По состоянию на 1 января 2007 г. в строительном комплексе функционируют 136,7 тыс. организаций, в том числе с численностью работников до 100 человек – 131 тыс. организаций (на начало 1997г. – соответственно 134,6 и 125 тыс. организаций).
В строительстве утвердилось многообразие форм собственности. Доля негосударственного сектора в общем объеме работ, выполненных по договорам строительного подряда, достигла 88%. В федеральной собственности находятся всего 1099 организаций.
Приоритетное внимание уделяется развитию предприятий и организаций малого бизнеса. Их число в строительном комплексе составляет более 120 тыс. В 1999 г. организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, выполнили 25,3% от общего объема подрядных работ (в 1996 г. – 20,3%).
Наряду с развитием малого бизнеса в отрасли продолжается процесс интеграции, создания новых типов ассоциаций, концернов, акционерных объединений, финансово-промышленных групп. Финансово-промышленные образования, включающие в себя строительные подразделения, могут способствовать возрождению инвестиционной деятельности, стабилизации хозяйственных связей, ослабить волны неплатежей, сформировать внутреннюю конкурентную среду, развит рынок строительных работ в России.
Объем основных фондов по отрасли «Строительство» на начало 2005 г. составил по полной балансовой стоимости 445,5 млрд. руб., или 3,1% от стоимости основных фондов всех отраслей экономики. На долю фондов основного вида деятельности в строительных организациях приходится 75,3%, основных фондов других отраслей, производящих товары, --12,6%, фондов других отраслей, оказывающих услуги, --12,1%.
Фонды основного вида деятельности строительных организаций по состоянию на начало 2006 г. изношены на 12,1%, а машины и оборудование – на 28,8%. Вместе с тем коэффициент обновления основных фондов составляет всего 1% при коэффициенте ликвидации 1,5%.
За последние годы в условиях неплатежеспособности заказчиков строительные организации вынуждены направлять больше средств на удовлетворение текущих потребностей. По-прежнему организациям трудно решить проблему обновления парка строительных машин за счет собственных средств. Начисленного объема амортизационных отчислений не хватает, чтобы провести модернизацию производства, а в ряде случаев они используются не по назначению в виду отсутствия свободных финансовых ресурсов. Из суммы амортизации, начисленной в 2006 г. в крупных и средних строительных организациях, было использовано на инвестиционные цели лишь – 31,1%. В результате за последние годы резко возросла доля строительных машин с истекшим сроком службы.
В строительстве, как и во всех производственных отраслях, применяется лизинг. Для организаций строительного комплекса, испытывающих острый недостаток оборотных средств, лизинговые операции могут стать действенным механизмом обновления машинного парка и технологического оборудования. В настоящее время из более чем 1000 лизинговых компаний на строительной технике специализируется лишь 29.
В 2006 г. положение дел в строительном комплексе несколько стабилизировалось: произошел рост объемов подрядных работ, который составил к уровню 2005 г. 106,1% и к уровню 2004 г. 100,8%.
В строительстве в 2006 г. численность работающих составила 3,6 млн. человек, или 7% от общей численности работающих по всем отраслям экономики.
В общем количестве строительных организаций 95,8 % составляют организации с численностью работников до 100 чел. (табл. 1), в основном это организации частной формы собственности.
Таблица 1.
Распределение предприятий строительного комплекса по формам собственности и количеству занятых в 2006 г.
| Показатели | Количество организаций | В том числе по формам собственности | |||
| государственной | муниципальной | смешанной российской | частной | ||
| Всего организаций в том числе с численностью работников, чел. | 136659 | 3303 | 897 | 9879 | 120585 |
| до 100 | 130972 | 2337 | 732 | 7994 | 117990 |
| 101-200 | 3329 | 622 | 109 | 1002 | 1557 |
| свыше 200 | 2358 | 344 | 56 | 883 | 1038 |
| В % к итогу всего организаций в том числе с численностью работников, чел. | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
| до 100 | 95,8 | 70,8 | 81,6 | 80,9 | 97,8 |
| 101-200 | 2,5 | 18,8 | 12,2 | 10,2 | 1,3 |
| свыше 200 | 1,7 | 10,4 | 6,.2 | 8,9 | 0,9 |
Крупные и средние организации занимают господствующее положение в строительной индустрии и по-прежнему выполняют основной объем работ по договорам строительного подряда. Из каждых 5 млн. руб. подрядных работ, выполненных в 2006 г., этими организациями освоено 3 млн. руб. Работы по договорам строительного подряда осуществляют также многопрофильные промышленные, транспортные и другие организации. На долю этих организаций в 2006 г. приходилось 4,8 % общего выполненного объема работ (в 2005 г. – 4,3 %).
Крупными и средними организациями в 2006 г. произведено товаров, работ, услуг на 215,6 млрд. руб., что составило 5,3 % общего выпуска по всем отраслям экономики (в 2005 году – 6,6 %).
В 2005-2006 гг. каждая третья строительная организация выполняла платные услуги для населения, 66 % от общего количества крупных и средних строительных организаций оказывали услуги, выполняя капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, пусконаладочные и прочие.
Организациями, относящимися к субъектам малого предпринимательства, произведено товаров, работ и услуг в 2006 г. на 96,9 млрд. руб. (в 2005 г. на 67,3 млрд. руб.), что составляет 44,9% от выручки крупных и средних строительных организаций. Около трети выполненных субъектами малого предпринимательства работ приходится на услуги, включая и платные услуги населению.
С ростом объемов подрядных работ постепенно начинает уменьшаться удельный вес работ нестроительного характера в общем объеме работ, услуг. Так в 2006 г. доля этих работ по крупным и средним организациям составила в целом 14,5 % против 19,8 в 2005 г., в том числе по общестроительным и специализированным организациям – соответственно 14,9 % и 20 %, ремонтно-строительным – 9,5 % и 12,2 %.
Средняя обеспеченность заказами во втором квартале 2006 г. составила 5 мес. (табл. 2), что соответствует уровню первого квартала. Крупные строительные фирмы по-прежнему обеспечены заказами на более длительный срок (7мес.), чем предприятия с численностью до 50 человек (3мес).
Таблица 2.
Обеспеченность заказами предприятий строительного комплекса в зависимости от их размера
| Обеспеченность заказами (мес.) | Строительные организации в целом (%) | В том числе с численностью работников | |||
| до 50 чел. | 51-100 чел. | 101-200 чел. | свыше 200 чел. | ||
| Менее 1 | 11 | 23 | 8 | 6 | 2 |
| 1-3 | 33 | 49 | 28 | 31 | 25 |
| 4-6 | 26 | 16 | 46 | 24 | 24 |
| 7-9 | 11 | 6 | 6 | 15 | 17 |
| 10-12 | 13 | 5 | 9 | 17 | 22 |
| 13-15 | 2 | - | 1 | 3 | 2 |
| 16 и более | 4 | 1 | 1 | 4 | 8 |
| Нет ответа | - | - | - | - | - |
| Средний уровень | 5 мес. | 3 мес. | 5 мес. | 6 мес. | 7 мес. |
По данным Государственного комитета РФ по статистике во втором квартале 2006 года достаточно большой оставалась разница в загрузке производственных мощностей между подрядными организациями с численностью работников до 50 чел. (42%) и средними и крупными организациями (60-65%).
Некоторые авторы считают, что реструктуризация строительной отрасли в процессе ее приватизации привела к разрушению инвестиционного процесса, выпадению целых производственных звеньев из единой системы создания конечного продукта строительства. Действительно, разукрупнение проводилось не всегда обдуманно и осмысленно. Структурные единицы (СУ, СМУ, СПМ, ПМК, УМСР, УПТК и т.п.) преднамеренно подталкивались к выходу из трестов, хотя многие были не готовы к самостоятельности. Необходимость сохранения единой технологической цепочки стала осознаваться не сразу.
Лишь к середине 90-х гг. сформировался законодательный подход к данной проблеме. Так, Положением об особенностях приватизации предприятий и организаций строительства и промышленности строительных материалов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 августа 1993 года № 763, предусмотрено, что приватизация технологически связанных предприятий строительного комплекса осуществляется путем образования холдинговых компаний. Холдинги создаются посредством получения основной организацией возможности влиять на решения дочерних (зависимых) организаций в силу своего преобладающего участия в их уставном капитале. Такая конструкция позволяет оптимизировать управление предприятиями, сохранять над ними общий контроль, обеспечивать концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях. Появление холдинговых компаний создало предпосылки для формирования в строительстве интегрированных технологических структур, способных вести строительство объектов жилищного, социально-бытового и промышленного назначения. Разновидностью холдингов являются финансово-промышленные группы, в состав которых входят не только производственные предприятия, но и кредитные организации, что естественно, облегчает их деятельность.
Потенциальные возможности ФПГ весьма высоки, поскольку данные структуры способны соединить производственный, торговый и банковский капиталы. Эти структуры должны стать важнейшим средством инвестиционной политики в строительстве, главный смысл интеграционных процессов в строительстве – объединение усилий всех его участников, создание у них заинтересованности работать на конечный результат, каковым является ввод объектов в эксплуатацию. Нынешние объединения не имеет ничего общего с теми, которые существовали при прежней социально-экономической системе. Они не являются вышестоящими по отношению к своим участникам. Более того, в финансовом отношении зависят от них, поскольку содержатся за счет отчислений от их прибыли. Ели же аппарат объединений и выполняет отдельные управленческие функции, то они делегированы ему их участниками.
Конкретная форма объединения выбирается самими участниками с учетом необходимой им степени самостоятельности, сочетания отраслевых и территориальных интересов, масштабов и прибыльности строительства. В сфере строительства успешно функционируют различные объединения (концерны, корпорации компании и др.). Суть концерна заключается в юридической независимости его участников, но независимости финансовой (например, концерн «Нефтегазстрой»). Близки к понятию «концерн» и понятие «корпорация» -- объединение на основе совпадающих имущественных и производственных интересов, (корпорация «Трансстрой»), а также компания – объединение в целях координации деятельности ее участников (компания «Агропромстрой»). Отдельная разновидность объединения охватывается понятием «ассоциация» (ассоциация «Автомост»), которая синтезирует усилия субъектов для достижения ими общей хозяйственной цели.
Таким образом, строительная сфера очень разнообразна. Здесь функционируют общестроительные и специализированные организации, промышленные, транспортные предприятия, иные субъекты, выполняющие сопутствующие строительству функции. Все они имеют конкретную организационно-правовую форму, установленную действующим законодательством: государственные унитарные предприятия, хозяйственные общества и товарищества. Большая доля среди этих субъектов относится к малому бизнесу, на который в совокупной выручке строительных организаций в 2006 году приходится 31%. Конкурентоспособность малых предприятий несколько ниже, так они в меньшей степени обеспечены заказами, у них больше трудностей с финансами, но они являются необходимым элементом конкурентной среды на рынке строительной продукции и услуг. Интересы выше названных субъектов необходимо объединить на новой экономической основе, сообразуясь с технологической взаимозависимостью строительного производства.






