Проверка обоснованности и правомерности отнесения затрат к расходам на реализацию

При проведении проверки особое внимание необходимо уделить обоснованности и правомерности отнесения затрат к расходам на реализацию, которые включают:

· Расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции:

Услуги вспомогательных цехов или участков по изготовлению тары и упаковки, по консервации и затариванию продукции; расходы на оплату труда рабочих, занятых упаковкой, консервацией и затариванием продукции на складе готовой продукции отдела сбыта; отчисления в бюджет и внебюджетные фонды от средств на оплату труда; стоимость материалов, расходуемых пи упаковке готовой продукции; стоимость тары, приобретаемой на стороне; оплата услуг сторонних специализированных организаций по затариванию и упаковке изделий.

Необходимо обратить внимание, что не относятся к расходам на реализацию затраты по упаковке и транспортировке продукции, возмещаемые в соответствии с договорами покупателями сверх стоимости товара. Указанные расходы включаются в расчетно-платежные документы отдельными позициями и взыскиваются с покупателей продукции [9].

· Расходы на погрузку и транспортировку продукции (зависит от франко-места, указанного в договоре):

Стоимость услуг вспомогательных цехов по доставке продукции на станцию или пристань отправления и погрузке ее в вагоны и суда; оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных и посреднических организаций; расходы по креплению изделий на железнодорожных платформах и вагонах.

· По содержанию помещений для хранения продукции в местах ее реализации и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;

· Расходы по организации сбыта:

затраты на оплату процентов по краткосрочным ссудам банков, связанным с операциями по сбыту продукции; оплата услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных (факторинговых) операций; комиссионные сборы и вознаграждения, уплачиваемые сбытовым и внешнеторговым организациям.

· Маркетинговые услуги:

Оплата услуг сторонних организаций по маркетингу в случаях, когда штатным расписанием не предусмотрены соответствующие функциональные службы. Маркетинговые услуги представляют собой мероприятия в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия, изучения всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижение товаров (работ, услуг) от производителя к потребителю с целью их прибыльной реализации. Документами, подтверждающими расходы по услугам маркетинговых организаций, являются договоры возмездного оказания услуг, акты приемки-сдачи оказанных услуг, счета-фактуры, выписки банка по расчетному счету и платежные поручения.

· Расходы на рекламу;

· Представительские;

· Другие аналогичные по назначению расходы [ 12, c. 54].

Расходы на рекламу и маркетинговые услуги при отражении в составе затрат в целях бухгалтерского учета не нормируются, однако в целях налогового учета при отражении в составе затрат, участвующих при расчете налога на прибыль, рекламные расходы подлежат нормированию, поэтому их проверке необходимо уделить особое внимание.

Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация об организации, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес как к самой организации, так и к товарам, способствовать реализации этих товаров, идей и начинаний.

Рекламная акция - это рекламное мероприятие, призванное повысить покупательский спрос на продукцию рекламодателя, направленное на увеличение объемов продаж, привлечение внимания потребителей к продукции, упрочение положения организации на рынке.

В соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) (утверждены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 210/161/151), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются следующие расходы:

· на рекламу, связанные со сбытом (реализацией) продукции, товаров, работ, услуг, включая участие в выставках, ярмарках, выставках-продажах;

· стоимость образцов товаров, выставочных буклетов, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями непосредственно покупателям или посредническим организациям в целях рекламы и не подлежащих возврату;

· на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток);

· на разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки;

· на рекламные мероприятия (объявления в печати, передача по радио и телевидению);

· на световую и иную наружную рекламу;

· на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей, учитываемых в бухгалтерском учете организации в качестве основных средств или другого имущества, не являющегося амортизируемым;

· на хранение и экспедирование рекламных материалов;

· на оформление витрин, выставок-продаж, выставок и ярмарок, комнат образцов;

· на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах;

· на проведение иных рекламных мероприятий.

