Отечественный опыт социальной работы с детьми инвалидами

 Вопрос об оказании помощи и обучении детей –инвалидов был поставлен довольно давно. На территории нашего государства призрение таких детей первоначально осуществлялось при монастырях, школах, в приютах, воспитательных домах, богадельнях.

     Изучением исторического опыта работы с детьми-инвалидами занималась Бобла И.М..В своей работе она указывает на то, что    первые упоминания о благотворительности в отношении ребенка-инвалида относятся к 9 - 13  векам. Однако, она касалась в основном только некоторых отдельных детей из числа сирот и подкидышей. Большинство слепых, глухонемых, слабоумных и искалеченных детей воспитывалось в семье, ее силами или бродило по свету, существуя на подаяния.

     Хотелось бы отметить, что до второй половины 20 века системы оказания помощи этой категории детей не было, да и позже она не сложилась. Однако, общественные организации и частные лица стали больше внимания и материальных средств отдавать решению этого вопроса. Стали открываться спецприюты, школы, больницы, училища для различных категорий детей-инвалидов (кроме душевнобольных и слабоумных, которые, преимущественно,содержались в домах для умалишенных, а так же в заведениях больничного типа).

      По мнению Григорьева А.Д., большую роль в оказании помощи слепым и слабослышащим детям играло Мариинское попечительство о слепых, функционировавшее с 1881 года в России и на территории Беларуси. Одним из первых его шагов стала перепись слепых в стране. В результате деятельности этого общества появилось несколько школ, приютов и училищ для слепых детей, было издано несколько книг с использованием системы Брайля. При обучении важное место отводилось профессиональному образованию.

      В нашей стране существовало так же несколько специальных заведений для детей с нарушениями слуха. Первая школа для них была организована в Вильно в 1823 году Маклаховцом К.. Надо заметить, что опыт обучения этой категории детей к тому времени уже был накоплен за рубежом, функционировали Варшавский, Берлинский, Лейпцигский и Парижский институты глухонемых и т.д.. Интересен опыт работы частного Минского училища для глухонемых и заикающихся еврейских детей (1888 г), т.к. там    впервые было применено обучение на двух языках (русский и еврейский). Большой вклад в оказание помощи глухонемым внесла деятельность Попечительства о глухонемых (1898 г.), в ходе   которой было открыто несколько учебных заведений, выдавались пособия семьям, воспитывающим глухонемых детей, организовывались приюты для таких семей, а так же были созданы курсы для обучения   специалистов по работе с этими детьми. В России Институтом развития личности РАО (Москва) при участии кандидата педагогических наук Репринцевой Г.И. была разработана “Иглотерапия”. Она рекомендована для использования психологами, социальными работниками и педагогами в работе с детьми с ограниченными возможностями (3-9 лет). Иглотерапия применяется для предупреждения и коррекции    невротических реакций, утомляемости и отклонений в поведении и общении этой категории детей. Она может быть групповой и индивидуальной, может носить личностный характер (игры с предметами)   или личностный характер (игры с людьми). В игру включаются средства “Арттерапии”. Параллельно с работой с детьми проводятся семинары, консультации с родителями. Таким образом, в рамках Федеральной программы “ Дети России ” на основе русских народных сказок (“Репка”,”Гуси-лебеди” и другие) были разработаны и апробированы в реабилитационном центре “Сломанный цветок” иглотерапевтические аттракционы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. “ Особенностью разработанных аттракционов является активное использования игровых способов общения ребенка с иглотерапевтом, сверстниками и родителями. Уникальность методов заключается в том, что с первых шагов общения с ними и в течение последующих встреч ребенок погружается в самый понятный ему мир сказок, игрушек, наполненный загадками, сюрпризами, элементами новизны” В России была разработана комплексная инновационная модель “Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями”. Это система социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной государственной архитектурной среды и консервативного в отношении инвалидов общественного сознания, создает режим равных возможностей для детей с особыми проблемами. Основная задача модели - обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни. В работе используются следующие формы оказания помощи: беседы, семинары, творческие кружки, исследования, проведение различных мероприятий, создание служб (например “От родителя к родителю”), обучение родителей, представительство интересов, оказание помощи на дому и т.п. [ 24 ].

Участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, но и наличие соответствующих личностных качеств, позволяющих инвалидам относиться к ним с доверием.

Учитывая, что деятельность социальных служб основывается на законодательстве, регулируется им, мы считаем необходимым обратиться к этому вопросу.                           

                                         

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: