Мотивы, связанные с совершением экономических неналоговых преступлений

Оффшорные юрисдикции стали сегодня важным компонентом процесса отмывания денег. Это обусловлено, в основном, двумя причинами. Первая причина заключается в том, что правоохранительные органы развитых стран накопили значительный опыт выявления и преследования тех, кто вовлечен в процесс внутреннего отмывания денег. Вторая причина состоит в том, что по мере возникновения все большего количества юрисдикций финансовой секретности, преимущества от ведения с ними дела стали широко известны.

Отмывание денег через оффшорные банковские убежища, трасты и корпорации конвертирует преступную прибыль в легальные доллары. Доходы от незаконной деятельности отмываются через оффшорные организации, а затем переводятся через трасты, фиктивных лиц и так далее для приобретения недвижимости и законного бизнеса.

Использование банков, созданных в оффшорных юрисдикциях, для осуществления мошеннических операций против банков и бизнес-структур других стран. Широкое распространение получил выпуск фиктивных или необеспеченных векселей, депозитных сертификатов и других финансовых инструментов. Этому благоприятствуют такие особенности оффшорного режима деятельности банков и других компаний как фактическая анонимность владельца, минимальные затраты для учреждения банка, отсутствие законодательных требований к размеру уставного капитала либо неэффективный контроль за соблюдением законодательства, возможность создания фирм с названиями, вводящими в заблуждение.

Оффшорные юрисдикции используются также для рекламы ложных налоговых убежищ. Используя оффшорную зону со строгими законами банковской секретности, преступники могут замаскировать ложный характер убежища. Они могут использовать фиктивные ссуды для обмана корпораций с целью образования "вычитаемого" процента, ложной переоценки инвестиций, подписывать документы задним числом или возможных "инвестиций" несуществующих активов.

Существует комплекс факторов, стимулирующих развитие оффшорного бизнеса в России. К основным из них можно отнести: тяжесть налоговой нагрузки и неэффективность фискальной политики, неблагоприятный инвестиционный климат и мощные мотивы к экспорту капитала за рубеж, высокие инвестиционные риски и использование оффшорных схем для сокрытия факта владения инвестиционными объектами в России, криминализация экономики и использование оффшорных схем для отмывания доходов, полученных преступным путем.

Так, по мнению экспертов, в течение 90-х годов в Швейцарию были переведены из Восточной Европы и бывшего СССР миллиарды долларов. У швейцарцев нет однозначного мнения, можно ли считать все эти вклады преступными. Однако эти деньги попадают в категорию "подозрительных" и могут быть заблокированы.

В настоящее время основной оффшорной зоной для российских бизнесменов стал Кипр. По оценкам экспертов, из России ежемесячно переводится на этот остров и в другие страны порядка одного миллиарда долларов.

По имеющимся данным на Кипре действуют около двух тысяч российских компаний и дюжина банков. Статистика свидетельствует, что на счетах тех оффшорных банков, которые размещены на острове, числится около 950 миллионов долларов. По мнению кипрских банкиров, российские деньги оседают не только на Кипре, но и в других странах. В частности, в Великобритании, где они вкладываются в недвижимую собственность и в других странах.

В России созданы правовые основы контроля над оффшорным бизнесом.

В соответствии с п. 10 ст. 1 и п. 2 ст. 5 Закона Российской федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" операции, связанные с приобретением зданий, сооружений, земли и иной находящейся на территории иностранных государств недвижимости или прав на указанную недвижимость (включая права пользования и распоряжения недвижимостью на сроки, проистекающие из договоров о купле-продаже так называемых "таймшеар"), регистрирацией компании в странах с льготным налогообложением, в том числе в оффшорных зонах, покупка акций и внесение взносов в уставные капиталы иностранных предприятий, открытие счетов в банках за пределами Российской Федерации, относятся к операциям, связанным с движением капитала, и должны осуществляться в порядке, устанавливаемом Банком России.

В целях ограничения вывоза капитала из страны Банком России установлен лицензионный порядок на совершение указанных операций. Такой же порядок определен Банком России на основании п. 2 ст. 5 указанного Закона и для открытия счетов в банках за пределами Российской Федерации российскими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами (последними - за исключением открытия счетов на время пребывания за границей).

Таким образом, все вышеуказанные операции являются законными только при наличии у российского предприятия, учреждения, организации или гражданина соответствующего разрешения (лицензии) Банка России.

В соответствии с п. "г" ст. 13 "Закона" резиденты, осуществившие валютные операции, связанные с движением капитала, обязаны вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Естественно, не имея соответствующей лицензии Центрального банка России, составлять такую отчетность не имеет смысла, что ведет к еще одному нарушению российского валютного законодательства, и, как следствие, - нарушению налогового законодательства. Можно отметить еще одно нарушение, которое относится скорее к области таможенного права. Это ввоз акций иностранных предприятий в Россию без соблюдения существующих таможенных правил, то есть акции просто не декларируются при пересечении таможенной границы Российской Федерации и ввозятся контрабандным способом.

По российскому валютному законодательству сделки, заключенные с нарушениями действующего законодательства, являются недействительными (п. 4 ст. 2 "Закона"). Лица, совершившие такие сделки, несут административную, уголовную и иную ответственность. Наиболее часто применяются следующие санкции (п. 1 ст. 14 "Закона"):

· взыскание в доход государства всего полученного по недействительным сделкам;

· взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не но сделке, а в результате незаконных действий.

Эти санкции налагаются органами валютного контроля (Центральным банком России, Правительством России в лице Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации), которые имеют право на взыскание вышеуказанных сумм штрафов и иных санкций с юридических лиц - в бесспорном порядке, а с физических - в судебном.

Центральный банк России еще в 1994 г. выразят свое негативное отношение к регистрации россиянами компаний в зонах со льготным налогообложением в письме "О порядке осуществления операций, связанных с движением капитала", распространенном 25 октября 1994 г. пресслужбой Банка России.

На протяжении последних лет государство предпринимало также иные меры для ограничения использования оффшорных схем для нелегального вывоза капитала. В частности, Центральному Банку Кипра предлагалось консультироваться с ЦБ России при решении вопросов о выдаче российским фирмам лицензии или разрешения открыть счет. Подобное требование было отвергнуто ЦБ Кипра. С точки зрения кипрских банкиров, такая практика, будь она введена, серьезно подорвала бы конкурентоспособность Кипра в привлечении финансового бизнеса.

Еще с конца 90-х годов Центральный Банк РФ ужесточает контроль за деятельностью оффшорных структур на территории России. Основная цель предпринимаемых действий - ограничить возможности нелегального вывоза капитала из России. Оффшорные схемы играют в этом процессе важную, если не определяющую роль.

В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 12 февраля 1999 года № 500-У установлен список признаков, согласно которым валютная операция должна относиться к разряду подозрительных. К ним относятся, в частности, следующие:

· проценты по кредитному договору в размере более 20% годовых;

· возврат аванса нерезидентом;

· перевод денег в адрес нерезидента, не являющегося стороной по договору, и др.

· экспорт или платежи по импорту в пользу нерезидентов, зарегистрированных в одной из оффшорных зон, согласно приложенному к указанию "черному списку" государств и территорий, где расположены оффшорные зоны.

Информация о подобных операциях должна передаваться в ЦБ.

Указание предусматривает pяд карательных мер в отношении банков, не выполняющих свои обязанности в части формирования ЦБ о сомнительных сделках своих клиентов (ограничения на валютные операции банка, а при неоднократных нарушениях - отзыв лицензии). Санкции против клиентов, имеющих отношения с оффшорными компаниями, не предусмотрены.

Поставляемая банками информация может быть использована правоохранительными органами.

Указание ЦБР от 13.07.99 № 606-У предлагает кредитным организациям РФ формировать резервы под операции с резидентами оффшорных зон. Этот документ существенно затрудняет деятельность банков по снижению своих налоговых платежей за счет использования оффшорных схем. Например, раньше банк мог переводить деньги на свои оффшор в виде безвозвратных кредитов, приобретения его векселей и тд. Указание № 606-У предусматривает создание банком значительных резервов под подобные операции, что практически лишает смысла данную схему.

В соответствии с Указанием ЦБР от 26.08.99 № 634-У, резко ограничена возможность российских банков устанавливать корреспондентские отношения с оффшорными банками. А открывать для оффшорных банков корсчета в рублях теперь вообще запрещено. Это полностью уничтожает целую индустрию конвертации рублевых средств и перевода их за рубеж. Действие этого указания не распространяется, однако, на установление корреспондентских отношений с оффшорными банками, которые зарегистрированы официально, то есть по лицензии ЦБ, а также с центральными банками соответствующих оффшорных юрисдикции.

Подобный подход к регулированию оффшорных операций отличается от принятого в других странах. Так, в Европе участие оффшорных центров в транзакциях на рынке капитала стало общепринятым образом ведения дел. А страны, имеющие законодательство по валютному контролю, и которые обеспокоены утечкой капитала, накладывают ограничения на транзакции со всеми нерезидентами, а не с резидентами из конкретных стран.

Результатом появления перечисленных нормативных документов стало резкое падение спроса на регистрацию компаний в оффшорных зонах, включенных в "черный список". Однако добиться радикального изменения ситуации в этой сфере посредством указанных ограничений будет достаточно сложно. Практика показала, что начинают активно использоваться ряд малоизвестных оффшорных зон, не попавших в список ЦБ РФ. Перспективной зоной считают, например, Черногорию. Другой тенденцией оффшорного бизнеса является использование "составных" схем с участием как оффшорных, так и неофшорных компаний. Например, российская фирма может иметь договор с компанией из вполне респектабельной страны, но на самом деле последняя - лишь промежуточное звено, а конечным получателем средств является оффшорная фирма. Скажем, английская компания может выступать в качестве агента компании с Британских Виргинских островов. Английская фирма работает на скромных комиссионных (с которых она и платит английские налоги), а основная прибыль сосредоточивается у оффшорной компании. По мнению экспертов, использование сложных схем - это вполне объективная тенденция развития оффшорных схем. Для нормальной работы меньше трех-четырех компаний не используется. Используются Германия, Англия в связках с классическими оффшорными компаниями и российскими фирмами с тем, чтобы иметь комфортные условия для работы и в России, и в Европе, чтобы иметь солидные реквизиты, счета нормальных европейских банков и не попадать даже под тень подозрения, что это оффшорная компания. Эта схема рассчитана на длительную серьезную работу. Причем движение капитала просчитывается так, чтобы не платить высокие налоги уже в Англии или Германии, чтобы движение средств проходило с минимальными потерями. Естественно, такие схемы довольно дороги: за работающую цепочку компаний придется заплатить десять-двадцать тысяч долларов. Это схемы для серьезных, крупных и богатых структур.

Значительное распространение в последнее время получили и схемы, использующие существующие международные договоры об исключении двойного налогообложения. Например, в соответствии с кипрско-британским договором и с дополнительными разъяснениями британской стороны при выполнении определенных условий компания, зарегистрированная в Великобритании, может оказаться налоговым резидентом Кипра и платить налог по кипрской оффшорной ставке 4,25 процента. Таким образом, внешне вполне благопристойная английская фирма по сути является кипрским оффшором. Основное условие, которое требуется выполнить, - это нахождение реального центра управления компанией на Кипре, для чего нужно, среди прочего, назначить ее директорами киприотов.

Известна также конструкция под названием "голландский бутерброд", состоящая из нидерландского холдинга и владеющей его акциями компании с Нидерландских Антильских островов. Эта схема используется для минимизации налогов у источника при получении дивидендов от компаний из стран, связанных с Нидерландами соглашениями об исключении двойного налогообложения. При выплате дивидендов в Нидерланды налоги у источника малы в силу такого соглашения, при выплате на Антилы они малы в силу налогового договора между Нидерландами и Нидерландскими Антильскими островами. К тому же нидерландский холдинг освобожден от налога на доходы в виде дивидендов (при соблюдении ряда условий), а антильская компания платит налог на такой доход по низкой ставке. В результате суммарная ставка налогов, выплачиваемых в Нидерландах и на Антилах, составляет всего 10,2 процента".

Вводимые в России и других странах ограничения не смогут искоренить оффшорный бизнес. Будут появляться новые оффшорные зоны и новые схемы работы. Однако ужесточение ограничений к регистраторам оффшорных фирм или открытием для нее банковского счета потребует более высокой квалификации специалистов, приведет к возрастанию риска и в конечном итоге вызовет возрастание цен на подобного рода услуги.

VI. Заключение

 

В данный момент, а также в обозримом будущем, Россия будет нуждаться в больших инвестициях из за рубежа. На сегодня не существует возможности отказаться от инвестиций из офшоров, ведь это реальные деньги, приходящие в страну. Но необходимо понимать, что в перспективе долговременное использование офшоров как источника инвестиций невозможно, ввиду особых рисков, которые несут собой такие Инвестиции.

Это и налоговые риски, в результате чего наша страна недополучает налоги и бизнес операций, и инфляционные риски, возникающие из-за того, что такие инвестиции редко идут на производство, а потом пришедшая в страну денежная масса не соответствует увеличению производства, что может привести к инфляции. Офшорные инвестиции, приходящие в Россию, не нацелены на долгосрочные отношения, они приходят в страну, чтобы получить прибыль и также быстро из нее выйти, в силу чего у такого бизнеса нет социальной ответственности и заинтересованности в положении дел внутри страны. Существует риск поглощения внутрироссийских компаний зарубежными, тесное слияние этих компаний, в результате чего львиная доля российского бизнеса будет находиться в тени.

В долгосрочной перспективе Россия, естественно, заинтересована в реальных иностранных инвестициях от заинтересованных в сотрудничестве инвесторов, и офшоры в данном случае являются отпугивающим факторов для таких инвесторов. Офшорные инвестиции, часто связанные с криминалом и незаконной деятельности вредят имиджу страны как международного реципиента инвестиций.

Однако офшорные финансовые сети вряд ли получили бы такое распространение в России, если бы не давали большого экономического эффекта и других преимуществ бизнесу отдельных частных инвесторов. Не будем останавливаться на нелегальных выгодах, так как мотивы такой деятельности очевидны. При выстраивании оффшорных сетей бизнес обычно руководствуется несколькими мотивами:

· налоговая оптимизация;

· владение активами;

· управление активами;

· хранение богатства;

· сокрытие информации об истинных участниках сделки или владельцах собственности;

· использование для международных инвестиций и осуществления зарубежной экспансии;

· привлечение инвестиций путем размещения акций и долговых ценных бумаг на иностранных фондовых рынках;

· инвестирование в Россию;

· диверсификация рисков

 

Налоговое планирование с использованием офшоров — это традиционный мотив, который практически всегда сопровождается другими причинами. На основе заключенных Россией с зарубежными странами СИДН предприниматели получают легальные возможности облегчить налоговое бремя, тем самым увеличивая доходы от своего бизнеса. На сегодня России имеет более 70 таких соглашений.

Владение активами через компании, зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях, позволяет предпринимателям быть более уверенными в их защищенности в условиях проведения неоднозначной государственной политики в этой области на протяжении всей новейшей истории России. Российскому бизнесу понятны стабильные «правила игры», а развитые юридические институты в офшорах создают комфортную среду для бизнеса.

При решении задачи замещения иностранных инвестиций из офшоров, реальной альтернативой могут оказаться капиталы ведущих транснациональных корпораций. Они ведут прозрачную и легальную деятельность, обладая при этом инвестиционным потенциалом, сравнимым с некоторыми странами. Также использование специальных экономических зон, созданных на территории России для привлечения инвестиций из-за рубежа, позволит ограничивать вывоз капитала за рубеж, при этом оказывая положительное влияние на экономику РФ.

Ужесточение действующего, а также создание нового специального законодательства, в том числе налогового, в области инвестиций позволит снизить риски для потенциальных инвесторов, а также увеличить инвестиционную привлекательность России в глазах иностранных инвесторов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: