Глава 1. “Территориальная структура” производительных сил России и ”территориальная организация”

Введение

Народное хозяйство является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации труда, международного сотрудничества с другими странами. Народнохозяйственный комплекс имеет особые отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики. Каждое государство стремится к созданию оптимального народнохозяйственного комплекса, как научно обоснованной совокупности взаимосвязанных и взаимодополняющих отраслей.

Ведущая роль в экономическом взаимодействии принадлежит размещению производства и интеграции территорий размещения. Только в тесном экономическом и социальном сотрудничестве возможно развитие как отдельных регионов, так и в целом народного хозяйства. Без межрегиональной кооперации функционирование эффективной экономической системы невозможно. Для лучшего планирования необходимо на такой большой территории, как Россия, более глубоко исследовать  территориальную структуру производительных сил.

В настоящее время для перехода на инновационный путь развития важно создавать и развивать технопарки, технополисы, кластеры. Свободные экономические зоны существенно влияют на развитие новых видов деятельности, развитие территорий, на которых они находятся. Важным объектом изучения становятся все элементы территориальной структуры производительных сил.  Регулирование развития территориальной организации производительных сил проходит в многообразных формах, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Региональное регулирование позволяет учитывать многие особенности развития региона и на их основе разрабатывать целенаправленные мероприятия по созданию более лучших условий для различных сфер народохозяйственного комплекса.

Макроэкономические диспропорции, препятствующие полноценному развитию страны, можно использовать для целенаправленного создания точек роста и сглаживать их на основе потенциала имеющихся  ресурсов. В соответствие с этим курсовая работа по теме «Специфика основных форм регионального народнохозяйственного комплекса страны и его основные части» является актуальной.

Цель курсовой работы – изучить специфику основных форм регионального народнохозяйственного комплекса страны и его основные части.

Основные задачи курсовой работы: определить понятия «территориальная структура» производительных сил России и «территориальная организация»; изучить такие формы территориальной структуры производительных сил, как экономические зоны, укрупненные экономические районы, крупные экономические районы; выявить назначение ассоциаций экономического взаимодействия; изучить географию ТПК, существующие технопарки, технополисы, кластеры и дать сравнительную характеристику СЭЗ «Находка» и ОЭЗ в Калининграде.

Методы исследования, которые использовались при написании работы – это анализ учебной, периодической, статистической литературы, систематизация и обобщение полученных данных. 

В настоящее время в России имеют место отрицательные экономические процессы, но в то же время изменяющаяся структура производства может усилить или ослабить это влияние, качественно повлиять на существующие тенденции. В соответствие с этим изучение территориальной структуры производительных сил должно стать основой для анализа современной ситуации, прогнозирования и планирования будущего развития экономики страны.

 

 

Глава 1. “Территориальная структура” производительных сил России и ”территориальная организация”.

Территориальная структура - динамическое состояние размещения производительных сил по экономическим районам, связанным в единой системе национальной экономики. Динамичность этого понятия сильнее отражается термином территориальная структура общественного производства. Обогащенная признаком управление, территориальная структура хозяйства превращается в территориальную организацию производительных сил.

Территориальная организация хозяйства страны понимается как пространственное сопряжение и взаимодействие отраслевых, межотраслевых и территориально-производственных комплексов, инфраструктуры и непроизводственной сферы, основанное на рациональном использовании природных, материальных и трудовых ресурсов, а также экономии затрат по преодолению несоответствий во взаимном размещении источников сырья, топлива, энергии, мест производства и потребления продукции (4 С. 32).

Это определение отражает следующие принципиальные положения:

1) отраслевые, межотраслевые и региональные аспекты хозяйства тесно переплетаются между собой;

2) территориальные особенности хозяйства во многом определяются обеспеченностью, характером и степенью освоения имеющихся ресурсов;

3) в условиях нашей страны с ее огромными расстояниями чрезвычайно большую роль играет сокращение транспортных расходов. Географически изучать территориальную организацию хозяйства России нельзя без оценки уровня его развития и структурных особенностей. Эти параметры — неразрывные звенья одной цепи в смысле содержания и логики исследования.

Уровень развития хозяйства свидетельствует о его масштабах и эффективности, достигнутых в данный момент времени. Изучение количественных и качественных признаков, характеризующих состояние производительных сил на том или ином рубеже, открывает большие возможности для экономико- и социально-географических обобщений. Объем и эффективность производства во многом зависят от величины и состава природных, материальных и трудовых ресурсов, степени, а также экономичности их использования. В свою очередь, определенный уровень развития производства сказывается на территориальной структуре и территориальной организации хозяйства.

Комплексное развитие производства на территории, наряду с территориальной специализацией производства, — важнейшие закономерности процесса территориальной организации общественного производства. Образующиеся в результате действия этих закономерностей территориально-производственные системы разных типов представляют собой конкретные формы территориальной организации общественного производства.

Территориальная структура является основой территориальной организации хозяйства. Разработка концептуальных основ и общих схем развития территориальной структуры хозяйства регионов разного типа, отвечающих требованиям повышения экономической эффективности использования ограниченных производственных ресурсов, улучшения условий жизни населения - основная цель проводимой региональной экономичсекой политики. Под регионами понимаются участки территории, земного пространства, выделенные по определенным признакам. В региональной экономике таким отличительным признаком является целостность, взаимосвязанность составляющих основу региона элементов.

Общественная и экономическая деятельность нуждается в территориальной организованности, что обеспечивается функциональными связями между поселениями разного ранга, типа и территориального влияния. Характер этих связей говорит о функциях и роли разных поселений в общественном территориальном разделении труда.

Территориальная структура хозяйства - это совокупность функционально взаимосвязанных отраслевых и территориальных экономических подсистем. Пространственным каркасом любой региональной территориальной структуры является исторически сложившаяся в данном районе единая система расселения. Региональные системы расселения представляют собой единство относительно самостоятельных компонентов. Организация поселений обеспечивается разнообразными функциональными взаимоотношениями, проявляющимися в виде миграции населения, обмена благами, потоками капиталовложений и информации и т.п.

Региональные территориальные структуры значительно различаются по многим характеристикам (по уровням и темпам социально-экономического развития; по степени комплексности и характеру специализации; отраслевым и территориальным пропорциям; численности, составу и тенденциям динамики населения, уровеню территориальной концентрации производства и организации транспортной сети и т. д.).

Исключительно важное значение имеют структурные признаки, выражающие пропорции и связи внутри хозяйства. Специфика географического изучения особенностей структуры хозяйства состоит в учете всей совокупности природных, экономических и социальных условий развития материального производства и непроизводственной сферы на той или иной территории. Только при исследовании конкретной обстановки можно определить меру соответствия фактически возникших пропорций и связей реально существующим возможностям, выявить узкие места, обосновать необходимость каких-либо структурных изменений.

Уровень развития производительных сил характеризуется степенью общественного разделения труда и развитием средств труда, прежде всего техники, а также степенью развития производственных навыков и научных знаний. Производительные силы существуют лишь как общественные производительные силы, вступая в активное взаимодействие с природой, люди одновременно вступают в общественные отношения между собой. Производительные силы в совокупности с производственными отношениями представляют собой способ производства.

Территориальная организация хозяйства России с исключительно разнообразными и богатыми природными условиями и ресурсами, с возросшими масштабами и сложностью хозяйства вызывают объективную необходимость дальнейшей рационализации его региональной структуры, под которой принято понимать относительно обособленные территориально-производственные образования и их взаимосвязи в рамках целостного хозяйственного комплекса.

Современная структура хозяйства в разрезе регионов сформировалась под влиянием ряда  факторов, таких как исторический, наличие железнодорожного сообщения с другими регионами РФ, концентрации объектов производственной и социальной инфраструктуры, наличия трудовых ресурсов, природных условий и ресурсов. Природно - ресурсные предпосылки были главными для первоначального развития регионов.

В связи с этим наряду с элементами и механизмами внутренней структуры экономики региона обязательно должны изучаться экономические связи региона с другими регионами страны.

К основные формам территориальной структуры производительных сил относятся экономические зоны, укрупненные экономические районы, крупные экономические районы.

Территориальная организация хозяйства России с исключительно разнообразными и богатыми природными условиями и ресурсами, с возросшими масштабами и сложностью хозяйства вызывают объективную необходимость дальнейшей рационализации его региональной структуры, под которой принято понимать относительно обособленные территориально-производственные образования и их взаимосвязи в рамках целостного хозяйственного комплекса. В связи с этим наряду с элементами и механизмами внутренней структуры экономики региона обязательно должны изучаться экономические связи региона с другими регионами страны и странами. Благодаря межрегиональным экономическим связям формируются системы взаимодействующих регионов, а экономика каждого региона становится частью какой-либо одной или нескольких региональных систем. Поэтому в предмет экономики региона также входят региональные экономические системы, или национальная экономика как система взаимодействующих регионов.

1-территория государства, сфера государственного суверенитета, внешние пределы и границы его осуществления;

2- географическое пространство, природная среда, земная поверхность;

3- объект хозяйствования, базис и условие хозяйственной деятельности.

В настоящее время особую роль стали играть особые (свобоные, специальные) экономические зоны  (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченные территории с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям различают:

1. Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).

2. Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

3. Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

4. Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

5. Сервисная зона – территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)

6. Комплексная зона

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные.

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ "Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.

По степени интеграции в экономику различают:

1. Зоны, интегрированные в национальную экономику.

2. Анклавные (замкнутые) зоны.

По системам льгот:

1. Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 20 %) снижается налог на прибыль.

2. Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

3. Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

4. Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

5. Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

22 декабря 2005 постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон:

1. четыре технико-внедренческих (инновационных) в городах: Дубна,

Москва (Зеленоград, ТВЗ «Зеленоград»), Санкт-Петербург (посёлок Стрельна, зона «Нойдорф»), Томск;

2. две промышленно-производственные зоны в городах: Елабуга — ОЭЗ «Алабуга», Липецк — ОЭЗ «Липецк». 

Кроме того, на всей территории Калининградской области действует Особая Экономическая Зона, созданная 01.04.2006 г. в соответствии с Федеральным законом № 16 -ФЗ от 10.01.2006 г., которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. По состоянию на 06.05.2008 г. данная ОЭЗ привлекла 56 официально зарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций 31,3 млрд руб.

В г. Магадан действует торгово-производственная зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 г. С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни населения. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы.

30 декабря 2009 года подписано постановление Правительства РФ № 1163 «О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны» По информации специалистов областного департамента инвестиций, принципиальное отличие ульяновской портовой зоны от других в том, что она базируется на имущественном комплексе, практически готовом для создания свободной экономической зоны. Портовая зона будет создана на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный», построенного в 80-е годы. Аэропорт обладает уникальной взлётно-посадочной полосой, которая способна принимать любые виды воздушные судов.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1185 на территории Хабаровского края создана портовая особая экономическая зона.

Также существует проект создания ОЭЗ в Красноярском крае.

Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

Существуют две экономические зоны – Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.

Укрупненные районы формируются в экономических зонах по принципу общности природно-ресурсного потенциала, специализации хозяйства и экономических связей. Главным принципом их выделения являются уровень хозяйственного освоения и развития, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. В западной зоне выделяются четыре укрупненных района  Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне выделяются два укрупненных района Сибирь и Дальний Восток. Основным звеном в системе макрорегионов России являются крупные экономические районы, каждый из которых это целостная территориальная часть хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию и прочные внутренние экономические связи. В настоящее время Россия имеет 11 крупных экономических районов Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.

Крупные экономические районы отличаются широкой комплексностью хозяйства и высокой степенью специализации. В них около 2/3 всего грузооборота железных дорог приходится на внутрирайонные связи. Во всех районах отрасли специализации дают свыше половины всей промышленной продукции, а в пяти районах России свыше 60% (Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Поволжский, Уральский).

Экономический район - территориально и экономически целостная часть народного хозяйства, для которой характерны производственная специализация (обусловленная главным образом наличием определенных законов, в т. ч. трудовых ресурсов, экономико-географическим положением данного района), внутрирайонные производственные связи, отличающиеся большой устойчивостью и интенсивностью. Различают интегральные экономические районы (или собственно экономический район), при этом хозяйство каждого района рассматривается в комплексе, и отраслевые экономические районы, которые выделяются исходя из какого-либо одного или нескольких экономических признаков (районы размещения какой-либо отрасли хозяйства и т. п.). Один из основных признаков выделения экономического района – иерархичность построения их систем в масштабе стран или крупных регионов.

Экономический район, территориальная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся определённым экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией, основанной на территориальном общественном разделении труда. При капитализме формирование и развитие Экономический район происходит стихийно, сопровождается острой конкурентной борьбой; развитие каких-либо отраслей в одном районе зачастую ведёт к упадку их в другом. При социализме развитие территориального разделения труда и формирование Экономический район осуществляется планомерно на основе познания экономических законов социализма. Экономический район получают планомерное комплексное развитие, их специализация сочетается с рациональным размещением производительных сил, развитием в районах комплекса отраслей и производств, повышающих эффективность хозяйства и обеспечивающих разностороннее использование природных, людских и технических ресурсов районов, увеличение общего экономического потенциала страны.

В настоящее время помимо экономических районов существуют федеральные округа. Цель создания Федеральных округов - обеспечение эффективного администрирования в той или иной отрасли и решения задач, либо не входящих в компетенцию органов государственной власти субъектов федерации, либо решающихся на межрегиональном уровне. Позволяя обеспечить организационные и экономические механизмы роста региональных экономик, федеральные округа способны выровнять наиболее опасную для существования федеративного государства асимметрию социально-экономического развития регионов, что предоставляет возможность оптимизировать экономические основы российского федерализма (19 С. 42). Формальное объединение субъектов Федерации в федеральные округа и, как следствие, выявление общих для регионов вопросов создает условия их консолидации, выравнивания асимметрии социально-экономического развития, снижения степени сепаратизма, центробежных устремлений и в конечном счете укрепления единства экономического и политического пространства, территориальной целостности государства.

Экономические районы, как и федеральные округа, формально объединяют в свои составы субъекты России, различные по природному, экономическому и трудовому потенциалу, структуре хозяйства и уровню развития, производственной специализации и социальному составу. Вместе с тем они менее сопоставимы между собой, чем федеральные округа, и лишь субъектный состав Дальневосточного федерального округа полностью повторяет состав Дальневосточного экономического района. Остальные федеральные округа включают в себя субъекты Федерации, входящие в различные экономические районы. Лишь состав субъектов Дальневосточного федерального округа полностью повторяет состав Дальневосточного экономического района. Остальные федеральные округа создавались путем объединения нескольких районов. В состав Центрального федерального округа полностью вошли субъекты Центрального и Центрально-Черноземного экономических районов, Северо-Западного округа – Северо-Западного и Северного районов, а также Калининградская область. Южный федеральный округ (первоначально названный Северо-Кавказским) включает все субъекты Федерации Северо-Кавказского экономического района, а также три регион Поволжского экономического района (5 С. 112). Причем если Республика Калмыкия уже входила в межрегиональную ассоциацию «Северный Кавказ», то присоединение Волгоградской и Астраханской областей, традиционно являвшихся регионами Поволжья, существенно увеличило территорию округа на север по сравнению с Северо-Кавказским экономическим районом. Наибольшие изменения при формировании федеральных округов претерпел Уральский район. В составе Уральского федерального округа из «уральских» регионов остались лишь Курганская, Свердловская и Челябинская области. Выделение остальных субъектов (Башкортостана, Удмуртии, Оренбургской и Пермской областей, Коми-Пермяцкого автономного округа) в состав Приволжского округа было компенсировано «отсечением» от Западно-Сибирского экономического района и присоединением к Уральскому округу Тюменской области с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. В состав Приволжского округа полностью вошли регионы Волго-Вятского экономического района, Поволжский район без Волгоградской и Астраханской областей и Республики Калмыкия, а также пять субъектов Федерации Уральского района. Сибирский федеральный округ объединил в себе субъекты Западно- и Восточно-Сибирского районов за исключением Тюменской области.

Таким образом, Указом Президента РФ введены новые единицы территориального деления страны, по которым обобщается статистическая информация (с политической точки зрения федеральные округа приобрели гораздо большее значение, нежели экономические районы). Примечательно, что очередные статистические сборники Госкомстата России субъекты Федерации сгруппированы не по экономическим районам (как это было прежде), а по федеральным округам.

Предельные значения социально-экономических показателей по федеральным округам различаются между собой меньше, чем аналогичные показатели по экономическим районам.

Экономические районы создавались для решения вопросов комплексного развития хозяйства на их территориях, экономического государственного прогнозирования, а также в целях индикативного планирования территориального развития России. Федеральные округа - для решения межрегиональных проблем экономической и политической интеграции, обеспечения реализации на местах управленческих решений федеральной власти. Федеральные округа в отличие от экономических районов больше выступают в качестве административно-координационных центров. Можно предположить, что опыт функционирования федеральных округов со временем способен инициировать процесс изменения основ экономического районирования России.

Разделение на экономические районы сейчас играет незначительную роль, так как были созданы федеральные округа. Однако кооперативные и иные связи по экономическим районам нашли свое отражение в деятельности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.

Межрегиональные ассоциации это объединения субъектов РФ, имеющие главной целью налаживание между ними экономического взаимодействия. Всего в России начиная с 1994 г. сформировано 8 М.а.: Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада (Карелия, Коми, Архангельская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Вологодская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, г. Санкт-Петербург); Ассоциация областей и городов Центрального района России (Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области и г. Москва); Ассоциация "Черноземье" (Белгородская, Брянская, Воронежская и др. области); Ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа (Республики Адыгея, Дагестан и др.); Ассоциация "Большая Волга" (Калмыкия, Марий Эл, Мордовия и др.), Ассоциация "Большой Урал" (Башкортостан, Удмуртия, Курганская, Оренбургская, Пермская области, Коми-Пермяцкий автономный округ и др.); Межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение" (Республики Алтай, Тыва, Хакасия, Алтайский, Красноярский края и др.); Дальневосточная ассоциация (Бурятия, Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края и др.) (17 С. 167). Можно предположить, что со временем они могут оказать влияние на изменение федеративного устройства страны.

Федеральные округа в большинстве своем совпадают с территориями восьми межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации. Они, так же как и федеральные округа, условно объединяют в себя территории приграничных регионов. Исключение составляет Центральный федеральный округ, расположенный на территории двух ассоциаций - "Черноземье" и "Центральная Россия". Наблюдающееся незначительное несовпадение территориальных пределов и субъектных составов федеральных округов с аналогичными компонентами межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации объясняется тем, что центральная власть при определении федеральных округов исходила не только из экономических соображений. В первую очередь учитывались административные, политические, этнонациональные факторы, превалировало стремление исключить сепаратистские тенденции во внутригосударственных отношениях. Иными словами, невозможность точного копирования управленческого и экономического моментов явилась причиной некоторого несущественного отклонения от чисто экономической целесообразности.

Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации, в сущности, являются общественными самоуправляющимися межрегиональными объединениями, созданными для регулирования их хозяйственной деятельности исходя из общих интересов. Они не имели и не имеют четких и единообразных управленческих органов, способных выносить решения, обязательные для органов государственной власти субъектов России и, следовательно, обеспечивать исполнение этих решений. Поэтому ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации в отличие от федеральных округов и вне связи с ними не оказывают существенного влияния на межрегиональную интеграцию, повышение эффективности управления экономическими процессами и не позволяют создать дополнительное управленческое звено. Руководство Кировской области, например, включенной в Приволжский федеральный округ, вслед за тем сочло необходимым также вступить в ассоциацию экономического взаимодействия субъектов Федерации "Большая Волга".

В связи с этим существующее в настоящее время некоторое совпадение границ и субъектных составов ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации и федеральных округов с точки зрения управления следует признать достаточным. Некоторыми ученымы и политиками ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации рассматривались, да и нередко рассматриваются до сих пор как прообраз крупного субъекта Федерации или конгломерата субъектов России.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: