Организация системы управления охраной труда
Общие требования к управлению охраной труда в организации
В ст. 209 ТК РФ приводится следующее определение охраны труда: «Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия».
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116 определяет промышленную безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий».
В силу этого Система охрана труда - промышленная безопасность, по своей сути, представляет комплекс правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, осуществляемых с целью сохранения жизни и здоровья работников, предупреждения аварий, готовности организации к локализации возможных аварий и ликвидации их последствий.
Для достижения двуединой цели - сохранения жизни и здоровья работников, а также предупреждения и локализации аварий на опасных объектах организации должны быть решены 5 основных задач:
1). Обеспечение безопасных условий труда.
2). Обеспечение безвредных условий труда.
3). Поддержание работоспособности работников.
4). Предупреждение аварий.
5). Готовность организации к локализации аварий и ликвидации их последствий.
Ведущим направлением политики государства в этой области является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников, в то же время ответственность за состояние условий и охраны труда в организации возлагается на работодателя.
Работодателем должны быть обеспечены согласно ст. 212 ТК РФ - 22 требования охраны труда; ст. 9, 10 ФЗ № 116 – 25 требований промышленной безопасности.
Все это, а также многоплановость работ по обеспечению условий и охраны труда, необходимость включения в эту деятельность всех уровней управления, руководителей и специалистов организации, всех служб, требует системного подхода к организации управления охраной труда. В связи с введением в действие ГОСТ Р 12.0.006.-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» (гармонизированного с международным стандартом ОНSAS 18001-99) требование системного подхода к управлению охраной труда в организации перестает быть рекомендацией, становится обязательной. ГОСТ дает определение понятию система управления охраной труда как части общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающей управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Это определение содержит главный принцип построения управления системой охрана труда - промышленная безопасность: система должна быть органично встроена в систему управления производством и, в частности, в управление персоналом.
Для эффективного управления системой охрана труда и промышленная безопасность, как и организацией в целом, необходимо иметь:
- организационную структуру (органы управления);
- нормативную базу, т.е. федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ и собственные локальные нормативные акты и нормативно-технические документы, определяющие требования по обеспечению безопасности и сам процесс управления (процедуры, средства, инструменты);
- ресурсы (людские, материальные, финансовые).
Органы управления охраной труда и промышленной безопасностью
Органы управления системой охрана труда и промышленная безопасность – соответствующие структурные подразделения и коллегиальные органы организации. Объектами управления являются участки, цеха и другие объекты организации, технологические процессы, персонал.
Делегирование обязанностей по охране труда и промышленной безопасности
Часть своих обязанностей руководитель имеет право делегировать подчиненным ему должностным лицам. Одновременно с делегированием они должны наделяться соответствующими правами и должны устанавливаться пределы их ответственности.
В процессе управления охраной труда и промышленной безопасностью участвуют все без исключения руководители и специалисты организации. По значимости выделяют три уровня управления:
- высшее звено управления (руководитель организации; его заместители; главный инженер; главные специалисты, в т.ч. главный механик, главный технолог и т.д.; руководитель отдела охраны труда и промышленной безопасности);
- среднее звено управления (руководители структурных подразделений, в т.ч. цехов, участков, отделов, служб и т.д.; их заместители; механики, технологи, энергетики и т.п.);
- младшее звено управления (мастера, горные мастера, прорабы, бригадиры).
Положение о структурном подразделении и приказ (распоряжение) о распределении обязанностей – основные документы делегирования.
Приказом (распоряжением) о распределении обязанностей по охране труда и промышленной безопасности назначаются руководители (специалисты), ответственные:
- за охрану труда;
- за пожарную безопасность;
- за техническую эксплуатацию и содержание зданий и сооружений;
- за производственный контроль;
- за электрохозяйство;
- за безопасную эксплуатацию сосудов под давлением;
- за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин;
- за газовое хозяйство;
- за безопасную перевозку опасных грузов;
- за взрывные работы и т.д.
Положение о структурных подразделениях (отделах, службах, специализированных участках) организации принимается единолично работодателем и должно содержать четко сформулированные задачи, полномочия и ответственность за обеспечение соответствующих требований охраны труда и промышленной безопасности.
Права должностных лиц должны быть зафиксированы в:
- положении о структурном подразделении;
- должностной инструкции;
- трудовом договоре.






