Психологическая противоречивость подросткового возраста отмечается всеми психологами. И.С. Кон и Д.И. Фельдштейн пишут об этом явлении так: «Подростковый возраст характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его – чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и самим собой».
Ученые-медики, педагоги, психологи называют подростковый возраст «гормональной бурей» и «эндокринным штормом». В этом возрасте у подростка часто возникают то депрессии, то повышенная возбудимость, чувство тревоги и мучительные переживания из-за своей неуклюжести, «некрасивости» и т. д. Быстрые физиологические изменения сильно влияют на становление личности подростка. Многие подростки, попадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а тем временем формируют напряженности, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.
|
|
В.С. Мухина называет подростковый возраст кризисом личности, периодом отчаянных попыток «пройти через все». «При этом подросток по большей части начинает поход с запрещенных или прежде невозможных сторон жизни». Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психической зависимости, что проявляет себя в возникновении напряженности, тревоги, раздражительности. На этом фоне, рефлексируя на свое «падение», подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.
Неправильно разбираясь во многих моральных понятиях, ошибочно понимая и оценивая отдельные качества личности, стремясь к независимости и самостоятельности, неумело пытаясь проявить свою волю, некоторые подростки иногда намеренно развивают у себя те качества, которые объективно являются отрицательными, и изживают положительные.
Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Часто вступление в половые отношения происходит не по взаимной любви обеих сторон, а лишь из желания самоутвердиться, почувствовать себя взрослым. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику.
Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма – бессмысленного противодействия другим людям, немотивированном противостоянии (часто родителям).