II.1 Цели и задачи

Основной целью нашей исследовательской работы было выявить (при помощи теста, анализа, наблюдения и контроля) влияние биологических ритмов на физическую работоспособность детей среднего школьного возраста.

Главная задача данного исследования — рассмотреть человека, его структурные и функциональные процессы не только в пространстве, но и во времени, в тесном взаимодействии с окружающей средой.

Вторая задача заключается в следующем — определить индивидуальный биологический профиль каждого их исследуемых, помочь им в повышении работоспособности, на основе учета биологического профиля и подстройки к нему.

И третья задача, намеченная в данной работе — помочь проанализировать работу индивидуальных (каждого из исследуемого биологических часов, понять основные законы их функционирования, помочь присмотреться каждому из испытуемых к своему организму и наметить индивидуальную программу сохранения и укрепления здоровья).

 

II.2         Методы тестирования

Тест для определения индивидуального биологического профиля [Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989].

 

Основная часть:

 

1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?

 

Баллы

часы

зимой летом
5 5.00 – 6.45 4.00 – 5.45
4 6.46 – 8.15 5.46 – 7.15
3 8.16 – 10.45 7.16 – 9.45
2 10.46 – 12.00 9.46 – 11.00
1 12.01 – 13.00 11.01 – 12.00

 

 

2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершено свободно?

 

Баллы

часы

зимой летом
5 20.00 – 20.45 21.00 – 21.45
4 20.46 – 21.30 21.46 – 22.30
3 21.31 – 00.15 22.31 – 1.15
2 00.16 – 1.30 1.16 – 2.30
1 1.31 – 3.00 2.31 – 4.00

 

3. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам необходимо встать в точно определенное время?

                                                                          Баллы

Совершенно нет потребности                           4

В определенных случаях есть                            3

Потребность довольно сильная                         2

Будильник мне абсолютно необходим             1

 

4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?

                                                                          Баллы

Абсолютно бесполезной                                    4

Была бы некоторая польза                                 3

Работа была бы достаточно эффективной       2

Работа была бы высокоэффективной               1

 

5. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?

                                                                          Баллы

Очень трудно                                                       1

Довольно трудно                                                 2

Довольно легко                                                   3

Очень легко                                                         4

 

 

6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?

                                                                          Баллы

Очень большая сонливость                                1

Есть небольшая сонливость                               2

Довольно ясная голова                                       3

Полная ясность мысли                                       4

 

 

7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?

                                                                          Баллы

Аппетита совершенно нет                                 1

Снижен                                                                2

Хороший                                                              3

Прекрасный                                                         4

 

8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа?

                                                                          Баллы

Абсолютно бесполезной                                    1

С некоторой пользой                                          2

Достаточно эффективной                                  3

Высокоэффективной                                          4

 

9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?

                                                                          Баллы

Очень большая вялость                                      1

Небольшая вялость                                             2

Незначительная бодрость                                   3

Полная бодрость                                                 4

 

10. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?

                                                                          Баллы

Очень трудно                                                       1

Довольно трудно                                                 2

Довольно легко                                                   3

Очень легко                                                         4

 

11. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физкультуры. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 ч 2 раза в неделю. Для него лучше всего это делать от 7 до 8 ч утра. Является ли этот период наилучшим и для вас?

                                                                              Баллы

В это время я бы находился в хорошей форме     4

Я был бы в довольно хорошем состоянии            3

Мне было бы трудно                                               2

Мне было бы очень трудно                                    1

 

12. Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?

 

Часы                                                                      Баллы

20.00 – 21.00                                                             5

21.01 – 22.15                                                             4

22.16 – 00.45                                                             3

00.46 – 2.00                                                               2

2.01 – 3.00                                                                 1

 

13. При выполнении двухчасовой работы, требующей от вас полной мобилизации умственных сил, какой из 4-х предлагаемых периодов вы выбрали бы для этой работы?

Часы                                                                      Баллы

8.00 – 10.00                                                               6

11.00 – 13.00                                                             4

15.00 – 17.00                                                             2

19.00 – 21.00                                                             0

 

14. Как велика ваша усталость к 23 ч?

                                                                              Баллы

Я очень устаю                                                          5

Заметно устаю                                                          3

Слегка устаю                                                            2

Совершенно не устаю                                             0

 

15. По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из 4-х предлагаемых вариантов вы бы выбрали?

                                                                              Баллы

Проснусь в обычное время и больше не усну      4

Проснусь в обычное время и буду дремать          3

Проснусь в обычное время и снова засну             2

Проснусь позже, чем обычно                                 1

 

16. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 ч, лучшее время для него — 12-2 ч. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для вас?

                                                                              Баллы

Да, я был бы в хорошей форме                               1

Был бы в приемлемой форме                                 2

Был бы в плохой форме                                          3

Совсем не мог бы тренироваться                           4

 

17. В котором часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул?

Часы                                                                      Баллы

5.00 – 6.45                                                                 5

6.46 – 7.45                                                                 4

7.46 – 9.45                                                                 3

9.46 – 10.45                                                               2

10.46 – 12.00                                                             1

 

18. Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов вы относитесь?

                                                                              Баллы

Четко к утреннему                                                   6

Скорее к утреннему, чем к вечернему                  4

Скорее к вечернему, чем к утреннему                  2

Четко к вечернему                                                   0

 

Заключение

Ваш тип вы сможете определить по сумме баллов.

Свыше 72: четко выраженный утренний тип.

60 – 71: слабо выраженный утренний тип.

48 - 59: аритмичный тип.

35 – 47: слабо выраженный вечерний тип.

34: четко выраженный вечерний тип.

 

При помощи теста нами выявлено следующее: в 1 группе наблюдаемых (8 девочек и 8 мальчиков) 60% — «жаворонки», 26% — «совы» и 13% — «голуби»; во 2 группе (7 девочек и 8 мальчиков) 46% — «совы», 33% — «жаворонки» и 20% «голуби».

Тестирование проходило на классном часе, где учащиеся отвечали самостоятельно на вопросы предложенного теста.

 

Глава III  Анализ и обобщение влияния биологических ритмов на физическую работоспособность детей среднего школьного возраста

В начале исследования было проведено тестирование на определение биологического ритма исследуемых.

Исследование длилось 1 месяц, потому что за это время у наблюдаемых должен был выработаться нужный стереотип.

Результаты прыжков фиксировались в оценках. В конце исследовательского периода нами было проведено (на контрольном занятии по прыжкам) соревнование для определения контрольных результатов, показанной каждой из групп.

Первая группа занималась в первую смену, вторая — во вторую.

Таблица 1. Физическая работоспособность с учетом биологического типа в 1 группе

 

 

 

 

Таблица 2. Физическая работоспособность с учетом биологического типа во 2 группе

 

 

Волнообразный характер изменения работоспособности в процессе уроков связан, как нам кажется, с внутренними биологическими ритмами детей.

Следовательно, можно сделать вывод: что основная задача при определении «волн» урока физкультуры — правильный подбор соразмерности параметров «волн» с возможностями учащихся.

Также из исследовательской работы видно, что в первой группе лучшие показатели прыжков в длину принадлежат исследуемым с биологическим профилем «жаворонок». Потому что они рано просыпаются и быстро достигают высокого уровня работоспособности в утренние часы, обладая высоким тонусом в первой половине дня и быстрым снижением физиологических показателей в вечернее время. А из этого следует — биологические ритмы оказывают положительное влияние на физическую работоспособность детей среднего школьного возраста, занимающихся в I смену и относящихся к биологическому типу «жаворонок». На детей с биотипом «сова» биологические ритмы оказывают отрицательное воздействие, что также видно из результатов таблицы.

Во II смене показатели физической работоспособности выше у детей с биологическим типом «сова», так как они более активны в вечернее время. Из чего следует вывод: существует прямая зависимость между фактором времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на физическую работоспособность.

И, значит, нужно учитывать в своей преподавательской работе учителям физкультуры и этот фактор тоже.

Также, по записям в дневнике наблюдений, можно сделать общий вывод, что при хорошем самочувствии, аппетите, настроении и т.п. физическая работоспособность детей-«жаворонков» в I смене и детей-«сов» во II смене выше среднего.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: