Бухгалтерский учет реализации товаров

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное  значение, так как именно данный вид торговли является активным проводником товаров отечественного производства и достаточно большой массы товаров зарубежной продукции на внутренний рынок.

Таким образом, важность этой области деятельности предприятия не требует особых доказательств, поскольку роль и значимость оптовой торговли понятна любому предпринимателю. Следует подчеркнуть актуальность вопроса роли и назначения оптовой торговли, которые наиболее наглядно прослеживаются при рассмотрении ее функций. За последние годы произошли заметные изменения в структуре оптового рынка. Так, существенно снизилась и продолжает снижаться доля бывших государственных оптово-посреднических организаций; одновременно существенно возросла доля новых посреднических структур.[1]  

В связи с этим представляет особый интерес сложившаяся динамика развития оптовой торговли в совершенных условиях и перспективы ее развития. Возникает необходимость экономического анализа показателей деятельности предприятия: товарооборота, валового дохода, издержек обращения, балансовой прибыли. Из всех перечисленных показателей оптовый товарооборот имеет особое значение и специфику.

Оптовая организация занимается прогнозированием величины основных показателей его деятельности - прибыли, продаж, издержек и других показателей. В связи с этим актуальным вопросом становится методология и подходы для расчета экономических показателей для деятельности оптовой организации, особенности их анализа и планирования.[2]

Организации, занимающиеся торговой деятельностью, независимо от форм собственности определенным образом классифицируются по виду торговой деятельности на следующие основные виды:

- организации оптовой торговли, сфера предпринимательской деятельности которых состоит в приобретении и соответствующем преобразовании товаров для последующей их реализации предприятиям розничной торговли, другим субъектам предпринимательской деятельности;

- предприятия розничной торговли, сфера предпринимательской деятельности которых состоит в продаже товаров на основании устного или письменного договора купли – продажи непосредственно конечным потребителям;

- предприятия общественного питания, основной функцией которых является не только продажа продовольственных товаров непосредственному потребителю, но и изготовление продовольственных товаров и продуктов питания из соответствующего сырья; 

- предприятия торгово – посреднические, выполняющие посредническую функцию по продаже товара.

 Собственно сущность торговли и ее полезность заключаются в процессе организации товарного движения в обмен на денежные средства.

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что именно оптовая торговля является одним из видов торговых операций, которые заставляют наших производителей поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Объектом исследования является хозяйственная дея­тельность ООО «База снабжения «ДИАЛ».

Предметом изучения  являются документы, учетные регистры и формы отчетности оптового товарооборота и товарных запасов организации.

Целью данной выпускной квалификационной работы является полу­чение целостного представления об организации бухгалтерского учета товарных запасов и оптового товарооборота, анализ динамики оптового товарооборота и влияние факторов на его изменение.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

1) Рассмотрение экономической сущности товарных запасов и характеристики оптового товарооборота;

2) Изучение теоретических аспектов нормативно – законодательного регулирования бухгалтерского учета оптового товарооборота в РФ;

3) Отражение порядка ведения бухгалтерского учета закупки и продажи товаров;

4) Раскрытие порядока проведения инвентаризации товаров на складах и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете;

5) Изучение методических подходов к анализу оптового товарооборота и формированию товарных запасов;

6) Проведение анализа товарооборота и товарных запасов в организации оптовой торговли;

7) Проведение оценки эффективности оптового товарооборота, формирования и использования товарных запасов имеющихся на предприятии.

8) По результатам проведенного исследования сделанть выводы и рекомендации по увеличению товарооборота и повышению эффективности деятельности торговой организации.

Теоретическую и методологическую основу работы составили материалы нормативных документов, научно-популярные статьи периодических изданий и книг российских специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, теории экономического анализа и анализа финансово – хозяйственной деятельности предприятий, таких как: Шеремет А.Г., Никифорова Н.А., Герасимова В.И., Подольского В.И. и других.

Практическая значимость выпускной квалификационной  работы в том, что выводы и рекомендации по результатам исследования руководство организации может использовать для принятия управленческих решений по повышению эффективности деятельности и увеличению товарооборота.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников информации.

 

 

Глава 1. Основы построения бухгалтерского учета и анализа оптового товарооборота

1.1.Нормативно -законодательное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

Переход экономики страны на рыночные отношения потребовал разработки целой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организациях, а также определения роли государственных органов в ее создании.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О бухгалтерском учете» законодательство РФ в части бухгалтерского учета состоит из данного Закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ, Правительства РФ.

Основными целями законодательства РФ в части бухгалтерского учета являются:

- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организацией;

- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Впервые на уровне федерального закона установлено, что «общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляет Правительство РФ. Это значит, что планы счетов, положения и другие нормативные акты должны быть согласованы и одобрены Правительством РФ. Приоритетное право регулирования бухгалтерского учета предоставлено Министерству финансов, которое осуществляет разработку и утверждение положений по бухгалтерскому учету (национальных стандартов), методических указаний по бухгалтерскому учету отдельных операций, имущества, обязательств, доходов, расходов и капитала. Нормативные акты, утвержденные Министерством финансов, составляют основу системы нормативно – правового регулирования бухгалтерского учета и являются обязательными к применению на территории Российской Федерации.

Существенная роль в разработке методологических и методических материалов в настоящее время отводится Институту профессиональных бухгалтеров России, федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и другим органам.

В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.[3]

Систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в России можно представить в таблице 1.

Таблица 1

Систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в России

Уровень Документы Органы, принимающие документы
I уровень Федеральные законы, кодексы, постановления, указы Федеральное собрание, Правительство РФ, Государственная дума, Президент РФ
II уровень Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Правительство РФ, Минфин РФ
III уровень Методические указания, инструкции, рекомендации Минфин РФ, Центральный банк РФ, МНС РФ, Отраслевые министерства
IV уровень Внутренние документы организации, формирующие учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах  Утверждаются приказом руководителя

 

Одни из утверждаемых нормативных актов обязательны к применению (законы, положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). В настоящее время в отечественной практике учета сложилась четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета и отчетности:

1 – й уровень – законодательный, он представлен федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, регламентирующими прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации; Правовая основа бухгалтерского баланса на этом уровне представлена Гражданским кодексом, Налоговым кодексом, Трудовым кодексом. Бюджетным кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129 – ФЗ (ред. от 03.11.06) и другие законодательные документы федерального уровня.

2 – й уровень – нормативный, представленный положениями Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России), т.е. стандартами по бухгалтерскому учету, в которых рассматриваются отдельные вопросы ведения бухгалтерского учета. К таким документам относятся положения по ПБУ. В процессе хозяйственной деятельности организации для производства готовой продукции приобретают материальные запасы в виде сырья, материалов, комплектующих изделий и другие. Конечным результатом деятельности являются материальные запасы, выступающие в форме готовой продукции. Торговые организации приобретают материальные запасы в виде товаров, предназначенных для дальнейшей перепродажи или конечного потребления. Учет материально – производственных запасов регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденным приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44н.(ред. от 26.03.07)

Согласно данному ПБУ под материально – производственными запасами (МПЗ) понимаются активы:

¾ используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

¾ предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары;

¾ используемые для управленческих нужд организации.

Таким образом, в составе материально – производственных запасов учитываются производственные запасы, готовая продукция и товары.

3 – й уровень – методический, он представлен различными приказами, инструкциями и рекомендациями органов власти по вопросам конкретного применения нормативных документов с учетом отраслевых особенностей, специфики производств и т. п. Основным документом такого уровня является План счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций;

4 – й уровень – уровень организационный, представленный организационно – распорядительными документами и приказами руководства предприятия по вопросам ведения бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом особенностей его хозяйственной деятельности. Это, прежде всего, документы, раскрывающие учетную политику предприятия, например, устав предприятия, положение об учетной политике рабочий план счетов, график документооборота и т. п.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета позволяет однозначно трактовать учетную информацию и определять ответственность за нарушения, допущенные при ведении бухгалтерского учета.

1.2 Бухгалтерский учет поступления товаров

Поставщики отгружают в адрес оптовых организаций товары в соответствии с заключенными с ними договорами, определяю­щими права и обязанности сторон.. За невыполнение условий до­говоров предусматриваются штрафные санкции. Кроме того, с виновной стороны могут быть взысканы убытки в размере, не по­крытом штрафом или неустойкой. Однако уплата штрафов и воз­мещение убытков не освобождают нарушителя договора от его исполнения. В целях контроля за ходом заключения договоров их регистрируют в специальных журналах. Для учета их выполнения на каждый договор может открываться карточка, в которую запи­сываются основные условия договора, а затем на основании по­ступающих приходных документов делаются отметки о его вы­полнении. Периодически проверяются итоги выполнения дого­воров и при их невыполнении предъявляются претензии постав­щикам.

В целях сохранности поступающих товаров поставщик обязан обеспечить: строгое соблюдение установленных правил упаков­ки, затаривания, маркировки и опломбирования отдельных мест; вложение в каждое тарное место документа (упаковочного ярлы­ка, кипной карты и т.д.), свидетельствующего о наименовании и количестве товаров, находящихся в данном тарном месте; четкое и ясное оформление отгрузочных и расчетных документов, соот­ветствие указанных в них данных о количестве товаров фактически отгружаемому, своевременную отсылку этих документов получателю; строгое соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их погрузке и креплению и др.[4]

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914 (ред. от 26.05.2009) было утверждено «Правило ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость». На основа­нии данного постановления все организации обязаны составлять счета-фактуры, вести журнал учета счетов-фактур, книгу продаж и книгу покупок по установленным формам. Счет-фактура со­ставляется поставщиком на имя покупателя и дает право на зачет (возмещение) сумм налога на добавленную стоимость покупате­лям после оприходования товара и его оплаты. Счет-фактура яв­ляется документом, служащим основанием для принятия предъ­явленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.

Спецификация применяется, если отфакту­рованная партия товара упаковывается в ящики, бочки и т.п. Она выписывается в двух экземплярах материально-ответственным лицом: один экземпляр прилагается к счету-фактуре, направляе­мому покупателю, второй - передается в бухгалтерию. В специ­фикации перечисляется каждое отдельное место с товаром и про­ставляется его масса. Масса тары отражается отдельно. Тара, отпущенная с товаром по этой спецификации, указывается на оборотной стороне бланка. Упакованный товар передается экспе­диции, агенту (экспедитору, водителю) по количеству мест или массе брутто под расписку на бланке спецификации. Специфика­ция обычно дополняет счет-фактуру.

Товарный ярлык применяется для учета то­варно-материальных ценностей в местах хранения товара. Он за­полняется в одном экземпляре материально ответственным лицом на каждое наименование с проставлением порядкового номера ярлыка, хранится вместе с товаром по месту его нахождения.

Товарная накладная (ф. № ТОРГ-12) составляется в двух эк­земплярах: один остается у поставщика, другой — передается по­купателю.

Приходный групповой отвес составляется в трех экземплярах работниками организации-получателя. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй — весовщику желез­ной дороги, водного транспорта или лицу, сопровождающему груз, третий - остается у материально ответственного лица. В нем в обязательном порядке указывается, в каком состоянии прибыл товар, груз. Данные о состоянии товара подтверждаются подпи­сями представителя транспортной организации (поставщика) и грузополучателя (покупателя). В случае необходимости предъявления поставщику претензии приходные групповые отвесы со­ставляются в четырех экземплярах.

Упаковочный ярлык применяется при упаков­ке товара. Он выписывается в трех экземплярах на каждое отдель­ное место (ящик, тюк и т.д.), подписывается материально ответст­венными лицами и упаковщиком. Один экземпляр вкладывается вместе с товаром в ящик (тюк), второй — с указанием массы каж­дого места прилагается к счету-фактуре (если он не подлежит по-ящичной сертификации), третий - остается на складе.

При доставке товаров автомобильным транспортом применя­ется товарно-транспортная накладная, которая может быть выпи­сана в четырех или пяти экземплярах. Один экземпляр остается у поставщика, второй — предназначен покупателю, третий — ис­пользуется в качестве пропуска на вывоз товаров от поставщика и передается в бюро пропусков, четвертый и пятый — сдают авто­транспортной организации для расчетов за транспорт и как при­ложение к путевому листу.

Сертификат о качестве удостоверяет качество фактически по­ставленного товара и его соответствие условиям договора. В нем дается характеристика товара либо подтверждается соответствие определенным стандартам или техническим условиям.

Техническая документация (паспорта, схемы, инструкции и т.д.) представляется при поставке товаров длительного пользования. К документам, удостоверяющим качество товара, относятся также протоколы испытаний, справки лабораторного анализа и т.д.[5]

Транспортные документы обычно выписываются грузоперевозчиком, они удостоверяют, что товар принят им к перевозке. В за­висимости от того, каким видом транспорта перевозятся товары, они подразделяются: железнодорожная накладная, коносамент, товарно-транспортная накладная (путевые листы, автодорожная накладная), коммерческий акт, экспедиторская накладная и др.

Железнодорожная накладная выписывается железной доро­гой и подтверждает факт принятия железной дорогой товара к отправке.

Виды платежно - банковских (расчетных) документов зависят от форм расчетов, установленных в договоре между поставщиком и покупателем. Расчетный документ представляет собой оформле­ние в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:

- распоряжения плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета на счет покупателя средств;

- распоряжения получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

При осуществлении безналичных расчетов допускаются рас­четы платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных за­коном, установленными в соответствии с ним банковскими пра­вилами и применяемыми в банковской практике обычаями дело­вого оборота.

К расчетным документам относится также вексель. Вексель - это разновидность безусловного абстрактного денежного обяза­тельства, составленного по установленным законом форме, даю­щего бесспорное право требовать уплаты обозначенной в векселе суммы по истечении срока, на который он выписан.

Если договором порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.

Поступившие от поставщиков документы оптовая организа­ция регистрирует в журнале учета счетов-фактур. Он использует­ся для контроля за своевременным поступлением и оприходова­нием товаров материально ответственными лицами. Товарные и расчетные документы поставщиков проверяются оптовой орга­низацией с точки зрения соблюдения условий договора поставки.

Учет товара на складе оптового предприятия ведет материально-ответственное лицо. Складской учет ведется в натуральных показателях по номенклатурным номерам товаров. Порядок учета товара на оптовом складе может быть различным в зависимости от способа хранения товара и от некоторых факторов, как-то: частота поступлений товаров на склад, совместимость товаров по условиям хранения, их натуральные характеристики, а также объем и ассортимент товаров и т.д. Возможны партионный, сортовой или партионно-сортовой способы.

Материально-ответственные лица складов на основании приходных и расходных документов составляют товарные отчеты или сопроводительные реестры сдачи документов. Форма отчетности зависит от специализации предприятия, ассортимента товаров, объема документооборота и организации аналитического учета товаров в бухгалтерии и способа хранения.

Синтетический учет поступления товаров в оптовых органи­зациях осуществляется на активном счете 41 «Товары», субсчет 1 «Товары на складах», а тары - на субсчете 3 «Тара под товаром и порожняя». В конце месяца по счету 41 подсчитывают итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров других счетов, корреспондирующих с ним.

 Поступающие товары и тара при­ходуются по дебету счета «Товары» с кредитованием счетов по учету расчетов. Поступление товаров и тары можно отражать в учете с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение ма­териальных ценностей» в порядке, аналогичным порядку учета соответствующих операций с материалами. Однако торговые ор­ганизации практически этот счет не применяют.[6]  

Корреспонденции счетов по поступлению товаров отражены в таблице 2.

Таблица 2

Корреспонденция счетов по учету поступления товаров

№№ Операция Первичные документы Дебет Кредит
  1 - фактическая себестоимость товаров (без НДС) накладная 41 60
      - НДС по поступившим товарам счет-фактура 19-3 60
      - НДС относится к вычету после оприходования товаров запись книги по­купок 68/НДС 19-3
22 Учет поступления товаров с использованием счета 15:      
    - покупная стоимость товаров (без НДС) накладная 15 60
    - НДС по поступившим това­рам счет-фактура 19-3 60
    - транспортно-заготовительные расходы (без НДС) счет, акт и др. 15 60
    - НДС по транспортно-заготовительным расходам счет-фактура 19-3 60
    - оприходованы товары по фактической стоимости накладная, расчет 41 15
    - НДС относится к вычету после оприходования товаров запись книги по­купок 68/НДС 19-3
33 Получены товары безвозмезд­но: - поступили товары, отражает­ся рыночная стоимость акт, на­кладная 41 98-2
    - при реализации стоимость товаров, ранее учтенная как доходы будущих периодов, относится на прочие доходы накладная, расчет 98-2 91-1

 

 4

Получены     товары, приобретенные через подотчетное лицо:  отражаются расходы подотчетного лица подотчетного лица - авансовый отчет 60 71
- стоимость  товаров  (без НДС)   накладная 41 60
- НДС по поступившим това­рам   счет-фактура 19-3 60
5

Учет потерь при приемке товаров от поставщиков

  Выявлены потери:      
1   - в пределах норм убыли или в пределах, предусмотренных договором акт 94 60
    - свыше этих пределов, предъявлены претензии по­ставщику акт 76-2 60

 

 

Продолжение таблицы 2

 

  Списание потерь в пределах норм убыли или в пределах, предусмотренных договором (корректируется себестоимость фактически поступивших товаров) расчет, акт 41 94
  Поступление от поставщика денежных средств в счет погашения претензий Выписка банка 51 76-2
  Списание потерь рои решении арбитражного суда – отказе во взыскании с поставщика: - снятие претензий к поставщику     Постановление суда     94     76-2

 

Бухгалтерский контроль за своевременным оприхо­дованием и оплатой товаров ведется в регистрах бухгалтерского учета путем сопоставления суммы, уплаченной поставщику (на основании расчетных документов), и суммы оприходованных товаров материально ответственными лицами (на основании то­варных документов). [7]Эти суммы сопоставляются по каждому поставщику и по каждой партии поступивших товаров в журна­ле-ордере (машинограмме) по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», который ведется позиционным линейным спо­собом. Данный регистр открывают на каждый месяц. Записи в него начального сальдо производятся из такого же регистра за предыдущий месяц. После отражения в журнале-ордере за ме­сяц сумм оприходованных товаров и оплаченных поставщикам денежных средств определяется конечное сальдо по счету 60 «Рас­четы с поставщиками и подрядчиками» в разрезе каждой партии поставляемых товаров. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по поставщикам по: акцептованным и другим расчет­ным документам, срок оплаты которых не наступил; не опла­ченным в срок расчетным документам; неотфактурованным по­ставкам; авансам выданным; выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; просроченным оплатой векселям; а также по векселям по полученному коммерческому кредиту и др.

Аналитический учет товаров в оптовых организациях ведется по материально ответственным лицам, наименованиям товаров по количеству, цене (покупной) и сумме.

В учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевре­менным и полным поступлением товаров, а также за правильным их оп­риходованием со стороны материально ответственных лиц.

Приемка товаров на складе поставщика, на железнодорожной стан­ции, пристани, в аэропорту осуществляется материально ответственным лицом по доверенности с предъявлением паспорта.

Доверенность оформляется по типовым формам (форма № М-2). Учет доверенностей как бланков строгой отчетности произво­дится либо по корешку доверенности, который хранится в бухгалтерии с отметкой о ее получении и использовании, либо в книге доверенностей, либо в журнале регистрации.[8]

 Получение товара оформляется по-разному в зависимости от близости офиса к месту нахождения склада. Если склад поставщика располо­жен в одном помещении с местом оформления документов на отпуск товара, то оформление документов и выдача товара происходит фактически одно­временно. Документом на отпуск в данном случае является накладная.   Если склад поставщика расположен на значительном расстоянии от офиса, то материально ответственному лицу выдается документ на получение товара, по которому ему на складе могут быть выданы данные ценности. В случае отсутствия затребованного товара на складе в необходимом количестве выписывается новый документ - расходная накладная, в которой указывается фактически отпущенное количество това­ра. Кроме того, также возможно в накладной, оформленной покупателю, наряду с количеством товара, предназначенного для отпуска, на скла­де отражать также фактически выданное количество товара.

Накладная выписывается в четырех экземплярах, первый и второй из которых остаются у предприятия-поставщика (в бух­галтерии предприятия и на складе), а третий и четвертый передаются вместе с товаром покупателю (в бухгалтерию предприятия-покупателя и лицу, отвечающему за хранение товара). Данный документ подписывается материально ответственными лицами, один из которых отпустил товар, а другой - принял, и заверяется печатями поставщика и получателя. Представитель предприятия-покупателя проверяет товар, наличие полной документации к нему, сертификатов качества и т. п., комплекта­цию в соответствии с данными сопроводительных документов и распивается в получении ценностей на накладной. Если товар принимается в закрытой таре, то необходимо сделать запись: "Товар принят по массе нетто (количеству мест) без фактической проверки". После этого матери­ально ответственное лицо доставляет товар на территорию склада своей организации и передает его кладовщику.

Товар от организаций железной дороги, водного и воздушного транс­порта должно получать специально подготовленное  материально-ответственное лицо. Предъявив доверенность и паспорт, этот работник получает товаросопроводительные документы, к которым относятся железнодо­рожная накладная, счет-фактура и др.

К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем обязательно делается соответствующая отметка в накладной.

Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то может быть оформлена "Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере".

Поставщик может оформить сопровождение товаров счетом-фактурой, а не накладной, при этом в счете-фактуре, так же как и в накладной, отдельная строкой выделяется сумма НДС.

Счет-фактура выписывается, как правило, в трех экземп­лярах. Первый остается у поставщика товара, два других направляются покупателю вместе с товаром.

Получаемые покупателем товаров счета-фактуры относятся к первич­ным бухгалтерским документам. При этом учет их поступления будет лишь дублировать книгу покупок. Покупатель заинтересован в полной сохранности счетов-фактур, их своевременном и достоверном отражении.

Счета-фактуры, принятые к исполнению, должны быть пронумерова­ны и подшиты в журналы учета счетов-фактур, причем хранение получаемых и выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Состав­ленные и полученные счета-фактуры регистрируются в установленном порядке в книгах покупок и продаж.

Книга покупок ведется получателями товаров, она предназначена для регистрации счетов-фактур, предоставляемых поставщиками, в целях определения сумм налога, подлежащих зачету.

 Следует отметить, что после получения сопроводительных документов материально ответственное лицо должно проверить исправность вагона, контейнера или упаковки, в которой был доставлен товар. Затем в при­сутствии представителей станции (пристани, аэропорта) он должен при­нять товар по количеству мест, а в необходимых случаях - по массе.   Станция (пристань, аэропорт) назначения делает отметку об исправности вагона (контейнера, упаковочной тары) в соответствующей накладной.

При обнаружении при перевозках недостачи в пределах норм естест­венной убыли сотрудники станции назначения (пристани, аэропорта) должны произвести необходимую запись на обороте накладной.

В случае обнаружения неисправности вагона, контейнера или повре­ждения упаковочной тары, отсутствия или повреждения пломбы, неясности.

 

Бухгалтерский учет реализации товаров

Существуют две основные формы реализации товаров в оптовой торговле

1. Реализация со складов (складской оборот);

2. Реализация транзитом (транзитный оборот);

Реализация товара транзитом в свою очередь применяется как с участием, так и без участия оптовой организации в расчетах.[9] А при реализации товара со складов торговая организация сама рассчитывается за товар со своим поставщиком и получает средства от покупателя. В случае реализации транзитом без участия в расчетах оптовая организация лишь организует доставку товара покупателям, а расчеты за товар производятся между поставщиком и непосредственным получателем.

Оптовые торговые организации могут осуществлять свою деятельность, как при помощи  договоров купли-продажи, так и при помощи договоров поставок.

В соответствии с договором купли-продажи одна сторона, являющаяся продавцом, обязуется передать товар в собственность другой стороне – покупателю, который в свою очередь обязуется принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму, то есть оплатить его стоимость.

По договору поставки поставщик-продавец обязуется в оговоренный срок передать покупателю закупленный им товар, который будет использован в целях осуществления предпринимательской деятельности.

В договоре между поставщиком и покупателем, как правило, должен быть оговорен срок перехода права собственности на товар от поставщика

к покупателю.

Согласно избранной учетной политике в организации устанавливается соответствующий метод учета реализации товаров, то есть, с какого момента товар считается проданным. Как всем известно, продукция считается проданной с момента ее отгрузки покупателям и предъявления им расчетных документов. Переход права собственности осуществляется в момент передачи продукции покупателю либо транспортной организации.

В зависимости от способа отгрузки оформляются различные документы: накладные, товарно-транспортные накладные, железнодорожные накладные, но обязательным документом является счет-фактура.

Данные первичных документов – накладных, товарно-транспортных накладных отражаются во вторичной документации, и на их основании составляются регистры бухгалтерского учета.

Аналитический учет ведется по товарам, по покупателям, а также по материально-ответственным лицам. На результаты отпуска товара материально-ответственное лицо составляет товарные отчеты, где каждый из расходных документов записывается отдельной строкой. На конец отчетного периода подсчитывается общая сумма расхода товаров и тогда материально-ответственное лицо сдает в бухгалтерию все оправдательные документы, подтверждающие продажу товара. Списание отпущенных товаров на реализацию осуществляется по разной стоимости в соответствии с принятым в учетной политике методом, а также способом хранения товара, либо партиями, либо сортами.[10]

При ведении складского учета партиями можно определить покупную стоимость отпущенных на реализацию товаров на основе данных, содержащихся в первичных документах. А при сортовом способе ведения складского учета цена на товар одного и того же сорта может быть различной, потому для определения покупной цены поступивших товаров используется один из традиционных способов: по средней себестоимости, по

себестоимости первых по времени закупок (ФИФО), по себестоимости каждой единицы.[11]

Метод средней цены состоит в расчете средней стоимости единицы каждого вида реализованной продукции и их остатка на конец отчетного периода.

Метод ФИФО состоит в списании товаров по фактической себестоимости в хронологическом порядке, при этом сначала списывается товар, поступивший на склад первыми с учетом стоимости остатков. [12]

Если учет на предприятии ведется с использованием журнально-ордерной формы, тогда выбытие товаров кредитуют в журнале-ордере по счету 41 «Товары». Записи в регистре ведут в целом по товарному отчету, причем на каждый товарный отчет отводится отдельная строка, где указывается остаток товара на начало отчетного периода, обороты по счету 41 «Товары» с указанием корреспонденции счетов и остаток товаров на конец отчетного периода. Таким образом, кредитовый оборот по счету 41 должен быть равен общей сумме расхода товаров, а остатки товаров на конец и на начало периода должны совпадать с теми же позициями в товарном отчете.

Итоги журнала переносят в Главную книгу. Учетные регистры по счету 41 обычно составляются отдельно по каждому материально-ответственному лицу.

Аналитический учет реализации продукции в бухгалтерии может вестись одним из трех способов: сортовым, сальдовым, партиями.

Сортовой учет ведется в карточках количественно-суммового учета, которые открываются на каждый сорт. В данных карточках фиксируется приход, расход и остаток товара в количественном и стоимостном выражении на основании первичных документов: счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и т.п.

В конце отчетного периода подсчитывают итоги оборотов, выводят остатки и составляют оборотно-сальдовую ведомость, итоговая строка которой должна быть равна оборотам и сальдо по счету 41 «Товары». Оборотная ведомость является регистром, при помощи которого происходит сверка бухгалтерских данных со складом, что подтверждается актом сверки и подписями бухгалтера и материально-ответственного лица на оборотной ведомости.

При сальдовом методе материально-ответственные лица заносят в базу данных записи или ведут карточки количественно-сортового учета. В бухгалтерии ведется только стоимостной учет по материально-ответственным лицам или товарным группам. Раз в неделю бухгалтер проверяет записи в карточках складского учета, при этом бухгалтер сверяет их с данными приходно-расходных документов.

На конец отчетного периода на основании проверенных бухгалтером карточек составляются сальдовые ведомости по складам и материально-ответственным лицам. В сальдовой книге фиксируются остатки по каждому товару в количественном выражении по наименованиям на основании регистров складского учета с указанием цены. После этого определяют общую стоимость товаров. Общий итог сальдовой ведомости сверяют с товарным отчетом склада и сальдо по счету 41.

Учет партий товаров ведется в торговой организации в том случае, если товар на складе хранится партиями. Данный учет может вестись при помощи компьютера или же в карточках партий. Порядок записи в компьютер или же в карточках партий аналогичен порядку записи на складах с той лишь разницей, что они ведутся в количественно-суммовом выражении. На каждую партию бухгалтер открывает отдельную карточку.

Данные бухгалтерского учета сверяются с товарными отчетами материально-ответственного лица, а также с карточками партий. Расхождения фиксируются в акте. В начале месяца итоги карточкам партий переносят в оборотную ведомость, которая составляется по отдельной партии с указанием ее номера и суммы. Итог оборотной ведомости должен совпадать с данными счета 41.

Синтетический учет проданной продукции ведется по методу отгрузки.

Для учета проданной продукции используется активно-пассивный счет 90 в разрезе  субсчетов:

90-1 «Выручка от продаж товаров»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-4 «Акцизы»

90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

На счете 90, субсчет 1 «Выручка», учитываются доходы от обычных видов деятельности. В соответствии с ПБУ 9/99 под доходами организации понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников.[13]

Дебетовый оборот счета 90 отражает себестоимость реализованных товаров (покупная стоимость реализованных товаров плюс издержки обращения, относящиеся к реализованным товарам). Кредитовый оборот показывает продажную стоимость реализованных товаров (выручку). Сальдо счета 90 отражает результат от реализации товаров - прибыль, убытки.

В таблице 3 приведены основные корреспонденции счетов по учету реализации товаров.

 

Таблица 3

Корреспонденции счетов по реализации товаров

№№ Операция Первичные документы Дебет Кредит
1 1 Отражается выручка (включая НДС) договор, накладная, счет, акт 62 90-1
2 2 Списывается    себестоимость товаров расчет 90-2 41, 45
3 3 Начисляется НДС счет-фактура, запись кн. продаж 90-3 68/НДС
4 4 Начисляются акцизы счет-фактура 90-4 68/А
5 5 Списываются расходы на про­дажу расчет 90-2 44
6 6 Финансовый результат от про­даж (определяется в конце месяца):      
    - прибыль (списание кредито­вого сальдо счета 90) расчет 90-9 99
    - убыток (списание дебетового сальдо счета 90) расчет 99 90-9
7 7 Закрывается счет 90 (в конце года):      

 

- закрывается субсчет 90-1 расчет 90-1 90-9
- закрывается субсчет 90-2 расчет 90-9 90-2
    - закрывается субсчет 90-3 расчет 90-9 90-3
    - закрывается субсчет 90-4 расчет 90-9 90-4

 

При составлении договора между поставщиком и покупателем может оговариваться факт предоплаты за товар со стороны покупателя. Денежные платежи, поступившие в порядке предоплаты за товар до его отгрузки, отражаются в бухгалтерском учете как кредиторская задолженность на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом делается проводка:

Д сч. 51 «Расчетные счета»

К сч. 62-2 «Авансы полученные»

а после отгрузки продукции:

Д сч. 62-2 «Авансы полученные»

К сч. 62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

и вместе с этой записью делается еще одна запись:

Д сч. 62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К сч. 90-1 «Выручка»

Стоимость оплаченной, но не вывезенной с территории организации-изготовителя продукции включается в объем продаж в тех случаях, когда она может быть оставлена на ответственное хранение у поставщика. Передача изделий на ответственное хранение должна быть оформлена соответствующими документами.

В конце месяца сопоставляют сумму итогов дебетовых оборотов по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 с итогом кредитовых оборотов по субсчету 90-1. Разница, полученная в результате этого, будет составлять прибыль или же убыток от продаж за отчетный месяц. В конце месяца на эту сумму составляется проводка:

а) если получена прибыль:

Д сч. 90-9 «Прибыль и убыток от продаж»

К сч. 99 «Прибыли и убытки»

б) если получен убыток

Д сч. 99 «Прибыли и убытки»

Ксч. 90-9 «Прибыль и убыток от продаж»

Таким образом, на счете продаж сальдо на конец месяца или же на начало следующего быть не должно.

Учет реализации товаров транзитом

Особенностью учета реализации товаров транзитом является то, что эти товары на склады оптовой организации не поступают, следовательно, счет 41 «Товары» в учете товаров транзитом не применяют.

Кроме того, при транзитной реализации товаров без участия в расчетах приобретение и отгрузку товаров покупателям отражают в учете одновременно. Регистр, где фиксируются транзитные операции, должен обеспечить контроль, с одной стороны, за состоянием расчетов оптовой организации с поставщиком на основании платежных документов, а с другой – за состоянием расчетов оптовой организации с непосредственными покупателями товаров на основе транзитных счетов, оформленных от имени оптовой торговой организации.

Учет реализации товаров транзитом с участием оптовой организации в расчетах аналогично учету реализации товаров с оптовых складов ведется с использованием счета 90 «Продажи». По дебету данного счета отражается стоимость товаров согласно расчетным документам поставщиков, в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а по кредиту – продажная стоимость этих же товаров в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом кредитовое сальдо счет 90 показывает сумму выручки от продаж товаров транзитом.

Следует заметить, что способ формирования покупной цены должен быть отражен в учетной политике организации.

При продаже товаров транзитом с участием в расчетах транспортные расходы, как при покупке, так и при продаже будут одними и теми же.[14]

Когда поставщик не включает стоимость доставки в отпускную цену товара, не выставляет счет покупателю и не оплачивает доставку транспортной организации, а покупатель возмещает продавцу стоимость транспортировки, отраженную в счете отдельной строкой; либо же при последнем условии, поставщик, не включая стоимость доставки в отпускную цену, оплачивает транспортировку сторонней организации и выставляет счет за транспортировку покупателю, то торговая организация – участник в расчетах – учитывает данные суммы по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

При получении счета от транспортной организации и отнесении его на счет покупателя составляется проводка на данную сумму с учетом налога на добавленную стоимость:

Д сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Оплату счета транспортной организации в бухгалтерском учете торговая организация отражает в обычном порядке:

Д сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

К сч. 51 «Расчетные счета»

Поступление оплаты по транспортным расходам фиксируется проводкой:

Д сч. 51 «Расчетные счета»

К сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Когда покупатель возмещает продавцу стоимость транспортировки, входящую в продажную цену товара, транспортные расходы включаются в выручку от продаж и относятся на счет издержек. При акцепте счета транспортной организации составляется следующая проводка:

Д сч.44 «Расходы на продажу»

Д сч.19 «НДС по приобретенным ценностям»

К сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

После отражения выручки по кредиту счета 90 «Продажи» в корреспонденции со счетом 62 и списания на реализацию задолженности поставщику – это дебет 90 в корреспонденции со счетом 60 – на затраты по реализации по среднему проценту списываются транспортные расходы проводкой:

Д сч. 90-1 «Выручка»

К сч. 44 «Расходы на продажу»

Когда поставщик уплачивает стоимость транспортировки соответствующей организации и включает стоимость доставки в отпускную цену, а покупатель возмещает эти расходы в составе продажной цены товара, транспортные затраты у участника в расчетах отдельно не фиксируются, а включаются в покупную цену.

Учет переоценок в организациях оптовой торговли

При переоценке (уценке, дооценке) товаров на оптовых складах изменяется их продажная цена. Суммы переоценки представляют собой разницу между стоимостью остатков товара по старым и новым продажным ценам.

Для организаций, осуществляющих учет товара по покупным ценам, результаты переоценок обычно в учете не отражаются, за исключением случаев снижения в течение года цен на товары, либо же их устаревания и снижения их качества.

Переоценка оформляется инвентаризационной описью-актом, где указывается наименование переоцениваемого товара, остаток на складе на момент переоценки, старая и новая цена, стоимость переоцениваемого товара в старых и новых ценах, а также сумма переоценки.

Для отражения операций по проведению переоценки в оптовой торговле, также, как и в розничной, используют синтетический счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»

Дооценка в учете при помощи счета 14 отражается проводкой:

Д сч.41 «Товары»

К сч. 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»

Уценка, то есть снижение стоимости товара отражается обратной проводкой:

Д сч. 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»

К сч. 41 «Товары»

Как и в розничной торговле, так и в оптовой торговле повышение или же понижение цен на товар влечет за собой увеличение или же уменьшение торговой надбавки, поэтому здесь также счет 14 обычно закрывают счетом 42 «Торговая наценка». Исключение составляют лишь те случаи, когда товар потерял свое прежнее качество, либо морально устарел. В этом же случае потери от уценки товара списываются на уменьшение прибыли отчетного года.

 

1.4 Порядок проведения инвентаризации товаров на оптовых складах

Инвентаризация на оптовых складах проводится с целью проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей. При этом проверяется соответствие фактического наличия и состояния товарно-материальных ценностей данным бухгалтерского учета.[15]

Основные этапы проведения инвентаризации:

1. проверка фактического наличия товара на складах

2. документальное оформление результатов инвентаризации

3. принятие хозяйственных решений на основании результатов инвентаризации.

Число плановых инвентаризаций в год устанавливается руководством предприятия самостоятельно за исключением тех случаев, когда ее проведение является обязательным, например, при смене материально-ответственного лица, при установлении фактов краж, хищений, при ликвидации или реорганизации предприятия, при передаче имущества в аренду и иных случаях, предусмотренных законодательством. [16]

Инвентаризация непродовольственных товаров на складе и мяса в холодильниках проводится не менее одного раза в год, в основном на первое число месяца, а продовольственных - не менее двух раз в год.

По наиболее ценным товарам, пользующимся высоким спросом рекомендуется проводить выборочную инвентаризацию. Если при проведении такой инвентаризации выявляются отклонения, то следует провести внеплановую инвентаризацию всех товаров на складе.

На проведение инвентаризации руководитель должен составить приказ, в котором им назначается постоянная инвентаризационная комиссия в составе: главного бухгалтера, начальников всех структурных подразделений, под руководством руководителя. Центральная инвентаризационная комиссия осуществляет профилактическую работу по обеспечению сохранности ценностей, она дает инструкции членам рабочей комиссии, организует проведение инвентаризации. Эта комиссия принимает в рассмотрение также объяснения материально-ответственных лиц, допустивших недостачи, излишки, пересортицу, или же порчу товара.

Рабочая комиссия в свою очередь производит снятие фактических остатков товаров на складе и их сопоставление с данными бухгалтерского учета.

На инвентаризационные комиссии возложена ответственность за соблюдение порядка проведения инвентаризации, сроков ее проведения, полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках товаров, а также правильности оформления материалов инвентаризации.

К моменту начала инвентаризации бухгалтерия должна закончить проверку и обработку документов на складе, определить остатки на данную дату по каждому наименованию товара. Товар, в местах его хранения должен быть рассортирован по наименованию, сорту, размеру и т.д., а также на товар должны быть прикреплены ярлыки, содержащие все необходимые сведения, например: количество, массу и т.д.

Рабочая комиссия на момент инвентаризации должна опломбировать все подсобные помещения и другие места хранения товаров, а также проверить достоверность показаний всех измерительных приборов, получить от материально-ответственного лица последний товарный отчет и завизировать его штампом «до инвентаризации», датой и подписью председателя комиссии.

Материально-ответственные лица, в свою очередь, должны дать расписку в том, что все документы по приходу и расходу товаров приложены к товарным отчетам и сданы в бухгалтерию, и, что не оприходованных и списанных в расход ценностей нет.

Комиссия, при обязательном присутствии материально-ответственных лиц, проверяет фактическое наличие товаров по каждому месту их хранения в отдельности. Если одно материально-ответственное лицо несет ответственность за товары, находящиеся в разных местах хранения, то на эти товары оформляются отдельные акты-описи.

Товар при инвентаризации должен быть обязательно пересчитан, перевешен, перемерен. Внесение в описи данных об остатках товаров без проверки их наличия, например, со слов материально-ответственного лица, категорически запрещено. Если количество товара настолько велико, что весь товар завесить невозможно, то в этом случае отвесы фиксируются в специальных ведомостях и книгах. После подсчета и сверки итогов с материально-ответственным лицом данные заносят в инвентаризационную опись.

Инвентаризационную опись оформляют в двух, а при приеме передаче – в трех, экземплярах либо вручную, либо на компьютере.[17] Исправления допускаются лишь при согласовании подписями всех членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами. Опись должна быть подписана всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственным лицом. В конце каждой описи материально-ответственное лицо оформляет расписку о том, что все ценности, упомянутые в данной описи и проверенные комиссией, находятся на его ответственном хранении, а также о том, что претензий к комиссии не имеет.

Если же в период проведения инвентаризации поступает товар, мате­риально-ответственное лицо принимает его в присутствии членов комиссии и приходует уже после инвентаризации.

Товары, не принадлежащие организации, но находящиеся на его ответственном хранении, также подвергаются инвентаризации и оформляются отдельной описью со ссылкой на документ, подтверждающий принятие товара на ответственное хранение.

На товары в пути также составляется отдельный акт, где по каждой отправке указано количество и наименование товара, дата отправки, перечень и номера отгрузочных документов. Неходовые, залежалые и пришедшие в негодность товары также оформляются отдельными описями, они должны храниться отдельно.

В составленном инвентаризационной рабочей комиссией протоколе отражают результаты инвентаризации, условия хранения и обеспечения сохранности товара на складе, а также причины порчи товара и виновные лица. Первые экземпляры описей товаров, содержащие перечень товара, контрольные ведомости, ведомости отвесов, акты отмеров, акты на бой и иные материалы инвентаризации передают в бухгалтерию в день окончания инвентаризации. Протокол комиссии передают на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии.

Результаты инвентаризации проводят в бухгалтерии после проверки всех документов, цен, таксировки инвентаризационных описей по каждому наименованию товара в количественной и стоимостной оценке. Результаты должны быть выведены в срок от 5 до 10 дней со дня проведения инвентаризации.

Если при сверке данных на какие-то ценности были выявлены расхождения, тогда бухгалтерия составляет на них сличительную ведомость

По недостачам или излишкам материально-ответственные лица дают письменные объяснения.

Комиссией устанавливается характер недостач или излишек, а также способы их устранения и возможно ли зачесть пересортицы одноименных товаров, а также списание суммовой разницы в пределах норм естественной убыли. Недостача товара в пределах норм естественной убыли списывается за счет издержек предприятия, а излишки приходуются в доход предприятия. Суммовые разницы, возникшие при зачете пересортицы от завышения цен должны быть возвращены покупателям, а если это невозможно, то их также приходуют в доход организации. Суммовые разницы, возникшие от занижения цен, подлежат взысканию с виновных лиц, а в случае отсутствия таковых, списываются на издержки обращения.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в том месяце, в котором она была закончена, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

Взаимный зачет излишек и недостач в результате возникновения пересортицы допускается в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного проверяемого материально-ответственного лица, одного и того же наименования товарно-материальных ценностей и в тождественных количествах. Разрешено допускать такой зачет в отношении одной и той же группы товаров, если входящие в нее ценности имеют сходство по внешнему виду и упакованы в одинаковую тару. В случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, то эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач их излишками по пересортице. Если после такого зачета все же имеет место недостача товара, то нормы естественной убыли должны применяться только к тому наименованию товара, по которому они установлены. При отсутствии норм недостача рассматривается как убыль сверх норм.[18]

Размер недостач определяется исходя из цен на товары на день причинения ущерба. В случае, если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются сверх норм естественной убыли. При недостаче от пересортицы, образовавшейся не по вине материально-ответственного лица, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым эта сумма не была отнесена на виновное лицо.

Информация о наличии сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей, выявленных в процессе их заготовления, хранения и реализации первоначально отражается по учетным ценам на активном счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В таблице 4 приведены основные корреспонденции счетов по учету результатов инвентаризации.

 

Таблица 4

Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации

 

№№ Операция Первичные документы Дебет Кредит
  1 Выявление товарных потерь при хранении - отражается стоимость недостающих и испорченных товаров акт 94 41
  2 Списание потерь в пределах норм естественной убыли при учете товаров по фактической себестоимости расчет, акт 44 94

 

3

 

 

Списание потерь в пределах норм естественной убыли при учете    товаров по продажным ценам:      
Списание стоимости по продажным ценам недостающих или испорченных товаров расчет, акт 44 94
Списывается торговая наценка, относящаяся к недостающим или испорченным товарам (сторно) расчет, акт 44 42

 

 

4

Списание потерь свыше норм естественной убыли при наличии виновных лиц:      
- восстанавливается НДС по выявленным потерям сверх норм естественной убыли расчет 94 68/НДС
- учетная (балансовая) стоимость недостающих или испорченных товаров  сверх норм естественной убыли (включая     восстановленный НДС) приказ, акт 73-2 94
Разница  между суммой, взысканной с виновного лица (рыночной стоимостью недостающих товаров), и их учетной (балансовой) стоимостью приказ, акт 73-2 98-4
  5 Возмещение потерь виновны­ми лицами:                         

 

- поступили денежные средст­ва выписка банка, ПКО   50, 51   73-2
- удержаны соответствующие суммы из заработной платы приказ, расчет 70 73-2
- списывается соответствующая поступившим  суммам часть разницы, учтенной на счете 98  расчет 98-4 91-1

 

Продолжение таблицы 3

 

6

Недостачи ценностей, выявленные в отчетном году, но относящиеся к прошлым отчетным периодам:      
- стоимость недостающих ма­териальных ценностей акт 94 98-3
- суммы недостач относятся на виновных лиц приказ, акт 73-2 94
- при поступлении сумм в счет покрытия недостач списывают­ся соответствующие суммы, учтенные как доходы будущих периодов акт 98-3 91-1
  7 Списание потерь свыше норм естественной убыли при отсутствии виновных лиц - акт 91-2 94
8 Списание потерь, возникших в результате стихийных бедствий акт 99 94    
9 Страховые возмещения по потерям от стихийных бедствий договор 51 99  

 

Особое значение при списании недостач имеет правильное исчисление естественной убыли товаров, то есть норм потерь.

Нормы естественной убыли являются предельными, они применяются, когда при проверке фактического наличия товара выявлена недостача.

Естественная убыль списывается в фактически обнаруженных размерах, но не выше установленных норм.

 

 

Глава 2. Методика анализа оптового товарооборота.

2.1. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа оптового товарооборота

Одной из основных отраслей сферы обращения является оп­товая торговля.Она накапливает на своих скла


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: