Определение первоначальной стоимости ТМЦ

Таблица 2.1

Способ поступления материалов Первоначальная стоимость Основания для использования данного (пункт ПБУ 5-98)
Приобретение за плату Сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) П. 6
Получено по договору дарения и иные случаи безвозмездного получения Рыночная стоимость на дату оприходования плюс сумма затрат по доставке указанных объектов и доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию П.9
Приобретение в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств Стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе, плюс сумма затрат по доставке указанных объектов основных средств и доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию П.10
Изготовление силами самой организации Фактические затраты, связанные с производством данных материалов, которые определяются в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов товарной продукции П.7

 

Данные затраты включают, в частности:

§ затраты по заготовке и доставке материалов;

§ затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации;

§ затраты на транспортные услуги при доставке материалов до места их использования, если они не включены в цену на материалы, установленные договором;

§ затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит) и т. п. затраты. В состав данных затрат организации могут также относить и затраты по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и произведены до даты оприходования материалов на складах организации;

§ иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материалов.

Не включается в фактические затраты на приобретение материалов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материалов.

Затраты по доведению материалов до состояния в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, включают в себя затраты организации по доработке и улучшению технических характеристик полученных материалов, не связанных с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

При определении рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций, сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения о стоимости отдельных материалов.

В соответствии с п. 11 ПБУ 5-98 фактическая себестоимость материалов в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и предусмотренных ПБУ 5-98 (об определении фактической себестоимости материалов в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10-99, утвержденным Приказом Минфином России от 06.05.99 г. №22н). В соответствии с п.13 ПБУ 5-98 материалы, не подлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или в распоряжении в соответствии с условиями договора (например, по договору аренды) принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке предусмотренной в договоре.

Движение материальных ценностей осуществляется в ведомости №10. Это основной регистр, отражающий движение товарно-материальных ценностей. В бухгалтерском учете движения материальных ценностей отражаются бухгалтерскими проводками. Поступление ТМЦ от поставщиков в дебет счета 10 «Материалы» кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

На сумму отпущенных ТМЦ в производство оформляется проводка:

К 10 (по субсчетам)   Д 20,23, 26 и др.

Списание материалов в производство осуществляется по одному из методов, закрепленных в приказе об учетной политике, то есть по средней себестоимости.

В соответствии с п.17 ПБУ 5-98 средняя себестоимость материалов определяется как частное отделения общей себестоимости материалов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества материалов, оставшихся на начало месяца и поступивших в течение месяца. Порядок оценки производственных запасов по средней себестоимости представлен в приложении 1.

Проверка правильности отнесения затрат на производство и реализацию продукции является одним из важных вопросов аудита, так как себестоимость продукции влияет на формирование прибыли фондов и резервов и соответственно налогообложения.

Осуществляя аудиторскую проверку по направлению «Аудит учета затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» аудиторы руководствовались следующими нормативными актами:

1. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;

2. План счетов бухгалтерского учета;

3. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли;

4. Отраслевые инструкции по вопросам калькулирования себестоимости для организаций связи, утвержденные Минсвязи Российской Федерации 31.08.95 г. №4722;

5. Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу, на подготовку и переподготовку кадров;

6 О предельных нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок;

7 О нормах возмещения командировочных расходах в пределах России (Приказ Минфина от 13.08.99 г. №57 н).

Аудиторская проверка Охинского филиала ОАО «Сахалинсвязь» по учету затрат включаемых в себестоимость услуг проводилась по следующим направлениям:

§ аудит расходов по материальным затратам;

§ аудит расходов по оплате труда;

§ аудит начисления амортизации основных средств, нематериальных активов, МБП;

§ аудит затрат по прочим расходам.

Результаты аудиторской проверки нашли свое отражение в аудиторском заключении и аудиторской справке (аналитическая часть).

При проведении аудиторской проверке в 1999 г. Охинского филиала ОАО «Сахалинсвязь» по направлению «Аудит расходов по материальным затратам» аудиторы проверили правильность оприходования ТМЦ.

Основными документами для оприходования материальных ценностей являются сопроводительные документы поставщиков, приложенные к отчетам материально-ответственных лиц (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, спецификации, приемные квитанции и другие в зависимости от вида груза, его упаковки и способа доставки). Внутренними документами, которыми оформляются поступившие ценности, являются приемные акты и приходные накладные. Аудиторы тщательно сверили внутренние документы с сопроводительными. Одновременно с проверкой полноты оприходования материальных ценностей изучается и правильность их оценки. Проверяются первичные документы, на основании которых отражены в бухгалтерском учете покупная стоимость материальных ценностей и расходы по их приобретению. Замечаний по полноте приходования ТМЦ выявлено не было. Полученные ТМЦ отражаются проводкой: Д 10 К 60.

Далее аудиторы проверили аудит использования материальных ресурсов и правильность их списания в производство. Основными источниками соответствующей проверки являются накопительные ведомости по расходу материалов, журнал-ордер по кредиту счета 10 «Материалы», сальдовые и оборотные ведомости о движении материалов, первичные документы по их использованию. В процессе проверки аудиторы сверили соответствие остатков материалов на конец отчетного периода, отраженных по журналу-ордеру и остатками по счету 10 «Материалы» в Главной книге. Замечаний в данном этапе проверки у аудиторов не было.

 

2.4 Учет и аудит расходов по оплате труда

Затраты на оплату труда представляют собой один из элементов себестоимости. Основными задачами учета труда и его оплаты являются:

§ точный учет личного состава работников,

§ отработанного работниками предприятия времени и объема выполненных ими работ,

§ правильное исчисление сумм оплаты труда и удержания из нее,

§ учет расчетов с работниками общества, бюджетом, органами социального страхования, фондом занятости населения, фондом обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом Российской Федерации,

§ контроль над рациональным использованием трудовых ресурсов, оплаты труда и фонда потребления,

§ правильное отнесение начисленной заработной платы и отчислений на социальные нужды на счета издержек производства и на счета целевых источников.

Состав фонда заработной платы и выплат социального характера определен Инструкцией №89 от 10.07.95 г., которая введена с 1.01.96 г.

Основными формами заработной платы являются: повременная, дельная и аккордная. Охинский филиал ОАО «Сахалинсвязь» применяет повременную оплату труда. Для начисления и выплаты заработной платы используют следующие унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденных Постановлением Госкомстата СССР от 28.12.89 г. №241:

1. Приказ о приеме на работу (ф. Т-1) – составляется на каждого члена трудового коллектива отделом кадров или лицом, ответственным за прием работников,

2. Личные карточки (ф. Т-2) – заполняется на каждого работника общества в одном экземпляре,

3. Приказ о переводе на другую работу (ф. Т-5),

4. Приказ о предоставлении отпуска (ф. Т-6) – применяется для оформления ежегодного отпуска и отпусков других видов,

5. Приказ о прекращении трудового договора (ф. Т-8),

6. Табель учета использования рабочего времени (ф. Т-13).

Операции по начислению и распределению оплаты труда, включаемых в издержки производства и обращения, оформляют записью:

Д 20, 23, 26      К 70.

Затраты на оплату труда отражают в себестоимости работ также, как и материальные затраты по направлениям затрат и местам их возникновения. Заработную плату делят на дополнительную и основную. К основной заработной плате относят:

§ за повременный труд,

§ премии,

§ доплаты за работу в сверхурочное время.

К дополнительной заработной плате относят заработную плату и выплаты за неотработанное время, подлежащее оплате по де1ствующему законодательству о труде.

В дополнительную заработную плату включают оплату труда очередных и дополнительных отпусков, а также оплату по итогам работы за квартал, полугодие, 9 месяцев, год. Оплата труда руководителей, специалистов общества осуществляется на основании штатного расписания, утвержденного руководителем. Заработная плата рабочих (занятых как эксплуатационно-техническим обслуживанием средств связи, так и предоставлением услуг связи потребителям) устанавливается в зависимости от сложности труда, квалификации работника в соответствии с тарифной системой, которая включает единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессии рабочих (ЕТКС). ЕТКС предназначен для распределения работ по разрядам в зависимости от сложности их выполнения, а также для присвоения рабочим разряда квалификации. Основным регистром, используемым для оформления расчетов с рабочими и служащими, является расчетная ведомость. Это регистр аналитического учета, так как составляется в разрезе каждого табельного номера и по видам оплат и удержаний. Расчетная ведомость имеет следующие показатели: начислено по видам оплат – оборот по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; удержано и зачтено по видам платежей и зачетов – оборот по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; к выдаче на руки или осталось за предприятием на конец месяца – сальдо по сету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Охинский филиал использует в разработочной таблице по форме №5 «Сводка начисленной заработной платы по ее составу и категориям работников и сводка по расчетам с рабочими и служащими». Составляется она ежемесячно на основе расчетных ведомостей.

В ходе аудиторской проверки Охинского филиала, проводимой в 1999 г., по расчетам по оплате труда замечаний нет, но порядок проведения аудиторской проверки был следующий.

Аудитор проверил правильность начисления заработной платы, проверил соответствие показателей аналитического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с записями в Главной книге и бухгалтерскому балансу.

Особое внимание было уделено правильности начислений по среднему заработку при начислении отпусков, по временной нетрудоспособности. Была проведена сверка сопоставимости граф «К выдаче на руки» в расчетных ведомостях с аналогичными показателями в платежных ведомостях, приложенных к кассовым документам. Затем проверялась достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы. При этом особое внимание уделялось проверке первичных документов по учету труда и его оплаты, устанавливают наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, исправлений.

Тщательно проверяется учет депонированной заработной платы на счет 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» путем сопоставления показателей этого счета с ведомостью по учету депонированной заработной платы.

Важным элементом аудиторской проверки была проверка правильности включения начисленной по всем основаниям заработной платы в себестоимость выполненных работ и оказанных услуг.

Аудитор руководствовался Инструкцией «О составе фонда заработной платы и выплат социального характера» (Госкомстат Российской Федерации от 10.07.95 г. №89) и Положением «О составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (Постановление Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. №552 с изменениями и дополнениями от 20.11.95 г. №1133, от 21.07.96 г. №229) и другими нормативными документами по данному вопросу.

 

2.5 Учет и аудит амортизации фондов, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов

Основные средства – это основа материально-технической базы филиала, совокупность материально-вещественных ценностей, используемых длительное время в качестве средств труда в сфере производства.

Основные средства передают свою стоимость на выполнение работы и оказание услуги частями постепенно по мере изнашивания. Следовательно, основные средства – это часть имущества, используемая в качестве работ или оказания услуг либо для проведения организации в течение периода, превышающего 12 месяцев и стоимостью более 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на единицу. Нормы и порядок начисления амортизации (износа) регламентируются Постановлением Совета Министров СССР от 22.11.1990 г. №1072. Нормы являются годовыми, установленные по видам основных средств, каждый из которых присвоен к первоначальной стоимости объектов. В нормативах учтен физический и моральный износ.

Согласно действующей учетной политики ОАО «Сахалинсвязь», на основании Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/97) начисление амортизации основных средств производится линейным способом, исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, рассчитанной по продолжительности его полезного использования. Амортизация начисляется в пределах нормативного срока службы любого объекта. После этого исчисление амортизации данного объекта прекращается, хотя он часто продолжает использоваться в производстве. Начисленная амортизация ежемесячно включается в себестоимость работ и оказанных услуг по местам использования основных средств бухгалтерской проводкой:

Дт 20, 23, 25, 26 Кт 02 «Износ основных средств».

Снашивание различных частей основных средств происходит неравномерно, отдельные из них утрачивают работоспособность до истечения нормативного срока службы. Поддержание основных средств в работоспособном состоянии вызывает необходимость периодического ремонта и технического обслуживания средств труда.

По действующему порядку учета все затраты на ремонт включаются в издержки производства, согласно принятой Учетной политики Общества, фактические затраты включаются в себестоимость по мере производства ремонта. Ремонт основных средств осуществляется двумя способами подрядным и хозяйственным. При подрядном способе подрядная организация выставляет счет за выполненные работы по ремонту. На сумму счета делается бухгалтерская проводка:

Дт 20, 23, 25, 26, 19   Кт 60

При хозяйственном способе на основании первичных документов фактические затраты на ремонт списываются:

Дт 20, 23, 25, 26 Кт 10, 70, 69 и т. д.

Учет затрат по ремонту основных средств, как и начисленный износ, отражаются в ведомостях затрат по соответствующим статьям расходов. При аудиторской проверке, аудитором была выявлена ошибка, которая связана с отнесением суммы налога на приобретение автотранспортных средств в Дт 20 «Основные производства» Кт 67 «Расчеты по внебюджетным платежам», тем самым нарушая п. 58. 1 Инструкции №30 от 10.05.1995 г. «О порядке исчисления налогов и поступления их и иных средств в дорожные фонды».

Выписка из аудиторского заключения за 1999 г.:

В январе 1999 г. был начислен налог на приобретение автотранспорта бухгалтерской проводкой:

Дт 20 Кт 67 240,00

Таким образом, занижена налогооблагаемая база по налогу не прибыль, и налогу на имущество. Аудитор рекомендует следующие бухгалтерские проводки по начислению налога на приобретение автотранспортных средств:

Дт 08 Кт 67 240,00,

А затем

Дт 01 Кт 08 240,00

Списание суммы налога на затраты производится по мере начисления амортизации по данному объекту основных средств в течении всего срока службы бухгалтерской проводкой:

Дт 26 Кт 02 20,0 (сумма начисленного износа).

С 1 января 1999 г. в случае обнаружения ошибки при проведении проверки к Обществу могут быть применены финансовые санкции, предусмотренные частью 1 Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно:

§ взыскание неуплаченной суммы налога на прибыль, и налога на имущество, а также штрафа в размере 20% от этой суммы налога,

§ взыскание пеней в размере 1/300 от установленной ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки уплаты налога на прибыль,

§ взыскание штрафа в размере 5000,00 руб. за нарушение в соответствии декларации по налогу не прибыль.

Аудитор рекомендует внести направления в данные бухгалтерского учета и отчетности.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы – предметы, хозяйственный инвентарь и другие средства труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в составе средств в обороте учитывают:

1. Предметы, служащие менее оного года, независимо от их стоимости,

2. Предметы стоимостью в пределах 100-кратного минимума оплаты труда за единицу по цене приобретения, независимо от срока службы,

3. Специальные инструменты и приспособления независимо от их стоимости,

4. Специальную одежду и обувь, а также постельные принадлежности, независимо от срока их службы.

Учет МБП на складах ведут аналогично учету материалов в карточках складского учета материалов. Отпущенные со склада в эксплуатацию МБП списывают следующим образом:

Дт 12/2 «МБП в эксплуатации»     Кт 12/1 «МБП в запасе».

Согласно учетной политики предметы стоимостью до 1/20 установленного лимита за единицу списываются на затраты производства в момент отпуска их в эксплуатацию бухгалтерской проводкой:

Дт 20, 23, 26    Кт 12/1

Переданные в эксплуатацию МБП включают в издержки производства в сумме их износа. Сумма износа отражается по кредиту счета №13 «Износ МБП» и дебету счетов затрат производства в зависимости от их использования. Износ рассчитывают следующим образом:

При передаче МБП в эксплуатацию износ начисляется в размере 100% - это предусмотрено учетной политикой предприятия.

Важным этапом аудиторской проверки является проверка правильности учета и списания на производство МБП. Значение этого вопроса велико сейчас, когда постоянно увеличивается размер стоимости МБП. При проверке операций с МБП необходимо проверить состояние учета и порядок выдачи, а также списания рабочей одежды, необходимо проверить имеют ли право получатели пользоваться спецодеждой за счет предприятия, проверить норму выдачи спецодежды и сроки службы. Затем проверяют правильность и своевременность начисления износа по переданным в эксплуатацию МБП. Реальное исчисление износа МБП зависит от правильности отражения в расчете стоимости переданных и выбывших из эксплуатации предметов.

Аудитор проверил правомерность списания пришедших в негодность МБП, как оформлены акты на списание, утверждены ли документы на списание, правильно ли определены результаты от списания пришедших в негодность МБП.

По результатам аудиторской проверки Охинского филиала следует отметить, что замечаний и рекомендаций по ведению бухгалтерского учета МБП отсутствует.

Нематериальные активы являются одним из новых объектов бухгалтерского учета. Определение нематериальных активов содержится в п. 55 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации №34 от 29.07.1998 г. К нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся права возникающие:

§ из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, программы для ЭВМ, базы данных и др.,

§ из патентов на изобретения, промышленные образцы, коллекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование,

§ из прав «ноу-хау» и др.

Кроме того, к нематериальным активам могут относиться организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами).

Принятые в эксплуатацию нематериальные активы учитываются на счете №04 «Нематериальные активы». Счет активный, инвентарный. Для учета амортизации используется счет №05 «Амортизация нематериальных активов».

Согласно принятой политикой предприятия, начисление амортизации осуществляется путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования, и отражается бухгалтерской проводкой:

Дт 20     Кт 05

В ходе аудиторской проверки по нематериальным активам был проверен состав нематериальных активов. Аналитические данные по счетам №04, 05 соответствуют данным, отраженным в Главной книге. Амортизация на объекты нематериальных активов начисляется правильно. Замечаний по ведению аналитического и синтетического учета по нематериальным активам нет. Расчет по начислению износа нематериальных активов соответствует срокам полезного использования, в приказе об учетной политике этот момент оговорен, который соответствует начисленному износу.

 

2.6 Учет и аудит затрат по прочим расходам

В п. 10 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции №552 с последующими изменениями и дополнениями №661 приведен полный перечень прочих затрат. К таким расходам относятся налоги, сборы, отчисления и специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством и порядком, платежи запредельно допустимые выбросы загрязняющих веществ, представительские расходы, реклама, на подготовку и переподготовку кадров, командировочные расходы, плата за аренду отдельных объектов и др. Все вышеперечисленные затраты относятся к общехозяйственным расходам, которые группируются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Общехозяйственные расходы в конце месяца списываются на счет 20 «Основное производство». Филиал аналитический учет этих затрат ведет в журнале-ордере №10. Особое внимание при аудите затрат, включаемых в себестоимость продукции, аудиторы обратили на следующее обстоятельство – согласно изменениям и дополнениям, внесенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 г. №661, начиная с 01.01.95 г. затраты, которые включались в себестоимость продукции в пределах лимитов норм и нормативов, установленных в соответствии с действующим законодательством (на командировки, представительские расходы, расходы на рекламу, расходы на подготовку кадров и т. д.) по фактически произведенным расходам.

Для целей налогообложения вышеуказанные затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке, норм и нормативов. Бухгалтерия филиала ведет аналитический учет вышеуказанных затрат, которые отнесены на себестоимость сверх установленных лимитов, норм и нормативов.

По статье «Затраты на командировки» имеется ряд нарушений, которые были выявлены при аудиторской проверке. Это связано с тем, что эти затраты требуют к себе очень тщательного и пристального внимания. Поэтому при отнесении указанных расходов на себестоимость продукции необходимо учитывать ряд существенных моментов. На себестоимость продукции предприятия можно относить только те расходы и только в таких размерах, которые предусмотрены действующим законодательством. Порядок возмещения командировочных расходов предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.92 г. № 122 «О нормах возмещения командировочных расходов», письмо Минфина Российской Федерации от 12.05.92 г. №30 «О порядке возмещения командировочным работникам затрат за пользование постельными принадлежностями в поездах», Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 г. №62 «О служебных командировках в пределах СССР». Данные нормативные документы позволяют относить предприятиям на себестоимость продукции:

§ оплату найма жилого помещения;

§ оплату суточных;

§ расходы по проезду к месту командировки и обратно;

§ затраты на пользование постельными принадлежностями в соответствующих размерах.

Аудиторы указали на ряд замечаний при направлении работника в командировку:

В приказе не учитывается цель командировки, а без этого трудно определить носит ли данная командировка производственный характер, не составляется отчет о командировке. Допускается оплата командировочных расходов с отнесением на затрату без предоставления оправдательных документах. Так, при проведении аудиторской проверке установлено.

Авансовые отчеты не утверждены директором филиала, нет подписей подотчетных лиц. Списание канцелярских товаров осуществляется без актов на списание материальных ценностей.

Несмотря на это сумму по недооформленному авансовому отчету списывают с подотчета Светличного В.И. на затраты бухгалтерскими проводками:

Дт 26     Кт 71.

Таким образом, в феврале 1999 года себестоимость продукции завышена на сумму 4530,00 рублей. Аудитор рекомендует подготовить документы подтверждающие и носящие производственный характер произведенных затрат.

Авансовый отчет №33 от 09.06.1999 г.: командировочные расходы, оплаченные сверх установленных норм отражены в бухгалтерским отчете проводками:

Дт 20     Кт 71 252,00 руб. в полном объеме.

Аудитор рекомендует бухгалтерские проводки:

Дт 20     Кт 71 198,00 руб;

Дт 20/сверх норм       Кт 71 54,00 руб.

Превышение установленных норм по командировкам необходимо скорректировать при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, одновременно, предприятие должно начислить взносы в Пенсионный фонд и в фонд медицинского страхования и с этой суммы удержать подоходный налог. Аудитор рекомендует устранить все нарушения в бухгалтерском учете.

Аудитор проверил обоснованность отнесения затрат по повышению квалификации работников Охинского филиала ОАО «Сахалинсвязь». Затраты включаются в налоговую себестоимость по установленным нормам, то есть не более 2% от фонда оплаты труда (п. 3 Письмо №94 от 6.10.92 г. с последующими изменениями и дополнениями). При этом фактические затраты на подготовку кадров исчисляются по сводному бухгалтерскому отчету в целом по Обществу.

Имеется договор с учебным заведением на повышением квалификации, в котором указан номер лицензии на ведение образовательной деятельности. Повышение квалификации обоснованно с точки зрения, подтверждено повышение квалификации выдачей сертификата. Замечаний по отнесению затрат по повышению квалификации на себестоимость нет.

 

2.7 Совершенствование учета и аудита затрат на производство

По моему мнению, Охинскому филиалу ОАО «Сахалинсвязь» необходимо обратить особое внимание на составление и обработку первичных документов. Одна из основных особенностей – это сплошное документирование совершаемых хозяйственных операций. Каждая бухгалтерская запись должна быть подтверждена первичными документами. К документам бухгалтерского учета предъявляются достаточно жесткие требования. Они изложены в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Документирование хозяйственных операций протекает поэтапно:

1. Сбор первичных документов.

2. Регистрация первичных документов.

3. Передача первичных документов на обработку.

Сбор первичных учетных данных заключается в выявлении, измерении и подсчете фактов хозяйственной деятельности. Сбор данных является, как правило, однородной массовой операцией. Трудоемкость составляет 3- 35% затрат на первичный труд. Процедура сбора учетных данных сопровождается регистрацией этих данных.

Процедура регистрации занимает еще большее время, чем их сбор. Так, ее трудоемкость составляет 65 – 70% затрат труда на первичный учет.

Существует два основных направления совершенствования бухгалтерского учета: техническое и методическое. К первому относится создание технических средств и разработка систем их использования.

Второе направление состоит в том, чтобы приспособить все элементы метода бухгалтерского учета к персональным компьютерам. Для этого предлагается совершенствовать документацию путем унификации документов, что обеспечит совместимость информации различных уровней, позволит рационализировать документооборот, снизить издержки на его организацию.

К совершенствованию бухгалтерского учета и аудита затрат на производство по Охинскому филиалу ОАО «Сахалинсвязь» можно определить следующее:

1. Правовое регулирование бухгалтерского учета и аудита.

К нему относится разработка инструкций и положений, содержащие более детальные рекомендации по организации учета соответствующих объектов или их совокупности, которые наиболее полно определяют правила, в том числе отдельные элементы техники ведения учета этих объектов. На Обществе разработаны положения по учету себестоимости работ, по учету основных средств, по учету труда и его оплаты и др. Многие из них отражаются в учетной политике предприятия. Важным элементом стратегического учета является анализ, то есть определение финансового положения филиала на данный момент и в ближайшую перспективу.

2. Регулярное повышение профессионального уровня бухгалтеров.

3. Повышение уровня автоматизации учетно-вычислительных работ.

На предприятии используется бухгалтерская программа «Парус», которая полностью удовлетворяет филиал. Для повышения профессионального уровня бухгалтеров, рекомендую приобрести систему «Консультант Плюс». Давно прошли те времена, когда бухгалтер мог не интересоваться правовыми вопросами. Действительно, раньше, когда законодательство было стабильно, в этом было особой необходимости. Ионе дело сейчас, когда в сфере налогообложения и бухгалтерском учете тысячи нормативных актов, а новые появляются с пугающей быстротой.

«Консультант Плюс» впервые предложил российскому пользователю, кроме законодательной базы, комплекс систем поддержки принятия решений, включающих тысячи разъяснений по практическому применению законодательства. Специалисты «Консультант Плюс» проделали сложную работу, связав в рамках данной системы разные информационные ресурсы, чтобы бухгалтер мог сразу получить действительно полную информацию. Все технические достижения реализованы только для ого, чтобы работа с системой была простой и понятной. Подсчитано, что примерно после 20 минут предварительного обучения даже неподготовленный пользователь может освоить все базовые операции. При поиске необходимой информации, достаточно указать известные реквизиты документов (дату, принявший орган, тематику) и система выдаст все документы, отвечающие запросу. А чтобы найти необходимую консультацию, можно воспользоваться привычным общим планом счетов, названиями налогов, сборов, пошлин или выплат физическим лицам. Пользователь работает в едином информационном пространстве, и ему нет необходимости многократно открывать и закрывать различные базы. Нормативные документы, и консультации объединены ссылками, то есть, если пользователь столкнется с какой-то непонятной проблемой, то сначала может получить консультацию. Затем по ссылкам – все нормативные документы, которые использовал автор. Система дает пользователю возможность не просто слепо последовать совету, но и получить всю нормативную базу, относящуюся к данному вопросу. Как показывает практика, через некоторые время работы с системой, пользователь начинает самостоятельно разбираться в сложных вопросах бухгалтерского учета и налогообложения, лучше понимать нюансы применения различных документов. Новая информация регулярно поступает в систему, доставляется прямо на рабочее место пользователя. Прямые договоры об информационном обмене с 50 федеральными министерствами и ведомствами, с региональными органами власти служат залогом того, что ни сколько-нибудь важный документ мимо них не пройдет. Выходит новый документ – как сразу включается в систему. Если документ вызывает вопросы, вносит серьезные изменения, то в дальнейшем появляется консультация по нему. В связи с чем появление новых нормативных актов, даже если они меняют принципы налогообложения, уже не вызывают шока, а опыт, полученный в работе с системой, позволяет оценить возможные последствия и заранее спланировать свои действия.

Я считаю, что полученная информация для бухгалтеров будет очень полезной для повышения профессионального уровня. В бухгалтерском учете будет меньше ошибок, которые возникают от недостатка знаний из-за частых изменений, происходящим в нашем законодательстве.

3. Анализ затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции

3.1 Анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения

Себестоимость – это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому анализ себестоимости позволит, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижение цены единицы продукции.

Задачами анализа себестоимости продукции являются:

§ оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции на основе анализа проведения затрат;

§ установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;

§ определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;

§ выявление резервов дальнейшего снижения продукции.

Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования трудовых, материальных и денежных ресурсов в процессе производства продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии.

Проведенный мной обзор экономической литературы позволил изучить различные методики анализа себестоимости продукции (работ, услуг) предлагаемые отечественными экономистами. Наиболее сильно из них меня заинтересовали:

1.Методика анализа затрат на производство и себестоимости продукции, предложенная М.И. Бакановым и А.Д. Шереметом;

2.Методика анализа себестоимости продукции по Любушину Н.П.

В первом случае под себестоимостью продукции (работ, услуг) понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сокращения и улучшения условий производства и его совершенствования.

Схема анализа факторов и показателей себестоимости товарной и реализованной продукции представленной на рисунке (рис. 3.1, 3.2).

Предложенная М.И. Бакановым и А.Д. Шереметом схема анализа затрат применима в отраслях материального производства (например, промышленности). Но так как анализируемое предприятия предоставляет услуги связи, данная методика неприемлема. Поэтому я использовала схему анализа себестоимости продукции, предложенную Н.П. Любушиным, который дал следующие определения себестоимости.

Себестоимость – текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.

Анализ себестоимости проводится по следующим основным направления:

1. Анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения;

2. Анализ себестоимости единицы продукции или себестоимости 1 руб. товарной продукции;

3. Анализ структуры затрат, ее динамики;

4. Анализ себестоимости продукции по статьям, факторный анализ себестоимости по статьям;

5. Выявление резервов снижения себестоимости.

 

Рис. 3.1 Схема формирования и анализа показателей себестоимости

 

Анализ себестоимости может проводиться как ретроспективный, так и оперативный, предварительный, прогнозный. Ретроспективный анализ проводится с целью накопления информации о динамике затрат, факторах их изменения. Результаты ретроспективного анализа используются для определения плановой себестоимости продукции, формирования ценовой политики, разработки управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции.

 

Рис. 3.2 Схема формирования и анализа факторов себестоимости

 

Оперативный анализ себестоимости, проводимый ежедневно или по данным учета за 1, 5, 10 дней, направлен на своевременное выявление непроизводительных затрат и потерь.

Предварительный анализ себестоимости конкретного продукта проводится на первой стадии жизненного цикла товара – на этапе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Перспективный (прогнозный) анализ призван оценить возможное увеличение или снижение себестоимости продукции в целом и отдельных видов товаров в связи с прогнозируемыми изменениями на рынке ресурсов. Для определения изменений в общих затратах на перспективу используется метод анализа соотношения «издержки – объем – прибыль».

Основными источниками информации для проведения анализа служат данные статистической отчетности, данные бухгалтерского учета (Прил. 4), синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы.

Алгоритм расчета влияния объема, структуры продукции и себестоимости единицы продукции на совокупную себестоимость представлен в таблице 3.1.

Влияние структурных сдвигов на изменение совокупной себестоимости по предложенному алгоритму может быть рассчитано двумя путями:

1.Умножением влияния структурных сдвигов на усредненный показатель себестоимости единицы продукции на фактический объем выпуска;

2.Вычитанием из размера влияния объема и структурных сдвигов отклонения себестоимости за счет изменения объема.

Влияние изменения себестоимости единицы продукции по группам товаров на совокупную себестоимость определяется умножением изменения усредненной себестоимости единицы продукции на объем.

Совокупное влияние факторов на совокупную себестоимость определяется суммированием объема выручки на совокупную себестоимость и влиянием изменения себестоимости единицы продукции по группам товаров на совокупную себестоимость.

Анализ влияния факторов на совокупную себестоимость продукции Охинского филиала ОАО «Сахалинсвязь» выявил, что совокупная себестоимость услуг филиала возросла на 398578 рублей за счет:

1.Увеличения объема оказываемых услуг на 55649 руб.;

2.Изменения себестоимости единицы продукции по группам услуг на 342929 руб.

 

Таблица 3.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: