Фирма в системе рыночных отношений

 

В данном параграфе мы рассмотрим такие понятия как «фирма», «предпринимательство», определимся с целями фирмы, ее видами.

В современной экономи­ке именно фирмы производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности людей. Термины «фир­ма» и «предприятие» тождественны, однако особенность за­ключается в том, что фирма может состоять из нескольких предприятий. В этой связи можно дать следующее определе­ние: фирма — это объединение однородных или смежных предприятий, использующее ресурсы для производства това­ров и услуг с целью получения прибыли. Как пишет В.Д. Камаев[17], достижение этой це­ли возможно посредством реализации набора целевых уста­новок тактического и стратегического характера:

• увеличение объема продаж;

• достижение более высоких темпов роста;

• увеличение доли рынка;

• увеличение прибыли по отношению к вложенному ка­питалу;

• увеличение дохода на акцию компании (если это акцио­нерная компания);

• увеличение рыночной стоимости акций (если это от­крытое акционерное общество);

• изменение структуры капитала.

Как пишет В.Д. Камаев[18], поведенческие теории фирмы исходят из того, что фирма одновременно преследует со­вокупность целей (интересов), таких как:

1) интересы рабочих, стремящихся к высокой оплате труда, хорошим условиям труда, тех­нологической безопасности, повышению ква­лификации и профессиональному росту и т.д.;

2) интересы менеджеров, стремящихся к власти, повышению своего социального статуса, карье­ре, росту доходов и так далее;

3) интересы акционеров, желающих получить максимально высокие дивиденды;

4) интересы высшего руководства фирмы, кото­рое стремится улучшить экономические пока­затели финансово-хозяйственной деятельно­сти предприятия, укрепить конкурентные позиции фирмы на рынке.

В рыночной экономике фирмы образуют сектор коммерчёских организаций или предпринимательский сектор. Предприниматель - это менеджер-новатор, который ведет собственное дело, как индивидуальное, так и кол­лективное, имея в нем свою долю собственности или используя заемный капитал.

Авторы Интернет-словаря Глоссарий.ru пишут: «Предпринимательская деятельность - по законодательству РФ - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права» [19].

 Как пишет В.Д. Камаев[20], предпринимательской деятельности присущи специфи­ческие черты, которые иногда трактуются как принципы предпринимательства.

1. Предприниматель выступает как самостоятельно хозяйствующий субъект, ведущий собственное дело. Это самостоятельно функционирующий товаропроизво­дитель.

2. Предпринимательской деятельности присущ риск, т.е. вероятность возникновения убытков, недополучения доходов или даже разорения. Риск обычно считают обо­ротной стороной свободы и независимости предпринима­тельства. Причины риска - непредсказуемость рыночной среды и новаторский характер предпринимательства. Риск может быть производственным, коммерческим и финан­совым. Основной формой избегания риска является стра­хование.

3. Предпринимательская деятельность предполагает материальную ответственность за свое дело. Эта от­ветственность может быть или в пределах всего имуще­ства, или в пределах пая, или в объеме пакета акций.

4. Предпринимателю присущ динамичный стиль жизни, что обусловлено жесткой конкурентной борьбой как среди самих предпринимателей, так и между предпринимателями и наемными работниками.

5. Предпринимательская деятельность имеет цель, на­правленность. Социально-экономические аспекты направленности предпринимательской деятельности проявляются в фун­кциях, которые она выполняет в жизни общества:

• удовлетворение потребностей рынка, рост производ­ства на микро-, и макроуровне;

• перераспределение ресурсов и создание такой струк­туры национального хозяйства, которая отвечает рыноч­ным потребностям;

• появление и развитие новых направлений в самых раз­личных сферах экономической и социальной жизни;

• привлечение наемных работников к управлению и др.

Таким образом, предпринимательство проникает во все сферы эко­номической и социальной жизни общества: в произ­водство, коммерцию, сферу финансов, информатику, те­невую экономику, мир искусства и духовных ценностей.

Как говорит В.М. Гальперин[21], результативность предпринимательской деятельнос­ти зависит от многих факторов, которые условно можно разделить на две группы: внутренние, зависящие от са­мого предпринимателя, и внешние, объективно от пред­принимателя не зависящие. Внутренние факторы: идея заняться предпринимательской деятельностью; наличие какого-либо преимущества (например, глубокое знание маркетинга); умение управлять, знание организации производства, труда и управления; умение использовать интеллектуальный потенциал работников фирмы; рационализм в использовании времени; личные качества (общительность, великодушие, смелость, упор­ство и т.п.); обучение предпринимательству, экономике, финансам; искусство общения и т.д.

Внешние факторы: окружающая рыночная среда; законодательные основы общества, экономическая, финансо­вая и налоговая политика государства; общественно-поли­тическая и морально-нравственная макроэкономическая среда.

Выделяют субъекты и объекты предпринимательства. К субъектам предпринимательства относятся частные лица, акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и государство. К объектам — любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-заку­почная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

Содержание хозяйственной деятельности позволяет вы­делить виды предпринимательства.

Производственное предпринимательство — деятель­ность, направленная на осуществление производства товаров и услуг, информации, духовных ценностей. Производство в данном виде предпринимательства выступает основной функцией.

Коммерческое предпринимательство не связано с про­изводством, а основано на операциях и сделках по пере­продаже товаров и услуг. Прибыль представляет собой раз­ницу между ценой продажи данного товара и ценой на его приобретение.

Финансовое предпринимательство — разновидность коммерческого предпринимательства, только объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги.

Посредническое предпринимательство состоит в соеди­нении заинтересованных сторон во взаимной сделке. За данную услугу предприниматели-посредники получают доход.

Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматели, оказывающие подобные услуги, по­лучают страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая. Данный вид предпринима­тельства представляет собой особую форму финансового предпринимательства.

Предпринимательство имеет свою организационную структуру. По формам собственности предприятия (фирмы) подразделяются на частные и государственные. Частные фирмы существуют либо как полностью самостоятельные, либо в виде объединений. Частные фирмы свободны в вы­боре наиболее доходной сферы своей деятельности, не име­ют строгих рамок в отношении объемов бизнеса, не ограни­чены твердой ценой. Государственные предприятия – это такие, на которых государственные органы обладают более 50 % капитала[22].

По признаку доминирующего фактора производства различают трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие и наукоемкие предприятия.

Индивидуальными предпринимателями признаются от­дельные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, но без образования юридического лица.

Помимо коммерческих предприятий (фирм), действуют также и некоммерческие фирмы. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, благотворитель­ных фондов, общественных и религиозных организаций, учреждений.

Коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности и защиты общих иму­щественных интересов могут создавать объединения в фор­ме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

—  фирма –  это объединение однородных или смежных предприятий, использующее ресурсы для производства то­варов и услуг с целью получения прибыли;

— признаки предпринимательства: риск, инициатива, предприимчивость, самостоятельность, ответственность, активность;

— выделяют следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредни­ческое, страховое;

— по правовому статусу выделяют хозяйственные това­рищества и общества, производственные кооперативы, го­сударственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, мы убедились в том, что фирма играет большую роль в рыночной экономике. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Выполнив исследование по теме «Субъекты рынка и их характеристика», мы пришли к выводу, что государство, домохозяйства и фирмы являются неотъемлемыми участниками в условиях рыночной экономики.

Цель работы состояла в изложении основных функций рыночных субъектов и определении значения этих субъектов в экономике, а также в изучении основных понятий, относящихся к рыночным субъектам.

Задачи данной работы сводились к определению причин неотъемлемого участия субъектов рынка в условиях рыночной экономики.

В общей форме можно сказать, что субъектами рыночных отношений являются свободные товаропроизводители. Ими могут быть индивидуальные частные производители товаров и услуг, кооперативы, а также мелкие, средние и крупные предприятия. Оставляя в стороне такие важные отличительные черты, как их масштабы, формы организации, структуру собственности и сферу деятельности, можно отметить прежде всего основные условия, делающие их полноправными субъектами рыночных отношений.

Во-первых, движущий мотив их деятельности — постоянное извлечение прибыли или дохода в процессе движения и роста капитала.

Во-вторых, условием их функционирования является самостоятельность в действиях. Это — самостоятельность в использовании имущества, в определении производственной программы, в выборе поставщиков и потребителей, в формировании цен и распоряжении доходами, остающимися после уплаты налогов.

И наконец, в-третьих, это — экономическая ответственность за результаты хозяйствования, причем не только текущими доходами, но и капиталом. Чем более полно соблюдаются  названные условия, чем меньше государство определяет экономическое поведение субъекта, тем в большей степени экономика регулируется посредством рыночных отношений. 

Естественно, что полной свободой действий не обладает ни один субъект даже в развитой рыночной экономике. Он действует в системе юридических правил и ограничений, а также постоянно ориентируется на экономическую политику государства. Еще в меньшей степени достигаются эти условия в переходной экономике. Поэтому нельзя сказать, что функционирующие в переходный период, например в России, предприятия обладают названными характеристиками.

В российской экономике государственный сектор еще долго будет играть большую роль, поэтому существование рыночных субъектов должно предполагать не только стимулирование частного предпринимательства, но и преобразование государственных предприятий. Суть этих преобразований состоит в том, чтобы разграничить права и обязанности госпредприятий, в значительной степени вывести эти предприятия из под государственной опеки, создать экономические и правовые предпосылки для их экономической ответственности за результаты хозяйственной деятельности вплоть до банкротства и закрытия, уравнять предприятия всех форм собственности в отношении предпринимательского риска.

Основными субъектами рыночной экономики являют­ся домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одно­временно поставщиками экономических ресурсов. Фир­мы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою оче­редь, потребительские товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения.

В рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения. Спрос порождает пред­ложение, а предложение влияет на спрос. Домашние хозяйства предъявляют спрос на товары, продающиеся на потребительских рынках, и таким образом несут расходы на удовлетворение своих потребностей. Фирмы, путем продажи товаров и услуг домохозяй­ством получают выручку, часть которой идет на закупку ресурсов, необходимых для производства данных благ. В свою очередь домохозяйства поставляют необходимые для производства благ ресурсы фирмам (труд, землю, капитал, предпринимательские способности) получая за это денежные доходы, которые опять идут на покупку эко­номических благ на потребительском рынке. Таким образом, реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов.

Роль го­сударства в современном мире весьма многообразна, так как оно влияет как на агентов рыночной экономики, так и на рынки продуктов, факторов производства, кредита. Домашние хозяйства и фирмы платят в пользу государ­ства налоги, получая от него, в свою очередь, трансферт­ные платежи и субсидии. Кроме этого, правительство осу­ществляет на всех рынках крупные закупки как потребительского, так и производственного характера.

Подводя итог проведённому анализу, можно сказать, что поставленная изначально цель, заключающаяся в объективном изложении основных идей и сути взаимодействия субъектов рыночных отношений, учитывая актуальность исследуемой темы, а также в изучении основных понятий, относящихся к рыночным субъектам была достигнута путём последовательного повествования, начиная с раскрытия базового для нашего исследования понятия “рынок”,  где мы разобрали основные положения и рассмотрели механизм функционирования рынка, к конкретному и детальному разрешению основной задачи данной работы, которая сводилась к определению причин их неотъемлемого участия в условиях рыночной экономики.




double arrow
Сейчас читают про: