1).
2). Артикуляционная гимнастика.
а) Разминка.
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
б) Упражнения для развития четкости произношения:
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
в) Чтение чистоговорок шепотом и медленно:
ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.
г) Чтение тихо и умерено:
арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа
д) Чтение громко и быстро:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
е) Чтение скороговорок, пословиц, поговорок.
Набор скороговорок:
Дима дарит Дине дыни, дыни Дима дарит Дине.
У бабы бобы, у деда дубы.
До города дорога в гору, от города - с горы.
У Бобы винт, у Вити бинт.
Фаня в гостях у Вани. У Вани в гостях Фаня.
От топота копыт пыль по полю летит.
У пеньков опять пять опят стоят.
Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.
Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.
|
|
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Булку, баранку, батон и буханку пекарь испек спозаранку.
Водовоз вёз воду из водопровода.
Бык тупогуб, у быка губа тупа.
ж) Чтение согласных.
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
3). Деформированные предложения.
1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
2. дали каши Маше манной нашей
3. летом одним и зимой цветом
4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке
5. ко мне друзья пришли мои на праздник
6. у деда, Мороза красивые легкие сани были
7. любимое дерево мое белая береза
8. в саду в нашем расцвела клубника
4). Использование таблицы Шульте.
5). Пирамида.
Предлагаю воспользоваться простой пирамидой, при которой можно определить поле зрения и расширять его тренировкой.
3-------4--------7
10--------5---------41
24------------6-------------55
45---------------8----------------94
36-------------------9-------------------14
87--------------------------19---------------------------79
Приложение 3