Эффект реального богатства или эффект Пигу

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава I. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие………………………………………………………………....3

Глава II. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него……. 9

Глава III. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России ……………………………………………………… 14

 Практикум ……………………………………..…………………………… 21

Заключение …………………………………………………………………..23

Список литературы ……………………………………………………………. 25

 

 

                                                Введение.

Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.

Данная тема стала весьма актуальной в связи с переходом Российской экономики на рыночные отношения, все чаще возникают вопросы о ходе и направлении экономических реформ, о экономических теориях, которые положены в их основу.

В последние годы в нашей стране происходит трансформация от ситуации устойчивого спада в балансирующее состояние, в котором необходимо перейти от колебательных процессов к экономическому равновесию, а после этого, в перспективе, добиться устойчивого роста.

Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном и денежном рынках экономика развивается бескризисно.

Исходя из вышесказанного, в данной работе я рассмотрела существующие категории совокупного спроса и совокупного предложения, равновесие совокупного спроса и предложения в общем экономическом равновесии, а так же его особенности в России. 

 

Глава I. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие

Давно известно, что количество благ, которое покупа­тели запрашивают у продавцов для приобретения (назовем, его величина спроса), прямо зависит от уровня цены, по которой такая покупка возможна. Величина спроса — это количество товара конкретного вида (в натуральном измерении), которое покупатели готовы приобрести на протяжении того или иного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара. Зави­симость величины покупок на товарном рынке от уровней цен экономисты назвали спросом. Спрос – это потребность покупателей в данном товаре или услуге, выраженная в их покупательной способности. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составля­ющих — экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.

Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен то­варов, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при прочих равных условиях).

Кроме полезности товара и его цены, на совокупный спрос влияют еще пять факторов: доходы покупателей; цены на дополняющие или заме­няющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезон­ность, правительственная политика, равномерность распре­деления доходов, реклама и др.).

Совокупный спрос (AD) – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране.

Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную.

Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает потребность в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроиз­водственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг.

Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос эко­номическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.

 Основными компонентами совокупного спроса, или совокупных расходов в открытой экономике являются:

1) потребительский спрос (C) (от англ. Cost consumption);

2) инвестиционный спрос (I) ( от англ. Investment);

3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G) (от англ. Government purchases);

4) чистый экспорт (NX) – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.

Таким образом, AD складывается из суммы спросов на конечную продукцию экономики: AD = C +I + GP + X.

                                                  Уровень цен

                          (Р)                 AD                                                            

 

                                                                                       

                                                                        

 


Реальный ВВП (У)
рис.1

В правой части она содержит те же слагаемые, что и формула основного макроэкономического тождества (ВНП по расходам). Их отличие заключается в том, что AD – это расходы, которые намерены сделать хозяйствующие субъекты, а не фактические расходы, которые уже сделаны в течение года.

 Графически модель совокупного спроса представляется в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен. На рис.1 кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потре­бители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Объяснение отрицательного наклона кривой AD принято связывать с тремя важнейшими эффектами в рыночном хозяйстве:



Эффект реального богатства или эффект Пигу.

Он состоит в том, что с ростом цен происходит обесценивание имеющихся у населения наличных денег и ценных бумаг, снижение их покупательной. Для сохранения уровня реального богатства экономические субъекты начинают ограничивать свои расходы и увеличивать сбережения, следовательно это приводит к снижению совокупного спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: