Общее количество работающих данного предприятия или объединения, которое значится в списках на заработную плату (оплату труда), называется его списочной численностью. В списочный состав не включаются работники, временно привлекаемые к выполнению отдельных работ по трудовым договорам.
Оперативный учет личного состава возложен на отдел кадров, который оформляет прием, переводы и увольнения работающих на основании: заявления нанимающегося на работу, приказов (распоряжений) о приеме и увольнении, записок о предоставлении отпуска и т. д.
Впервые поступившему на предприятие выдается трудовая книжка, хранящаяся до его увольнения в отделе кадров. На каждого работающего открывается лицевая карточка, в которой фиксируются анкетные и прочие данные о его трудовой деятельности на предприятии — учебе, повышении разряда, переводах и т. д. Кроме того, присваивается табельный номер, по которому он числится в табеле учета рабочего времени и во I всех документах на зарплату. Эти сведения оперативного учета служат основанием для составления отчетности о численности и составе работников.
|
|
На каждом торговом предприятии установлен определенный трудовой режим. Контроль за его соблюдением ведется при помощи табельного учета. Он предполагает наблюдение за приходом на работу и уходом с нее, выяснение причин опозданий и неявок, получение данных о фактически отработанном времени, своевременное составление отчетности о наличии и движении работников, использовании рабочего времени и состоянии трудовой дисциплины.
Табель представляет собой именной список работников. Порядок его ведения установлен Инструкцией по статистике численности работников и заработной плате от 19.12.94 г. № 12 Минстата Республики Беларусь. В ней указываются табельный номер работника, фамилия, имя и отчество, количество отработанных часов, в том числе ночных, выходные дни, неявки на работу (по болезни, в связи с командировкой, отпуском, выполнением государственных обязанностей). Учет явок и использования рабочего времени осуществляется методом сплошной регистрации или по отклонениям, т. е. отметкой только неявок, опозданий, сверхурочных часов, прогулов и т. п. При этом делаются цифровые и буквенные отметки: часы явок отмечаются цифрами или точками (при табельном учете по отклонениям), а неявки — буквами: «Б» (болезнь), «О» (очередные и дополнительные отпуска), «К» (командировки), «В» (выходные и праздничные дни), «Р» (отпуск в связи с родами) и т. д. Если на предприятии (фирме) применяется авансирование работников по оплате труда, то табель заполняется дважды: за первую половину месяца для начисления аванса и за весь месяц.
|
|
Для работников с повременной или повременно-премиальной оплатой труда на оборотной стороне табеля производится расчет заработной платы (для персонала отделов и служб заводоуправления: руководителей, специалистов, служащих и других работников, относящихся к служащим).
По окончании месяца табель закрывается, т. е. в нем подсчитывается по каждому работающему: количество дней явок на работу, неявок по причинам, количество неотработанных часов (опоздания, преждевременный уход с работы, простои); общее количество отработанных часов, в том числе сдельные, ночные, переработка. Документ подписывается табельщиком и сдается в бухгалтерию для расчетов. Он используется также при составлении текущей статистической отчетности о выполнении плана по труду и для анализа трудовой дисциплины.
Учет личного состава и отработанного времени может быть механизирован. При наличии ЭВМ на предприятии создаются картотеки постоянных перфокарт и другие машинные носители информации. По ним составляются ведомости учета личного состава и использования рабочего времени, характеризующие наличие, поступление и выбытие работников по различным признакам: по численности принятых; по видам приема; профессиям и структурным подразделениям; возрасту, разряду, стажу работы, национальности и т. д.; по численности выбывших по причинам увольнения; по сводным ведомостям наличия и движения личного состава по категориям персонала, использования рабочего и нерабочего времени в разрезе структурных подразделений и т. д.