.

8.    Справочно-правовая система Консультант Плюс.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: