Размещение через брокеров

Главное действующее лицо на рынке — посредник, именуемый на фондовом рынке брокером. Брокер — это лицо, действующее за счет клиента на основе договоров поручения или комиссии. В качестве брокера обычно выступает брокерская компания. Физическое также лицо может осуществлять брокерские функции, если зарегистрируется в качестве предпринимателя. За оказанные услуги брокер получает комиссионные. В обязанности брокера входит добросовестное выполнение поручений клиента, которым должно отдаваться предпочтение по сравнению со сделками самого брокера, если он также имеет право выполнять функции дилера.

Договор комиссии с брокером может предусматривать возможность использования им средств клиента, предназначенных для инвестирования в ценные бумаги или полученные в результате продажи бумаг, в своих интересах до момента возврата денежных средств клиенту. При этом часть прибыли, полученной от их использования, в соответствии с договором перечисляется клиенту. Брокер не вправе давать гарантии клиенту в отношении доходов от инвестирования данных средств. Если интересы брокера препятствуют выполнению им поручений клиента на наиболее выгодных для последнего условиях, брокер обязан немедленно уведомить об этом клиента.

Андеррайтинг

Андеррайтинг – услуга, по выпуску ценных бумаг по поручению, от имени и за счет эмитента путем организации подписки на ценные бумаги.

Андеррайтинг осуществляется от имени клиента (эмитента) для продвижения (продажи) первичного публичного предложения и размещения ценных бумаг эмитента (акций, облигаций).

Размещение и андеррайтинг выпуска ценных бумаг состоит из нескольких этапов:

Ø первичное согласование с эмитентом параметров выпуска ценных бумаг;

Ø проведение комплексной диагностики предприятия и определение плана публичного размещения;

Ø аналитическая работа по определению минимально возможной процентной ставки при размещении ценных бумаг эмитентом. Согласование данной ставки с текущей рыночной конъюнктурой;

Ø проведение презентаций компании;

Ø организация переговоров с инвесторами, определение круга соандеррайтеров (участников размещения);

Ø консультации по подготовке документов для проведения выпуска (проспект эмиссии);

Ø заключение по итогам размещения эмиссии.

В России применяются два основных типа андеррайтинга (по способу заключения договоров): ”твердое обязательство” и ”приложение максимальных усилий”. Первое предполагает, что андеррайтер соглашается купить у эмитента весь выпуск ценных бумаг с их последующим размещением среди инвесторов. В этом случае посредник гарантирует эмитенту выплату определенной суммы и принимает на себя все риски, сопряженные с размещением в дальнейшем выпущенных акций или облигаций. ”Приложение максимальных усилий” - это когда андеррайтеры соглашаются работать без твердых обязательств. В таком случае андеррайтеры, снижая свой риск не берут на себя обязательств выкупить нереализованные акции, но вместе с тем зачастую теряют часть прибыли. В принципе андеррайтинг должен предоставлять эмитенту гарантию того, что в результате продажи ценных бумаг он получит как минимум определенную сумму денег. Это позволяет последнему быть уверенным, что все предлагаемое к выпуску количество ценных бумаг будет продано, а он - избавлен от трудоемких процедур.

Развитие андеррайтинга весьма полезно для российского рынка ценных бумаг и оживления предпринимательской деятельности:

· он обеспечивает привлечение дополнительных фондов, повышение ликвидности фондов. Это возможно, поскольку потенциальные инвесторы часто не в состоянии самостоятельно найти приемлемое и интересное для себя предложение. При развитии системы андеррайтинговых отношений увеличатся возможности выбора, а также общий объем выпускаемых ценных бумаг;

· как одна из передовых и наиболее развитых технологий экономических отношений, андеррайтинг способен существенно упростить регулирование потоков финансово-экономической информации;

· упрощается государственный контроль в форме стандартизации и регистрации эмиссионных соглашений, а в конечном счете облегчается формирование государственной долгосрочной политики на рынка ценных бумаг.

Публичное размещение на фондовом рынке (IPO)

 

     Первичное публичное размещение акций (IPO) является эффективным механизмом привлечения необходимых денежных средств путем выхода компании на открытый рынок и размещения акций среди первичных инвесторов. При этом IPO используется как инструмент финансирования не только деятельности самой компании-эмитента, но и способствует повышению инвестиционной активности и улучшению инвестиционного климата в стране.

 

Проведение IPO дает возможность привлечь дешевые инвестиционные ресурсы на неопределенный период времени в отличие от дорогих банковских кредитов и среднесрочных облигационных займов. В результате у компании появляется возможность финансировать крупные долгосрочные инвестиционные проекты. Повышается уровень капитализации компании, что приводит к росту ее стоимости на фондовом рынке, повышению ликвидности и привлекательности для инвесторов акций компании. За счет выпуска дополнительных акций увеличивается собственный капитал компании, что приводит к улучшению ее финансового состояния и возможности привлечения в будущем более дешевого финансирования. При публичном размещении акций повышаются требования к корпоративному управлению и прозрачности структуры бизнеса.

Для использования IPO в качестве инструмента финансирования компания должна разработать четкую долгосрочную стратегию развития, направленную на достижение максимальной стоимости бизнеса. Для успешного выхода на IPO компании следует устойчиво развиваться и занимать значительную долю на рынке. Также важна относительно высокая рентабельность и сбалансированная структура ее финансирования.

Основное внимание следует уделять повышению прозрачности и открытости компании, так как это способствует росту ее инвестиционной привлекательности. Повышению стоимости компании способствует осуществление программ по вексельным и облигационным займам. Необходимо уделить серьезное внимание совершенсивованию системы корпоративного управления, упорядочить отчетность и юридическую структуру компании. На стоимость размещения ценных бумаг компании влияет мнение представителей инвестиционного сообщества, которое формируется задолго до начала размещения. Поэтому следует регулярно проводить работу по связям с инвесторами (Investor Relations), нацеленную на повышение престижа и улучшение имиджа компании.

В настоящее время различают несколько групп компаний, которые потенциально готовы осуществить IPO в России. Прежде всего, это компании средней капитализации, получившие опыт выпуска облигаций на внутреннем рынке, динамично развивающиеся и испытывающие потребность в крупных долгосрочных инвестициях. Представители этой группы компаний создают основу дальнейшего развития и совершенствования рынка IPO. Кроме того, к первичному публичному размещению акций проявляют интерес небольшие инновационные компании, которые при поддержке венчурного бизнеса в перспективе могут стать активными участниками IPO на российском фондовом рынке.
      Как свидетельствует мировой опыт, экономический потенциал страны напрямую не связан с объемами первичных публичных размещений акций компаниями-резидентами. Однако, для России развитие рынка IPO имеет важное значение. Во-первых, первичное публичное размещение неизбежно приводит к росту и структурной перестройке экономики. Во-вторых, IPO способствует привлечению инвестиций и развитию венчурного финансирования. Кроме того, развитие рынка IPO расширяет набор ликвидных финансовых инструментов и повышает капитализацию российского фондового рынка.

 

 


Заключение

 

Первичный рынок ценных бумаг всегда остается в определенной степени неопределенным и «капризным». Акции и другие ценные бумаги могут распространяться не так активно, как хотелось бы. Могут возникать сомнения в эффективности предприятий эмитентов, и тогда курсы их акций будут снижаться. Устойчивость рынка во многом зависит от брокеров и дилеров, от их способности «фиксировать» цену, т.е. придать ей стабильность, не допускать ее резких колебаний. Первичный рынок ценных бумаг при всей его организованности всегда таит в себе потенциальную угрозу потери равновесия и стабильности. Бумаги, приобретенные инвесторами при эмиссии, могут быть перепроданы. Такие сделки совершаются на вторичном рынке, состоящем из двух частей – фондовых бирж и внебиржевого рынка.

 

Список литературы

1. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. «Рынок ценных бумаг»,М-Экономистъ,2005г.;

2. Колтынюк Б. А. Рынок ценных бумаг.: Учебник, Второе изд. – СПб.: Изд-во       Михайлова В. А., 2001;

3. Килячков А.А., Чалдаева Л.Д. «Рынок ценных бумаг и биржевое дело».-М.:Юрист,2000.


1 Килячков А. А., Чалдаева Л. А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.: Юристъ, 2000. С.88-90.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: