Особенности развития восприятия музыки у детей в период детства

 

Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания младших школьников и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, чтобы разучить песню, ее надо сначала послушать. Исполняя песню, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность ее звучания; двигаясь под музыку, необходимо следить за ее изменением, развитием и передавать в движении свое отношение к произведению.

Важно формировать у детей навыки умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.

Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение) способствуют развитию интересов и вкусов детей, формированию их музыкальных потребностей.

Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

Музыка воздействует благодаря целому комплексу выразительных средств. Это тембр, темп, динамика, они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека.

Итак, восприятие музыкальных образов происходит в результате своеобразной творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный опыт (музыкально-слуховой и жизненный).

П.Л. Яворский отмечал, что в основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как «членораздельную речь». Поэтому он рекомендовал стимулировать у детей творческий подход к освоению простейших музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности.

Восприятие музыки, как и восприятие вообще, имеет свои особенности развития в каждом возрасте. И в домашнем музыкальном воспитании очень важен возрастной учет.

Ранний возраст.

К началу раннего детства у ребенка складывается предметное восприятие. В этом возрасте интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Например, ребенок может воспринимать эмоциональное содержание музыки, различать ее настроение и характер.

Младший и средний дошкольный возраст.

К началу дошкольного возраста, ребенок имеет определенный запас представлений о внешних свойствах предметов (форме, величине, цвете) и использует эти представления в действиях восприятия.

Что касается восприятия музыки: дети этого возраста в силу неустойчивости внимания лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Начинает проявляться музыкальная память.

Старший и подготовительный дошкольный возраст.

В этом возрасте восприятие развивается по трем основным направлениям: расширяются и углубляются представления детей, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам; способы их пользования становятся более точными. Но главная отличительная черта восприятия в этом возрасте – резкое увеличение его осмысленности.

В этом возрасте дети имеют достаточно развитое произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать музыку более детально. Их музыкальная любознательность, интересы осознанны и проявляются в потребности многократного общения с любимыми произведениями. Отмечается также известная наблюдательность. Ребята способны почувствовать общее настроение музыки и проследить за развитием художественного образа. Дети в состоянии сопоставить отдельные явления действительности с впечатлениями от восприятия музыки.

Младший школьный возраст.

Во-первых, мы видим яркие индивидуальные различия детей в восприятии, осмыслении, запоминании и воспроизведении одного и того же материала. Во-вторых, по характеру запоминания и воспроизведения материала можно в какой-то степени судить об интересе детей к тому или иному учебному предмету, области знания.

Младшие школьники с радостью слушают веселую, жизнерадостную музыку. Их привлекают пьесы, выражающие их, детский мир, отличающийся конкретностью, яркостью образов, гибкостью ритмов, простотой и ясностью языка и формы.

Итак, восприятие – это психологический процесс, основы которого закладываются еще в младенческом возрасте. Постепенно этот процесс развивается и углубляется, в каждом возрасте проявляются все новые и новые его особенности. Наряду с общим развитием восприятия от раннего возраста к младшему школьному возрасту изменяется и усложняется и восприятие музыки.

семья музыка ребенок личность


 


Глава 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: