Государство как субъект рыночных отношений

 

В данном параграфе мы рассмотрим роль государства в экономической жизни общества, его функции и характеристики.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остро дискуссионным вопросом экономической науки. Функция государства как ведущего субъекта экономи­ческой политики заключается в том, чтобы оно - на осно­вании своей власти - могло связывать между собой инте­ресы различных групп, побуждать их проявлять свою активность в сторону определенных единых целей.

По мнению авторов сайта Studentnet.ru[9], государство как рыночный субъект характеризуется тремя признаками.

1. Регулирующий субъект. Роль государства в меха­низме рыночной экономики - основная проблема совре­менной экономической теории.

2. Внерыночное происхождение государственного дохода. «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет ко­торого осуществляются расходы. Следовательно, государ­ство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость состоит в том, что природа государственного дохода уникальна - если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государ­ства возникает как результат неэкономических действий - как следствие перераспределения части доходов «пер­вичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать го­сударство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

Следовательно, доход государства - не «третий» (на­ряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятель­ный элемент, не особое слагаемое общественного до­хода, а принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто - и вопреки государству. Вот по­чему никто так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, так как их до­ходы - единственный источник «налогового» дохода государства.

3. Императивный статус государства. Государ­ство - единственный субъект в рыночной экономике, тре­бования которого обязательны для всех негосударствен­ных субъектов. Однако эта обязанность - жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов. Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер. Основной механизм экономического вмешательства государства - «налоги», «закупки» и «платежи».

Как говорит Камаев В.Д.[10], государство призвано выполнять, прежде всего, свою главную функцию – быть организатором всех социальных и экономических отношений. Конечно, определенные общественные потребности могут быть реализованы негосударственными гражданскими объединениями и иными структурами, но такая возможность весьма ограничена и не может носить всеобъемлющий характер на государственном уровне. Но кроме этой главной функции государство само является активным субъектом рынка, то есть выступает собственником, активно участвующим в рыночных отношениях на основе свободно заключаемых договоров купли-продажи, госзаказов, контрактов и др. Государство выступает продавцом и покупателем разнообразных объектов, являясь при этом собственником средств, прежде всего движимого и недвижимого имущества.

Государственная собственность проявилась со времени зарождения самого государства. В разных странах имеются различные виды государственной собственности, которые отличаются по историческому происхождению, источникам формирования, способам огосударствления, характеру управления, правовому статусу, роли в экономике. В России после 1917г. государственная собственность была законно закреплена советской властью и получила статус общенародной.

В своей основе государственная собственность является формой общественной собственности. Общенародный характер государственная собственность принимает не потому, что она принадлежит всем, а потому, что она призвана использоваться в интересах всего общества и под его контролем. Состоит она в основном из объектов и предприятий, созданных многими поколениями народов и данной территориальной общностью людей, за счет доходов от продажи и хозяйственного использования общественных природных ресурсов, имущества государственных предприятий и хозяйственных организаций, за счет обязательных и добровольных платежей населения и субъектов.

Средства производства и ресурсы, принадлежащие государству, используются для реализации общегосударственных интересов. Но в настоящее время, в условиях свободы предпринимательства, в том числе государственного, место, роль и функции государственной собственности требуют критического пересмотра.

Поскольку государственное имущество и его использование может реализовывать не только государственные интересы, чрезвычайно важно обеспечение таких условий, когда макроэкономическая система, включая встроенные в нее институты государственного регулирования, функционирует строго в общенациональных интересах. Важным направлением в условиях предпринимательства должно быть и повышение ответственности хозяйствующих субъектов за наиболее эффективное решение вопросов распоряжения, владения и пользования конкретными объектами собственности.

Экономическая роль государства в современных условиях заключается в реформировании отношений собственности, институциональных преобразований, достижении сбалансированности между экономической и социальной справедливостью и так далее. Государство, тем самым, выполняет ряд предназначенных ему функций: регулирующей, перераспределительной, контрольной и социальной. Регулирующая функция, обусловлена тем, что государство реализует экономическую политику через институциональную систему, государство является собственником и взаимодействует с различными структурами предпринимательского сектора. Для реализации перераспределительной функции решающую роль играет распределение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Механизмами этой функции служат государственные системы. Контрольная функция государства проявляется в том, что оно через органы государственного контроля и другие институциональные системы обеспечивает контроль текущих и прогнозируемых программ и проектов, определяет условия предпринимательской деятельности, задает параметры экономического роста и т.д. Механизмами реализации этой функции является система показателей и критериев, зафиксированная в правовых актах различного уровня, система санкций, поощрений, льгот, выбор приоритетов экономического развития общества. И последняя, социальная функция, заключается в поддержании социальной справедливости и определенного уровня общественного благосостояния. Для реализации этой функции решающую роль играет финансово-экономический потенциал государства, а механизмом реализации служат различные социальные и экономические программы на всех уровнях.     

Законодательно государство устанавливает общие нормы и правила хозяйствования, формирует организационно-функциональный механизм регулирования экономики, выполняет определенные полномочия, предполагающие принятие и осуществление решений по хозяйственным вопросам, управляет общественной собственностью и общественным сектором.

В экономических отношениях, представляющих собой фактическое распоряжение и использование благ в интересах определенного субъекта, государство в определенных условиях и является таким субъектом. В этой роли оно выступает в отношениях присвоения, распоряжения и контроля относительно имущества, которое принято называть государственной собственностью.

С позиции права субъектами государственной собственности не могут непосредственно являться конкретные физические лица. В этом состоит основная и характерная черта государственной собственности любого уровня. Субъектами ее присвоения признаются государственные (либо муниципальные) органы, а народ, выступающий в целом как собственник частей национального богатства страны, делегирует представительным и исполнительным органам государственной власти соответствующего уровня функции по управлению данной собственностью.

Функционирование органов государственного регулирования экономикой, в особенности если оно всеобъемлющее, обходится обществу чрезвычайно дорого. Подтверждением этому служит государственное регулирование командно-административной экономикой, где изначально была недопустима хозяйственная самостоятельность фирм и их самоуправление.

В.Д. Камаев[11] пишет: «Длительное время считалось, что государственное управление экономикой обходится обществу почти «даром» и не требует каких-либо существенных издержек. Но координация экономики из единого центра оказалась исключительно дорогостоящей, и цена возрастала одновременно с ростом масштабов системы хозяйствования. В конечном итоге оказалось, что подобными методами вообще невозможно решать важнейшие сугубо экономические задачи».

Главным мотивом экономического поведения людей в мире экономики был и остается личный доход. В этом смысле рыночная система оказалась наиболее приспособленной для сочетания личных и общественных экономических интересов.

Однако и эта система способна функционировать лишь при наличии определенных условий, создаваемых государством. К ним В.Д. Камаев[12] относит:

1.законодательное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмов их осуществления;

2.защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной сферы приложения труда, знаний, опыта, интеллектуальной и иных форм собственности в сферах, разрешенных законом;

3.гарантия приоритетных личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами хозяйственной деятельности;

4.использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков, ограничение монопольных тенденций как в государственном, так и негосударственном секторах экономики;

5.осуществление социальной политики защиты населения с низкими доходами;

6.поддержание стабильности, эффективного и устойчивого роста хозяйственных единиц как в государственном, так и негосударственном секторах экономики.

Вмешательство государства в экономику необходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения существующих проблем. Примером могут служить сферы совокупного социального или муниципального потребления (общественный транспорт, охрана общественного порядка, оборона, обслуживание таких крупных инфраструктурных систем, как энергетика, водоснабжение, связь и т.д.)

Как пишет А.И. Попов[13], общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:

• при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыльности);

• государственное предпринимательство должно не кон­курировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игно­рирование этого принципа способно привести к искусст­венному доминированию, государственных предприятий над частными;

• государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;

• государственное вмешательство в рыночные процес­сы тем эффективней, чем в более «рыночную» форму оно облачено;

• особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных эко­номических отношений (экспортно-импортные операции международная специализация производства, валютные отношения).

Таким образом, современная рыночная экономика яв­ляется «государственно-регулируемой». Более того, имен­но государство превратилось сегодня в гаранта стабиль­ности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

Государственное регулирование рыночной экономики, по словам А.И. Попова[14], преследует три цели:

•    минимизацию неизбежных негативных последствий ры­ночных процессов;

• создание правовых, финансовых и социальных пред­посылок эффективного функционирования рыночной эко­номики;

• обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономичес­кой ситуации становится наиболее уязвимым.

Для достижения названных целей современное госу­дарство располагает мощными средствами регулирующе­го воздействия на рыночную экономику.

Таким образом, найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической наукой и практикой не найдено. Для каждых конкретных условий оптимальным является максимум свободной конкуренции при адекватной организации и регламентации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: