Конспект № 1
«Как узнать растения»
(Обобщающая беседа с элементами труда с детьми старшего возраста)
Задачи. Способствовать
обобщению представлений детей о растениях: растения — это деревья, кусты, травы; у них есть корень, стебель, листья, цветы;
развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модель;
применению детьми знаний о состоянии растений при недостатке влаги (листья вялые, мягкие, опущены иниз; стебель опущен; земля сухая, серого цвета) и умений помогать им (поставить цель — сделать так, чтобы растение чувствовало себя хорошо, листья и стебель поднялись, растение стало красивым; выбрать инструменты (лейка), материалы (отстоявшаяся, теплая вода); выполнять трудовые действия в нужной последовательности и правильно (нить воду на землю, ставить носик лейки у края горшка, поливать понемногу и ждать, пока вода не впитается и не появится на поддоне; воду слить через некоторое время); получать результат, совпадающий с целью (растение в хорошем состоянии);
|
|
воспитанию интереса к растениям, желания узнать., как они себя чувствуют и помогать соответствую м образом.
Предварительная работа. Серия наблюдений за растениями — деревьями, кустами, травянистыми растениями; серия опытов «Растения — живые существа», выявление потребностей растений; обучение детей поливу растений.
Ход занятия 1 часть
Воспитатель. Жалейкин получил письмо от Незнайки.
Жалейкин. Ребята, вот письмо, но я не могу его прочитать. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуй, Жалейкин! Мне очень нужна твоя помощь. С моими любимыми растениями что-то случилось. Помоги мне. Пройдешь разные растения, а за ними мой дом. Очень,жду. Незнайка».
Воспитатель. И план Незнайка нарисовал, как идти.
Жалейкин. Надо помочь Незнайке, жалко растения. Только что такое растения, я не знаю. Ребята, пойдем вместе?
Воспитатель. Пойдем, ребята, научим Жалейкина узнавать растения и помогать им.
Часть
Жалейкин. Надо скорее бежать, а то растения погибнут.
Воспитатель. Подожди, Жалейкин, надо разобраться в рисунке, а то можно заблудиться.
Жалейкин. Я ничего не понимаю, что здесь нарисовано. А вы?
Воспитатель. В письме Незнайка написал, что нужно пройти мимо разных растений. Значит, эти рисунки — про растения. Ребята, посмотрите, какие растения нужно пройти вначале?
Жалейкин. Это не про растения, это про стройку. Кирпич какой-то нарисован (модель «дерево»).
Воспитатель. Дети, что обозначает эта картинка? (Растения — деревья.) Найдите деревья и выложите в круг. Здесь будут расти деревья.
|
|
Жалейкин. Как вы узнали, что все это деревья? (Высокие, один ствол, покрытый корой.) Я понял, сейчас тоже найду. (Выбирает куст.)
Воспитатель. Правильно выбрал Жалейкин? Почему?
Жалейкин. А что же это? (Дети отвечают, что это куст.)
Дети. Это куст, кусты будут дальше.
Воспитатель. Давайте вернемся к схеме, посмотрим куда идти дальше. Что мы уже прошли? Отметим флажком. Мы уже ближе к тебе, Незнайка, скоро мы поможем твоим растениям. Куда идти дальше? Куда показывает стрелка? Про что эта картинка?
Жалейкин. Про какую-то корону. (Модель «куст».)
Воспитатель. Все картинки про растения. Дети, про какие растения эта картинка? Вот здесь должна быть твоя картинка, клади ее. Ребята, выберите и положите в круг кусты.
Жалейкин. Как вы узнаете, что все это — кусты, они же все разные?
Воспитатель. Чем же похожи все кусты? (Ниже деревьев, несколько стволов отходят от земли, стволы покрыты корой, они тоньше, чем у деревьев.)
Жалейкин. Я все понял, можно я еще один куст выберу? (Выбирает правильно.)
Воспитатель. Мы все ближе к Незнайке. Вернемся к плану, чтобы не заблудиться. Что мы уже прошли, что осталось? Про какие растения эта картинка? (Модель «травянистые растения».)
Жалейкин. Я знаю, это загадка. Это про растения, у которых есть зеленые иголки.
Воспитатель. А вы как думаете, про какие растения эта картинка? Выберите травянистые растения и выложите в круг. (Дети выкладывают свои картинки.)
Жалейкин. Как вы узнали, что это травянистые растения? Научите и меня. (Дети рассказывают, что
травянистые растения невысокие, у них тонкий стебелек не покрытый корой, и Жалейкин правильно выбирать травянистое растение.)
Жалейкин. Вот мы прошли деревья, кусты и травы, а Незнайка писал, что нужно пройти растения. Это разве растения? Почему вы называете их всех одним словом? (Приносит три картинки: дерево, куст, травянистое растение-)
Жалейкин. А! Я понял, если большие, значит растения. (дети исправляют.) Если есть цветок, значит растение. (Дети исправляют.)
Воспитатель. Чем же похожи все растения? Как мы узнаем растение? Выложите для Жалейкина на фланеле-графе растение (из частей модели) и расскажите, как узнать растение.
Жалейкин. Я понял, что у каждого растения есть корень, стебель, листья, цветок. Тогда лук — не растение. У него только корень есть.
Воспитатель. А как вы думаете, ребята? Докажите Жалейкину, что лук тоже растение. Найдите на столе растения, которые Жалейкин может не узнать: имеющих необычный стебель, листья. (Дети находят и объясняют.)
Жалейкин. Теперь я все понял.
Воспитатель- Давайте подойдем к плану, мы уже совсем дришли к Незнайке.
3 часть
Жалейкин. Ау, Незнайка, мы пришли!
Незнайка. Здравствуйте, хорошо, что вы пришли. Не знаю, как помочь моим растениям.
Воспитатель. А что с ними случилось?
Незнайка. Вот смотрите.
Воспитатель. Как вы думаете, как себя чувствует растение? Как узнали? (Плохо, растению не хватает влаги.)
Незнайка. А помочь ему можно? Как? (Полить.) Сейчас я полью. (Берет пустую лейку и поливает, дети исправляют.) Тогда побегу скорее воду из крана налью.
Воспитатель. Почему нельзя? Какой водой можно? (Дети отвечают.)
Незнайка. Где взять такую воду? (Налить и подождать, пока она отстоится.) Поливает листья. (Дети исправляют.) Почему нельзя? Куда надо лить? Почему? Как же растение пьет, у него же нет рта. (Дети показывают модель «всасывание» и объясняют.)
Незнайка. Покажите, как правильно поливать. (Подсказывает детям: лей под корешок, ведь корешок пьет воду; лей побольше; хватит поливать, уже все мокро. Дети исправляют.)
Воспитатель. Давайте посмотрим, может, еще каким-нибудь растениям нужна помощь.
Незнайка. И я поищу. (Приносит растение, которое уже полито.) Дети поливают растения, исправляют Незнайку, говорят, что воду в поддоне нужно оставить на некоторое время, а затем слить.
|
|
Воспитатель. Мы вовремя пришли к Незнайке, помогли его растениям и научили Жалейкина узнавать растения.
Конспект № 2