Черенкование комнатных растений

    Цель. Упражнять детей в различении и назывании комнатных растений (герань представление о том, что комнатное растение можно вырастить из черенка (черенок-это часть стебля, веточка с несколькими листочками; появление нового листа –признак, что растение пошло в рост); учить детей правильно сажать черенок (посадить в песок или в зональная, душистая, бегония вечноцветущая,фуксия,традесканция) и их черенков; дать землю так, чтобы место прикрепления последнего листка было к земле плотно прижато);

вызвать желание вырастить растение.

    Организация занятия. Дети сидят за столами, поставленными полукругом. На столах в стаканах нарезанные черенки, бумажные стаканчики и палочки по количеству детей; поодаль от столов ящики с песком, землей, совки, лейка с мелким ситечком, самодельная теплица.

  Ход занятия.

 Воспитатель напоминает детям о решении вырастить растение, говорит, что каждый будет выращивать рас­тение, какое захочет. Показывает, что комнатное растение можно вырастить из черенка (веточки). Рассматривает с детьми черенки (стебель, листья), спрашивает, что нужно сделать, чтобы из черенка выросло растение. Предлагает каждому показать черенок, который он хочет' посадить. Показывает, как палочкой сделать по отметке углубление, берет черенок в левую руку, сажает в углубление так, чтобы место, откуда растет последний лист, было в песке, правой рукой плотно прижимает песок у основания черенка. Пред­лагает одному-двум ребятам показать и назвать, какой черенок они будут сажать, объяснить весь процесс посадки. После этого все дети сажают черенки. Воспитатель руководит их трудом, пред­лагает досыпать или отсыпать песок, глубже, или мельче посадить, плотнее прижать "и т. д.

После выполнения задания он предлагает всем посмотреть, правильно ли посадили черенки, оценить работу товарищей. Дает задание посчитать листочки у своих черенков, запомнить, сколько их, поясняет, что когда появится новый листочек, значит, уже по­явились корешки. Чтобы корешки выросли скорее, черенки надо поместить в теплицу, сделанную из непригодного аквариума. Дети ставят туда горшки, затем обсуждают, куда поместить теплицу и почему.

Конспект № 3

Посев семян редиса, репы, салата

Цель. Уточнить представления детей 6 том, что овощи выра­щивают из семян; учить различать семена редиса, репы, салата (семена редиса розовые, круглые; семена репы чуть мельче редиса, желтоватого цвета; семена салата плоские, овальные, серые); познакомить со способами посева (с помощью мерной веревки с узлами на одинаковом расстоянии наметить бороздки, дно бороздок уплотнить ребром ладони; для посева брать щепотку семян, сме­шанных с песком, и сыпать их в бороздку, постепенно продвигая руку вдоль нее, засыпать мелко семена, осторожно полить из лейки с ситечком); вызвать у детей интерес и желание вырастить овощи.

Организация занятия. Первая часть занятия организуется на веранде, в беседке или вблизи огорода на выносных столах. К занятию подготовлены семена для посева, смешанные с песком, семена в плошках для рассматривания (на каждый стол по 3 плошки), белые листы бумаги, 6 леек с ситечком и- водой, мер­ная веревка, этикетки с рисунками моркови, репы, салата. Грядки подготовлены накануне посева.

Ход занятия. В начале занятия воспитатель вспоминает с детьми, какие овощи росли на огороде в прошлое лето, как они их вырастили. Спрашивает, какие еще овощи они хотели бы вы­растить, предлагает посадить салат, репу, редис. Ставит перед детьми на стол блюдце с семенами репы и салата. Предлагает каж­дому ребенку положить на лист бумаги по нескольку семян салата и репы, сравнить, чем они отличаются по форме, размеру, цвету. Затем дети так же сравнивают семена редиса, уточняют, чем похожи эти семена (мелкие, из них вырастают овощи). Воспитатель рассказывает, что мелкие семена для посева нужно смешивать с песком, показывает, как это делается.

На огороде детей распределяют на 3 подгруппы, каждая из ко­торых имеет один вид семян (дети располагаются по обе сторо­ны грядок). Воспитатель рассматривает с детьми мерную веревку, рассказывает, зачем она нужна. Дети помогают укрепить веревки на каждой стороне грядки. Воспитатель показывает, как ровно, от узла к узлу, провести бороздки, уплотнить их ребром ладони, щепоткой сеять семена, смешанные с песком, засыпать их землей. После показа всего процесса дети приступают к работе (семена кладут на грядки после того, как проведены бороздки). Воспита­тель внимательно наблюдает за работой детей, предлагает тут же исправить, если ребенок сделал что-то неправильно.

После посева нескольким детям (не более 6) он поручает полить гряцки. Предварительно показывает и объясняет, как это делать: поливать только из лейки с ситечком, равномерной тонкой струей, чтобы не вымыть из земли семена. В конце поручает дежурным укрепить на грядках этикетки с рисунками посаженных овощей.

 

Выводы

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.

Выполняя те или иные трудовые действия, дети сталкиваются с различными свойствами почвы, растений и познают эти свойства. Рассматривая, обследуя почву, растения, наблюдая за поведением животных, дети выделяют такие их признаки, повадки, которые важны для выполнения предстоящего трудового действия. Умение анализировать свойства почвы, растений позволяет правильно регулировать затрату физических усилий, выбирать соответствующие орудия труда, вырабатывать определенные умения коорди­нировать свои движения. Например, при прополке умение отличать внешние признаки культурных растений от внешних признаков сорняков позволяет выработать правильный захват сорняков рукой.

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. На основе собственного опыта ребенок наглядно убеждается в потребностях живых организмов. Это способствует формированию элементов материалистического миропонимания. Дети подводятся и к основному выводу: человек, зная потребности живых организмов, может влиять на их рост и развитие, т. е. они узнают о роли человека в управлении природой.

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им и радость. Работая на участке (в огороде, цветнике, ягоднике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.

Труд в природе способствует и развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу — это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.

Через содержание труда в природе (например, выращивание красивых цветов), направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций осуществляется эстетическое воспитание детей.

Наряду с наблюдениями труда окружающих большое место занимает собственная трудовая деятельность детей. Дошкольные учреждения имеют природные уголки, огороды, цветники, плодово-ягодные участки, где дети могут работать. В уголках природы живут белки, птички, имеются аквариумы с рыбками. Все это предоставляет возможность для ознакомления детей с жизнью растений и животных и освоения навыков по уходу за ними.

 

                                   Список используемой литературы.

1. «Мир природы и ребенок».Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.П. Саморуковой. Санкт-Петербург «Акцидент»,1998 г.

2. С.А. Веретенникова. «Ознакомление дошкольников с природой». Москва С. Н. Николаева. «Методика экологического воспитания дошкольников» «Просвещение», 1973 г.

3. «Как знакомить дошкольников с природой» Под ред. П.Г. Саморуковой Москва «Просвещение», 1983 г.

4. «Воспитание дошкольников в труде». Под ред. В.Г. Нечаевой. Москва «Просвещение», 1983 г.

5. Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду» М.:Просвещение, 1989.-144 с.:ил.

6. «Мы». Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др.-2-е изд., испр. и доп.- СПб: М94 «Детство –пресс», 2006-240 с. 2000.

7.С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» Москва «Академия»,1999 г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: