Основные механизмы и факторы развития системы ценностных ориентации личности

Ориентация на ту или иную группу ценностей, т. е. ее доми­нирование в индивидуальной ценностной системе, может быть обусловлено действием соответствующих психологических ме­ханизмов ее формирования, в наибольшей степени присущих данной стадии индивидуального развития. Из этого следует, что разные ценности могут иметь разное происхождение. Нами была поставлена задача установить зависимость между преимуще­ственным действием механизмов адаптации, идентификации и интернализации и значимостью конкретных ценностей в инди­видуальной иерархии и сгруппировать их по происхождению.

Как уже отмечалось, действие отдельных механизмов психо­логической адаптации, направленных на устранение тревоги и восстановление психического гомеостаза, авторами отечествен­ных версий теста MMPI, в частности Ф. Б. Березиным и Л. Н. Собчик, определялось по подъему профиля данного теста на той или иной его базовой шкале [39, 231]. Нами для диагностики в описанной группе исследуемых степени выраженности пси­хологических особенностей при действии различных механиз­мов интрапсихической адаптации использовался разработан­ный В. П. Зайцевым тест СМОЛ, представляющий собой отечественную версию формы Mini-Mult теста MMPI [94].

Ранее в исследованиях ряда отечественных и зарубежных авторов, как правило, не обнаруживались высокие корреляции между рангом значимости большинства терминальных и инстру­ментальных ценностей и показателями по тесту MMPI. В нашем исследовании сила связи между этими параметрами также была умеренно выраженной (таблица 13). Однако выявленные зави­симости носили устойчивый и достоверный характер: р<0,05 при г > 0,10; р<0,01 при г > 0,13 и р<0,001 при г > 0, 17. Поскольку ранги значимости ценностей представляют собой обратное значение, на их положительную взаимосвязь с исследуемыми параметра­ми указывает отрицательный коэффициент корреляции.

Таблица 13 Корреляции между рангами значимости терминальных и инструментальных ценностей и показателями по тесту СМОЛ

Ценности

Шкалы СМОЛ

1 2 3 4 6 7 8 9  
Активная деятельная жизнь - 0, 12 0, 11 - 0, 12 0, 13 - -  
Интересная работа 0, 10 - - 0, 13 0, 10 0, 13 0, 14 0, 12  
Продуктивная жизнь - - - - 0, 11 - - 0, 10  
Развитие - 0, 12 0, 12 - 0, 12 - - -  
Развлечения - -0, 15 -0, 10 -0, 14 - - -0, 12 -  
Свобода - - - - - - - -0, 21  
Счастливая семейная жизнь - - - - - -   0, 12  
Счастье других - - - - - -0, 14 - -  
Творчество - - - - - -   -0, 15  
Воспитанность - - - - 0, 13 - - -  
Независимость - - 0, 10 -   - - -0, 10  
Непримиримость к недостаткам - -0, 11 - - -0, 13   - -  
Образованность - 0, 10 - 0, 12 0, 13 0, 13 0, 11 -  
Рационализм - - - -   - - 0, 11  
Терпимость - - -0, 11 - - -0, 13 - -  
Чуткость -0, 11 - -0, 11 - - -0, 12 -    
Эффективность в делах - -   0, 12 - 0, 10 - -  

Подъем профиля по первой шкале (ипохондрические тен­денции) отражает, по мнению Ф. Б. Березина, действие механиз­ма «соматизации тревоги», т. е. «своеобразного ухода в болезнь», убеждение в наличии которой является основанием для снятия с себя ответственности [39]. В исследуемой группе заострение ипохондрических черт достоверно коррелирует с падением зна­чимости интереса к работе, профессиональной или учебной де­ятельности, а также с повышением значимости чуткости, нося­щей в данном случае, вероятно, эгоцентрический характер.

Пик на второй шкале, характеризующийся заострением деп­рессивных черт, соответствует действию механизма «обесцени­вания исходных потребностей». Отказ от реализации актуальных потребностей является отражением защитной «стоп-реакций» на стрессовую ситуацию, дающей возможность ее детально проана­лизировать и выработать новую стратегию поведения. Такой отказ от самореализации, подавляющий эгоцентрические потреб­ности, выравнивает баланс между противоречивыми эгоцентри­ческими и альтруистическими тенденциями, снижая тем самым риск возникновения конфликта со средой [39]. В нашем иссле­довании рост депрессивных тенденций сопровождается снижени­ем ценности активной, деятельной и эмоционально насыщенной жизни, самосовершенствования и личностного развития, образо­ванности и широты знаний. При этом характерным проявлением становится увеличение значимости как развлечений и отсутствия обязанностей, так и непримиримости к недостаткам в себе.

При заострении демонстративных черт (подъем профиля на третьей шкале), отражающем действие механизма «вытеснения», отмечаются подобные же особенности ценностной иерархии (за исключением непримиримости к себе), кроме того, такие ис­следуемые декларируют высокую значимость для них чуткости и терпимости. По словам Ф. Б. Березина, содержанием данного механизма является вытеснение из сознания любой негативной информации, которая наносит урон субъективному образу соб­ственного «Я».

Выраженность проявлений асоциальной психопатии (четвер­тая шкала теста) соответствует механизму «реализации эмоци­ональной напряженности в непосредственном поведении». Адап­тация в данном случае осуществляется отреагированием вовне и направлена прежде всего на непосредственное окружение [39]. Заострение указанных черт в нашем исследовании сопряжено со снижением значимости образования, потерей интереса к ра­боте или учебе, ее эффективности, а также с тягой к развлечени­ям и необременительному времяпровождению.

Доминирование паранойяльных черт (пик на шестой шкале) отражает активность механизма «концептуализации в форме вто­ричного контроля эмоций». Неудовлетворение потребности в достижении успеха обусловливает разработку концепции, которая призвана сохранить приемлемое для индивида представле­ние о собственной личности. Формируемые ригидные концеп­ции связаны с областью межличностных отношений и характе­ризуются экстрапунитивностью [39, 231]. При акцентировании паранойяльных черт характера одновременно снижаются ранги значимости ценностей активной, деятельной и продуктивной жизни, работы или учебы, развития, воспитанности, образованно­сти. Более высокое место в иерархии занимает непримиримость к себе и другим.

Действие механизма, связанного с подъемом профиля на седьмой шкале теста (психастения), Ф. Б. Березин называет «фик­сацией тревоги и формированием ограничительного поведения». В данном случае адаптация характеризуется «слабостью вытес­нения», фиксацией на отрицательных стимулах и защитным сни­жением активности и притязаний. В нашем исследовании рост психастенических черт наряду с падением ранга значимости ценностей активной деятельной жизни, интересной работы, про­дуктивности в работе или учебе связан также с повышением значимости счастья других, чуткости, терпимости к взглядам, мне­ниям и ошибкам окружающих.

Заострение шизоидных особенностей (пик на восьмой шкале), которое, по словам Л. Н. Собчик, отражает действие механизма «ин­теллектуализации», проявляющееся уходом в мир умозритель­ных построений, абстракций или фантазий [231], в исследуемой группе сопровождается снижением ценности работы и образо­вания, а также повышением интереса к развлечениям. В целом данный механизм является наименее специфическим примени­тельно к формированию ценностной системы.

Пик на девятой шкале, связанный с заострением гипертимных черт, соответствует действию механизма «отрицания». Он реализуется как путем отрицания вызывающих тревогу стиму­лов, так и путем отрицания самой тревоги, что обеспечивает от­носительную независимость от изменения ситуации. Такие осо­бенности, по мнению Ф. Б. Березина, могут способствовать быстрой перестройке жизненного стереотипа и уменьшать воз­действие адаптационного утомления. Усиление гипоманиакальных тенденций имеет наибольшие отличия от остальных типов реагирования и в наибольшей степени коррелирует с повыше­нием ранга ценностей свободы и независимости, творчества, а также со снижением значимости рационализма и обдуманнос­ти решений, семейной жизни, работы и продуктивности.

Обращает на себя внимание то, что, несмотря на определен­ные различия, большинство механизмов психологической адап­тации имеют общие проявления. Это подтверждается также и тем, что при сравнении групповых иерархий терминальных и ин­струментальных ценностей исследуемых с «гиперстеническим» (пики на 4, 6 и 9 шкалах) и «гипостеническим» (пики на 1, 2, 7 и 8 шкалах) типами реагирования нами не было выявлено никаких значимых различий. Кроме того, исследуемые, демонстрирующие проявления дезадаптации, т. е. повышение профиля более 70 Т-баллов по любой из шкал (за исключением гипомании), по срав­нению с остальными одинаково характеризуются достоверно более низким (при р<0,05) рангом значимости работы или уче­бы, активной жизни, эффективности в делах, а также значительно большей значимостью развлечений.

По нашему мнению, это объясняется общими закономернос­тями действия различных механизмов адаптации на мотивационно-потребностную сферу личности (таблица 14). Механизмы интрапсихической адаптации, которые направлены на измене­ние собственных установок ради приспособления к среде, про­являются выбором стратегии избегания неудачи и ограничени­ем собственных потребностей, независимо от того, какому (сильному или слабому) типу реагирования они соответствуют. Полученные нами результаты подтверждаются также аналогич­ным универсальным действием адаптационных механизмов на различные показатели осмысленности жизни, описанным также и Д. А. Леонтьевым, по данным которого результаты теста СЖО отрицательно коррелируют с подъемом профиля MMPI [150].

Таблица 14 Корреляции между показателями мотивации и результатами по тесту СМОЛ

Показатели мотивации

Шкалы СМОЛ

1 2 3 4 6 7 8 9  
Мотивация достижения - -0, 19 -0, 12 -0, 17 -0, 19 -0, 12 -0, 12 -0, 10  
Потребность в достижениях -0, 14 -0, 45 -0, 27 -0, 25 -0, 20 -0, 36 -0, 19 -  

Таким образом, действие различных адаптационных механиз­мов взаимосвязано с изменением ранга значимости ряда тер­минальных и инструментальных ценностей. При этом значимость высших морально-этических ценностей, таких как честность, ши­рота взглядов, смелость, любовь, дружба и т.д., в исследуемой группе практически не зависит от выраженности изучаемых пси­хологических особенностей. Описанное нами изменение систе­мы ценностных ориентации, и прежде всего снижение ранга зна­чимости ценностей профессиональной самореализации при повышении потребности в развлечениях, является, по существу, явным проявлением «экзистенциальной фрустрации» (в терми­нологии В. Франкла), что еще раз свидетельствуете «защитном» характере происхождения таких ценностей.

Для изучения особенностей иерархии ценностей при преоб­ладании в ее формировании механизмов идентификации или интернализации мы использовали данные по шкале «поддерж­ки» самоактуализационного теста (САТ) [79]. Данная шкала, вклю­чающая 90 из 126 вопросов теста, основана на концепции Д. Рисмена о преобладании внутренней либо внешней «поддержки» ценностных ориентации личности. Дж. Роттер, проводя границы между своей типологией (интернальность-экстернальность) и типологией Д. Рисмена, указывает, что последняя основана на «локусе ценностей» у людей — заложены ли они (ценности) в самом индивиде или принадлежат другим. Поведение людей, «ориентированных на себя», регулируется внутренними интернализованными ценностями, а людей, «ориентированных на других», — ценностями, внешними по отношению к ним и усвоенными посредством идентификации [175]. Необходимо отметить, что ори­ентация на себя или других в данном случае не имеет ничего об­щего с эгоцентрическими или альтруистическими тенденциями, так как говорит не о соответствующей направленности, а о происхож­дении ценностей.

На основании тестовых результатов по шкале «поддержки» САТ у 34,6% исследуемых было диагностировано преобладание в формировании системы ценностных ориентации механизма интернализации, а у 22,3% — механизма идентификации; 43,1% исследуемых были отнесены к промежуточному типу. Для со­держательного описания указанных механизмов, по сравнению с адаптационными механизмами имеющих до настоящего вре­мени неодинаковую интерпретацию, нами использовались результаты сравнительной характеристики соответствующих типов исследуемых — «ориентированных на себя» и «ориентированных на других» по ряду параметров мотивационно-потребностной и смысловой сферы, а также по некоторым другим личностным особенностям.

По тесту потребности в достижениях Ю. М. Орлова «ориен­тированные на других», т. е. исследуемые с доминированием механизма идентификации, имеют достоверно меньшую внутрен­нюю потребность в достижениях, чем «ориентированные на себя» (преобладание механизма интернализации). Аналогичные раз­личия по тесту мотивации достижения обнаруживаются и в об­щей мотивационной стратегии: первым в большей степени свой­ственна мотивация избегания неудачи, вторым — мотивация достижения успеха (таблица 15). При этом уровень мотивации достижения успеха находится в достаточно тесной взаимосвязи со степенью «внутренней поддержки» ценностей (г=0,41 при р<0,001).

Таблица 15 Усредненные результаты по тестам мотивации достижения и потребности в достижениях в группах исследуемых с преобладанием действия механизмов идентификации (1) и интернализации (2)

Показатели мотивации

1

2

t

P

М m М m
Мотивация достижения 46,95 1,24 57,66 0,82 -7,52 0,000
Потребность в достижениях 6,01 0,22 6,78 0,14 -3,01 0,003

Потребность в достижениях в той ли иной деятельности связа­на с принятием на себя ответственности за ее результаты. Вполне закономерно, что степень «внутренней поддержки» ценностей име­ет хотя и умеренную, но устойчивую (при р<0,01) взаимосвязь с уровнем общей интернальности, интернальности в области до­стижений, а также интернальности в сфере межличностных и про­изводственных отношений (г=0, 15-0,21). «Ориентированные на себя» характеризуются достоверно большими показателями ин­тернальности по большинству шкал опросника УСК (таблица 16). Они в большей степени, чем «ориентированные на другого», готовы к принятию на себя ответственности за свое положение, отношения с окружающими, результаты деятельности, достиже­ния и неудачи.

Таблица 16 Усредненные результаты по тесту УСК в группах исследуемых с преобладанием действия механизмов идентификации (1) и интернализации (2)

Шкалы УСК

1

1

t

Р

М m М m
Ио 3, 94 0, 21 4, 90 0, 15 -3, 73 0, 000
Ид 4, 87 0, 23 6, 01 0, 16 -4, 12 0, 000
Ин 4, 26 0, 23 4, 46 0, 17 -0, 73 0, 467
Ис 4, 99 0, 22 5, 37 0, 17 -1, 40 0, 163
Ип 4, 10 0, 19 4, 70 0, 15 -2, 50 0, 013
Им 5, 95 0, 18 6, 58 0, 15 -2, 63 0, 009
Из 5, 41 0, 22 5, 64 0, 17 -0, 85 0, 397

В нашем исследовании степень «внутренней поддержки» ценностей находится также в достаточно тесной взаимосвязи с показателями осмысленности жизни (г=0,22-0,33 при р<0,001). Исследуемые, характеризующиеся преобладанием описываемых механизмов, обнаружили существенные различия в показателях осмысленности жизни по всем шкалам теста СЖО (таблица 17). Исследуемые с преобладанием действия механизма интерна­лизации отличаются большей общей осмысленностью жизни, целеустремленностью, верой в свои планы и их осуществление. Их сегодняшняя жизнь характеризуется большей эмоциональной насыщенностью, значимостью и наполненностью смыслом. Им свойственны также большая удовлетворенность самореализацией, положительная оценка пройденного отрезка жизни, ее продук­тивности и осмысленности. Такие исследуемые в большей сте­пени осознают себя личностью, обладающей достаточной сво­бодой выбора, чтобы построить жизнь в соответствии со своими целями и собственными ценностями.

Преобладание в формировании системы ценностей меха­низмов интернализации или идентификации сопровождается

Таблица 17 Усредненные результаты по тесту СЖО в группах исследуемых с преобладанием действия механизмов идентификации (1) и интернализации (2)

Шкалы СЖО

1

1

t

Р

M m М m
Общий результат 91, 22 2, 14 105, 6 1, 38 -5, 96 0, 000
Цель 27, 95 0, 89 31, 99 0, 51 -4, 22 0, 000
Процесс 27, 28 0, 81 32, 48 0, 46 -6, 00 0, 000
Результат 22, 41 0, 66 26, 45 0, 38 -5, 68 0, 000
ЛК—Я 22, 79 0, 61 26, 18 0, 46 -4, 51 0, 000
ЛК — Жизнь 26, 83 0, 78 31, 97 0, 55 -5, 51 0, 000

также различиями по тесту Кеттелла (таблица 18), наглядно пред­ставленными на рисунке 8. Исследуемые с преобладанием дей­ствия механизма интернализации характеризуются смелостью, предприимчивостью, активностью, энергичностью. Они более об­щительны, открыты, непосредственны и непринужденны, есте­ственны в общении. Им свойственны эмоциональность, жизне­радостность, оптимистичность; они в большей степени живут сегодняшним днем (факторы H+, A+, F+, O- и N-). В то же время, эти «ориентированные на себя» исследуемые отличаются дос­таточно высоким уровнем эмоциональной устойчивости, сдер­жанности, зрелости, уравновешенности, уверенности в своих си­лах. Они более постоянны в своих планах и интересах, реалистичны, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков (С+ и Q4-). Иссле­дуемым этой группы свойственны потребность в доминирова­нии, свободное отношение к общепринятым этическим нормам и ценностям, неприятие запретов и ограничений, независимость и самоуверенность (Е+ и G-). Для «ориентированных на себя» характерно стремление к получению новой информации по раз­личным областям знания, склонность к экспериментированию, они не доверяют авторитетам, спокойно воспринимают неустоявши­еся взгляды и новые идеи, отличаются критичностью мышления, терпимостью к противоречиям и неясностям (Q1 +).

Таблица 18 Усредненные результаты по тесту Кеттелла в группах исследуемых с преобладанием действия механизмов идентификации (1) и интернализации (2)

Факторы Кеттела

1

1

t

Р

M m М m
A 5, 11 0, 36 6, 84 0, 29 -3, 76 0, 000
B 4, 85 0, 34 5, 18 0, 21 -0, 88 0, 384
C 4, 96 0, 32 6, 57 0, 25 -3, 98 0, 000
E 4, 52 0, 26 6, 41 0, 25 -5, 06 0, 000
F 4, 78 0, 32 6, 64 0, 22 -4, 89 0, 000
G 6, 56 0, 31 5, 02 0, 30 3, 34 0, 001
H 4, 74 0, 27 6, 91 0, 27 -5, 36 0, 000
I 5, 59 0, 31 5, 52 0, 22 0, 19 0, 851
L 5, 59 0, 44 4, 91 0, 31 1, 31 0, 196
M 4, 59 0, 33 5, 50 0, 36 -1, 71 0, 091
N 6, 81 0, 32 4, 39 0, 26 5, 74 0, 000
O 5, 89 0, 31 4, 36 0, 25 3, 75 0, 000
Q1 3, 89 0, 33 6, 30 0, 29 -5, 35 0, 000
Q2 5, 89 0, 36 4, 75 0, 31 2, 36 0, 021
Q3 5, 78 0, 40 6, 02 0, 24 -0, 56 0, 580
Q4 5, 93 0, 37 4, 39 0, 26 3, 48 0, 001
SD 5, 00 0, 37 6, 37 0, 30 -2, 86 0, 006

У исследуемых с преобладанием механизма идентификации, напротив, ведущими чертами являются консерватизм, норматив­ная обусловленность поведения, некритичное отношение к тради­ционным принципам, конформность, настороженное отношение ко всему новому. Устоявшиеся традиции, принципы и ценности яв­ляются для них абсолютными. Они склонны больше полагаться на мнение окружающих, старших по возрасту, чем на свое соб­ственное (Q1-, G+ и Е-). В общении они в большей степени ориентируются на нормы этикета, несколько искусственны, под­черкнуто вежливы и корректны, стремятся сдерживать эмоциональные проявления (N+). Для таких «ориентированных на дру­гих» исследуемых характерна большая тревожность, внутренняя напряженность, фрустрированность, раздражительность, нетерпе­ливость. Они отличаются нерешительностью, неуверенностью в себе, озабоченностью, склонностью к самоупрекам, недооценке своих способностей и компетентности, пессимистичностью (Q4+, O+, H-, F- и С-)

 

Рис.8. Усредненные профили по тесту Кеттелла исследуемых с преобладанием действия механизмов идентификации (1) и интернализации (2).

Собственно системы ценностных ориентации личности, име­ющие преимущественно внутреннюю или внешнюю «поддерж­ку», обнаруживают явные различия по тесту М. Рокича (таблицы 19—20). «Ориентированные на себя» ставят достоверно выше такие ценности, как активная деятельная жизнь, свобода и твор­чество, независимость, образованность, смелость в отстаивании своего мнения и широта взглядов. В иерархии ценностей «ори­ентированных на других» более высокое место занимают обще­ственное признание, счастливая семейная жизнь, исполнитель­ность, аккуратность. Степень «внутренней поддержки» ценностей обнаруживает достоверную взаимосвязь (при р<0,05) с принятием ценностей, значимых для «ориентированных на себя». Зна­чимость ценностей, в большей степени присущих «ориентиро­ванным на других», а также таких, как материально обеспеченная жизнь, воспитанность, непримиримость к недостаткам в себе и других, напротив, находится в обратной корреляционной зависи­мости со степенью «внутренней поддержки» ценностей.

Таблица 19 Усредненные ранги значимости терминальных ценностей в группах исследуемых с преобладанием действия механизмов идентификации (1) и интернализации (2)

Ценности

1

2

t

р

M m М m
Активная деятельная жизнь 11, 35 0, 68 8, 32 0, 40 4, 07 0, 000
Жизненная мудрость 10, 06 0, 55 9, 70 0, 40 0, 54 0, 589
Здоровье 4, 36 0, 43 4, 89 0, 41 -0, 87 0, 386
Интересная работа 8, 46 0, 44 8, 03 0, 38 0, 74 0, 459
Красота природы и искусства 13, 00 0, 48 12, 42 0, 44 0, 88 0, 382
Любовь 6, 03 0, 53 5, 36 0, 39 1, 04 0, 299
Материально обеспеченная жизнь 7, 14 0, 57 8, 19 0, 49 -1, 38 0, 169
Наличие хороших и верных друзей 5, 81 0, 44 6, 29 0, 41 -0, 78 0, 436
Общественное признание 11, 04 0, 52 12, 43 0, 39 -2, 17 0, 031
Познание 10, 65 0, 51 11, 25 0, 38 -0, 96 0, 337
Продуктивная жизнь 11, 76 0, 41 11, 23 0, 41 0, 88 0, 382
Развитие 10, 53 0, 51 9, 86 0, 39 1, 05 0, 297
Развлечения 12, 97 0, 51 13, 42 0, 38 -0, 71 0, 479
Свобода 9, 55 0, 51 7, 56 0, 42 3, 03 0, 003
Счастливая семейная жизнь 6, 44 0, 58 7, 99 0, 47 -2, 09 0, 038
Счастье других 12, 42 0, 47 13, 56 0, 38 -1, 89 0, 060
Творчество 13, 42 0, 47 11, 86 0, 44 2, 35 0, 020
Уверенность в себе 6, 86 0, 51 7, 57 0, 43 -1, 07 0, 288

Таблица 20 Усредненные ранги значимости инструментальных ценностей в группах исследуемых с преобладанием действия механизмов идентификации (1) и интернализации (2)

Ценности

1

2

t

Р

М m М m
Аккуратность, чистоплотность 7, 63 0, 56 9, 75 0, 44 -3, 00 0, 003
Воспитанность 5, 44 0, 51 6, 65 0, 45 -1, 75 0, 081
Высокие запросы 14, 13 0, 55 14, 43 0, 39 -0, 46 0, 646
Жизнерадостность 7, 64 0, 59 7, 17 0, 44 0, 65 0, 516
Исполнительность 9, 79 0, 52 12, 02 0, 43 -3, 29 0, 001
Независимость 9, 05 0, 55 6, 34 0, 42 3, 96 0, 000
Непримиримость к недостаткам 13, 64 0, 52 14, 78 0, 39 -1, 77 0, 078
Образованность 6, 99 0, 55 5, 48 0, 41 2, 25 0, 026
Ответственность 7, 35 0, 51 7, 81 0, 40 -0, 73 0, 468
Рационализм 12, 23 0, 50 12, 22 0, 38 0, 02 0, 980
Самоконтроль 7, 87 0, 45 8, 39 0, 39 -0, 87 0, 388
Смелость в отстаивании своего мнения 11, 31 0, 52 9, 22 0, 43 3, 11 0, 002
Твердая воля 9, 74 0, 50 9, 01 0, 39 1, 17 0, 242
Терпимость 9, 17 0, 53 9, 79 0, 45 -0, 90 0, 369
Честность 7, 40 0, 58 8, 18 0, 45 -1, 08 0, 281
Чуткость 9, 64 0, 54 9, 94 0, 45 -0, 42 0, 673
Широта взглядов 10, 68 0, 56 8, 47 0, 45 3, 07 0, 002
Эффективность в делах 10, 90 0, 46 10, 94 0, 42 -0, 07 0, 947

Таким образом, исследуемые с преобладанием действия механизмов интернализации либо идентификации характеризу­ются существенными различиями во многих сферах. Различия систем ценностных ориентации, имеющих преимущественно внут­реннее или внешнее происхождение, определяются особеннос­тями их формирования. Система ценностей «ориентированной на себя» личности сформирована посредством механизма ин­тернализации и обладает достаточной устойчивостью и внутренней непротиворечивостью. Ценности личности, «ориентиро­ванной на других», усваиваются в процессе идентификации с окружающими и, соответственно, являются более изменчивыми. Степень независимости ценностей, тесно связанная со степе­нью осознания ответственности за свои действия, определяет уровень осознания человеком смысла своей жизни, осмыслен­ности своего прошлого, настоящего и будущего, т. е. процесс осознания смысла собственной жизни во многом определяется процессом принятия на себя ответственности за то, как жизнь складывается. Это связано с тем, что субъективное пережива­ние человеком наличия смысла жизни, являющееся показателем самоактуализирующей личности, обусловлено, прежде всего, осоз­нанием им ответственности за результаты своей деятельности. Особенности системы личностных смыслов, осознаваемую часть которой составляют собственно ценностные ориентации, опре­деляют, в свою очередь, различия в направленности личности и своеобразии черт характера.

В целом, на основании проведенного нами исследования можно выделить группы ценностей, своей значимостью обязан­ных действию описанных механизмов адаптации, идентификации и интернализации. К низшему «пласту» ценностной системы, сформированному адаптационными механизмами, можно отнес­ти такие ценности, как развлечения и «свобода от». Преимуще­ственно посредством идентификации формируется уровень цен­ностей семейной жизни, карьеры и общественного признания, исполнительности, воспитанности, аккуратности и т.п. Высший уровень ценностной системы, образованный в результате интер­нализации, включает такие ценности, как творчество, активная деятельная жизнь, «свобода для», широта взглядов, образован­ность. Проблема выбора доминирующего механизма формиро­вания системы ценностных ориентации личности, определяюще­го место соответствующего «пласта» в индивидуальной иерархии, может быть рассмотрена в контексте действия тех или иных фак­торов процесса ценностного развития.

Значимость различных ценностей в индивидуальной иерар­хии может быть обусловлена целым рядом психологических осо­бенностей и личностных характеристик. Как уже отмечалось, на формирование системы ценностных ориентации личности ока­зывает влияние совокупность как внешних, социально-психологических факторов, так и факторов внутренних, т. е. ин­дивидуально-психологических параметров. В настоящем исследовании мы рассматривали взаимосвязь особенностей иерархической организации ценностной системы и выраженно­сти прежде всего тех внутренних факторов, которые могут быть активизированы или оптимизированы в процессе целенаправ­ленного психологического воздействия.

Очевидно, показатели действия различных психологических механизмов и степени выраженности факторов формирования ценностной системы взаимосвязаны и взаимообусловлены. В этой связи проводимое нами в данной работе выделение и разграничение соответствующих факторов и механизмов явля­ется достаточно условным. Методологической основой такого разделения в проведенном нами экспериментальном исследо­вании послужили положения В. М. Мельникова и Л. П. Ямпольского о диагностике типов и диагностике черт [167]. Показатели по таким тестам, как MMPI и САТ, которые представляют собой скорее «опросники типов» и позволяют оценить тенденцию из­менения психического состояния, т. е. способ, тип поведения, ин­терпретируются их авторами как проявления действия механиз­мов развития ценностной системы. Результаты по тестам Кеттелла, СЖО, УСК и ОСО, которые представляют собой скорее «опросники черт» и отражают относительно устойчивые личнос­тные характеристики, мы оценивали как выраженность внутрен­них факторов формирования системы ценностных ориентации.

Одним из важнейших факторов, определяющих особенности организации ценностной системы, является уровень осмыслен­ности жизни. В ходе настоящего исследования различные пока­затели осмысленности жизни обнаружили достаточно прочную взаимосвязь с рангами значимости целого ряда терминальных и инструментальных ценностей (таблица 21). О прямой зависи­мости исследуемых параметров с ранговой значимостью тех или иных ценностей свидетельствует отрицательный коэффициент корреляции. Здесь и далее, если это не оговаривается специ­ально, р<0,05 при г > 0,10; р<0,01 при г > 0,13 и р<0,001 при г > 0,17.

Таблица 21 Корреляции между рангами значимости терминальных и инструментальных ценностей и показателями по тесту СЖО

Ценности

Шкалы СЖО

Общая Ц П Р ЛК-Я ЛК-Ж
Активная деятельная жизнь -0, 21 -0, 13 -, 26 -0, 20 -0, 17 -0, 19
Материально обеспеченная жизнь - - 0, 12 - - -
Общественное признание 0, 11 - 0, 14 0, 10 - 0, 12
Развитие - - -0, 11 - - -
Развлечения 0, 18 0, 15 0, 20 0, 12 0, 16 0, 13
Аккуратность, чистоплотность   - - -   0, 10
Жизнерадостность - - -0, 15 -0, 11 - -
Исполнительность 0, 10 - 0, 14 0, 10 - -
Непримиримость к недостаткам - - - 0, 12 - -
Образованность - -0, 12 - - - -
Ответственность - - - - -0, 13 -
Рационализм - - 0, 11 - - -
Смелость в отстаивании своего мнения - - - - - -0, 10
Терпимость - - - - 0, 14 0, 11

Как следует из приведенных результатов, уровень осмыслен­ности жизни, в том числе осмысленности жизненных целей, на­сыщенности сегодняшней жизни и удовлетворенности саморе­ализацией, находится в положительной взаимосвязи со значимостью ценностей, которые свойственны самоактуализи­рующейся личности и которые можно отнести к высшему уров­ню ценностной системы, —активной деятельной жизнью, разви­тием, ответственностью, образованностью и т.п. Значимость «ценностей регресса» — развлечений, материально обеспечен­ной жизни, общественного признания — сопряжена с общим низким уровнем осмысленности жизни исследуемых. Приведен­ные различия сопровождаются выбором различных механизмов формирования системы ценностных ориентации личности: об­щий показатель осмысленности жизни положительно коррелирует с результатами по шкале «поддержки» САТ, отражающей действие механизма интернализации (г=0,33 при р<0,001), и от­рицательно — с показателями большинства шкал MMPI, подъем профиля по которым соответствует действию адаптационных защитных механизмов(г=–0,15 — 0,50 при р<0,01). Осмысленность жизни, таким образом, в противоположность «экзистенциально­му вакууму» является фактором развития гармоничной и психи­чески здоровой личности, основой ее целенаправленности, усло­вием адекватной реализации ценностной системой ее целеполагающих функций.

Уровень принятия на себя ответственности за те или иные события, являющийся одной из важнейших характеристик само­актуализирующейся личности, также достаточно тесно взаимо­связан со значимостью ряда ценностей в индивидуальной иерар­хии (таблица 22). Интернальный локус субъективного контроля сопровождается более высокой значимостью ценностей личнос­тной самореализации — активной и продуктивной жизни, позна­ния и творчества. Экстернальному локусу контроля отчетливо соответствует предпочтение «низших ценностей» — развлече­ний и материально обеспеченной жизни. Вполне закономерно, что степень интернальности исследуемых отрицательно корре­лирует также с ориентацией на социально одобряемые ценнос­ти, усвоенные посредством идентификации: дружеские взаимо­отношения, аккуратность, воспитанность, исполнительность. Описанные закономерности подтверждаются тем, что интернальному локусу контроля в большей степени соответствует действие механизма интернализации, а экстернальному —идентификации: общий уровень субъективного контроля находится в прямой за­висимости с уровнем внутренней «поддержки» ценностей (г=0,21 при р<0,001). Действию различных адаптационных механизмов соответствует скорее экстернальный локус контроля (г=–0,13 — 0,37 при р<0,01).

Позитивное самоотношение, по мнению многих представи­телей гуманистической психологии, является необходимым ус­ловием профессиональной и личностной самореализации. В нашем исследовании особенности самоотношения также яв­ляются важным фактором, определяющим специфику формиро­вания системы ценностных ориентации (таблица 23). Высокий уровень самоуважения (I), аутосимпатии (II), ожидания положи­тельного отношения от других (III) и самоуверенности (IV) соот-

Таблица 22 Корреляции между рангами значимости терминальных и инструментальных ценностей и показателями по тесту УСК

Ценности

Шкалы УСК

Ио Ид Ин Ис Ип Им Из
Активная деятельная жизнь -0, 22 -0, 16 -0, 21 -0, 13 -0, 12 -0, 17 -
Жизненная мудрость -   -0, 11 -0, 12 - - -
Здоровье - - - - - - -0, 10
Красота природы и искусства - 0, 10 - - - - -
Материально обеспеченная жизнь 0, 13 - 0, 11 0, 15 0, 13 - -
Наличие хороших и верных друзей 0, 13 0, 16 - 0, 11 - - -
Общественное признание -   - 0, 10 - - -
Познание -0, 14 -0, 10 -0, 13 -0, 10 - - -
Продуктивная жизнь -0, 18 -0, 15 -0, 12 -0, 11 -0, 10 - -
Развитие - - - - - - 0, 14
Развлечения 0, 21 0, 21 0, 11 0, 16 0, 14 0, 11  
Свобода - - - 0, 10 - - -
Счастливая семейная жизнь - - - -0, 15 0, 11 - -
Творчество -0, 11 - - - -0, 21 - -
Аккуратность, чистоплотность 0, 15 - 0, 10 - 0, 18 - -
Воспитанность 0, 11 - - - 0, 16 - -
Исполнительность - - - - 0, 12 0, 12 -
Независимость - - - 0, 11 - - -
Непримиримость к недостаткам 0, 10 - - - - - -
Образованность - - -   - -0, 13  
Самоконтроль - - -0, 11 - - - -
Смелость в отстаивании своего мнения - - - - - -0, 11 -
Твердая воля -0, 13 -0, 11 -0, 13   -0, 15 - -
Честность - - - -0, 11 - - -
Эффективность в делах -0, 12 - -0, 10 - -0, 15 - -

ветствует высокой значимости активной, деятельной и продук­тивной жизни, а также образованности; низкий уровень — высо­кой значимости развлечений и нетерпимости. Наличие позитив­ной или негативной «Я-концепции» является одним из наиболее важных факторов, определяющих выбор механизма формирова­ния ценностной системы: общее позитивное самоотношение (5) находится в прямой зависимости от степени внутренней «под­держки» ценностей, отражающей действие механизма интернализации (г=0,41 при р<0,001), и в обратной — с показателями по большинству шкал MMPI, соответствующих действию различ­ных адаптационных механизмов (г=–0,16 — 0,50 при р<0,01).

Таблица 23 Корреляции между рангами значимости терминальных и инструментальных ценностей и показателями по тесту ОСО

Ценности

Шкалы ОСО

S I II III IV
Активная деятельная жизнь -0, 11 - - - -0, 10
Здоровье - - -0, 10 - -
Красота природы и искусства 0, 11 - 0, 10 - -
Наличие хороших и верных друзей - 0, 10 -   -
Продуктивная жизнь -0, 13 -0, 18 - - -0, 12
Развлечения 0, 10 0, 10 - 0, 13 0, 17
Счастливая семейная жизнь - - - -0, 18 -
Исполнительность - - 0, 10 0, 10 -
Непримиримость к недостаткам 0, 15 - 0, 17 0, 11 0, 12
Образованность -0, 12 - -0, 14 - -
Рационализм - -0, 13 - 0, 15 -
Твердая воля - - 0, 11 0, 11 -
Честность -   - -0, 15 -
Чуткость - - - -0, 14 -

В ходе настоящего исследования нами изучалось также вли­яние на выбор механизмов и результат процесса формирования ценностных ориентации степени выраженности ряда характеро­логических черт по тесту Кеттелла, отражающих особенности индивидуальной реакции на фрустрацию. Для этого на основе базовых факторов теста Кеттелла вычислялись 4 вторичных фак­тора: тревожность — приспособленность (F1), социальная экстра- и интраверсия (F2), рациональность — эмоциональность (F3), не­зависимость — покорность (F4). Полученные нами показатели интерпретировались по Ф. Б. Березину, по мнению которого на характер процессов личностной динамики большее влияние, чем основные факторы теста Кеттелла, оказывает ряд их соотноше­ний, таких как: отношение фрустрационной напряженности к по­казателю устойчивости интеграции поведения (соотнесенная фрустрационная напряженность — Q4/C); отношение суммарной фрустрационной напряженности к порогу фрустрации (фрустра­ционная интолерантность — Q4/F3); разность между уровнем тре­воги и эмоционального напряжения и уровнем порога фрустра­ции (реализованная лабильность — F1– F3) [39, 97—117].

Достоверные взаимосвязи указанных факторов с рангом значимости терминальных и инструментальных ценностей при­ведены в таблице 24. Здесь и далее р<0,05 при г > 0,18; р<0,01 при г > 0,23 и р<0,001 при г > 0,31.

Наибольшее число значимых корреляций с ценностными рангами обнаруживает фактор F4 — независимость, смелость, инициативность. Высокий уровень выраженности этих черт, оп­ределяющий способность к ассертивному поведению, сопряжен с высокой значимостью творчества, развития и личностной сво­боды; низкий — со значимостью материального благополучия и общественного признания, а также со значимостью «ценностей социализации»: семейной жизни, дружбы, аккуратности и испол­нительности. Из остальных приведенных факторов в наиболь­шей степени взаимосвязаны с «высшими» ценностями следую­щие черты: устойчивость интеграции поведения (С), социальная экстраверсия (F2) и рациональность (F3); с «низшими» ценностя­ми — фрустрационная напряженность (Q4), соотнесенная фруст­рационная напряженность (Q4/C), фрустрационная интолерантность (Q4/F3), тревожность (F1) и реализованная лабильность (F1 – F3).

При этом первая группа факторов достоверно положитель­но коррелирует с выраженностью действия механизма интернализации (шкала «поддержки» CAT) и отрицательно — со степе­нью активности адаптационных механизмов (шкалы СМОЛ);

Таблица 24 Корреляции между рангами значимости терминальных и инструментальных ценностей и факторами теста Кеттелла

Ценности

Факторь теста Кеттелла

С Q4 Q4/C F1 F2 F3 F4 Q4/F3 F1 – F3
Жизненная мудрость - - - - 0, 20 -0, 23 -0, 20 0, 20 0, 20
Здоровье - - - - - - 0, 22 - -
Интересная работа - - - 0, 18 - -0, 24 - - 0, 23
Красота природы и искусства - - - - - - -0, 23 - -
Любовь - - - - - 0, 38 - -0, 22 -0, 27
Материально обеспеченная жизнь - - - - - - 0, 31 - -
Наличие друзей - - -   - 0, 22 0, 20 - -0, 18
Общественное признание - - - - - - 0, 20 - -
Продуктивная жизнь - - - -   -0, 20 - 0, 19 -
Развитие - - - - - - -, 22    
Развлечения - - - - - 0, 20 - - -0, 18
Свобода - - - - -0, 20 - -0, 33 - -
Счастливая семейная жизнь - - - - - - 0, 31 - -
Творчество - - - - - - -0, 41 - -
Аккуратность - -0, 19 - - - - 0, 33 - -
Воспитанность - - 0, 27 - -   - 0, 19 -
Исполнительность - - - - - - 0, 27 - -
Независимость - - - - - - -0, 25 - -
Образованность - - 0, 24 0, 20 -0, 23 - - - -
Рационализм - - - - - -0, 23 - - -
Твердая воля - - - - - - -0, 25 - -
Чуткость 0, 19 - - - - 0, 30   -0, 18 -0, 25
Эффективность в делах -0, 18 0, 19 - - - -0, 18 -   0, 19

вторая группа факторов, наоборот, обнаруживает полярно проти­воположные взаимосвязи (таблица 25). Это соответствует описываемому многими авторами отрицательному влиянию вы­сокого уровня фрустрации и тревоги на личностный рост и раз­витие. Так, по словам Ф. Б. Березина, увеличение интенсивности тревоги воспринимается как свидетельство недостаточности и неадекватности реализуемых форм поведения, как нарушение психического гомеостаза, что ведет к включению защитных ме­ханизмов интрапсихической адаптации [39, 14].

Таблица 25 Корреляции между показателями действия механизмов формирования ценностных ориентации и факторами теста Кеттелла

Факторы Кеттела

Шкалы Смол

Шкала «поддержки» САТ

1 2 3 4 6 7 8 9
С - -0, 47 -0, 29 -0, 35 -0, 44 -0, 44 -0, 31 -0, 26 0, 39
Q4 - 0, 46 0, 28 0, 38 0, 41 0, 37 0, 29 0, 26 -0, 37
Q4/C - 0, 43 0, 30 0, 42 0, 39 0, 41 0, 33 0, 25 -0, 40
F1 - 0, 47 0, 29 0, 37 0, 44 0, 41 0, 31 0, 29 -0, 36
F2 - -0, 30 - - -0, 28 -0, 31 - - 0, 39
F3 -0, 20 -0, 25 -0, 28 -0, 19 -0, 24 -0, 21 -0, 24 -0, 34 -
F4 - - - - - - - - 0, 36
Q4/F3 0, 22 0, 41 0, 35 0, 40 0, 41 0, 34 0, 33 0, 29 -0, 21
F1 – F3 - 0, 43 0, 33 0, 34 0, 40 0, 37 0, 32 0, 35 -0, 23

Таким образом, если понимать систему ценностных ориента­ции как относительно динамическое образование по сравнению с более устойчивыми личностными и характерологическими особенностями, то можно констатировать, что формирование «выс­шего» уровня ценностной системы и выбор наиболее высокоор­ганизованных механизмов ее развития определяется степенью выраженности таких индивидуальных особенностей, как осмыс­ленность жизни, интернальность, позитивная «Я-концепция», низ­кая тревожность и фрустрационная напряженность, способность к ассертивному поведению и эмоциональная устойчивость. Это дает основание предположить, что развитие указанных психологических качеств может быть положено в основу развития систе­мы ценностных ориентации самоактуализирующейся личности. Однако выявленные посредством корреляционного анализа вза­имосвязи описанных факторов с доминированием различных уров­ней ценностной системы и действием соответствующих психоло­гических механизмов их формирования сами по себе еще не свидетельствуют о причинно-следственных отношениях между указанными параметрами. Поэтому для доказательства влияния указанных психологических факторов на принятие личностью «выс­ших» ценностей необходимо проведение соответствующего фор­мирующего эксперимента.

Резюме

Описанные нами в рамках предлагаемой структурно-дина­мической модели принципы организации и развития системы ценностных ориентации личности получили экспериментальное подтверждение.

При анализе структуры ценностей, представленных в обще­ственном сознании, было выделено три типа ценностных пред­почтений: ценности адаптации, отражающие направленность на устранение тревоги по поводу физической и экономической бе­зопасности; ценности социализации, обусловленные ориентацией на других людей; ценности индивидуализации, соответствующие направленности на личностный рост и развитие.

Данными ценностями могут обладать все члены общества, однако их значимость в индивидуальной иерархии является раз­личной. Проведенное исследование подтвердило, что система ценностных ориентации личности не является внутренне одно­родной структурой. При исследовании факторной структуры си­стемы ценностных ориентации нами было выделено три значи­мых фактора, которые обозначили как «приверженность традиции», «альтруистическая направленность» и «освобождение от ограни­чений». Выделенные факторы представляют собой уровни систе­мы ценностных ориентации личности, которые находятся в определенной иерархической зависимости. При этом высшим уровнем является «альтруистическая направленность», или ориен­тация на ценности максимальной самореализации ради счастья всех людей, а низшим — «освобождение от ограничений», т. е. ори­ентация на обусловленные фрустрацией «защитные» ценности.

Доминирование в индивидуальной ценностной системе того или иного описанного уровня определяет формирование соот­ветствующего типа личности. На основе различий в целостной иерархии ценностных ориентации нами были экспериментально выделены типы личности, которые можно обозначить как «адап­тирующийся» (ориентирующийся на ценности выживания и са­моутверждения), «идентифицирующийся» (конформный, ориен­тирующийся на традиционные ценности и ценности значимых других) и «самоактуализирующийся» (автономный, ориентирую­щийся на ценности т


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: