Совокупный спрос и факторы его определяющие

 

Совокупный спрос - это реальный объем производства, который готовы купить потребители при любом возможном уровне цен.

В структуре совокупного спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:

1) совокупный спрос домохозяйств – потребительский спрос (C);

2) спрос фирм на инвестиции (I);

3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

4) чистый экспорт (Xn) – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.

Чтобы определить объем совокупного спроса, необходимо определить объём спроса каждого из этих субъектов. Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится больше половины объёма конечного совокупного спроса. Потребительский спрос или рас­ходы изменяются медленно, относительно ста­бильны. Другие компоненты совокупного спроса более динамичны, например инвестиционный спрос, их изменения вызывают колебания экономической активности.

Из структуры совокупного спроса выделяют формулу: 

AD =C + I + G + Xn.

Графически модель совокупного спроса представляется в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен. На рис.1 кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потре­бители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Изменение общего уровня цен (ценовых факторов) при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияет на объем совокупного спроса и обуславливает движение по кривой AD.

К ценовым факторам относятся следующие:

1) Эффект реального богатства или эффект Пигу.

Под реальным богатством понимается отношение номинального финансового богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение есть реальная покупательная способность накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фик­сированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению потребительских расходов (C), объем совокупного спроса уменьшается.

2) Эффект процентной ставки или эффект Кейнса.

Рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвес­тиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается.

3) Эффект импортных товаров или эффект Флеминга.

Рост цен внутри страны при стабильных це­нах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт. В экономике данной страны снижается чистый экспорт и совокупный спрос.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт.

Факторы, воздействующие на потребительские расходы (C): уровень благосостояния населения; ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов) потребителей; налоги; трансфертные платежи; процентная ставка.

Факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм (I): ожидания инвесторов; процентная ставка; налоги; трансфертные платежи; новые технологии.

Факторы, воздействующие на государственные расходы (G): государственные закупки.

Факторы, воздействующие на чистый экспорт (Xn): объемы ВНП в других странах; величина ВНП в данной стране; валютный курс национальной денежной единицы.

 

ТЕСТЫ

1. Производственная функция показывает:

а) какие затраты нужно осуществить на тот или иной объем выпуска;

б) наиболее выгодный для фирмы выпуск при данных ценах на ресурсы;

в) максимальное количество продукта, которое можно получить, используя различные сочетания ресурсов;

г) минимальное количество продукта, которое можно получить, используя различные сочетания ресурсов.

2. Излишек потребителя – это:

а) сумма денег, которую потребители платят за товар;

б) разница между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и его рыночной ценой;

в) разница между минимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и его рыночной ценой;

г) сумма денег, которую производители получают за реализованный товар.

 

ЗАДАЧА

 

Заполнить таблицу, посчитав следующие издержки: FC, VC, TC, AFC, AVC, ATC, MC.

 

Q 0 1 2 3 4 5
TC 50 90 120 150 200 270
FC 50 50 50 50 50 50
VC 0 40 70 100 150 220
MC 0 40 30 30 50 70
ATC 0 90 60 50 50 54
AFC 0 50 25 17 12,5 10
AVC 0 40 35 33 37,5 44

 

Q – объем выпускаемой продукции;

TC – общие издержки (FC+VC);

FC – постоянные издержки (TC-VC);

VC – переменные издержки (TC - FC);

MC – предельные издержки (DTC/ DQ);

ATC – средние общие издержки (TC/Q);

AFC – средние постоянные издержки (FC/Q);

AVC – средние переменные издержки (VC/Q).

 

Ориентируясь на строку 2 таблицы из общей суммы совокупных издержек (ТС) необходимо выделить суммы постоянных издержек (FC). Поскольку предприятие, не выпуская ни одной единицы продукции, осуществляет расходы в сумме 50 ден.ед., то эта величина и является суммой постоянных издержек, которая не будет зависеть от изменения объема производства.

Дальнейшие расчеты осуществляются на основании соответствующих формул.

 

Переменные расходы VC = TC – FC.

При производстве 1 ед. продукции переменные расходы составляют:90-50 = 40 ден. ед.

2 ед. продукции: 120-50=70 ден. ед.

3 ед. продукции: 150-50=100 ден. ед.

4 ед. продукции: 200-50=150 ден. ед.

5 ед. продукции: 270-50=220 ден. ед.

 

Предельные затраты MC = DTC/ DQ на эти же объемы производства составляют:

1 ед. продукции: 90-50 / 1-0=40 ден. ед.

2 ед. продукции: 120-90 / 2-1=30 ден. ед.

3 ед. продукции: 150-120 / 3-2=30 ден. ед.

4 ед. продукции: 200-150 / 4-3=50 ден. ед.

5 ед. продукции: 270-200 / 5-4=70 ден. ед.

 

Тогда средние издержки соответственно представляют:

 

ATC – средние общие издержки = TC/Q;

1 ед. продукции: 90 / 1 = 90 ден. ед.

2 ед. продукции: 120 / 2 = 60 ден. ед.

3 ед. продукции: 150 / 3 = 50 ден. ед.

4 ед. продукции: 200 / 4 = 50 ден. ед.

5 ед. продукции: 270 / 5 = 54 ден. ед.

 

AFC – средние постоянные издержки = FC/Q;

1 ед. продукции: 50 / 1 = 50 ден. ед.

2 ед. продукции: 50 / 2 = 25 ден. ед.

3 ед. продукции: 50 / 3 = 17 ден. ед.

4 ед. продукции: 50 / 4 = 12,5 ден. ед.

5 ед. продукции: 50 / 5 = 10 ден. ед.

 

AVC – средние переменные издержки = VC/Q;

1 ед. продукции: 40 / 1 = 40 ден. ед.

2 ед. продукции: 70 / 2 = 35 ден. ед.

3 ед. продукции: 100 / 3 = 33 ден. ед.

4 ед. продукции: 150 / 4 = 37,5 ден. ед.

5 ед. продукции: 220 / 5 = 44 ден. ед.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. — 399 с.

2. Видяпина В.И, Добрынина А.И. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2003. — 714 с.

3. Лемешевский И.М. Экономическая теория. Основы. Вводный курс. Учебное пособие для вузов. - Мн.: ФУАинформ, 2002. - 593 с.

4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. — 672 с.

5. Шевчук Д.А. Создание собственной фирмы: Профессиональный подход. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: