Системы представления электронных налоговых деклараций

Как уже отмечалось, подобная схема взаимоотношений отрабатывалась в рамках пилотных проектов. В Москве, например, около 1000 налогоплательщиков, а также работники 8 налоговых инспекций имели возможность на практике оценить преимущества системы представления отчетности в электронном виде с использованием электронной почты. Работникам налоговых органов не надо тратить время на ввод данных с бумажных носителей в компьютерные базы данных. Кроме того, декларации, поступающие от налогоплательщиков, не содержат арифметических ошибок и неточностей в оформлении обязательных реквизитов. Для налогоплательщиков эта система дает не менее ощутимые преимущества: нет необходимости тратить время в очередях; отчетность точно соответствует всем утвержденным требованиям; обновления форм отчетности налогоплательщикам передаются разработчиками программного обеспечения по каналам связи. Кроме того, по тем же каналам связи налогоплательщики получают из инспекций все информационные материалы, которые обычно размещаются в инспекциях на досках объявлений. И, наконец, главное: в рамках этой системы у налогоплательщиков появляется возможность посылать в инспекции по электронной почте запросы об информации о состоянии своих расчетов с бюджетами разных уровней и оперативно получать соответствующие выписки.

Таким образом, речь идет уже не просто о системе сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности, а о более широкой системе информационного обмена между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Подытожим все вышесказанное. Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде не только повысит эффективность работы налоговиков и избавит организации от дополнительных неудобств, но имеет и другие положительные стороны, к примеру:

- значительно упрощается процедура подготовки и сдачи отчетности;

- декларации, поступающие от налогоплательщиков, не содержат арифметических ошибок и неточностей в оформлении обязательных реквизитов;

- при предоставлении налоговой отчетности по электронной почте, обновления форм отчетности налогоплательщикам передаются разработчиками программного обеспечения по каналам связи;

- по тем же каналам связи можно получать из инспекций все информационные материалы, которые обычно размещаются в инспекциях на стендах;

- в рамках этой системы у налогоплательщиков появляется возможность посылать в инспекции по электронной почте запросы о состоянии своих расчетов с бюджетами разных уровней и оперативно получать соответствующие выписки;

- при представлении налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи дата ее представления будет подтверждаться специализированным оператором;

- в случае представления данных по электронной почте отпадает необходимость вообще посещать налоговую инспекцию;

- унификация и предоставление налогоплательщикам программного обеспечения единого формата по всем регионам России, исключающего возможность несовмещения, «непонимания» разных программных продуктов;

- обеспечение налоговой тайны средствами криптографической защиты.

По материалам статьи М.В. Мишустина

«Налоговые декларации в электронном виде: решения и перспективы»,

"Российский налоговый курьер". 2002. N4.

 

Сдача налоговой и бухгалтерской отчетности

Через сеть Интернет

В настоящее время Россия присоединилась к ведущим странам мира, активно использующим систему организации обмена конфиденциальной информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами по телекоммуникационным сетям связи. В Москве эксперимент удался. В провинции он будет осуществляться в ближайшее время. Поэтому тамбовские налогоплательщики должны быть заранее подготовлены к новой форме представления отчетности. В публикуемом ниже материале подробно рассказано о том, как осуществляется этот процесс.

Правовая база

Законодательную базу для перехода к безбумажной технологии сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) формируют следующие нормативные правовые акты:

1) Федеральный закон от 10.01.2002 N1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», согласно которому документ в электронном виде, подписанный ЭЦП, приобретает юридический статус, т.е. имеет такую же юридическую силу, как и бумажный документ с собственноручной подписью и печатью;

2) Федеральный закон от 28.12.2001 N 180-ФЗ «О внесении изменения и статью 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому представление налоговой декларации в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме возможно на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, налогоплательщик получил возможность представлять налоговую отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, при этом днем ее представления считается дата отправки файла;

3) Федеральный закон от 28.03.2002 N 32-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», которым регламентируется представление бухгалтерской отчетности в электронном виде: «Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации»;

4) нормативные акты налоговых органов

Технологии

При сдаче отчетности в налоговые органы по электронной почте применяются средства криптографической защиты информации (СКЗИ) — комплекс аппаратно-программных средств, обеспечивающих защиту информации в соответствии с утвержденными стандартами и сертифицированные в соответствии с действующим законодательством — шифрование и ЭЦП.

Электронная цифровая подпись, как следует из определения, приведенного в ст. 3 Закона N 1 -ФЗ, — это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты документа от подделки, позволяющий не только идентифицировать подписавшееся лицо, но и установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Для использования ЭЦП необходимо наличие двух ключей: закрытого и открытого. Ключи представляют собой уникальные, взаимосвязанные друг с другом последовательности символов, используемые для шифрования, расшифровки, снабжения документа электронной цифровой подписью и ее проверки. Единственный законный обладатель закрытого ключа — владелец ЭЦП. Открытый ключ может быть известен любому получателю или потенциальному отправителю электронного документа.

Владелец ЭЦП должен сначала подписать документ с использованием своего закрытого ключа, затем зашифровать открытым ключом получателя и отправить. Для прочтения получатель сначала расшифровывает документ своим закрытым ключом, затем проверяет авторство и сохранность текста, используя открытый ключ отправителя.

Получить закрытый ключ (для шифрования) или сертификат ключа подписи с открытым ключом (для расшифровки) любой участник информационной системы может в удостоверяющем центре. В России порядок создания удостоверяющих центров общего пользования пока не разработан. В настоящее время система сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде является «закрытой», поэтому выполнять функции удостоверяющего центра самостоятельно имеет право сертифицированный оператор связи при получении лицензий Минсвязи России и ФАПСИ. При этом полученные налогоплательщиком открытый и закрытый ключи будут действительны только для обмена информацией с налоговой инспекцией.

Для работы со средствами криптографической защиты руководителем организации назначаются уполномоченные лица, которые несут персональную ответственность за сохранение в тайне содержания закрытых ключей ЭЦП, конфиденциальной информации, ставшей им известной в процессе работы со средствами криптографической защиты, и обеспечение условий хранения ключевых носителей.

В случае утраты закрытого ключа, разглашения, несанкционированного копирования, увольнения сотрудника, имевшего доступ к ключевым носителям, и т. п. налогоплательщик должен немедленно сообщить об этом оператору связи, используя пароль, содержащийся в специальной карточке отзыва ключа. Получение новых ключей осуществляется также у оператора связи уполномоченным представителем организации.

Таким образом, использование электронной цифровой подписи документа обеспечивает:

- сохранение конфиденциальности переписки;

- однозначность идентификации налогоплательщика, приславшего файлы отчетности;

- защиту файлов отчетности от несанкционированных исправлений.

Оператор связи

Оператор связи — компания, предоставляющая налогоплательщикам и налоговым органам следующие услуги:

- поддержка обмена электронными документами — электронная почта, мониторинг выполнения регламента электронного документооборота, подтверждение даты сдачи отчетности;

- распространение СКЗИ в системе и управление ключевой информацией — создание, сертификация и распределение в системе ключей СКЗИ, плановая и внеплановая замена ключей;

- поддержка актуальных форматов налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности.

Согласно Методическим рекомендациям выбор специализированных операторов связи осуществляет региональное управление по налогам и сборам.

Оператором может стать любая коммерческая организация, удовлетворяющая установленным требованиям Методических рекомендаций: наличие ряда лицензий ФАПСИ, Минсвязи России, сертификатов программных средств, телекоммуникационной инфраструктуры и др. Свои функции специализированные операторы выполняют на основе соглашений с налоговыми органами. Например, в московском регионе действует пока только один специализированный оператор связи — ООО «Такском»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: