Состояние, развитие и основные проблемы рынка валютно-обменных операций напрямую зависели от проводимой государством политики курсообразования.
В момент образования в 1991г. Республики Беларусь как самостоятельного государства в силу отсутствия собственного эмиссионного центра денежной единицы монетарная и валютная политика страны находилась в руках Центрального банка Российской Федерации.
До конца января 1992г. в Республике существовал унаследованный от СССР режим, при котором существовали два устанавливаемых валютных курса:
официальный курс, основанный на золотом содержании советского рубля и других валют, рассчитанный еще Государственным банком СССР и применяемый для учета долга СССР перед международными финансовыми организациями, а также для некоторых технических целей;
коммерческий курс, рассчитанный на базе валютной корзины и применявшийся для целей бухгалтерского учета при проведении внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования республики.
Вместе с тем валютно-обменные операции через уполномоченные банки Республики Беларусь совершались по рыночному курсу, складывавшемуся на основе спроса и предложения на внутреннем валютном рынке и многократно превышавшему оба указанных курса.
Февраль 1992г ознаменовался расхождением в направлениях валютных политик Республики Беларусь и Российской Федерации. Центробанк РФ при определении курсовой политики начал придерживаться рыночных основ и приступил к установлению официального рыночного курса, в то время как Беларусь продолжала придерживаться политики множественности валютного курса.
Проведение данной политики вызвало адаптацию государством института обязательной продажи валютной выручки (норма варьировалась от 20% до 70 % от объема валютной выручки в зависимости от экспортируемой продукции), который ввиду значительно завышенного курса белорусского рубля при ее проведении превратился в своеобразный налог на предприятия-экспортеры. Более того, на валютную выручку субъектов хозяйствования был установлен специальный налог, взимаемый в СКВ (10 % от объема валютной выручки).
Взимание средств осуществлялось в Государственный валютный фонд Республики Беларусь, средства которого использовались для финансирования расходов Правительства в иностранной валюте и осуществления централизованных импортных закупок.
Покупка-продажа иностранной валюты осуществлялась путем двусторонних сделок между банками и клиентами и трехсторонних сделок между клиентами при посредничестве банка. Обязательная продажа валютной выручки осуществлялась чрез банки и поступала на счета Министерства финансов.
К концу марта 1992г. в республике существовало уже четыре официальных курса: коммерческий, наиболее распространенный и используемый во внешнеэкономических операциях и бухгалтерском учете; государственный курс покупки валютной выручки; курс иностранных инвестиций, используемый для оценки вкладов иностранных инвесторов (в июне последние два курса были объединены в специальный курс); специальный курс по импорту для оценки стоимости централизованных закупок товаров и бартера (9 сентября был отменен).
1 июля 1992г. по требованию российской стороны все центральные банки стран-участниц СНГ перешли на расчеты между резидентами своей страны и российскими субъектами хозяйствования через корреспондентские счета центральных банков взамен системы расчетов по межфилиальным оборотам, что послужило началом сепарации денежных систем России и Беларуси.
К концу 1992 года в Беларуси продолжал функционировать административный валютный режим с двумя валютными курсами:
коммерческим, который более-менее отражал рыночную конъюнктуру и по которому осуществлялись сделки на внутреннем валютном рынке;
и специальным используемым государством для обязательной продажи и других целей.
4 января 1993 г. Национальный банк ввел котировку рубля к свободно конвертируемым валютам, что послужило началом рыночного курсообразования в республике. Наряду с рыночно определяемым курсом, по август месяц продолжал существовать курс инвестиций, который применялся для оценки вкладов инвесторов в различные объекты деятельности, в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь", при оценке стоимости вкладов в иностранной валюте, вносимых в уставные фонды и другие объекты хозяйствования предприятиями-резидентами, а также на приватизацию государственной собственности на территории Республики Беларусь. По данному курсу производился расчет покрытия валютной выручки, продаваемой в обязательном порядке экспортерами для формирования республиканского валютного фонда, осуществлялась оценка централизованного импорта социально значимых товаров (продовольствие, медикаменты и медоборудование), а также импорта за счет кредитов, гарантированных Правительством.
Ввиду отсутствия в данный период биржевых торгов совершение валютно-обменных операций осуществлялось на внебиржевом сегменте валютного рынка посредством совершения сделок между банками и предприятиями через уполномоченные банки, а также через счета Министерства финансов, как в случае с обязательной продажей.
В марте 1993 года была образована Межбанковская валютная биржа и проведены первые биржевые торги по иностранной валюте, в том числе по безналичному российскому рублю за белорусские рубли.
При этом биржевой сегмент валютного рынка изначально использовался исключительно как свободный от административного вмешательства государства рыночный сегмент, курс которого формировался на основе спроса и предложения (единственным ограничением являлось наличие целевой покупки иностранной валюты как на биржевых торгах, так и на внебиржевом рынке).
Однако в течение буквально полугода основной объем операций на внутреннем валютном рынке был переведен на биржевой сегмент. Этому предшествовал ряд действий государства.
Так, 3 августа 1993 года Национальный банк письмом № 188 ограничил проведение сделок на внебиржевом сегменте для банков с клиентами одним биржевым лотом.
В сентябре 1993 года (постановлением Кабинета Министров от 27.09.1993 № 645) было установлено требование продажи неиспользованной в течение 20 дней валютной выручки в валютах стран бывшего СССР на торгах Межбанковской валютной биржи.
К концу года Республика Беларусь объявила котировку единого рыночного курса, формируемого на основании результатов биржевых торгов
Следует отметить, что данный курс формировался на основе спроса и предложения иностранной валюты. Государственное регулирование валютного рынка осуществлялось в основном на основе установления целевого назначения покупки иностранной валюты, наличия требования обязательной продажи валютной выручки (при этом норма обязательной продажи была увеличена до 50 % от объема валютной выручки, а также сохранен специальный налог - валютная рента в размере 15 % от объема валютной выручки, поступавшая на формирование резервов Национального банка) и разовых интервенций Национального банка для сглаживания резких скачков курса белорусского рубля.
Ужесточение денежно-кредитной политики Национального банка, и вызванное этим повышение спроса на национальную валюту в конце 1994 года позволило приступить к либерализации внутреннего валютного рынка.
Так, Положением Национального банка от 15.11.1994 г. N 57 «О порядке покупки и продажи иностранной валюты на межбанковском валютном рынке» были сняты количественные ограничения на совершение сделок на внебиржевом сегменте валютного рынка, с 1995 года не возобновлялось взимание валютной ренты с валютной выручки, с 5 мая 1995 года отменена обязательная продажа валютной выручки в российских рублях, с 12 мая 1995 года норма обязательной продажи снижена до 30 %, а с 1 июля 1995 года обязательная продажа валютной выручки – отменена.
Однако значительный рост эмиссии Национального банка (в том числе вследствие покупки иностранной валюты в первой половине года), значительные девальвационные ожидания экономических агентов и снижение привлекательности белорусского рубля как финансового инструмента привели к перманентному превышению спроса на иностранную валюту над ее предложением.
Поддержание при этом фиксированного курса белорусского рубля привело к постепенному сокращению валютных резервов Национального банка и началу нового этапа в развитии внутреннего валютного рынка, характеризовавшегося жестким административным государственным регулированием.
Второй этап развития рынка валютно-обменных операций
С 25 января 1996 года Указом Президента Республики Беларусь № 31 введена 100% обязательная продажа валютной выручки. Кроме того, с начала данного года начинается введение всевозможных ограничений на покупку иностранной валюты – от обязательного резервирования белорусских рублей за день до проведения биржевых торгов до ограничения целевой покупки иностранной валюты на биржевых торгах позициями «критического импорта».
Следует отметить, что с начала 1996 года на внебиржевом сегменте валютного рынка начинают формироваться «серый» и «черный» рынок, которые приняли на себя основную функцию по обслуживанию внешнеэкономической деятельности вне зависимости от установленных государством приоритетов.
Так, внебиржевой рынок резидентов активно включается в использование схем с проведением сделок покупки-продажи иностранных валют через конверсию, что позволяло избежать установленные курсовые ограничения. При этом особое развитие получает проведение сделок на внебиржевом рынке банков-нерезидентов, которое имело возможность оперировать вне нормативных ограничений Национального банка.
Тем не менее, административное ужесточение регулирования валютного рынка «набирало обороты», несмотря даже на снижение нормы обязательной продажи валютной выручки (до 50 % с 01.07.1996 и до 30 % с 02.06.1997). Запреты на использование банками Республики Беларусь «серых» схем, ограничение на объемы совершения сделок на внебиржевом сегменте валютного рынка не привели к повышению предложения иностранной валюты на биржевых торгах, а, напротив, способствовали формированию «черного» рынка внутри республики (осуществление сделок покупки-продажи иностранной валюты посредством перечисления эквивалентов через счета фирм-однодневок) и переносу основного объема безналичных валютно-обменных сделок на рынок банков-нерезидентов, неподконтрольный монетарным властям Беларуси.
Непоследовательные шаги по частной либерализации рынка, как, например, почти 50 % девальвация официального курса в январе 1997 года, а также начало осуществления в октябре 1997 года Национальным банком интервенций на рынке банков-нерезидентов (а также разрешение банкам республики на совершение таких операций в конце 1997 года) не привели к ожидаемому эффекту и фактически сохранили статус-кво на внутреннем валютном рынке.
Ситуация подошла к критическому порогу в 1998 году, когда вследствие стерилизации эмиссии через интервенции по продаже иностранной валюты в марте 1998 года величина чистых иностранных активов Республики Беларусь приняла отрицательное значение, а августовский финансовый кризис в России еще более усугубил положение, резко сократив поступление валютной выручки в Республику Беларусь.
Национальным банком были предприняты дальнейшие меры административного характера, проявившиеся в еще большем сокращении товарных позиций для приобретения иностранной валюты на биржевых торгах, фактическом запрещении функционирования внутреннего межбанковского валютного рынка, а также предпринятых мерах по сокращению операций на внебиржевом рынке банков-нерезидентов через ограничения на проведение платежей по внешнеэкономической деятельности на корреспондентские счета банков-нерезидентов. Кроме того, была установлена дополнительная обязательная продажа 10 % валютной выручки на торгах специально учрежденной дополнительной сессии биржи, курс которой несколько отличался от курса официальных торгов. В данных условиях «черный» внебиржевой валютных рынок получил очередной всплеск для развития. К концу 1998 году в Республике Беларусь существовало 6 валютных курсов.
В качестве главной цели валютной политики на 1999 год ставилась задача устранения разрыва котировок между курсами белорусского рубля на внутреннем и внешнем валютных рынках и переход к единому обменному курсу национальной валюты.
При проведении денежно-кредитной политики в целом и валютной, в частности, Национальный банк решал во многом взаимоисключающие задачи.
С одной стороны, необходимо было устранить диспропорции, сложившиеся на валютном рынке, и перейти к формированию единого курса белорусского рубля, что требовало проведения жесткой денежно-кредитной политики и девальвации официального курса белорусского рубля опережающими темпами по сравнению с инфляцией.
С другой стороны, на Национальный банк была возложена задача по обеспечению выполнения количественных ориентиров экономического роста и финансирования государственных программ, что повлекло за собой необходимость выделения значительных кредитных ресурсов. Одновременно стояла задача снижения темпов инфляции до 4-5% в месяц.
Фактически проводимая денежно-кредитная политика в результате характеризовалась расширением предложения денег для обеспечения потребностей экономики на фоне сдерживания снижения официального курса белорусского рубля. Предполагалось, что сдерживание девальвации официального курса позволит снизить инфляционные последствия быстрого роста предложения денег. Снижение официального обменного курса проходило в рамках, обозначенных протоколами заседаний Президиума Совета Министров Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 №152 «О некоторых мерах по координации деятельности Национального банка».
Девальвация средневзвешенного официального курса в 1999 г. составила 57,6% (203 050 белорусских рублей за доллар США на 01.01.1999 и 320 000 – на 01.01.2000). При этом прирост потребительских цен составил 251,2%. Таким образом, сдерживание девальвации официального курса оказалось неэффективным инструментом борьбы с инфляцией. Его неэффективность была обусловлена весьма низкой долей импорта, оплачиваемого за счет валюты, приобретаемой по официальному курсу, в общем объеме импорта.
Существовавшая разница между официальным курсом и курсами параллельных рынков, достигшая на конец года 200%, обусловливала невыгодность для субъектов хозяйствования обязательной продажи валютной выручки, норма которой составляла большую часть года 30% (с 11.10.1999 по 01.01.2000 – 40%). В результате в 1999 г. объем обязательной продажи снизился примерно на 21%, а доля обязательной продажи в валютной выручке снизилась с 21,9% в 1998 г. до 15% 1999г. При этом прирост поступлений валютной выручки на счета субъектов хозяйствования по сравнению с 1998 г. составил 21,4% на фоне общего сокращения экспорта в целом. Графики доли обязательной продажи иностранной валюты субъектами хозяйствованиями-резидентами на БВФБ в общем объеме валютной выручки, поступившей на их счета и динамика темпов прироста обязательной продажи валютной выручки субъектов хозяйствования-резидентов на БВФБ за период 1998-2000гг. приведены в Приложениях 3 и 4.
Таким образом, в целом задача выхода на единый обменный курс белорусского рубля в 1999 г. не была решена. При этом существовавшие диспропорции преодолевались за счет расширения объемов льгот по обязательной продаже валютной выручки и соответственного сокращения объемов обязательной продажи и сегмента официального обменного курса.
Формирование единого курса также было затруднено ростом импорта продовольствия вследствие неурожая; постепенным ростом цен на энергоносители; снижением экспорта в Российскую Федерацию, как результата кризиса 1998 года, и др.
Осознание Правительством и Национальным банком бесперспективности дальнейшего административного вмешательства в работу валютного рынка получило свое выражение в формировании новых подходов в валютной политике во второй половине 1999 года. Практическая реализация данных подходов послужила началом третьего этапа развития валютного рынка страны – его ре-либерализации.






