Эффект импортных товаров или эффект Флеминга

Означает, что при повышении уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле. Спрос на отечественную продукцию перераспределится на импортную. Начнет расти импорт, NX уменьшается, следовательно потребительские расходы снижаются и совокупный спрос уменьшается.

Из уравнения количественной теории денег M V= P Y можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы (M) и скорость обращения денег (V) между секторами экономики, т.к. Y = MV/Р или AD = MV/Р.

Из уравнения видно еще два неценовых фактора M и V. На совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения денег между секторами экономики.

Следовательно, AD является функцией М и V, AD = f(M, V).

Изменение неценовых факторов отражается сдвигом кривой AD.

 

                                   

                                                                                                                                                                                                 Например, снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта при­ведет к сокращению совокупного спроса. Это отразится графически сдвигом AD влево (рис.2).

Сдвиг кривой совокупного спроса под влиянием неценовых факторов напрямую связан с размером реального ВНП и как следствие объемов производства, но не сказывается на уровне цен.

Дж. М. Кейнс вывел четыре правила совокупного потребления:

1. Гипотеза абсолютного дохода, в соответствие с которой потребление домашних хозяйств зависит от абсолютной величины их текущего дохода.

2. Величина предельной склонности к потреблению Су. = С /Dу показывает, на сколько увеличится потребление при увеличении текущего дохода на единицу и находится в пределах от 0 до 1, т.е. 0<Су< 1.

3. По мере роста располагаемого дохода снижается средняя норма потребления (доля потребления в доходе - С/у) (рис.2).                                                   

Отсюда следует, что расширение производства потенциально содержит в себе возможность возникновения перепроизводства, так как уменьшение средней нормы потребления означает, что всё меньшая часть произведённой продукции потребляется домохозяйствами.

 

                                   

                                                     

                                                            C/y

                                                                      у

     Рис. 2. График средней нормы потребления как функции от дохода

4. С ростом дохода предельная склонность к потреблению падает.

Таким образом, характер зависимости потребления от величины текущего дохода Кейнс выводит из «основного психологического закона», который он формулирует так: «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растёт доход». И эта функция имеет вид:

C = C0 + Су y; C0 > 0; 0 < Су < 1                        (1)

где С0 - величина автономного (независимого от текущего дохода) потребления (при у = 0 автономное потребление осуществляется за счёт сокращения имущества), которое зависит от изменения процентной ставки и от инфляционных ожиданий, (численные значения С0 и у, как правило, однопорядковые величины); Cу - предельная склонность к потреблению.

По мнению сторонников абсолютного дохода, функция потребления c постоянной средней формулой неприменима, что проистекает из того, что «действительная» функция потребления типа (1) с течением времени сдвигается вверх (рис. 3). Точки M, N, L относятся к разным функциям потребления, а луч OL, соответствующий выражению С = Суу, не является графиком функции потребления.

                    С                                             C t+2

                Сt+2                                            L                      C t+!

                                           N                          Ct

               Сt+1              

                  Сt            M

                    0    Уt    Уt+1 Уt+2         У

     Рис. 3. Временные сдвиги графика функции потребления.

При построении всех рассмотренных до сих пор разновидностей функции потребления использовались две общие предпосылки:

1. Доход домашних хозяйств является экзогенной величиной;

2. Доля потребления в доходе определяется на основе привычек, традиций, психологических склонностей экономических субъектов.

Экономисты классической школы и современные неоклассики используют принципиально иной методологический подход при построении функции потребления. В концепции классической школы доход является для домашних хозяйств эндогенным параметром. Экономический субъект сам определяет, какова будет величина его дохода. Путем распределения календарных дней на рабочее и свободное время, исходя из критерия максимизации полезности.

Глава II. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него

Предложение на товарном рынке отражает зависимость между ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен. Строго говоря, предложение позволяет ответить на два вопроса: «Какова будет величина предложения при различных уровнях цен» и «Как изменится величина предложения при некотором изменении цены?»

Суть закона предложения состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен — к ее уменьшению (при прочих равных условиях).

Что стоит за логикой поведения производителей (продавцов), почему они реагируют на цены именно таким, а не иным образом? Ответ вполне очевиден — чтобы заработать себе на жизнь.

Действительно, изготовление любого блага требует затраты различных ресурсов. Все эти ресурсы, как правило, могут быть получены только путем их покупки на рынке.

Поэтому любое благо, предлагаемое к продаже на рынке, обошлось своему производителю в определенную сумму денег. Очевидно, что никто не станет предлагать товар к продаже по цене, не покрывающей хотя бы общей суммы затрат на изготовление этого товара. А раз так, то становится ясно, что важнейший (хотя и не единственный) фактор формирования предложения — затраты на производство товаров. Они образуют нижнюю границу цены.

Затраты по своей природе неодинаковы. Прежде всего, отдельные их виды по-разному изменяются в зависимости от масштабов производства товаров или услуг. Именно подобные различия обусловили классификацию всех видов затрат на две группы: постоянные затраты и переменные затраты.

Постоянные затраты это те затраты, которые практически не меняются при изменении масштабов производства товаров или услуг. К ним относятся, например, арендная плата за помещения, затраты, связанные с использованием оборудования, выплаты в счет погашения ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы.

Переменные затраты это те затраты, сумма которых изменяется в связи с изменениями масштабов производства.

Зачем нам нужен такой детальный анализ изменения затрат фирмы? Затем, что только на его основе мы можем подойти к пониманию того, как фирмы определяют основу установления цен на свои товары и масштабы производства товаров или услуг. Решения такого рода принимаются на основе изучения закономерностей изменения средних и предельных (маржинальных) затрат фирмы.

Средние затраты это затраты на изготовление единицы продукции, получаемые делением общей суммы затрат за определенный период времени на количество изготовленной за этот период продукции.

Предельные (маржинальные) затраты – это величина, на которую возрастает величина общих затрат фирмы при увеличении количества выпускаемых изделий на единицу.

Теперь перейдем непосредственно к понятию совокупного предложения.

Совокупное предложение AS (от английского aggregate supply) – экономический агрегат, равный сумме денежных значений всех конечных товаров и услуг, представляемых к продаже при каждом возможном уровне цен. Это понятие часто ис­пользуется как синоним валового национального, или внутреннего продукта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: