Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения потребности в материалах. Оптимальная обеспеченность материалами ведет к минимизации затрат, улучшению финансовых результатов, к ритмичности и слаженности работы предприятия.
1. Отлаженная работа с поставщиками.
Заказы на приобретение материалов должны делаться только после того, как одобрен выбор поставщика. Для этого можно составить специальные перечни поставщиков. Ведение таких перечней сокращает время, расходуемое на поиск необходимой информации, что при повторе заказа существенно снижает затраты отдела снабжения. Такой перечень должен постоянно пополняться новой информацией о товарах или возникающих проблемах с действующими поставщиками. На данном предприятии отсутствуют записи проведения анализа поставщиков. Для проведения объективного анализа должна быть разработана методика, которая максимально бы предоставляла алгоритм выбора и оценки поставщиков на основании выполнения установленных критериев по конкретным позициям. Материалы закупаются на основании 3-х основных критериев: цена, качество и сроки.
В связи с вышеизложенным для ООО «Элитстрой» особенно важно:
- вести оценку и повторную оценку поставщиков с целью определения наиболее выгодных для него партнеров;
- определить критерии оценки поставщиков.
Также отрицательным в учете расчетов с поставщиками является несвоевременное оформление документов по поступлению материалов. Необходимо установить четкие сроки сдачи сотрудниками первичной документации.
2. Проверка качества материалов, укомплектованности поставок при получении материалов.
Информация о необходимых материалах формируется на уровне бригады и передается начальнику отдела материально-технического снабжения, либо в случае больших заказов техническому директору. Контроль закупленных материалов осуществляется только визуально – по количеству и качеству. Этого может оказаться не всегда достаточным. При выявлении брака осуществляется замена товара. При необходимости, оформляется претензия, а в особых случаях - отказ от покупки у данного поставщика с последующим исключением данного поставщика из действующего реестра поставщиков. Нужно описать требования к закупаемой продукции и в дальнейшем осуществлять контроль закупаемых материально-производственных запасов согласно этим требованиям.
3. Соблюдение условий хранения материалов.
Должна быть минимизирована вероятность порчи материалов на складе. Для этого нужно соблюдать правила пожарной безопасности, исключить хранение на открытом воздухе. Необходимо минимизировать потери запасов в результате краж, злоупотреблений, порчи, непроизводительного расходования, для этого нужно правильно организовать охрану складских помещений.
Кроме того недостаток материалов нарушает режим работы предприятия, в то время как излишек замедляет оборачиваемость оборотных средств, увеличивает расходы на хранение, загружает складские помещения.
4. Регулярное проведение инвентаризаций.
В организации инвентаризации должны проводиться через запланированные промежутки времени с целью обеспечение соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию материально-производственных запасов. На данном предприятии нет установленного графика проведений проверок. На данный момент документированная процедура по проведению инвентаризаций на предприятии отсутствует.
Для выполнения этого пункта необходимо:
- разработать документировано оформленный порядок проведения инвентаризаций;
- осуществлять проверки в соответствии с этим порядком;
- использовать результаты инвентаризаций для улучшения работы организации;
- обучить сотрудников правильному проведению инвентаризации;
- обеспечить этих сотрудников необходимым инвентарем.
4. Рациональное использование материалов.
В дальнейшем руководство должно, после каждой проведенной инвентаризации определить, какие ресурсы и в каких количествах необходимы для успешного функционирования организации и улучшения ее работы, а затем обеспечить эти ресурсы. Важное условие повышения эффективности использования материальных ресурсов — усиление личной и коллективной ответственности и материальной заинтересованности рабочих, руководителей и специалистов структурных подразделений в рациональном использовании указанных ресурсов. Одно из условий рационального использования производственных ресурсов – нормирование складских запасов и материальных затрат. Под нормой производственного запаса понимают средний в течение года запас каждого вида материалов, принимаемый как переходящий запас на конец планируемого года. Эта норма измеряется в днях среднесуточного потребления каждого вида материалов.
6. Организация документооборота.
На рассматриваемом предприятии отсутствует график документооборота. Это является значительным упущением, так как точное соблюдение графиков документооборота способствует своевременному и полному отражению в учетных регистрах совершаемых хозяйственных операций.
Записи о запасах МПЗ должны постоянно корректироваться и дополняться с учетом всех операций по поступлению и возврату товаров.
Во-первых, это необходимо для обеспечения полноты отражения. Компьютеризированные системы могут осуществлять либо пакетную
обработку записей, либо обработку каждой записи в отдельности. Контроль над итогами осуществленных операций должен проводиться как вначале, так и в конце обработки. Во-вторых, это важно для обеспечения
точности: основным средством контроля является инвентаризация.
Все счета-фактуры проверяются и утверждаются на основе записей о поступлении товаров или другой соответствующей документации. Кредиторская задолженность в соответствии со счетом-фактурой не должна отражаться вплоть до того момента, как будут получены доказательства действительного получения и приемки товаров по количеству и качеству. Функция утверждения счетов-фактур должна выполняться независимо от функций заказа, приемки, регистрации и оплаты. Обычно утверждение счетов-фактур производится начальником отдела снабжения.
5. Автоматизация учета материалов на складе.
Особенно важно в настоящее время располагать компьютерами, позволяющими создавать автоматизированные рабочие места. Для упрощения учета материалов на складе и в бухгалтерии необходимо автоматизировать склад. Автоматизация должна обеспечить: контролируемый ввод и вывод информации; организацию хранения учетной информации на внешних носителях; защиту информации от несанкционированного доступа; семантическую целостность и защиту от физического разрушения хранимой учетной информации; поиск, арифметическую и логическую обработку информации; обмен с другими информационными объектами. В этом случае материалы приходуются кладовщиком сразу же при поступлении материальных ценностей на склад. И только после оприходования отпускаются в расход по цене приобретения. Это позволит существенно улучшить учет материальных ценностей, а также сократить трудоемкость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Материально-производственные запасы являются составной частью оборотных средств организации. Величина материально-производственных запасов, их приобретение и выбытие оказывают прямое влияние на непрерывность производственного процесса, ликвидность бухгалтерского баланса и размер налогов.
Основным нормативным актом, регулирующим порядок учета материально-производственных запасов, является ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов". Указанное положение является элементом целой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, которая устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организует бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в соответствии с Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. № 129-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утвержденным приказом МФ РФ от 29.07.98г. № 34-н) и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкцией по его применению» (утвержденных приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н), а также действующими Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Анализ показателей хозяйственной деятельности ООО «Элитстрой» показал, что предприятие работает стабильно, наиболее значимым фактором успешности является увеличение объема работ за счет заключения договоров, как со строительными организациями, так и с физическими лицами.
В качестве единицы бухгалтерского учета материально-производственных запасов применяется номенклатурный номер, который разрабатывается организацией в разрезе наименований материалов.
В бухгалтерском учете материально-производственные запасы отражаются по фактической себестоимости.
Согласно учетной политики бухгалтерского учета учет материалов ведут с использованием счета 10 «Материалы». В соответствии с п.26 ПБУ 5/01 МПЗ в пути принимаются к бухгалтерскому учету на дату перехода права собственности в оценке, установленной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.
По приказу руководителя проводятся инвентаризации плановые и внезапные постоянно действующей комиссией, осуществляется контроль за сохранностью МПЗ в местах хранения и на ремонтных участках, использование ГСМ, систематически осуществляется контроль за выявлением излишков и неиспользуемых МПЗ. Своевременно осуществляются расчеты с поставщиками и контроль за МПЗ, находящимися в пути, неотфактурованными поставками. Вместе с тем, в работе выявлены недостатки:
- поступившие на предприятие материалы без сопроводительных документов (счета-фактуры) были занесены в книгу покупок, НДС был выставлен к зачету из бюджета;
- последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы и отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, не завизированы председателем комиссии;
- инвентаризационные описи заполняются машинописным способом, а в случае расхождений – исправления вносятся вручную, т.е. производится сопоставление данных бухгалтерского учета с фактическим наличием запасов, а не наоборот;
- в описях, после утверждения результатов инвентаризации, имеются незаполненные строки.
Для улучшения и повышения эффективности учета материалов следует:
• своевременно и качественно отражать все хозяйственные операции по поступлению, выбытию, товарным потерям;
• своевременно производить истребование недостающих документов при расчетах с поставщиками и подрядчиками через использование актов сверок расчетов;
• проведение своевременных расчетов с поставщиками по приобретенным товарно-материальным ценностям, направленных на погашение чрезмерной кредиторской задолженности;
• контролировать состояние расчетов по отсроченной (просроченной) задолженности через проведение инвентаризации расчетов;
• следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностью;
• необходимо усилить внутренний контроль за поступающими первичными документами по поступлению, выбытию, материальным потерям;
• осуществлять предварительный контроль, который начинается в процессе подписания главным бухгалтеров документов;
• осуществлять оперативный последующий контроль, который должен осуществляться работниками бухгалтерии постоянно при совершении финансово-хозяйственных операций;
• проводить своевременный учет неправильно оформленных документов по поступлению, выбытию, материальным потерям;
• ввести график документооборота по поступлению, выбытию, товарным потерям.
Выполнение предложенных мер позволит совершенствовать бухгалтерский учет материально-производственных запасов, повысит уровень обеспеченности руководства предприятия информацией, необходимой для принятия управленческих решений в целях эффективности работы всего предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Известие. – 1993. – 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая Федеральный закон от 31.11.1994г., №51-ФЗ (в редакции от 08.05.2010г. №83-ФЗ). Часть вторая Федеральный Закон от 26.01.1996г. №14-ФЗ (в редакции от 08.05.2010г. №83-ФЗ).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации, Часть первая, Федеральный закон от 31.07.1998г., №147-ФЗ (в редакции от 09.03.2010г. №20-ФЗ), Часть вторая Федеральный закон от 05.08.2000г., №117-ФЗ (в редакции от 09.05.2010г. №86-ФЗ).
4. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г., №129-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.09.2010г., №243-ФЗ).
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденный приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000г., №94н, в редакции Приказ от 18.09.2006г., №115н.
6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998г. № 34н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18.09.2006 N 116н) // Нормативные акты для бухгалтера. – 2006. - № 17. – С. 25-61.
7. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008). Утверждено приказом Минфина РФ № 106 от 06.10.2008г.
8. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материальных производственных запасов" (ПБУ 5/01). Утверждено приказом Минфина РФ № 44н от 9 июня 2001 г.
9. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99). Утверждено приказом Минфина РФ № 116н от 18.09.2006г.
10. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99). Утверждено приказом Минфина РФ №116н от 18.09.2006г.
11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по налогу на прибыль», ПБУ 18/02 от 19 ноября 2002 г. №114н.
12. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2001г. № 119-н.
13. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995г. № 49.
14. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.2002. № 135.
15. Инструкция о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности. Постановление Министерства финансов от 14.01.1967 г. №17.
16. Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ», 2009. – 370 с.
17. Безруких П.С. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2009. – 424 с.
18. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. 2-е изд, перераб., доп. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. – 728 с.
19. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет. М: Изд-во «Дашкова и Ко», 2009. – 444с.
20. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Учебное пособие по бухгалтерскому учету., М.: «КНОРУС», 2010. – 418 с.
21. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский учет в схемах и рисунках, М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. – 378 с.
22. Керимов В.Э. Бухгалтерский, финансовый учет». – М.: «Дашков и К», 2010. – 724 с.
23. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. 2-е изд., перераб., доп. М.: ИНФРА-М, 2008. – 640 с.
24. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет: Учебник, – М.: «КНОРУС», 2009. –280 с.
25. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: Учебник. М.: Проспект, 2009.– 766 с.
26. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА–М, 2009.–348с.
27. Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».






