Пояснительная записка

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Внимание - это характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.

Характеризуя внимание, различают: степень его концентрированности, распределение внимания, его устойчивость и отвлекаемость, объем, избирательность и наконец, переключение внимания.

· Концентрация - это выделение ограниченного круга объектов, на которые оно направлено. Чем уже круг объектов внимания, тем оно сосредоточеннее (концентрированнее). Физиологически сосредоточенность внимания — это резко выраженная ограниченность очага оптимальной возбудимости в коре мозга.

· Распределение - это то состояние, которое бывает при одновременном выполнении двух или нескольких действий; характерно возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности.

· Устойчивость - это длительное удерживание его на чем-либо, подчиненном одной общей задаче. Это характеристика его во времени. Устойчивость внимания не означает направленности его все время на один и тот же объект. Объекты действий и сами действия могут меняться (и чаще всего они действительно меняются), но постоянным должно оставаться общее направление деятельности.

· Объем - одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий может совершаться одновременно. Наиболее привычной экспериментальной моделью для исследования объема внимания служит определение объема восприятия, который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида.

· Избирательность - связана с возможностью успешной настройки при наличии помех на восприятие информации, относящийся к сознательной цели.

· Переключаемость - сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Переключение внимания представляет собой перемещение по коре участка с оптимальной возбудимостью, регулируемое главным образом сигналами второй сигнальной системы. Способность к быстрому переключению внимания в сильной мере зависит от подвижности нервных процессов.


Выделяют три вида внимания:

1. Произвольное внимание проявляется в том, что человек может произвольно сосредоточить свое внимание то на одном, то на другом объекте даже в тех случаях, когда в окружающей его обстановке ничего не меняется. В отличии от непроизвольного внимания, произвольное внимание управляется сознательно поставленной целью. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов, поэтому его еще называют активным, преднамеренным, волевым. Произвольное внимание имеет свои характеристики. Целенаправленность произвольного внимания определяется задачами, которые ставят перед собой человек. Организованность произвольного внимания проявляется в том, что человек сознательно готовится быть внимательным. Так же для произвольного внимания характерно повышенная устойчивость.

2. Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его появления и сохранения. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

В зависимости от внутренних условий выделяют три разновидности непроизвольного внимания.

Детерминанты вынужденного внимания лежат предположительно в видовом опыте организма. Поскольку научение этой форме внимания играет незначительную роль, ее называют врожденной, естественной или инстинктивной. Внешняя и внутренняя деятельность при этом уменьшается до минимума или принимает автоматический характер.

Вторая разновидность непроизвольного внимания зависит не столько от видового, сколько от индивидуального опыта субъекта. Она также складывается на инстинктивной основе, но в отсроченном порядке, в процессе стихийного научения и адаптации человека к определенным условиям жизни. В этой мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания. Такое внимание можно назвать невольным. Принудительный характер и эмоциональное воздействие впечатлений, мыслей, представлений, его вызывающих, сравнительно невелики. В отличие от стимула вынужденного внимания, объекты невольного внимания проникают в область сознания в моменты относительного бездействия, периоды отдыха и актуализации потребностей. В этих условиях внимание привлекают ближайшие объекты, голоса и т.д.

Третью разновидность непроизвольного внимания можно назвать привычным вниманием. Одни авторы считают его следствием или особым случаем произвольного внимания, другие же - переходной к нему формой. Со стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками, намерением выполнить ту или иную деятельность.

3. Послепроизвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточие сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мнению К.К. Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Работа настолько поглощает человека, что перерывы в ней начинают его раздражать, так как приходится заново втягиваться в процесс, врабатываться. Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.

С помощью данной коррекционной программы можно успешно развивать внимание. В программе предлагаются различные упражнения, игры, которые направлены на развитие внимания.

Цель: Развитие внимания.

Задачи:

1. Концентрировать внимание ребенка;

2. Формировать такие качества у ребенка, как объем, переключение внимания;

3. Стимулировать внимание;

4. Развивать распределение внимания и устойчивость;

5. Развивать самоконтроль;

Форма организации: Занятие проводится в группе, в составе не более 6-8 человек одного возраста.

Продолжительность: Время проведения 25-30 минут - 2 раза в неделю. Программа включает 3 этапа:

1. Ориентировочный этап - дает возможность познакомиться с детьми, установить с ними контакт.

2. Коррекционный этап - направлен на развитие внимание детей среднего дошкольного возраста с помощью различных игр и упражнений.

3. Итоговый этап - подведение итогов.

Данная программа основана на следующих принципах:

1. Принцип единства диагностики и коррекции. Программа составлена с учетом того, что в ходе её проведения предусматривается диагностическое обследование, после которого педагог строит следующие коррекционные задания.

2. Принцип системности коррекционных, профилактических, развивающих задач. Так как ребенок находится на трех уровнях развития (уровень благоприятного развития, уровень риска, уровень актуальных трудностей), в данной программе поставлены задачи, направленные на разрешение трудностей развития, оптимизацию и обогощение содержания развития и на предупреждение возможных отклонений и трудностей в развитии.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. Для того что бы решить коррекционные задачи необходимо устранить причины нарушений и трудностей.

4. Деятельностный принцип. Учитывается, что ведущий вид деятельности дошкольника - игра, в связи с этим, в программе используются различные игры.

5. Принцип учета возрастно - психологических и индивидуальных особенностей. Программа построена с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей развития детей среднего дошкольного возраста.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Программа предусматривает комплексность влияния психологических методов воздействия.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения. Программа предусматривает привлечение ближайшего окружения ребенка для развития внимания.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. Предложенные в программе упражнения опираются на более развитые психические процессы у детей среднего дошкольного возраста.

9. Принцип программного обучения. Программа составленна из ряда последовательных приемов и операций, которые выполняются как с психологом так и самостоятельно, что способствует формированию необходимых умений и навыков.

10. Принцип возрастания сложности каждого задания. В программе упражнения постепенно усложняются, т.е. строятся по принципу от простого к сложному.

11. Принцип учёта объема и степени разнообразия материала. Программа построена так, что материал на занятиях преподносится с учетом возраста и развития детей.

12. Принцип учета эмоциональной сложности материала. В программе занятия включают в себя игры и упражнения, создающие позитивный эмоциональный фон, который стимулирует положительные эмоции.

Программа состоит из 10 занятий. Каждое занятие состоит из трех частей:

1. Вводная часть -знакомство или приветствие с детьми, а также настрой на предстоящую работу.

2. Основная часть -включает в себя проведение игр и упражнений, направленных на развитие внимания у детей среднего дошкольного возраста.

3. Итоговая часть -подведение итога занятия, прощание с группой.

 

 



Занятие №1.

Где что?

Цель: Установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развить внимание, а также расширить познавательную активность и кругозор.

Ход игры.

Следует договориться с детьми, что они будут хлопать в ладоши, когда услышат слово на заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.
Со временем можно усложнить задание, предложив детям вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.


2."Запретное слово"

Цель: развить находчивость, внимание и сосредоточенность.



Ход игры.

Ведущий задает вопросы, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором вы заранее договариваетесь, например, слово "нет ". Предупредите малыша, что нужно быть предельно внимательным, так как вы постараетесь его подловить. После этого можно начать задавать вопросы. Например, " Ты спишь в ванной? ", " Снег белый?", "Ты умеешь летать? " и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры, Ошибкой считается, если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Как только ребенок ошибается, вы меняетесь с ним ролями, он задает вопросы, вы - отвечаете. В этой игре выигрывает тот, кто правильно отвечает на большее количество вопросов.

3. " Шерлок Холмс "

Цель: развить наблюдательность.

Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает "сыщику " угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов. Лучше начать с 3-4 изменений и постепенно их увеличивать.

Занятие №2.

1." Обезьянки".

Цель: развитие внимания, координации движений, памяти.
Оборудование: кирпичики (кубики) одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), можно использовать счетные палочки, спички и т.д.

Ход игры:


Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).




Топ-хлоп.


Цель: развить внимание, память.

Ход игры.


Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.
Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.
Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

3. "Запрещённые движения".

Цель: развить внимание, умение сосредоточиться.





Ход игры


Взрослый показывает детям движение и говорит, что надо повторять все движения кроме этого. Затем начинает показывать разные движения, а дети повторяет все кроме одного. Кто ошибся тот проиграл.


Занятие №3.

1. «На стол! Под стол! Стучать!»


Цель: развить слуховое внимание ребенка.


Ход игры.


Дети должны выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается их запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а дети повторяют за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, дети за ним повторяет. «Стучать!» и начинают стучать по столу, дети за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, дети за ним повторяют и так далее. Когда дети привыкнут повторять движения за взрослым, взрослый начинает их путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Дети должны делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.

2. "Фотоаппараты"


Цель: развить внимание и память.



Ход игры.


1-ый вариант: детям на несколько секунд показывается карточка с любым изображением, а они должны как можно подробнее описать его.
2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.



Найди отличия».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: