Делегирование обязанностей по охране труда и промышленной безопасности

Организация системы управления охраной труда

Общие требования к управлению охраной труда в организации

В ст. 209 ТК РФ приводится следующее определение охраны труда: «Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия».

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116 определяет промышленную безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий».

В силу этого Система охрана труда - промышленная безопасность, по своей сути, представляет комплекс правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, осуществляемых с целью сохранения жизни и здоровья работников, предупреждения аварий, готовности организации к локализации возможных аварий и ликвидации их последствий.

Для достижения двуединой цели - сохранения жизни и здоровья работников, а также предупреждения и локализации аварий на опасных объектах организации должны быть решены 5 основных задач:

1). Обеспечение безопасных условий труда.

2). Обеспечение безвредных условий труда.

3). Поддержание работоспособности работников.

4). Предупреждение аварий.

5). Готовность организации к локализации аварий и ликвидации их последствий.

Ведущим направлением политики государства в этой области является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников, в то же время ответственность за состояние условий и охраны труда в организации возлагается на работодателя.

Работодателем должны быть обеспечены согласно ст. 212 ТК РФ - 22 требования охраны труда; ст. 9, 10 ФЗ № 116 – 25 требований промышленной безопасности.

Все это, а также многоплановость работ по обеспечению условий и охраны труда, необходимость включения в эту деятельность всех уровней управления, руководителей и специалистов организации, всех служб, требует системного подхода к организации управления охраной труда. В связи с введением в действие ГОСТ Р 12.0.006.-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» (гармонизированного с международным стандартом ОНSAS 18001-99) требование системного подхода к управлению охраной труда в организации перестает быть рекомендацией, становится обязательной. ГОСТ дает определение понятию система управления охраной труда как части общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающей управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Это определение содержит главный принцип построения управления системой охрана труда - промышленная безопасность: система должна быть органично встроена в систему управления производством и, в частности, в управление персоналом.

Для эффективного управления системой охрана труда и промышленная безопасность, как и организацией в целом, необходимо иметь:

- организационную структуру (органы управления);

- нормативную базу, т.е. федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ и собственные локальные нормативные акты и нормативно-технические документы, определяющие требования по обеспечению безопасности и сам процесс управления (процедуры, средства, инструменты);

- ресурсы (людские, материальные, финансовые).

Органы управления охраной труда и промышленной безопасностью

Органы управления системой охрана труда и промышленная безопасность – соответствующие структурные подразделения и коллегиальные органы организации. Объектами управления являются участки, цеха и другие объекты организации, технологические процессы, персонал.

Делегирование обязанностей по охране труда и промышленной безопасности

Часть своих обязанностей руководитель имеет право делегировать подчиненным ему должностным лицам. Одновременно с делегированием они должны наделяться соответствующими правами и должны устанавливаться пределы их ответственности.

В процессе управления охраной труда и промышленной безопасностью участвуют все без исключения руководители и специалисты организации. По значимости выделяют три уровня управления:

- высшее звено управления (руководитель организации; его заместители; главный инженер; главные специалисты, в т.ч. главный механик, главный технолог и т.д.; руководитель отдела охраны труда и промышленной безопасности);

- среднее звено управления (руководители структурных подразделений, в т.ч. цехов, участков, отделов, служб и т.д.; их заместители; механики, технологи, энергетики и т.п.);

- младшее звено управления (мастера, горные мастера, прорабы, бригадиры).

Положение о структурном подразделении и приказ (распоряжение) о распределении обязанностей – основные документы делегирования.

Приказом (распоряжением) о распределении обязанностей по охране труда и промышленной безопасности назначаются руководители (специалисты), ответственные:

- за охрану труда;

- за пожарную безопасность;

- за техническую эксплуатацию и содержание зданий и сооружений;

- за производственный контроль;

- за электрохозяйство;

- за безопасную эксплуатацию сосудов под давлением;

- за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин;

- за газовое хозяйство;

- за безопасную перевозку опасных грузов;

- за взрывные работы и т.д.

Положение о структурных подразделениях (отделах, службах, специализированных участках) организации принимается единолично работодателем и должно содержать четко сформулированные задачи, полномочия и ответственность за обеспечение соответствующих требований охраны труда и промышленной безопасности.

Права должностных лиц должны быть зафиксированы в:

- положении о структурном подразделении;

- должностной инструкции;

- трудовом договоре.




double arrow
Сейчас читают про: