Экономическая психология

Экономическая психология – дисциплина, изучающая психологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения.

По самой своей природе экономическая психология тесно связана и с экономикой, и с психологией. Однако подходы к изучению экономических проблем и поведения человека в этих науках значительно различаются. Экономическая теория по своей природе дедуктивна, зависима от математических выкладок при разработке экономических моделей.

В психологической науке нет единой, всеми принимаемой теории. Не умоляя роль экономических факторов в экономическом поведении людей, психологи обращают внимание на то, что достаточно часто их воздействие преломляется через психологию человека, и без знания тех или иных факторов невозможно объяснить и предсказать поведение людей в реальных экономических ситуациях.

Экономическая психология, ориентируясь на запросы практики, как правило, изучает различные области экономической жизни. Можно выделить три наиболее разрабатываемые из них:

Ø потребительский рынок, где в центре внимания оказываются поведение потребителя и ведение домашнего бюджета;

Ø сфера бизнеса, где исследуется деловое и предпринимательское поведение;

Ø сфера отношений «гражданин-общество», где рассматриваются проблемы реакции граждан на экономическую политику, социальные блага и льготы, а также на налоговую политику.

Среди психических процессов, которым в экономической психологии уделяется наибольшее внимание, можно отметить:

Ø процессы восприятия и переработки информации, получаемой извне и сравниваемой со своими представлениями и опытом;

Ø формирование и изменение установок, оценочных суждений относительно различных объектов, людей, идей;

Ø ожидания как оценки и неопределенное знание о будущих событиях и возможном их развитии;

Ø когнитивные представления;

Ø влияние эмоций на восприятие и оценку информации и на поведение в целом;

Ø процессы научения;

Ø процессы атрибуции (приписывания) причин тех или иных событий.

Существует несколько определений экономической психологии, но все они берут за основу тот факт, что она изучает экономическое поведение.

Экономическая психология изучает решения, предпочтения и влияющие на них факторы, а также последствия этих решений в соответствии с тем, на сколько они удовлетворяют потребности человека, принимающего решение.

 

 

Заключение

В обществе, в его образовательных структурах меняется отношение к психологическим знаниям в целом, и к прикладной психологии в особенности. Знания об основных психологических закономерностях, о психологических основах профессиональной деятельности рассматриваются сегодня как необходимый компонент общей культуры личности специалиста любого профиля. В силу этого психологические дисциплины, и в частности психология труда, получают всё большее распространение в структуре учебного процесса факультетов, не только психологического, но и других профилей.

Все происходящие сегодня социально-экономические изменения сходятся на одном и том же - необходимости возможно более полного и глубокого использования знаний о психологии деятельности и её субъекта, основу чего составляет психология труда; эти изменения одновременно бросают вызов самой классической психологии труда, переориентируют её на иные, новые профессии, на иные проблемы, направления и области изучения; не отменяя прежней классической психологии труда, новая психология профессиональной деятельности должна ответить на этот вызов. Это стратегическая задача развития психологии труда, и её ещё предстоит решить.

 

 

Список литературы

1. Психология. Учебник для технических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

2. Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

3. Учебное пособие для вузов. Психология профессий. Э.Ф. Зеер. Москва, Фонд «мир» 2006

4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: