Модель 1. Княжеское и церковно-монастырское попечительство

Для данной модели характерна опека над определенными группами населения, которые законодательно поступают под княжеский и церковный патронаж. В эту клиентелу входили не только люди Церкви, но и одинокие люди, не имевшие кров­ных родственников, а также вдовы и старики. Основной задачей попечения являлось «питание», т.е. поддержание жизни подопечного.

Модель 2. Государственно-законодательное регламентирование

В связи с формированием государственности важнейшим ат­рибутом общественных отношений становятся принципы «мира и спокойствия» и «благочиния». Согласно этим идеологичес­ким концептам власти стремятся проводить политику, направ­ленную на регламентирование деятельности монастырей, огра­ничение распространения профессионального нищенства, пред­принимают первые попытки борьбы с голодом и эпидемиями.

Под государственный контроль берутся мероприятия по вы­купу из неволи пленных, казна собирает определенный налог, делаются первые шаги по поддержке вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на «государьской службе».

Модель 3. Общественное призрение

Модель общественного призрения включает в себя механизмы государственных законодательных регламентации, частных и об­щественных инициатив. Для данной модели характерно осуще­ствление территориальных подходов к помощи и поддержке ну­ждающихся, формирование определенных институциональных стандартов обслуживания, которые сводятся к обязательному ми­нимуму институтов помощи.

Модель 4. Общественно-территориальное распределение

Для данной модели ха­рактерно сочетание архаических форм поддержки, таких, как общинная и приходская система вспомоществования, наличие приказной системы. В тоже время появляются и новые виды поддержки: земская, городская, оформляются тенденции соци­ального страхования и пенсионного обеспечения.

Модель 5. Социальное обеспечение

Модель социального обеспечения — модель государственно­го патернализма, где приоритеты в системе социальной поли­тики отдаются трудящемуся населению. Основу этой модели создает социалистическое перераспределение; на первых порах осуществляется классовый подход в распределении, страхова­нии и пенсионном обеспечении.

Модель 6. Переходный период

Модель переходного периода осуществляется в ситуации пе­реструктурирования социальных, политических и экономичес­ких связей и отношений.

Особенностью концепции государственной социальной поли­тики в 90-е гг. становится ее направленность на «стабилизацию уровня жизни граждан», тогда как в предшествующие годы она строилась на распределительной и перераспределительной стра­тегии общественных фондов потребления.

В результате многочисленных ошибок и неудач проводимой политики многие явления в общественной жизни со временем начали приобретать застойный характер, «социальные пробле­мы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности и согласия в общест­ве». В этой связи в системе социального обслуживания населе­ния уже осуществляется отход от принципов всеобщего и га­рантированного государством уровня социальной защитив защиты[3].

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: