Четвертый этап Европейской интеграции

9 октября 2002 Европейская Комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по ППП {note: Паритет покупательной способности} — примерно 840 млрд долларов США, примерно равный ВВП Испании.

Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.

По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС окончательное положительное решение было объявлено 13 декабря 2002. Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003.

16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении. В 2003 в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами.

1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза.

После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т. д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.

Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живет по целому ряду основополагающих договоров.

1 января 2005 года состоялось очередное расширение Евросоюза — вхождение в него Болгарии и Румынии. Евросоюз прежде предупреждал эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит еще немало сделать в области борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам ЕС.

17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии.

21 февраля 2005 года Европейский союз подписал план действий с Украиной. Вероятно, это стало результатом того, что ко власти на Украине пришли силы, внешнеполитическая стратегия которых направлена на вступление в Евросоюз. В то же время, по мнению руководства ЕС, о полноправном членстве Украины в Евросоюзе пока говорить не стоит, так как новой власти необходимо сделать очень много, чтобы доказать, что на Украине существует полноценная демократия, отвечающая мировым стандартам, и провести политические, экономические и социальные реформы.

 

                                 Роль Италии в Европейской интеграции

По состоянию на 2002 год Италия является участницей 74 международных организаций, из которых в одной страна имеет статус гостя, в трех – наблюдателя, а в остальных является полноправным членом. Большинство из них являются дочерними организация таких крупнейших международных институтов как ООН, МВФ, ОЭСР. Поэтому имеет смысл рассмотреть только основные международные организации, играющие ключевую роль в политике и экономике Италии.

Италия была одной из стран-основателей Европейского Экономического Сообщества – теперь Европейского Союза (ЕС). В 2003 году Италия председательствует в Евросоюзе.

В целом, интеграция в европейское сообщество сказывается положительно на экономике Италии. Маастрихтские требования вынудили правительство страны провести ряд серьезных реформ, в результате чего наблюдается значительное снижение инфляции. Также низкие процентные ставки и сильная единая валюта не позволяют разразиться валютно-экономическому кризису, как это зачастую случалось во время хождения лиры. Если раньше Итальянское правительство зачастую использовало девальвацию для вывода экономики из кризиса, а потом страдала от непомерного внешнего долга и инфляции, то теперь экономическое положение страны зависит от макроэкономической ситуации в Еврозоне в целом.

Степень интеграции Италии в Евросоюз можно оценить как высокую. Италия, и особенно ее внешняя торговля, напрямую зависти от экономической конъюнктуры стран-лидеров ЕС: Германии, Франции, Великобритании. Также безусловным преимуществом для туристов и самих итальянцев является введение единого визового режима в большинстве стран ЕС в рамках Шенгенского соглашения.

Также в 1995 году Италия стала членом Организации Объединенных Наций, а после – членом и активным участником Северно- Атлантического Альянса (НАТО).

Италия активно поддерживает Организацию Объединенных Наций и ее действия в области международной безопасности. Италия активно участвовала в миссии ООН по поддержанию мира в Сомали, Мозамбике, и Восточном Тиморе и обеспечивает необходимую поддержку НАТО и действий ООН в Боснии, Косове, и Албании.

Поддержка и участие Италии во всех действиях НАТО является характерной особенностью посткосовского периода. Такой подход полностью соответствует тем изменениям, которые произошли в официальной внешнеполитической идеологии государства за последнее время. Прежде всего, он отражает самовосприятие Италии как важнейшего игрока на мировой арене. Активное участие страны в миротворческих силах в Косово и символически очень значимое предоставление ей отдельного сектора при разделе Косова на зоны ответственности также укрепляет эти воззрения.

Другая причина столь настойчивой демонстрации Италией своей лояльности к НАТО кроется в желании избавится от имиджа ненадежного партнера, который сформировался в Вашингтоне в первые дни операции в Югославии. Из-за жесткой внутрипартийной борьбы Италия долгое время не могла выработать четкой позиции по этому вопросу.

Италия является страной-членом Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Общего Соглашения по Тарифам и Торговле и Мировой Торговой Организации (ГАТТ/ВТО), Организации безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ).

Вступление в ВТО имеет двойственное значение для экономики Италии. С одной стороны это позволяет итальянским экспортерам расширить свои рынки сбыта, но объективная ситуация показывает, что конкурентоспособность итальянских товаров невелика. Сферы высоких технологий занимают товары из других стран Европы и США, а традиционная промышленность испытывает серьезную конкуренцию со стороны дешевых товаров из стран Азии. В связи с этим, возможным благом для Италии может являться усиление протекционизма и антидемпинговых мер. Но со вступлением в ВТО Италия частично утратила самостоятельность принятия решений в этой отрасли. Становится очевидным, что другие страны-члены ВТО будут выражать явный протест против введения Италией дополнительных ограничений на импорт, так как не захотят потерять достаточно богатый итальянский рынок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: