Психологические аспекты взросления

Психологическая противоречивость подросткового возраста отмечается всеми психологами. И.С. Кон и Д.И. Фельдштейн пишут об этом явлении так: «Подростковый возраст характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его – чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и самим собой».

Ученые-медики, педагоги, психологи называют подростковый возраст «гормональной бурей» и «эндокринным штормом». В этом возрасте у подростка часто возникают то депрессии, то повышенная возбудимость, чувство тревоги и мучительные переживания из-за своей неуклюжести, «некрасивости» и т. д. Быстрые физиологические изменения сильно влияют на становление личности подростка. Многие подростки, попадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а тем временем формируют напряженности, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

В.С. Мухина называет подростковый возраст кризисом личности, периодом отчаянных попыток «пройти через все». «При этом подросток по большей части начинает поход с запрещенных или прежде невозможных сторон жизни». Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психической зависимости, что проявляет себя в возникновении напряженности, тревоги, раздражительности. На этом фоне, рефлексируя на свое «падение», подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.

Неправильно разбираясь во многих моральных понятиях, ошибочно понимая и оценивая отдельные качества личности, стремясь к независимости и самостоятельности, неумело пытаясь проявить свою волю, некоторые подростки иногда намеренно развивают у себя те качества, которые объективно являются отрицательными, и изживают положительные.

Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Часто вступление в половые отношения происходит не по взаимной любви обеих сторон, а лишь из желания самоутвердиться, почувствовать себя взрослым. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику.

Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма – бессмысленного противодействия другим людям, немотивированном противостоянии (часто родителям).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: