7. Россия и мировой рынок.
Внешняя торговля предполагает вывоз и ввоз товаров и услуг в отношениях между странами. Это главная форма внешнеэкономических связей, осуществляемая самостоятельно или в качестве опосредования других форм. Внешнеторговые связи осуществляются за наличные, по клирингу, в кредит и на условиях бартера. Бартер представляет собой эффективную при определенных условиях форму международного экономического сотрудничества. При бартерной сделке предполагается безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами. Рассмотрим теперь роль инвестиций в Российскую экономику. Что бы торговать на международном рынке, нужно иметь достаточно большой капитал. По данным Всемирного банка, чтобы быть сравнимой с показателями стран, выходящих сегодня на мировой рынок, капитализация российского рынка ценных бумаг должна в ближайшие 20 лет достичь 1000 млрд. долларов, то есть увеличиться в 35 раз. В сегодняшней обстановке, России ничего не остается, как только привлекать инвестиции. В этом нет ничего страшного, так как многие страны Восточной Европы, по привлечения иностранного капитала, оставили далеко позади Россию
Один из аспектов опыта зарубежных стран с переходной экономикой связан с
привлечением и использованием иностранных инвестиций, в первую очередь
"прямых". Иностранный капитал, вложенный в модернизацию существующего производственного потенциала и создания новых предприятий, способен внести существенный вклад в преодолении кризиса. Содействовать оживления экономической активности, расширению предложений товаров и услуг на внутреннем рынке и развитию экспортного производства. Стабилизация валютно-финансового сектора экономики. Внешняя торговля разоряет страну. В России было положительное, до 20 миллиардов долларов в год сальдо внешней торговли. Продаем больше, чем покупаем. Вроде бы блюдем свой интерес. Но положительного сальдо само по себе еще ни о чем не говорит. Япония или Германия продают изделия обрабатывающей промышленности – свой труд. И за счет этого расширяют производство, создают новые рабочие места, приумножают богатство государства. В экспорте России 80% занимает сырье. Такая структура внешней торговли типична для экономики слабой, колониально зависимой страны. Мы вывозим большую часть производимой сырьевой продукции и обмениваем на продукты труда и интеллекта, что тормозит развитие производительных сил России. Еще одним дестабилизирующим фактором стал "Валютный коридор". В 1991г. подняли в несколько раз, обменный курс рубля – это означает, что рост внутренних цен обогнал снижение обменного курса к доллару в несколько раз. Следовательно, цены на импортные товары по сравнению с ценами на российские упали в несколько раз. В такой же мере упала конкурентоспособность отечественного производства. - Но была ли альтернатива такому курсу? Россия заполнена ширпотребом. Большинство этих товаров нельзя продавать: они не соответствуют российским стандартам качества, но они по цене ниже, чем наши отечественные и поэтому широко распространены. По этому наша промышленность находиться в упадке.
Вывод.
Рыночная экономика - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.
Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.
Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются в разнообразных страновых моделях рыночной экономики.
Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность автоматически увязывать частные и общественные интересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм.
Развитие рыночной экономики сталкивается с рядом противоречий. К основным из них относится неспособность рыночных механизмов удовлетворять Многие потенциальные общественные потребности, возникающие в ходе развития общества, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др. Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугах здравоохранения, образования, культуры, связи, охране окружающей среды и др. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др. Разрешению или, по
крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственное экономическое и социальное регулирование. На это в индустриально развитых странах направлена государственная социальная, инновационная, антимонопольная и другие формы политики.
Современная рыночная экономика - социально ориентированная экономика. Государство не только дополняет и корректирует действие рынка, но и является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной экономики.
Список используемой литературы:
1) «Основы рыночной экономики». Г.И.Рузавин.2) «Переход России к рыночной экономике». А.К.Ляменков. ИздательствоМагистр. Москва 1997 г.3) «Мировой рынок и его воздействие на инвестиционные проблемы России».В.А.Савин. Журнал "Маркетинг в России и за рубежом", №1, 1999г.4) «Основы экономической теории». С..Мочерный.5) «Экономическая теория» Е.Ф. Борисов (2010год)