Чтобы у контролирующих  органов не возникало вопросов к организации в отношении того, что была проведена именно рекламная акция, необходимо в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» (в ред. от 5 августа 2008 г.; далее - Закон о рекламе) обязательное наличие следующих участников рекламной акции:

· рекламодатель - организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы;

· рекламораспространитель - организация или гражданин, осуществляющие размещение (распространение) рекламы путем предоставления и (или) использования необходимого имущества (в т.ч. технических средств радиовещания и телевидения), а также различных каналов связи, эфирного времени и иными способами;

· потребитель рекламы - организация или гражданин, до сведения которых реклама доводится.

Рекламная акция в обязательном порядке должна одновременно удовлетворять требованиям:

· предназначена для неопределенного круга лиц;

· решать задачу формирования и поддержания интереса к рекламодателю и/или товарам, работам, услугам;

· способствовать реализации товаров, работ, услуг.

Так, чтобы отнести расходы по передаче рекламных материалов (рамок, стоек) к рекламным, следует организовать рекламную акцию, для этого организации необходимо:

а) издать приказ на проведение рекламной акции:

принятие соответствующего решения документально подтверждается изданием приказа о проведении рекламной акции за подписью руководителя компании. Типовой формы такого приказа нет, поэтому при его составлении следует соблюдать стандартные правила составления деловой документации,

б) утвердить порядок проведения акции:

-общие положения: сведения об организаторе рекламной акции (наименование, УНП, наименование регистрационного органа, дата регистрации, юридический и почтовый адрес) и о материально ответственном лице; наименование рекламной акции; место и срок проведения рекламной акции; перечень товаров, переданных материально ответственному лицу, для проведения рекламной акции;

-условия проведения рекламной акции: общие условия; порядок отбора участников;

-порядок информирования об условиях проведения рекламной акции;

-дополнительные условия.

в) назначить материально ответственных лиц:

Передача товара материально ответственному лицу осуществляется ответственным лицом по расходно-приходным документам типовых форм строгой отчетности: товарно-транспортной накладной, товарной накладной, формы которых утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. № 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная" и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» (в ред. от 21 апреля 2009 г.).

г) определить стоимость отпускаемого для распространения товара;

д) организовать бесплатную раздачу материалов неопределенному кругу лиц;

е) оформить соответствующими актами итог рекламной кампании:

типовой формы отчета о проведенной рекламной акции действующим законодательством не установлено. Поэтому организация, проводящая рекламную акцию, самостоятельно устанавливает форму отчета.

Для признания контролирующими органами произведенных организацией расходов в качестве рекламных расходов необходимо их документальное оформление в соответствии с законодательством:

· договор на оказание рекламных услуг (Приложение А);

· акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг);

· счета-фактуры от исполнителя;

· экземпляр издания с опубликованным в нем рекламным сообщение (при размещении рекламы в периодической печати);

· эфирную справку с указанием даты, времени и продолжительности рекламных сообщений, прошедших на радио или телевидении, - при размещении рекламы в электронных средствах массовой информации;

· приказ руководителя на списание продукции (товаров) и иных материальных ценностей и акт на выбытие продукции (товаров) в рекламных целях, утвержденный руководителем.

При определении облагаемой налогом прибыли не учитываются расходы на рекламу и маркетинговые услуги, представительские цели, произведенные сверх норм, установленных Президентом Республики Беларусь.

Нормы расходов на маркетинговые услуги установлены Указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 398 «Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели, подготовку кадров» (в ред. от 23 января 2009 г.).

Таблица. - Нормы расходов организаций и индивидуальных предпринимателей на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, включаемые в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) и учитываемые при налогообложении.

  Размер выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), или валового дохода за отчетный период Нормы расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги (общая сумма)
1 2 3

1. Организации и индивидуальные предприниматели (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих туристическую деятельность, деятельность по организации и проведению театрально-зрелищных мероприятий; основным видом деятельности которых является организация выставок, ярмарок, в части норм расходов на рекламу; при размещении рекламы через государственные телерадиовещательные организации и с долей государственной собственности не менее 51 % в части норм расходов на рекламу; а также государственных телерадиовещательных организаций в части норм расходов на маркетинговые, консультационные и информационные услуги)

до 3330 млн руб. включительно 7,5 % от размера выручки (дохода)
свыше 3330 млн руб. до 33 300 млн руб. включительно 250 млн руб. + 3,75 % от размера выручки (дохода), превышающего 3330 млн руб.
свыше 33 300 млн руб. 1374 млн руб. + 1,5 % от размера выручки (дохода), превышающего 33 300 млн руб.
2. Организации и индивидуальные предприниматели:    

2.1. осуществляющие туристическую деятельность, деятельность по организации и проведению театрально-зрелищных мероприятий

до 3330 млн руб. включительно 22,5 % от размера выручки (дохода)
свыше 3330 млн руб. до 33 300 млн руб. включительно 750 млн руб. + 11,25 % от размера выручки (дохода), превышающего 3330 млн руб.
свыше 33 300 млн руб. 4122 млн руб. + 4,5 % от размера выручки (дохода), превышающего 33 300 млн руб.
2.2. основным видом деятельности которых является организация выставок, ярмарок фактически полученная сумма в размерах фактически произведенных расходов (в части расходов на рекламу)
2.3. при размещении рекламы через государственные телерадиовещательные организации и с долей государственной собственности не менее 51 % фактически полученная сумма в размерах фактически произведенных расходов (в части расходов на рекламу)
3. Государственные телерадиовещательные организации фактически полученная сумма в размерах фактически произведенных расходов (в части расходов на маркетинговые, консультационные и информационные услуги)

Примечание – Источник [18, с 45]

Следует также отметить, что безвозмездное распространение товаров, работ, услуг неопределенному кругу лиц в ходе проведения рекламной акции на основании Закона о рекламе не является безвозмездной (спонсорской) помощью (Указ  Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи»).

Отличие рекламной акции от безвозмездной передачи заключается в том, что в ходе рекламной акции товары, работы, услуги распространяются неопределенному кругу лиц, а при безвозмездной передаче получатель товара, работ, услуг является конкретным физическим, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Бухгалтерский и налоговый учет рекламной акции и безвозмездной передачи различны. Поэтому очень важно различать эти два понятия.

операции по безвозмездной передаче имущества отражаются с использованием счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Таким образом, если товар, работы, услуги передаются конкретному лицу, то для организации такая передача будет являться безвозмездной передачей. При безвозмездной передаче товара, работы, услуги возникает необходимость в исчислении и уплате НДС.

Если товар, работы, услуги передаются неопределенному кругу лиц в целях рекламы, то для организации данная передача является не безвозмездной передачей, а расходами на рекламу. В этом случае объект обложения НДС не возникает.

Ошибками, которые допускаются при учете расходов на реализацию, являются:

1. Расходы, не являющиеся рекламными, но включаемые
в себестоимость продукции по другим статьям затрат.

Зачастую некоторые виды расходов, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, ошибочно относят к рекламным и считают, что они также должны нормироваться. На практике контролирующие органы часто неправомерно указанные расходы относят к рекламным со всеми вытекающими налоговыми последствиями.

1.1.Расходы организации по размещению объявлений о наборе сотрудников в печати или электронных средствах массовой информации.

В соответствии с подпунктом 2.10.15 Основных положений по составу затрат, в себестоимости продукции (работ, услуг) по элементу «Прочие затраты» учитываются затраты на организованный набор сотрудников. Поэтому для обоснованного включения указанных расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) их следует должным образом оформить. Достаточно утвердить приказом руководителя организации решение о проведении набора персонала для основной производственной деятельности и заключить с печатным изданием (электронным СМИ) договор с приложением к нему акта выполненных работ, которым могут являться экземпляр печатного издания или эфирная справка.

1.2. Изготовление и размещение наружных вывесок с указанием наименования и места нахождения организации.

Согласно статье 50 Гражданского кодекса Республики Беларусь. юридическое лицо имеет свое наименование, которое должно быть определено в его учредительных документах. Вывеска с наименованием юридического лица является указателем местонахождения данной организации, и ее размещение над входом в занимаемое помещение является общераспространенной практикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями), на организацию-изготовителя (исполнителя, продавца) возложена обязанность по доведению до потребителя необходимой и достоверной информации о наименовании и принадлежности своего предприятия. Данная информация должна быть размещена на вывеске организации. Информация, указываемая на вывеске, извещает неопределенный круг лиц о наименовании юридического лица и его местонахождении, следовательно, она преследует цели, отличные от рекламных.

Затраты организации на изготовление и размещение наружных вывесок с перечисленной выше информацией нельзя отнести к рекламным, поскольку организации — потенциальные продавцы товаров, работ или услуг — обязаны сообщать о себе такую информацию на основании вышеуказанного Закона. Поэтому вывески учитываются как объекты основных средств или как отдельные предметы в составе оборотных средств, а амортизация (частичная стоимость) по этим объектам включается в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) (издержки обращения товаров), учитываемые при ценообразовании и налогообложении.

1.3.Расходы по изготовлению визитных карточек для работников аппарата управления организации.

Расходы по изготовлению визитных карточек для работников аппарата управления, которые для осуществления производственной деятельности по своим должностным обязанностям должны поддерживать контакты с другими организациями, могут быть включены в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, в соответствии с подпунктом 2.2.10 Основных положений по составу затрат, по статье «Затраты, связанные с управлением производством».

1.4.Расходы открытых акционерных обществ по опубликованию в средствах массовой информации годовой бухгалтерской отчетности.

Данные расходы также не являются рекламными и включаются себестоимость продукции (работ, услуг) и затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, как затраты, связанные с управлением производством.

2.Расходы, не включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг).

Некоторые виды расходов ошибочно относят к рекламным и считают, что их можно включать в себестоимость продукции (работ, услуг) и в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении.

2.1. Расходы на публикации в средствах массовой информации, не связанные с деятельностью организации, с рекламой реализуемой ею продукции (работ, услуг).

Такой публикацией может быть, например, сообщение о юбилее организации и т. п. Очевидно, что расходы на размещение таких статей нельзя рассматривать как рекламные. В то же время эти расходы не могут быть включены в себестоимость продукции (работ, услуг), а являются внереализационными расходами, не учитываемыми при налогообложении.

2.2. Расходы открытых акционерных обществ по опубликованию в средствах массовой информации квартальной бухгалтерской отчетности.

Для привлечения потенциальных инвесторов акционерные общества зачастую публикуют не только годовую отчетность в соответствии с обязанностью, возложенной на них законодательством, но и квартальную. Расходы, связанные с такими публикациями, нет оснований включать в себестоимость продукции (работ, услуг). Но нельзя считать эти расходы и рекламными: представляемая в квартальной отчетности информация, как правило, направлена на привлечение потенциальных инвесторов и прямо не способствует реализации продукции (работ, услуг).

Вышеуказанные расходы следует считать внереализационными расходами, не учитываемыми при налогообложении.

2.3. Нередки случаи, когда в рекламных целях предприятия распространяют товар с истекшим сроком годности. Возникает вопрос: можно ли списать стоимость товара с истекшим сроком годности на затраты в составе расходов на рекламу, учитываемые при расчете налога на прибыль?

Товар должен передаваться потребителю надлежащего качества (согласно ст. 13 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (в ред. от 8 июля 2008 г.)), в т.ч. и в целях рекламы. Товар с истекшими сроками годности подлежит уничтожению. Таким образом, при несоблюдении законодательства и распространении товара с истекшим сроком годности организация не может списать на затраты, участвующие при расчете налога на прибыль, стоимость такого товара в рекламных целях.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: