О понижающем коэффициенте к налоговым ставкам

Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным, он поступает в бюджет субъекта Федерации. Однако поступления данного налога, как правило, невелики.

При установлении ставок налога нужно обратить особое внимание на транспортные предприятия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и осуществляющие пассажирские перевозки. Не секрет, что большая часть транспортных средств в регионах используется свыше установленного срока их эксплуатации. Автобусный парк обновляется редко.

В связи с этим для транспортных предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности и осуществляющих пассажирские перевозки, предлагается установить понижающий коэффициент при исчислении транспортного налога с пассажирского транспорта, срок эксплуатации которого превышает установленный уровень. Размер коэффициента должен зависеть от того, на сколько лет превышен срок эксплуатации. Необходимым условием применения коэффициента должно стать целевое использование сэкономленных транспортным предприятием средств - для обновления подвижного состава. Применение понижающего коэффициента позволит не только снизить себестоимость пассажирских перевозок, но и ускорить процесс обновления автобусного парка.

В целях более точного учета транспортных средств для расчета транспортного налога с применением понижающего коэффициента предлагается ввести специализированные формы учетных регистров.

В регистре, который заводится на каждое транспортное средство, будет содержаться следующая информация: идентификационный номер транспортного средства, регистрационный знак, модель, год изготовления, мощность двигателя, фактический срок эксплуатации, превышение фактического срока эксплуатации над установленным уровнем, размер понижающего коэффициента, количество владельцев, ставка налога, сумма перечисленного авансового платежа по транспортному налогу.

Наиболее оптимальным было бы автоматизированное ведение и формирование указанных регистров. Это позволило бы облегчить труд бухгалтера при расчете транспортного налога по каждому транспортному средству с учетом срока его полезного использования.[10]

Об обязанности организации уплачивать авансовые платежи и представлять расчет в случаях, когда законом субъекта РФ такая обязанность не установлена

По вопросу об обязанности организаций уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу и представлять соответствующий расчет по этому налогу по окончании отчетных периодов, в случаях, когда субъектами РФ в региональных законах такая обязанность (а также вообще, отчетные периоды) не установлена, возникла некоторая неопределенность.

Так, из письма Минфина РФ от 13.02.2006 г. N 03-06-04-02/02 следует, что обязанность исчислять и уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу и обязанность представлять соответствующий расчет по этому налогу по окончании отчетных периодов установлена непосредственно положениями НК РФ, т.е. федеральным законодательством о налогах и сборах. Поэтому данные обязанности должны исполняться независимо даже от того, что региональный законодатель данные обязательства не установил. Кроме того, по мнению Минфина РФ, исходя из положений п. 6 ст. 362 НК РФ, региональный законодатель должен прямо указать отдельные категории налогоплательщиков, имеющие право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Если же в региональном законе такого положения не содержится, необходимо считать, что действуют нормы федерального законодательства.

Таким образом, Минфин РФ, указывая в своем письме о необходимости представлять расчеты по транспортному налогу и уплачивать авансовые платежи по нему, фактически утверждает, что "порядок уплаты авансовых платежей" является категорией отличной от категорий "порядок уплаты налога" и "сроки уплаты налога". В связи с этим делается вывод, что поскольку данные элементы установлены положениями НК РФ, то они должны применяться независимо от того, установил ли соответствующие обязанности региональный законодатель на своей территории или не установил.

  Однако, вышеуказанная позиция Минфина РФ, является неправомерной по следующим основаниям.

  Во-первых, в соответствии со ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог вводится в действие законами субъектов РФ, при этом законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

  Во-вторых, вышеуказанный вывод подтверждается и положениями п. 2 ст. 363 НК РФ, согласно которому налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу ":если законами субъектов РФ не предусмотрено иное".

В-третьих, в соответствии с п. 3 ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти.

В-четвертых, основным аргументом сторонников иной точки зрения, являются положения п. 6 ст. 363 НК РФ в соответствии с которой, субъекты РФ должны активно, а не пассивно, определиться по вопросам введения отчетных периодов и уплате авансовых платежей по транспортному налогу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: