Развитие рынка валютно-обменных операций на третьем этапе

 

В конце 1999 г. Национальный банк реализовал часть пакета мер, направленных на либерализацию валютного рынка и выполнение поставленных Основными направлениями денежно-кредитной политики на 1999 год задач. Данные меры были реализованы в рамках Концепции денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь на IV квартал 1999 г. и 2000 год и включили в себя:

1.Отмену действовавших ограничений на внебиржевом валютном рынке. Письмом Национального банка от 03.12.1999 №31-06/7959 был установлен порядок, в соответствии с которым сделки купли-продажи иностранной валюты на внебиржевом валютном рынке проводились уполномоченными банками республики и предприятиями-резидентами без ограничения по суммам сделок. Курс сделок на внебиржевом валютном рынке формировался исходя из договоренности сторон;

2.Изменение принципов курсообразования на рынке наличной иностранной валюты. Либерализация курсообразования позволила резко увеличить объемы операций с наличной иностранной валютой на легальном сегменте валютного рынка и в более полной степени удовлетворять потребности в ней населения;

3.Постепенный отказ от поддержания завышенного курса белорусского рубля на рынке нерезидентов;

4.Временное приостановление выдачи Главными управлениями Национального банка лицензий на осуществление розничной торговли и оказание услуг гражданам за иностранную валюту в целях снижения уровня долларизации экономики, а также уменьшения потребностей населения в иностранной валюте (постановление Правления Национального банка от 25.11.1999 №25.11 ''О валютных операциях'' (пункт 11.3);

5.Принятие совместного постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь «Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь» от 29.12.1999 №2031/45, в соответствии с которым белорусские юридические лица и предприниматели могли производить расчеты в белорусских рублях по экспортным операциям без ограничений.

Реализованные в конце 1999 – начале 2000 г. меры положительно повлияли на состояние валютного рынка Республики Беларусь, позволив несколько сократить разрыв между официальным курсом и курсом на других секторах рынка за счет стабилизации последних и девальвации на уровне инфляции официального курса белорусского рубля.

В 1999 году была разработана Концепция денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь на IV квартал 1999 г. и 2000 год, призванная решить задачи по переходу на единый обменный курс белорусского рубля на основе политики «скользящей фиксации». В течение первого этапа Концепции предусматривалось обеспечить постепенное сближение обменных курсов на всех сегментах валютного рынка. На втором этапе планировалось сформировать единый курс белорусского рубля.

В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2000 год и Концепцией денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь на IV квартал 1999 г. и 2000 год Национальный банк осуществил реализацию комплекса мер, направленных на стабилизацию ситуации на валютном рынке Республики Беларусь. В рамках решения данной задачи была ликвидирована множественность обменных курсов белорусского рубля, а также проведена либерализация условий функционирования валютного рынка.

В числе проведенных мероприятий можно выделить следующие:

девальвация официального курса белорусского рубля на 268,8% с 320 рублей за доллар США на 01.01.2000 до 1180 рублей за доллар США на 01.01.2001;

расширение сферы использования белорусских рублей во внешней торговле посредством снятия ряда ограничений по оплате экспортно-импортных контрактов. Совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29.12.2000 №2031/45 были сняты ограничения на оплату экспорта в белорусских рублях, совместными постановлениями от 26.05.2000 №760/26 (медикаменты) и 20.09.2000 №1448/48 (остальные позиции) - ограничения на оплату импорта белорусскими рублями;

принятие мер по ограничению использования иностранной валюты на территории Республики Беларусь. Были ограничены выдача разрешений на расчеты в СКВ между субъектами хозяйствования Республики Беларусь, а также выдача в 2000 году и предусмотрен отзыв с 01.01.2001[1] лицензий на осуществление розничной торговли и оказание услуг населению за СКВ (за исключением узкого перечня);

принятие мер по совершенствованию условий функционирования внутреннего валютного рынка страны, включая разрешение банкам приобретать иностранную валюту на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» от своего имени и за свой счет (постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 21.11.2000 №31.2г) и др.

Реализация вышеуказанных мероприятий позволила добиться значительного улучшения ситуации на валютном рынке и в экономике в целом.

14.09.2000 года были объединены основная и дополнительная торговые сессии ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». При этом было отменено нормативное распределение предложения иностранной валюты на торгах по товарным группам, определяемым решениями Президиума Совета Министров. Одновременно курс на рынке нерезидентов действиями Национального банка был плавно девальвирован до уровня межбанковского рынка резидентов, который также незначительно отличался от курса биржевого сегмента.

Таким образом, была ликвидирована множественность валютных курсов, а также установлена возможность равного доступа на любой из сегментов валютного рынка для всех импортеров. Курс белорусского рубля начал формироваться на основе спроса и предложения и регулироваться Национальным банком преимущественно косвенными инструментами денежно-кредитной политики. Данная политика привела к экономической нецелесообразности уклонения субъектами хозяйствования от репатриации и от обязательной продажи валютной выручки.

В этой связи в январе-ноябре 2000 года в сравнении с аналогичным периодом 1999 года наблюдался значительный рост объема операций на внутреннем валютном рынке (+35%), а также поступлений валютной выручки (+11%).

При этом яркой отличительной чертой успеха проводимой валютной политики явился рост относительной доли продаваемой на рынке валютной выручки с 24,4% в среднем в январе-ноябре 1999 года до 35,5% в соответствующем периоде 2000 года.

Вместе с тем Национальный банк предпринял меры по переводу основного объема операций с иностранной валютой (кроме операций с населением) на торги ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», определив формирование официального курса белорусского рубля по результатам биржевых торгов. Для этого были введены ограничения на объемы совершения сделок на внебиржевом валютном рынке, а также запрещены трехсторонние сделки (клиент - обслуживающий банк - клиент). Указанные меры позволили значительно увеличить объемы биржевого сегмента валютного рынка.

Либерализация условий функционирования рынка наличной иностранной валюты позволила значительно увеличить обороты последнего (более чем в 3,8 раза по сравнению с январем-ноябрем 1999 года) и полноценно удовлетворять потребности населения в иностранной валюте.

При этом удалось значительно сузить сферу действия "черного" рынка, как наличного, так и безналичного, который в настоящее время во многом утратил свою роль индикатора рыночного спроса и предложения, как это было в 1996-1998 гг., и больше ориентируется на удовлетворение потребности т.н. "серой" экономики.

Значительную роль в нормализации ситуации на рынке наличной иностранной валюты сыграло разрешение банкам приобретать валюту на бирже от своего имени и за свой счет, что позволило организовать постоянный перелив валюты между различными сегментами валютного рынка и, соответственно, быстрее реагировать на возникающие дисбалансы.

В процессе осуществления мероприятий по либерализации валютного рынка значительно выросли чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования: за 2000 год данный показатель увеличился на 189%.

Кроме того, предпринятые меры по либерализации валютного рынка повысили доверие к белорусскому рублю как финансовому инструменту со стороны банков-нерезидентов, и привели к значительному росту объема данного сегмента валютного рынка. Так, в течение 2000 года остатки в белорусских рублях на корреспондентских счетах банков-нерезидентов выросли с 5 млн. долларов США в эквиваленте до 20 млн. долларов США. Кроме того, российские и прибалтийские банки начали активно открывать позиции в белорусских рублях, используя их для депонирования в белорусских банках. Высокая доходность (более 30 % годовых по долларам США) еще больше расширила объемы данного сегмента валютного рынка. Об усилившейся роли данного сегмента свидетельствует тот факт, что остатки на корреспондентских счетах банков-нерезидентов одно время приняли на себя роль основного инструмента ресурсной поддержки системообразующих банков в период «налоговых» дней.    

Таким образом, проводимая Национальным банком в 2000 году денежно-кредитная и валютная политика способствовали серьезному наращиванию показателей активности валютного рынка и устранению курсовых диспропорций, искажавших условия деятельности субъектов хозяйствования, а также оказали благоприятное влияние на макроэкономическую ситуацию в стране.

Предсказуемость динамики обменного курса значительно уменьшила валютные риски как для банков, так и для субъектов хозяйствования и увеличила степень точности и длительности горизонта планирования деятельности.

Дальнейшее продолжение данной политики развития валютного рынка нашло отражение в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2001 год.

Для обеспечения макроэкономической и финансовой стабилизации национальной экономики конечной целью денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь в 2001 году было определено ограничение инфляционных процессов на уровне не более 2,5-3,5% в среднем за месяц. При этом в качестве приоритетной задачи ставилось обеспечение плавной предсказуемой динамики единого курса на всех сегментах валютного рынка. В связи с этим достижение определенного курса белорусского рубля явилось задающим по отношению к другим составляющим денежно-кредитной политики. Денежное предложение при этом планировалось поддерживать на уровне, обеспечивающем достижение намеченной динамики обменного курса белорусского рубля.

Во исполнение Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации о мерах по созданию условий для введения единой денежной единицы, Правительство и Национальный банк Республики Беларусь заявили о начале в 2001 году нового этапа экономической и валютной интеграции двух стран и переходе Национального банка к политике привязки белорусского рубля к российскому рублю.

Основой реализации данной политики должна была стать фиксация сложившегося на конец 2000 года номинального обменного курса белорусского рубля к российскому рублю и его последующее поддержание на уровне, обеспечивающем, в основном, стабильность реального курса белорусского рубля относительно российского.

В качестве важнейших мероприятий данного этапа были определены дальнейшая унификация принципов и механизмов установления обменных курсов белорусского рубля и российского рубля к иностранным валютам и поэтапная стабилизация белорусского рубля на базе привязки к российскому рублю с объявлением параметров изменения на предстоящий квартал 2001 г. В целом в 2001 году девальвация белорусского рубля к российскому рублю была определена как 2,5-3 процента в среднем за месяц.

Национальный банк в 2001 году поддерживал политику равных условий доступа резидентов Республики Беларусь на все сегменты валютного рынка, включая ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа". При этом в целях обеспечения минимального уровня предложения иностранной валюты в 2001 году был сохранен институт обязательной продажи части валютной выручки на торгах ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа".

Кроме того, в 2001 году Республика Беларусь присоединилась к статье VIII Устава МВФ, продекларировав тем самым свободную конвертируемость белорусского рубля по текущим операциям.

Помимо этого, Национальный банк определил свою стратегию поведения на внутреннем валютном рынке в рамках новых целевых задач валютной политики. Так преимущественное направление получило проведение интервенций на биржевом сегменте валютного рынка, ввиду его курсообразующей функции. При этом в основном проводились интервенции по продаже иностранной валюты в целях обеспечения плавной и предсказуемой динамики курса белорусского рубля. В результате по итогам года на данном сегменте у Национального банка сложилось отрицательное сальдо покупки-продажи иностранной валюты (более 300 млн. долларов США). Тем не менее, общее сальдо покупки-продажи иностранной валюты на всех сегментах валютного рынка сложилось положительным и составило 12,5 млн. долларов США. 

Операции Национального банка на внебиржевом сегменте были подчинены двум целям:

поддержание текущей ликвидности банковской системы через покупку валюты на внебиржевом рынке банков-резидентов (приоритет финансирования через данные операции был определен Принципами регулирования ликвидности банковской системы в 2001 году);

сглаживание резких курсовых колебаний в случае возникновения временных дисбалансов спроса и предложения на внебиржевом рынке банков-нерезидентов (вместе с тем, учитывая перманентное расширение объемов указанного сегмента в 2001 году, покупка Национальным банком иностранной валюты на данном рынке явилась основным источником, сформировавшим положительное сальдо по все операциям Национального банка в 2001 году).

Кроме того, в целях дальнейшей либерализации валютного рынка страны и развития отдельных его сегментов Национальный банк снял с июля 2001 года ранее установленные ограничения на операции на внебиржевом валютном рынке и разрешил беспрепятственный доступ банков-резидентов на внебиржевой валютный рынок банков-нерезидентов. Кроме того, нерезидентам было разрешено осуществлять покупку иностранной валюты со счетов типа «Т», открытых в банках Республики Беларусь. Таким образом, была организована возможность постоянного перелива валюты между различными сегментами валютного рынка и, соответственно, быстрого реагирования на возникающие дисбалансы.

Заложенные в 2001 году принципы развития валютного рынка Республики Беларусь сохранились неизменными и в первой половине 2002 года.

Таким образом, на мой взгляд, развитие валютного рынка Республики Беларусь можно условно разделить на три этапа: формирования и постепенной либерализации; жесткого административного регулирования; период релиберализации валютного рынка, который продолжается в настоящее время.

Полагаю, что в качестве основных отрицательных последствий второго этапа можно выделить дисбалансы в структуре валютного рынка, искажение экономической отчетности, «вымывание» оборотных средств предприятий увеличение размеров утечки капитала за пределы Республики Беларусь.

На мой взгляд, что именно указанные выше экономические последствия привели Правительство и Национальный банк к пониманию бесперспективности продолжения политики жесткого административного регулирования валютного рынка и подтолкнули его к постепенной либерализации.

Таким образом, а также вследствие давления Международного валютного фонда и Центрального банка Российской Федерации в ближайшее время, на мой взгляд, проводимая политика либерализации валютного рынка останется неизменной.     

 

2.2. Современные проблемы валютно-обменных операций на безналичном рынке РБ и пути их решения

Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002 год в качестве основного ориентира валютной политики предусмотрено проведение плавной девальвации официальный обменный курс белорусского рубля на начало 2003г. относительно российского рубля до 59,05-60,95 рубля за 1 российский рубль и доллара США – до I 860 - 1 920 рублей за 1 доллар США.

Прогнозируемую динамику официального курса белорус­ского рубля призваны обеспечить мероприятия единой государственной денежно-кредитной политики. Сглаживания амплитуды колебаний курса белорусского рубля и ограничения влияния факторов вре­менного действия осуществляются посредством проведения Национальным банком интер­венции. При этом интервенции Национального банка на биржевых торгах являются ос­новным инструментом реагирования текущего уровня официального об­менного курса белорусского рубля в краткосрочном периоде. Интервенциям Национального банка на внебиржевом рынке отведена роль, главным образом, регулирования ликвидности банковской системы.

Хотя Основные направления акцентируют поддержание динамики официального курса бело­русского рубля на основе проведения политики гибкой привязки белорусского рубля в первую очередь к российскому рублю, на практике проводимые Национальным банком операции ориентированы преимущественно на обеспечение заданного курса белорусского рубля к доллару США.

В целях обеспечения минимального уровня предложения иностранной валюты на торгах ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" в 2002 году будет сохранен институт обязательной продажи валютной выручки. Хотя Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002 год и декларируют при формировании достаточных для поддержания стабильности курса белорусского рубля золотовалютных резервов государства и Стабилиза­ционного валютного фонда возможность полной отмены (или снижения нормы) обязательной продажи валютной выручки в российских рублях, реализация данной меры в 2002 году на практике представляется мало реальной.

Вместе с тем дальнейшее развитие и дальнейшая либерализация валютного рынка Республики Беларусь находятся в прямой зависимости оттого, насколько успешно государству удастся решить стоящие перед ним проблемы в области денежно-кредитной и валютной политике.

Специфической особенностью ситуации в Республике Беларусь является стабилизация финансовой системы без серьезных структурных преобразований в экономике и в отсутствие сбалансированной налогово-бюджетной политики.

Мировая практика свидетельствует о невозможности долгосрочного поддержания такой стабилизации – ее неизбежным концом является девальвация и полный либо частичный дефолт государства (из наиболее недавних примеров - Россия 1998 года и Аргентина 2002 года).

Основная опасность возникновения дисбалансов на валютном рынке в настоящее время связана с последствиями мероприятий государственного регулирования.

В качестве потенциально возможных факторов дестабилизации ситуации можно выделить следующие:

а) политика доходов;

б) процентная политика;

в) текущее состояние реального сектора и банковской системы.

Проходимая в 2000-2001 гг. политика в области доходов характеризовалась стремительным ростом реальных доходов населения.

Так, в 2000 году реальные денежные доходы населения увеличились на 18%, а в 2001 году — еще на 25,2%. При этом доля заработной платы, социальных трансфертов и ВВП увеличилась с 43% в 1995 году до 46% в 2000 году.

Валютный эквивалент доходов населения по заработной плате и социальным трансфертам возрос с примерно 230 млн. долларов США в январе 2000 года до 558 млн. долларов США к октябрю 2001 года.

Рост доходов населения и направления их приложения стали весомыми факторами, оказывающими влияние на состояние внутреннего валютного рынка Республики Беларусь. Объем спроса населения на валюту с начала второго полугодия 2001 года перешагнул отметку в 100 млн. долларов США в месяц. При этом в целом за 2001 год превышения покупки населением иностранной валюты над ее продажей на наличном валютном рынке превысило 400 млн. долларов США.

По итогам января-октября 2001 года население на цели приобретения иностранной валюты направило около 7,4% доходов по заработной плате и социальным трансфертам. Для сравнения: прирост рублевых средств на счетах населения в банках составил в отчетном периоде только 2,3% доходов по заработной плате и социальным трансфертам.

Вместе с тем структура сделок по покупке населением иностранной валюты позволяет утверждать, что данный разрыв связан отнюдь не с предпочтением иностранной валюты белорусскому рублю в качестве средства сбережения. Значительная часть приобретаемой иностранной валюты направлялась на финансирование потребительского импорта вследствие отставания темпов роста производства и реализации отечественных товаров народного потребления. При росте в январе—октябре 2001 года реальных денежных доходов населения на 23,3% и розничного товарооборота на 19,8% объем производства потребительских товаров увеличился лишь на 5,6%. При этом в экономике наблюдались тенденции роста запасов готовой продукции. Так, например, запасы готовой продукции в пищевой промышленности возросли в сопоставимых ценах за 2001 год примерно на 63%.

Таким образом, в настоящее время политика роста доходов населения не сопровождается адекватной политикой обеспечения растущей покупательной способности надлежащим предложением отечественных товаров, что стимулирует рост импорта и спроса на иностранную валюту. Проводимая процентная политика оказывает определенное сдерживающее влияние на величину проявления роста доходов населения на валютном рынке.

Процентная политика Национального банка Республики Беларусь с 2000 года нацелена на обеспечение положительных в реальном выражении ставок по инструментам в национальной валюте, одновременно превышающих темпы девальвации курса белорусского рубля.

Так, в 2000 году средняя реальная месячная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам населения в национальной валюте составила 3,1%, юридических лиц - 0,5%. В январе-ноябре 2001 года - 3,9% и 1,5 % соответственно.

При этом средняя реальная месячная процентная ставка по вновь выданным кредитам (без кредитов межбанковского рынка и кредитов, выданных за счет ресурсов Национального банка и Правительства) юридическим лицам составила в 2000 году — 1,8%, в январе--ноябре 2001 года--3,2%.

Одновременно номинальные ставки по данным инструментам существенно превышали темпы девальвации курса белорусского рубля. Так, например, в январе-­ноябре 2001 года при девальвации официального курса в 33,9% номинальная годовая ставка по вновь выданным кредитам юридическим лицам (без кредитов межбанковского рынка и кредитов, выданных за счет ресурсов Национального банка и Правительства) составила 75,5% годовых, номинальная годовая ставка по вновь привлеченным депозитам физических лиц — 84%. Средние по экономике процентные ставки по кредитам в национальной валюте (с учетом выданных за счет ресурсов Национального банка и Правительства) для промышленности постепенно снижались в январе—ноябре с 81,9% до 63,6.

Существование разницы в 40—50 процентных пунктов между ставками по инструментам в национальной валюте и темпами девальвации курса белорусского рубля привело к формированию в экономике следующих тенденций:

быстрому росту депозитов населения в национальной валюте. Если на начало 2000 года сумма средств населения в белорусских рублях на счетах до востребования и срочных депозитах составляла в эквиваленте 36 млн. долларов США, то на начало 2001 года — 95,6 млн. долларов США, а на начало 2002 года - уже 200,6 млн. долларов США.

росту присутствия нерезидентов на белорусском финансовом рынке. Если в начале 2001 года объем средств нерезидентов на корреспондентских и депозитных счетах колебался на уровне около 15—20 млрд. рублей, то на начало 2002 года он превысил отметку о 50—60 млрд. рублей. Кроме того, данная ситуация оказывает определенное негативное влияние на финансовое состояние экономики.

В 2001 году напряженность финансового состояния предприятий по сравнению с 2000 годом заметно усилилась. Рост производства продукции, товаров, работ и услуг в экономике в целом и в большинстве ее отраслей сопровождался ухудшением финансовых показателей.

В целом по экономике реальная балансовая прибыль предприятий снизилась в 2001 году на 36,9%. Опережающий рост затрат на производство и сбыт продукции относительно динамики прибыли от реализации обусловил снижение рентабельности. В целом по экономике рентабельность продукции снизилась с 13,1% в 2000 году до 8,2% в 2001 году. При этом в отличие от 2000 года в 2001 году наблюдалась четко выраженная тенденция снижения месячной рентабельности продукции с 10,3% в январе до 4,7% в декабре.

Особую озабоченность в данном случае вызывает тот факт, что по некоторым товарам цены уже достигли предельного уровня реализации и их дальнейшее повышение при наличии более дешевых и качественных импортных товаров может привести к потерям в выручке и прибыли.

Негативные тенденции показателей эффективности производства привели к осложнению финансового состояния.

Так, например, обеспеченность предприятий собственными оборотными средствами в целом по отраслям экономики на 01.10.2001 составила 10,6%, в том числе в промышленности — 7,2% (при нормативе 30%), торговле и общественном питании — 2.2% (при нормативе 10%),

Показатель текущей платежеспособности предприятий в целом по экономике снизился с 19,7% на начало 2001 года до 14% на 01.01.2002.

Результатом выше описанных процессов стало снижение в 2001 году инвестиций в основной капитал на 6,1 % по сравнению с 2000 годом, в том числе по объектам производственного назначения — на 0,8%, непроизводственного - на 13,4%. При более чем 70-процентной изношенности основных фондов тенденция постоянною снижения инвестиций означает "проедание" будущего.

Нарастание проблем в реальном секторе означает также повышение риска неустойчивости банковской системы, которая в настоящее время характеризуется:

снижением рентабельности;

достаточно высоким уровнем "плохих" кредитов в кредитном портфеле банков в иностранной валюте (по состоянию на начало 2002 года -- 24%);

снижением чистых иностранных активов банков за 2001 год на сумму более 100 млн. долларов США.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующее выводы:

1. Основной уязвимой точкой национальной экономики является крайне слабое финансовое состояние предприятий на фоне высокой степени изношенности основных фондов и низкого уровня инвестиций. Денежная эмиссия, которая может потребоваться для решения проблем реального сектора, способна стать важным дестабилизирующим фактором на валютном рынке. В настоящее время функционирование производственной сферы обеспечивается при недостаточном уровне инвестиционной активности, однако, в долгосрочном плане данный путь является тупиковым. Сильная взаимосвязь реального сектора с банковской сферой потенциально способна дестабилизировать и работу банков.

2. К отдельным всплескам нестабильности может приводить реализуемая политика доходов. Несоответствие темпов роста отечественного товарного предложения растущим доходам населения стимулирует импорт и порождает проблему приложения свободных ресурсов населения.

3. Накопленный уровень рублевых сбережений населения и нерезидентов значительно превышает величину чистых иностранных активов Национального банка. Изменение настроений владельцев данных активов также способно генерировать нестабильность на рынке. Проблема усугубляется тем, что данные привлеченные средства используются неэффективно вследствие низкой рентабельности производственного сектора. Существующая разница в процентных ставках по инструментам в рублях к темпам девальвации официального курса, усугубляя проблемы производственной сферы и банков, не может сохраняться постоянно.

Серьезность возможного дестабилизирующего влияния данных проблем на валютный рынок показала ситуация сложившаяся в январе 2002 года. Вследствие массированной кредитной поддержки банковской системой предприятий и бюджета на погашения задолженности по заработной плате в течение первой декады января на внутреннем валютном рынке наблюдался ажиотажный спрос на иностранную валюту со стороны субъектов хозяйствования и населения. В целях поддержания курса белорусского рубля Национальный банк был вынужден по сути в течение 4 рабочих дней осуществить интервенции по продаже иностранной валюты на сумму 41 млн. долларов США.

Следует отметить, что, несмотря на соблазн административного воздействия на ситуацию, Национальному банку удалось стабилизировать работу валютного рынка исключительно рыночными методами.

Тем не менее, при повторении данной ситуации в будущем (а нерешенность изложенных выше проблем реального сектора и политика доходов гарантируют неизбежность периодических повторений ситуаций подобного рода) монетарным властям с каждым разом все сложнее будет удержаться от применения административного воздействия на рынок. Применение же данных мер способно привести к кризису доверия экономических агентов к финансовым властям, что, в свою очередь, перечеркнет результаты проводимой политики либерализации валютного рынка и приведет к еще большей дестабилизации рынка.    

Таким образом, проблемы валютного рынка страны в ближайшее время будут связаны со среднесрочными эффектами государственных мероприятий. В частности, Национальный банк возлагает особые надежды на Программу повышения реального спроса экономики Республики Беларусь на деньги в 2002 году.

Вместе с тем полноценное решение данных проблем, а, следовательно, и долгосрочный характер финансовой стабилизации, и развитие валютного рынка могут обеспечить лишь решительные действия государственной власти по структурной перестройке экономики: крупномасштабная приватизация государственной собственности, сокращение государственных расходов и обеспечение сбалансированного государственного бюджета, реальные меры по либерализации экономических условий и привлечению иностранных инвестиций.

Учитывая вышеизложенное можно сделать следующие выводы о перспективах развития валютного рынка:

Дальнейшее развитие валютного рынка Республики Беларусь напрямую зависит от возможности возникновения в дальнейшем дисбалансов вследствие мероприятий государственного регулирования.

На мой взгляд, ввиду тесной взаимосвязи денежно-кредитной и валютной политики факторы, способные привести к дестабилизации валютного рынка, находятся в макроэкономической плоскости, и основными из них являются политика доходов, процентная политика и текущее состояние реального сектора и банковской системы.

Негативные тенденции в данных сферах способны подтолкнуть монетарные власти к дополнительной денежной эмиссии для разрешения их последствий, либо даже привести к частичному либо полному дефолту.

Мне кажется, что основной причиной этого является имеющая место финансовая стабилизация, произошедшая без реформирования макроуровня, (т.е. «финансовая стабилизация ради финансовой стабилизации»), и обострившая тем самым проблемы реального сектора и несбалансированной бюджетно-налоговой политики.  

Таким образом, на мой взгляд, гарантией дальнейшего цивилизованного развития валютного рынка должны являться решительные действия государственной власти по структурной перестройке экономики: крупномасштабная приватизация государственной собственности, сокращение государственных расходов и обеспечение сбалансированного государственного бюджета, реальные меры по либерализации экономических условий и привлечению иностранных инвестиций.

  

       

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: