Формирование положительного отношения к родному краю у старших дошкольников через живопись

 

Пояснительная записка:

 

Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память.

Внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу [7, с. 53].

Можно провести беседы о памятниках, театрах и т.д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Необходимо чтобы дети принимали участие в праздновании дня города. Свои впечатления дети должны отразить в рисовании. Можно организовывать выставки рисунков.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

-повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

-везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

-повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

-люди берегут и охраняют природу;

-есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают прием наглядности (картины известных художников их сравнение),  индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях. Следует подчеркнуть еще раз, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

Следует отметить, что в про­цессезанятий идет постоянная смена видов деятельности и форм организации детей. Так, каждая часть предусматривает чередова­ние местонахождения детей в группе: в центрах краеведения, изоб­разительной деятельности, в экологическом и игровом центрах.

Цикл занятий «Я гражданин республики Беларусь»: предусматривает знакомство детей с историей Беларуси на уроках изобразительного искусства, воспитывать патриотизм через живопись [3, с. 21].

Оборудование: репродукции картин И. Карасева «Золотая осень», Л. Щемелева «Летний вечер», И. Заслоновой «На окраине деревни».

 Вступительная часть.

Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие друзья. Вы когда-нибудь  замечали ли вы когда-нибудь, на какой красивой земле мы живем. Какая богатая она на обыкновении и традиции, какую знаменитую историю мы имеем, сколько именитых людей родила. Показать красоту, разнообразие, богатство Беларуси сможет нам наш гость.

Входить Художник с палитрой красок в руках - ученик или ученица.

Художник: Я – Художник. Странствую я по миру, Пожаловал и в школу на урок. Так давайте будем сегодня, ребята,  разговаривать про родной свой уголок. Я принес вам палитру красок с самыми яркими цветами нашей Родины.

Воспитатель. Сегодня вы, мои дорогие  белорусы, попробуете показать свою эрудицию. А за вашей работой будут наблюдать наши гости.

Какая же она наша Беларусь? Рассматривают репродукции картин белорусских художников - живописцев. Все эти картины относятся к живописи. Говорят, что когда-то в древней Греции жил художник. Нарисовал он однажды виноград и поставил картину у открытого окна, чтобы краски скорей высохли, а сам куда-то пошел. Вдруг прилетели птицы и начали клевать нарисованный виноград, ведь смотрелся он, как настоящий. Слово живопись  и имеет  определение «живо писать». То есть писать так, как выглядит предмет в жизни. Особенностью живописи является то, что живописные произведения создаются красками. При помощи цвета и освещения художник-живописец сообщает в картине мысли, чувства. Именно потому цвет и освещение в живописи называют главными средствами художественной выразительности.

Художник: Посмотрите внимательно на картины, какие краски помогают художникам воссоздать неповторимый образ Беларуси? (Дети должны придти к выводу, что Беларусь как разноцветная радуга, привлекает своей красотой, чистотой). Ребята, давайте сегодня с вами создадим коллективный рисунок, на котором покажем свой любимый белорусский край.

Разработка темы. Художник: Возьмем синий цвет.

Воспитатель: Интересно, что он предложит нам?

Художник: Синий цвет показывает, как бегут реки, сверкают голубые озёра.

Воспитатель: Нашей красивой земле люди дали звучное имя – Поозерье. В Беларуси около 10 000 озер. Угадайте, которое из них самой большое.

Жилье для животных под землею

Заполниться может водою

И озером сказочным стать,

Как букву только добавить.

(Нора - Нарочь).

Художник:  Действительно, самое большое на Беларуси - озеро Нарочь. Второе по величине - Освейское, третье - Дривяты. А какие еще озера вы знаете? (Дети отвечают на вопрос).

Художник. А вот еще один цвет – зеленый. Берегите и охраняйте природу.

В любую пору года,

И в погоду, и в ненастье,

Слушай родную природу -

Ты услышишь голоса

Таинственной красы.

С лесом, с нивой золотою,

Разговаривает ветер,

Солнце-солнышко - с землею,

С тишиною соловей,

С небом - реки и озера,

Как и о чем они говорят,

Слушай, друг, любимый мой.

В. Жукович.

 Художник. Возьмем с палитры красок желтый цвет. Что он нам принесет?

Дети: Солнце, тепло.

Воспитатель: Правильно ребята, с желтым цветом всегда связано тепло, радость.

Белорусский народ всегда любил веселиться. Давайте и мы с вами попоём и станцуем (дети танцуют, поют и аккомпанируют себе на бубнах, цимбалах).

Художник: А вот черед и белого цвета. Белый цвет издавна любимый для наших предков. Даже в названии нашей страны встречается белый цвет – Белая Русь. Белый цвет символ чистоты и независимости.

Воспитатель: И наконец – красный цвет – цвет гордости. Ребята, а кем можно гордится в нашей стране? Знаете ли вы белорусских писателей и художников. Проводится конкурс «Кто самый образованный».

Итог занятия: Давайте еще раз вспомним, что такое живопись, какие цвета мы использовали на занятии, что они обозначают. Какие картины мы рассматривали с вами на занятии?

Художник: А вот и наш коллективный рисунок. Мы нарисовали прекрасную белорусскую природу. Может этот рисунок и не профессионален, но зато мы создавали его коллективно, с любовью к Родине.

Воспитатель: Мы сегодня посмотрели только несколько страниц из жизни нашей любимой Родины. А есть еще исторические, научные и другие станицы. Любите нашу Родину, гордитесь ею, чтобы каждый из вас мог бы сказать: «Люблю тебе, Белая, Белая Русь».

Занятие 2. «Они сражались за Родину». Цель: познакомить детей с важнейшими событиями ВОВ, которые происходили на территории Беларуси [10, с. 32].

Оборудование: репродукции картин, запись песни Б. Окуджавы «Мы за ценой не постоим».

Вступительная часть. Звучит песня Б. Окуджавы «Мы за ценой не постоим».

Воспитатель делает сообщение о Великой Отечественной войне и ее последствиях на территории Беларуси.

— Более шестидесяти лет мы живем под мирным не­бом благодаря победе советского народа в Великой Оте­чественной войне. Но все эти годы мы помним ту войну, каждый ее день — от первого до последнего. Помним расплавленные камни Бреста и Сталинграда, помним пе­пел Хатыни.

В годы второй мировой войны на территории нашей страны фашистами было разрушено и сожжено 1710 горо­дов и поселков, более 70 тысяч сел и деревень, оставлено без крова 25 миллионов человек. Каждый четвертый житель Республики Беларусь погиб в годы войны. Война не обошла стороной ни одну семью.

- 22 июня, на рассвете, немецко-фашистские армия внезапно напала на города и деревни Беларуси и на другие советские республики. Они хотели захватить территорию Советского Союза, утвердить политическое и экономичное господство Германии, жителей частично уничтожить, остальных превратить в рабов.

Первый удар врага приняли на себя пограничники Брестской  крепости. Немецкие генералы отводили на ее захват три часы. Однако защита крепости продолжалась 28 дней.

Рассматривается картина I. В. Ахремчика "Защитники Брестской крепости". Дети отвечают на вопросы:

- Кого отобразил художник?

- Чем занят каждый из защитников?

- Какие черты характеру, как вам кажется, свойственны защитникам? (Мужество, смелость, стойкость, отвага).

- Какое впечатление вызывает картина?

- Подвиг защитников Брестской крепости стал примерам мужества и отваги, верности Родине. Воины шли на подвиг, ни думали о славе. Они сражались за Родину.

В боях под Оршей советские армии впервые использовали реактивные минометы "Катюша" Командовал минометной батареей капитан Иван Флёров. Немецкий офицер, который попал в плен в этом бою, во время допроса говорил: "Я ранен и скоро умру. Я никому не смогу сообщить ваших секретов. Но скажите мне на смертном одре - что это? Что это страшное обрушилось на нас сверху, это гнев божий"? Сражались против врага не только на фронте. На оккупированных территориях активную борьбу с оккупантами вели подпольщики. На железнодорожной станции Орша, например, подпольщики во главе с Константином Заслоновым делали мины, которыми взрывали паровозы, затем организовали партизанский отряд. Они развернули так называемую "рельсовую войну", пуская под откос вражеские поезда, взрывая рельсы и железнодорожные мосты.

(Рассматривается картина С. Р. Романова "К. Заслонов в депо ст. Орша". Дети обмениваются впечатлениями от картины).

Константин Заслонов погиб во время боя, ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Летом 1944 года началось изгнание врага с Беларуси. Под Минском находились большие силы гитлеровцев. Силами воинов четырех фронтов немецкая группировка "Центр" была окружена и уничтожена. Много немецких солдат было взято в плен. Как символ подвига и мужества воинов-освободителей в том месте, где произошло окружение фашистских войск, под Минском поднялся Курган Славы, построенный в 1969 г. (Рассматривание фотоснимков Кургана Славы).

3 июля 1944 года белорусская столица была освобождено от врага. (Рассматривание картины В. В. Волкова "Минск. 3 июля 1944 года"). Дети обмениваются впечатлениями, которые вызвала у них картина, складывают по ней мини-рассказ.

В последние годы именно 3 июля празднуется как день независимости нашей страны.

Итог занятия: Давайте еще раз вспомним, какие картины мы рассматривали с вами на занятии?

- На фронтах ВОВ сражались 1 млн. 300 тыс. белорусов. Свыше 300 тыс. солдат и офицеров, уроженцев Беларуси, были награждены орденами и медалями. Около 400 воинов удостоены звания Героя Советского Союза. Мы сегодня узнали еще несколько страниц из жизни нашей любимой Родины. Вы узнали, кто достоин, называть себя патриотом своей Родины. И я вам желаю стать настоящими патриотами, научиться ценить и уважать свою Родину.

Занятие 3. Экскурсия по городу Славгороду. Рассказ об историческом прошлом города, о современном экономическом, культурном развитии города. Возложение цветов у памятника, погибшим воинам. Как результат экскурсии беседа воспитателя с детьми, что больше всего запомнилось, дети рисуют на тему «Славгород - мой родной город». Делается выставка работ.

На завершающем занятии проводится игра «Эрудит», где дошкольники по репродукциям картин рассказывают об истории своей Родины.

С целью проверки эффективности наших занятий, была проведена диагностика уровня сформированных знаний детей по родному краю. Результаты анкетирования отражены в следующем вопросе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: