Биологические аспекты взросления

Прежде всего, следует отметить, что в этом возрасте происходит интенсивное и в то же время неравномерное физическое развитие.

Подростковый период – это период бурного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела (за эти годы у девочек максимум роста обычно происходит на 13 лет, у мальчиков примерно на 15 лет), совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета.

Особенности развития сердечно-сосудистой системы, начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции (в частности, щитовидной железы) приводят обычно к некоторым скоропреходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительности, вспыльчивость, что иногда выражается в бурных и резких реакциях типа аффектов. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения. Так могут действовать на подростка обилие впечатлений, сильные нервные потрясения, долгое ожидание волнующего события, уроки в школе и т. д. Одна подростки под влиянием этого тормозятся, становятся вялыми и безучастными, сонливыми, рассеянными; другие – раздражительными, нервозными.

В связи с особенностями физического развития следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроения. Но бодрость, жизнерадостность, оптимизм в сочетании с активностью и инициативностью делают подростков очень подвижным, шумливым, импульсивным народом.

Конечно, из всего сказанного не следует делать вывод, что подростковый возраст – это какой-то «инвалидный» возраст, что к подростку должно быть особенно бережное отношение, как к больному. Напротив, подростковый возраст – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов и больших дел.

Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера – настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. Подросток в отличие от младшего школьника способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности, ставит перед собой такие цели, сам планирует деятельность по их осуществлению. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что они далеко не всегда проявляют ее во всех видах деятельности: проявляя настойчивость в одном виде деятельности (например, спортивной), они могут не обнаруживать ее в других видах (например, учебной), обнаруживая волю в овладении математикой, не проявляют ее по отношению к русскому языку и т. д.

Центральным биологическим процессом переходного возраста является половое созревание. В физиологии этот процесс условно подразделяется на три фазы:

1) пубертантный или подготовительный период (соответствует младшему подростковому возрасту);

2) собственно пубертантный период, в течение которого осуществляются процессы полового созревания (соответствует подростковому возрасту);

3) постпубертантный период, когда организм достигает полной биологической зрелости (соответствует юношескому возрасту).

В период полового взросления происходят сильные внешние и внутренние изменения организма ребенка. Эти изменения происходят неравномерно, но подчиняются определенным закономерностям: сначала идет усиление роста кистей и стоп, затем бедер, груди и плеч, в последнюю очередь – туловища. Меньше всего увеличивается голова, так как рост черепа и развитие мозга предшествует остальному созреванию. Все изменения в организме происходят под влиянием гормонов, за выработку которых ответственна эндокринная система.

Пубертантный период – одна из критических стадий в развитии организма, когда происходит преобразование системы центральных звеньев, присущей предыдущему периоду, в новую систему, необходимую для последующего периода развития. Это повышает восприимчивость организма к действию разнообразных внешних факторов и, следовательно, снижает его сопротивляемость к ним. Отсюда – представление об особой «хрупкости» подростка.

Подростковый возраст считается переходных прежде всего в биологическом смысле еще и потому, что социальный статус подростка в этот период еще мало чем отличается от детского. Все подростки – школьники. Их основная деятельность – учеба.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: