Туристский центр и центр туризма: содержание и границы понятий

Аспирант РМАТ А.И. Зорин

Ключевые слова: туризм, управление, туристский центр, центр туризма, информационные факторы и системы.

Одним из главных требований, предъявляемых к менеджеру туроперейтинга, является знание им туристских центров и территорий. Есть и специальная учебная дисциплина - география туризма, задача которой - дать объективные и необходимые менеджерам по туризму знания о размещении рекреационных ресурсов, туристских районов и центров.

Но если география туризма способна вооружить менеджера, то знание рекреационного потенциала территории служит гарантией того, что этот потенциал может быть востребован.

Подобная гипотеза позволяет сформулировать новый подход к проблеме изучения туристских центров нашей страны.

До сих пор решение этой задачи предполагало как бы объективную заданность рекреационного потенциала, т. е. наличие определенного ресурса либо наследия, присущего данной местности, благодаря чему возникает интерес к данной местности, который и вызывает туристские потоки к нему из других мест.

Однако возможно, что туристские потоки вызваны не наличием рекреационного ресурса, а фактом информированности о нем. Для того чтобы понять, что это действительно так, достаточно посмотреть туристские каталоги ведущих туроператоров мира. Например, каталоги немецкой фирмы "TUI" содержат 21 страницу информации по Лихтенштейну и всего 11 страниц информации по России. Это, конечно, не может свидетельствовать об истинной величине рекреационного потенциала России, но об уровне информированности потенциальных туристов в Европе о России - безусловно.

Истинное значение туристского центра может быть выявлено при оценке уровня информированности людей о значимых объектах природы, культуры, истории, индустрии туризма, которые в нем присутствуют.

Предлагается различать два понятия: центр туризма и туристский центр, которые отличаются друг от друга как объективное от субъективного. Если понятие "центр туризма" раскрывает ресурсную сторону местности, то понятие "туристский центр" - уровень информиро ванности о нем туристов.

Типология туристских центров, с одной стороны, отражает большое разнообразие рекреационной деятельности туристов, за которым, в свою очередь, стоят разнообразные потребности людей. С другой стороны, она связана с наличием культурного и природного наследия, рекреационных ресурсов в том или ином месте, без которых рекреационная деятельность не может быть реализована.

Таким образом, типология туристских центров соотносит объективную и субъективную стороны туризма, т. е. наличие рекреационных ресурсов и рекреационную мотивацию населения. Этот диалектический феномен позволил И.В. Зорину еще в 1969 г. выделить три группы факторов формирования туристских центров: генерирующие (связанные с потребностью), реализующие (связанные с ресурсами) и локализующие (связанные с информированностью населения).

Как показывает практика, именно локализующие информационные факторы в последние десятилетия оказывают максимальное воздействие на формирование географии туристских центров. Иначе чем объяснить столь быструю динамику мирового туризма, возникновение новых мировых туристских центров на периферии туристского пространства (Юго-Восточная Азия, Мексика, Океания, Турция и т. д.)?

Поэтому именно информационно-локализующий аспект представляется ведущим при характеристике и оценке туристских центров Российской Федерации.

В зарубежной и отечественной градостроительной литературе понятие "туристский центр" обычно связывают с системой расселения - городами, поселками либо специальными поселениями - центрами обслуживания туристов. Автор же данных тезисов связывает это понятие с любой географической местностью, представляющей известный интерес для путешествующих людей. Туристскими центрами могут быть: город, поселок, сельский населенный пункт, специальный центр обслуживания туристов, река, озеро, море (океан), горный массив, уникальные и типичные ландшафты, национальные парки, заповедники, заказники, видовые площадки, административные районы, области и края, республики.

Иначе говоря, туристскими центрами выступают как объекты, так и районы разных уровней, что вызывает необходимость разработки соответству ющей таксономии.

По мере развития интереса к туризму не только как к сфере проведения досуга, но и к зоне профессиональной деятельности многих людей начинает быстро расти число научных и методических публикаций. Среди них особое значение приобретают специальные тематические словари и энциклопедии, задачи которых - свести вместе, в одном тексте, зачастую несводимые и противоре чивые понятия, которыми оперируют авторы различных учебников, монографий, концепций, учебных планов и программ.

Для этого используются традиционные и новые информационные системы: каталоги туроперато ров, справочники и энциклопедии, интерактивные энциклопедии, рекламные проспекты туроперато ров, учебники по курсу "География туристских центров".

Для составления специального справочного каталога "Туристские центры Российской Федерации", в котором туристские центры должны быть не просто указаны, но и описаны и оценены, наиболее уместными в качестве источника информации представляются интерактивные энциклопе дии по причине их доступности как туроперато рам, так и туристам. К десяти наиболее популярным интерактивным энциклопедиям относятся:

Большая советская энциклопедия (2 CD, 1997);

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (4 СD, 1998);

Зеркало мира. Индустрия туризма (1998);

Хроника человечества. Интерактивная энциклопедия (1997);

Britanica Encyclopedia TM (4 CD, 1999);

Comption's Interactive Encyclopedia (1996);

Encarta 98 Deluxe Encyclopedia (2 CD, 1998);

Grolier Multimedia Encyclopedia (1997);

IBM. World Book Multimedia Encyclopedia (2 CD, 1999);

New Millenium Encyclopedia (2 CD, 1998).

Основу для оценки рекреационного потенциала туристского центра составила отечественная Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (4 СD, 1998), в которой представлена информация почти о 50 тысячах объектах природного и культурного наследия в Российской Федерации, составляющих основу ее рекреационного потенциала.

Естественно, что детальность информации о туристских и рекреационных объектах на территории Российской Федерации весьма различна в разных энциклопедиях. С одной стороны, это можно воспринимать как недостаток, а с другой, - как определенный знак, как раз и свидетельствующий об уровнях информированности читателей и пользователей данных энциклопедий. К тому же, естественно будет предположить, что чем меньше информации содержит интерактивная энциклопе дия о туристских центрах России, тем она более значима, т. е., используя интерактивную информацию при разработке справочника о туристских центрах, мы в полной мере можем реализовать правило генерализации географической информации в зависимости от масштаба исследования.

Это методологическое правило позволяет разработать простую и эффективную методику оценки значимости туристских центров, объектов и местностей.

Всякое упоминание какого-либо объекта, имеющего туристскую и рекреационную ценность в Большой интерактивной энциклопедии Кирилла и Мефодия, оценивалось в один балл.

Если объект упоминался еще раз хотя бы в одной из отечественных интерактивных энциклопе дий, то он получал десять баллов.

Если объект упоминался во всех отечественных интерактивных энциклопедиях, то он получал сто баллов.

Если объект упоминается в одной из иностранных интерактивных энциклопедий, то он получает тысячу баллов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: