Организация труда в природе в практической работе

Конспект № 1

  «Как узнать растения»

(Обобщающая беседа с элементами труда с детьми старшего возраста)

Задачи. Способствовать

  обобщению представлений детей о растениях: растения — это деревья, кусты, травы; у них есть корень, стебель, листья, цветы;

  развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модель;

  применению детьми знаний о состоянии растений при недостатке влаги (листья вялые, мягкие, опущены иниз; стебель опущен; земля сухая, серого цвета) и умений помогать им (поставить цель — сделать так, чтобы растение чувствовало себя хорошо, листья и стебель поднялись, растение стало красивым; выбрать инструменты (лейка), материалы (отстоявшаяся, теплая вода); выполнять трудовые действия в нужной последовательности и правильно (нить воду на землю, ставить носик лейки у края горшка, поливать понемногу и ждать, пока вода не впитается и не появится на поддоне; воду слить через некоторое время); получать результат, совпадающий с целью (растение в хо­рошем состоянии);

воспитанию интереса к растениям, желания узнать., как они себя чувствуют и помогать соответствую м образом.

Предварительная работа. Серия наблюдений за растениями — деревьями, кустами, травянистыми растениями; серия опытов «Растения — живые существа», выявление потребностей растений; обучение детей поливу растений.

Ход занятия 1 часть

Воспитатель. Жалейкин получил письмо от Незнайки.

Жалейкин. Ребята, вот письмо, но я не могу его прочитать. Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель читает письмо: «Здравствуй, Жалейкин! Мне очень нужна твоя помощь. С моими любимыми растениями что-то случилось. Помоги мне. Пройдешь разные растения, а за ними мой дом. Очень,жду. Незнайка».

Воспитатель. И план Незнайка нарисовал, как идти.

Жалейкин. Надо помочь Незнайке, жалко растения. Только что такое растения, я не знаю. Ребята, пойдем вместе?

Воспитатель. Пойдем, ребята, научим Жалейкина узнавать растения и помогать им.

Часть

Жалейкин. Надо скорее бежать, а то растения погибнут.

Воспитатель. Подожди, Жалейкин, надо разобраться в рисунке, а то можно заблудиться.

Жалейкин. Я ничего не понимаю, что здесь нарисовано. А вы?

Воспитатель. В письме Незнайка написал, что нужно пройти мимо разных растений. Значит, эти рисунки — про растения. Ребята, посмотрите, какие растения нужно пройти вначале?

Жалейкин. Это не про растения, это про стройку. Кирпич какой-то нарисован (модель «дерево»).

Воспитатель. Дети, что обозначает эта картинка? (Растения — деревья.) Найдите деревья и выложите в круг. Здесь будут расти деревья.

Жалейкин. Как вы узнали, что все это деревья? (Высокие, один ствол, покрытый корой.) Я понял, сейчас тоже найду. (Выбирает куст.)

Воспитатель. Правильно выбрал Жалейкин? Почему?

Жалейкин. А что же это? (Дети отвечают, что это куст.)

Дети. Это куст, кусты будут дальше.

Воспитатель. Давайте вернемся к схеме, посмотрим куда идти дальше. Что мы уже прошли? Отметим флаж­ком. Мы уже ближе к тебе, Незнайка, скоро мы поможем твоим растениям. Куда идти дальше? Куда показывает стрелка? Про что эта картинка?

Жалейкин. Про какую-то корону. (Модель «куст».)

Воспитатель. Все картинки про растения. Дети, про какие растения эта картинка? Вот здесь должна быть твоя картинка, клади ее. Ребята, выберите и положите в круг кусты.

Жалейкин. Как вы узнаете, что все это — кусты, они же все разные?

Воспитатель. Чем же похожи все кусты? (Ниже дере­вьев, несколько стволов отходят от земли, стволы покры­ты корой, они тоньше, чем у деревьев.)

Жалейкин. Я все понял, можно я еще один куст выберу? (Выбирает правильно.)

Воспитатель. Мы все ближе к Незнайке. Вернемся к плану, чтобы не заблудиться. Что мы уже прошли, что осталось? Про какие растения эта картинка? (Модель «травянистые растения».)

Жалейкин. Я знаю, это загадка. Это про растения, у которых есть зеленые иголки.

Воспитатель. А вы как думаете, про какие растения эта картинка? Выберите травянистые растения и выложите в круг. (Дети выкладывают свои картинки.)

Жалейкин. Как вы узнали, что это травянистые растения? Научите и меня. (Дети рассказывают, что

травянистые растения невысокие, у них тонкий стебелек  не покрытый корой, и Жалейкин правильно выбирать травянистое растение.)

Жалейкин. Вот мы прошли деревья, кусты и травы, а Незнайка писал, что нужно пройти растения. Это разве растения? Почему вы называете их всех одним словом? (Приносит три картинки: дерево, куст, травянистое растение-)

Жалейкин. А! Я понял, если большие, значит растения. (дети исправляют.) Если есть цветок, значит растение. (Дети исправляют.)

Воспитатель. Чем же похожи все растения? Как мы узнаем растение? Выложите для Жалейкина на фланеле-графе растение (из частей модели) и расскажите, как узнать растение.

Жалейкин. Я понял, что у каждого растения есть корень, стебель, листья, цветок. Тогда лук — не растение. У него только корень есть.

Воспитатель. А как вы думаете, ребята? Докажите Жалейкину, что лук тоже растение. Найдите на столе растения, которые Жалейкин может не узнать: имеющих необычный стебель, листья. (Дети находят и объясняют.)

Жалейкин. Теперь я все понял.

Воспитатель- Давайте подойдем к плану, мы уже совсем дришли к Незнайке.

3 часть

Жалейкин. Ау, Незнайка, мы пришли!

Незнайка. Здравствуйте, хорошо, что вы пришли. Не знаю, как помочь моим растениям.

Воспитатель. А что с ними случилось?

Незнайка. Вот смотрите.

Воспитатель. Как вы думаете, как себя чувствует растение? Как узнали? (Плохо, растению не хватает влаги.)

Незнайка. А помочь ему можно? Как? (Полить.) Сейчас я полью. (Берет пустую лейку и поливает, дети исправляют.) Тогда побегу скорее воду из крана налью.

Воспитатель. Почему нельзя? Какой водой можно? (Дети отвечают.)

Незнайка. Где взять такую воду? (Налить и подождать, пока она отстоится.) Поливает листья. (Дети исправляют.) Почему нельзя? Куда надо лить? Почему? Как же растение пьет, у него же нет рта. (Дети показывают модель «вса­сывание» и объясняют.)

Незнайка. Покажите, как правильно поливать. (Подсказывает детям: лей под корешок, ведь корешок пьет воду; лей побольше; хватит поливать, уже все мокро. Дети исправляют.)

Воспитатель. Давайте посмотрим, может, еще каким-нибудь растениям нужна помощь.

Незнайка. И я поищу. (Приносит растение, которое уже полито.) Дети поливают растения, исправляют Незнайку, говорят, что воду в поддоне нужно оставить на некоторое время, а затем слить.

Воспитатель. Мы вовремя пришли к Незнайке, помогли его растениям и научили Жалейкина узнавать растения.

 

Конспект № 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: